Олимпийский пролог. Борьба вольная. Каждый раз приятного все меньше
ПРОГРАММА
На Олимпийских играх в Пекине будут разыграны 7 комплектов наград — в весовых категориях 55 кг, 60 кг, 66 кг, 74 кг, 84 кг, 96 кг, 120 кг.
АРЕНА
Зал Китайского аграрного университета, в котором пройдут соревнования борцов, расположен в северо-западной части Пекина. Спортивный комплекс вмещает 6000 зрителей, однако на время Олимпиады планируется увеличить количество посадочных мест до 8500. После Игр этот объект будет использоваться как многофункциональный спортивный центр.
ВЗГЛЯД КОСМОПОЛИТА
В последние годы доминирование российской школы борьбы уже ни у кого не вызывает сомнений. По мере возможностей конкуренцию периодически пытаются составить атлеты из Ирана, Кубы и США. Впрочем, осечки представителей России — явление редкое.
В предолимпийский сезон, когда началась борьба за пекинские лицензии, увеличилось и количество скандалов. К таковым, несомненно, относится и история, произошедшая с Русланом Шейховым в швейцарском Мартиньи. Тогда, напомним, глава ФИЛА Рафаэль Мартинетти решил, что схватка представителя Беларуси с армянином Гитиновым договорная, и обоих атлетов дисквалифицировали. Также произошло и несколько допинговых проколов. Однако если китайские функционеры не стали разглашать имя своего борца, то в Европе никаких секретов не делали. В весовой категории до 96 кг за полтора месяца до Олимпиады стало меньше на одного сильного спортсмена. На применении запрещенных препаратов попался представитель Украины Вадим Тасоев.
СУВЕРЕННАЯ ДЮЖИНА
Графики, иллюстрирующие выступление белорусских борцов вольного стиля на трех Олимпиадах суверенного периода, свидетельствуют о наметившемся кризисе в этом виде спорта. После Игр в Атланте и Сиднее, куда представители Беларуси пробивались весьма представительными отрядами, в Афины поехало уже пять человек. А в Пекин квалифицировалось еще меньше — три атлета. Отсюда и спад в результатах.
В 1996 году к весомому очковому багажу привели серебро Алексея Медведева, а также четвертое место Сергея Ковалевского. На Играх в Австралии наши соотечественники медалей не завоевывали, однако в восьмерки лучших тогда попали шесть атлетов.
АФИНЫ-2004
Герман КОНТОЕВ
55 кг. Групповой турнир. Александр Захарук (Украина) — 3:4; Баюржан Оразгалиев (Казахстан) — 4:1 (15-е место).
Мурад ГАЙДАРОВ
74 кг. Групповой турнир, Али Абдо (Австралия) — 10:0. Сальваторе Ринелла (Италия) — 4:2. 1/4 финала. Бувайса Сайтиев (Россия) — 2:3. За 5-е место — отказ (дисквалифицирован).
Сергей БОРЧЕНКО
84 кг. Групповой турнир. Магомед Куруглиев (Казахстан) — 2:1. Кэл Сандерсон (США) — 1:9 (14-е место).
Александр ШЕМАРОВ
96 кг. Групповой турнир. Фатих Чакироглу (Турция) — 3:1. Энхтуя Тувшинтур (Монголия) — 5:0. 1/4 финала. Хаджимурат Гацалов (Россия) — 0:3 (7-е место).
Борис ГРИНКЕВИЧ
120 кг. Групповой турнир. Усукбаяр Гелегьямтс (Монголия) — 0:6. Божидар Бояджиев (Болгария) — 1:5. Алиреза Резаи (Иран) — 0:7 (18-е место).
ТРОЙКА ЛУЧШИХ
1. Александр МЕДВЕДЬ. Трехкратный олимпийский чемпион. Причем побеждал Медведь в трех разных весовых категория. В 1964 году он стал чемпионом в весовой категории до 97 кг, в 1968-м — свыше 97 кг, а в 1972-м — свыше 100 кг.
2. Сергей СМАЛЬ. Серебряный призер Игр в Барселоне (1992) в весовой категории до 57 кг.
3. Александр МЕДВЕДЕВ. Серебряный призер Игр 1996 года в Атланте в супертяжелой весовой категории (120 кг). Последний белорусский медалист Игр.
НАШ РУЛЕВОЙ
Нынешний олимпийский цикл сборная провела под руководством Сергея ГУРЬЕВА, который после Игр в Афинах сменил на посту главного тренера Валентина Мурзинкова.
— Сергей Михайлович, с какими трудностями столкнулись на первых порах?
— В команде прошла смена поколений. Из атлетов, ездивших в 2004 году в Афины, остался лишь Мурад Гайдаров. Но после того турнира Мурад долго не показывал должных результатов. Все из-за того, что спортсмен часто получал различные травмы, много времени посвящал восстановлению здоровья. Межпозвоночная грыжа — серьезная травма. Белорусские медики настаивали на обязательном хирургическом вмешательстве. А Мурад на специальных аппаратах закачал спину, вышел на высокие результаты.
— Как теперь чувствует себя один из белорусских олимпийцев?
— Боль, естественно, дает о себе знать, но Гайдаров терпит. Думаю, в весовой категории до 74 килограммов ему по силам бороться за медали.
— Не ошибусь, если скажу, что наибольшие проблемы в сборной возникают в легких весах?
— Почему? В категории до 55 килограммов Беларусь имеет лицензию.
— Но Ризван Гаджиев появился лишь год назад.
— Этот атлет, возможно, загадка для прессы, однако не для меня. Парень долгое время находился в ближайшем резерве национальной сборной, но выстрелил на прошлогоднем чемпионате мира в Баку.
— Сергей Михайлович, вы долгое время работали с молодежной командой страны. Есть еще таланты, способные в ближайшие годы заявить о себе? Пробились же в основной состав Иван Янковский и Александр Мотыль.
— Не стал бы заострять внимания на них. В отборочных турнирах я предоставил шанс каждому атлету. Другое дело, что не всем повезло. В весе до 84 килограммов и опытный Сережа Борченко, и молодые Иван Янковский с Сасланом Гатциевым останавливались в шаге от лицензий. Та же ситуация и у «супертяжей» Максима Михалевича. Потенциал у белорусской сборной хороший. Но в этом году был настолько жесткий квалификационный отбор. За три олимпийских цикла никогда с таким напряжением и накалом страстей не сталкивался.
— Лицензий у белорусов могло быть и больше, не вмешайся на турнире в швейцарском Мартиньи руководитель ФИЛА Мартинетти, который инициировал дисквалификацию Руслана Шейхова. Как смотрите на ту ситуацию по прошествии двух с половиной месяцев?
— Международная федерация борьбы не права. В правилах записано: если спортсмену подняли руку и объявили его победителем, значит, итог окончательный и изменению не подлежит. Поэтому Руслан Шейхов подал в Лозан- нский спортивный суд на главу Международной федерации борьбы Мартинетти.
— Неужели Беларуси могут вернуть олимпийскую лицензию?
— Как сказали адвокаты, шансы на положительный исход велики. По их словам, вероятность решения вопроса в нашу пользу девяносто процентов. Мы же уверены в своей правоте. Никакого сговора не существовало. У Руслана к тому же тогда были проблемы с голеностопом, врач сделал блокаду перед выходом на ковер. Шейхов честно отборолся, а вот то, как потом повел себя Гитинов, и стало поводом для дисквалификации.
— Эти судебные разбирательства не отвлекают от подготовки к Олимпиаде?
— Работаем по плану. После польского турнира несколько дней проведем в Минске, а 19 июля едем в Алушту на совместный сбор с украинцами. 3 августа возвращаемся в Беларусь, где до отлета в Пекин, намеченного на 9 августа, будем заниматься в Стайках. Учитывая опыт чемпионата мира 2006 года, который проходил в китайском городе Гуанчжоу, проведена большая аналитическая работа. Пришли к выводу, что начинать соревнования лучше на восьмой день пребывания в Китае. У каждого из атлетов организм по-своему реагирует на новый часовой пояс и климатические условия. Но в Гуанчжоу посмотрел, что в среднем ребята выходили из пике на пятые-шестые сутки.
— Почему бы последний месяц не провести на Дальнем Востоке?
— Те же россияне долго думали, как им быть. Мы ведь поначалу договорились с ними о совместном заключительном сборе в Красноярске. Потом решили, что для нас будет лучше потренироваться с украинцами. А когда прилетим в Поднебесную, то проведем подводящий сбор в Олимпийской деревне.
— Как ведут себя спортивные руководители по мере приближения Олимпиады? Не нагнетают обстановку постоянными накачками? Может, Министерство спорта перед борцами-вольниками уже поставило задачу?
— Не секрет, что у нас в плане завоевание одной медали.
— На кого возлагаются основные надежды?
— На всех. В Пекин отобрались чемпион Европы 2007 года Альберт Батыров и два серебряных призера ЧМ-2007 — Ризван Гаджиев и Мурад Гайдаров. Надеемся на каждого. Потенциал есть. Но тренер — не синоптик. Поэтому от прогнозов воздержусь
НАША НАДЕЖДА
Предыдущая Олимпиада запомнилась для белорусской сборной скандалом. В четвертьфинальной схватке между Мурадом ГАЙДАРОВЫМ и россиянином Бувайсой Сайтиевым судьи приняли весьма спорное решение и отдали победу сопернику белорусского борца. После чего расстроенный Гайдаров отказался продолжать выступление и был дисквалифицирован.
— Часто вспоминаете предыдущую Олимпиаду и схватку с Сайтиевым?
— Что прошло, то необходимо как можно быстрее забыть и жить дальше. Но афинская история постоянно всплывает в памяти. Все-таки Олимпийские игры — особый турнир, выступить на котором — мечта каждого спортсмена. Обидно проигрывать, особенно так, как это произошло со мной в Афинах. Считаю, арбитры поступили нечестно. Чего бередить душу? На носу новая Олимпиада, потому необходимо думать о ней. К тому же от России опять Сайтиев отобрался. Может, наши пути вновь пересекутся.
— Часто ли доводилось сталкиваться с судейским произволом?
— Подобное часто случается. Перед Олимпиадой в Афинах на чемпионате мира в Нью-Йорке также пострадал от необъективной работы арбитров. Боролся с тем же Сайтиевым. Схватка закончилась вничью 2:2, но победу почему-то отдали россиянину. Хотя я сумел провести прием на два балла, но рефери никак не отреагировали на него. Не все честно в современном спорте.
— Мурад, вернемся к основной теме нашего разговора. Если не ошибаюсь, в этом олимпийском цикле вам больше приходилось восстанавливать здоровье.
— Да, за последние годы случались очень серьезные травмы. В сумме пять раз обострялись межпозвоночные грыжи. Месяц занимался в зале, потом месяц лечился. Боли в спине не позволяли работать в полную силу. Сейчас вроде бы все нормально. Отборолся на чемпионате Европы, где стал вторым и завоевал пропуск в Пекин. Приятно, ведь после Афин у меня, по сути, не было серьезных результатов на международных стартах. Все рядом с пьедесталом останавливался, сказывалось отсутствие полноценных тренировок.
— Не возникало мыслей взять небольшой перерыв, посвятить его лечению всех травм и болячек?
— После афинской Олимпиады серьезных проблем со здоровьем у меня не возникало. Даже не знаю, когда поймал первую грыжу. Вроде бы в 2005-м. Да, в тот год перед отлетом на чемпионат мира на одной из последних тренировок обострились боли в шее. Съездил на мировое первенство в качестве туриста, посмотрел выступление партнеров и вернулся в Минск.
— В нынешней сборной Беларуси вы самый опытный атлет. В преддверии Игр в Пекине делитесь знаниями с молодыми партнерами?
— Постоянно говорю ребятам, что Олимпиада — это особый турнир. Думаю, они сами в этом убедятся, когда окажутся в Пекине. Сборная поедет в Китай за десять дней до старта, думаю, этого времени достаточно, чтобы почувствовать атмосферу праздника. Едешь на первенство мира или Европы, видишь только борцов и тренеров. А на Олимпийских играх ощущаешь нечто особенное.
— Чем запомнились Афины, помимо поражения от Сайтиева и непосредственно борьбы?
— Честно сказать, толком ничего и не посмотрели. Времени ходить на соревнования по другим видам спорта у нас не было. Постоянно гоняли вес, тренировались. Свободная минутка редко выпадала, а если и выпадала, то предпочитали отдохнуть. Хотя было желание сходить поболеть за своих. Потому переживали за ребят, особенно за боксеров, по телевизору.
— Вам доводилось бывать в Китае? Знакомы с нюансами тамошнего климата, часового пояса?
— Небольшой опыт выступлений в этой стране есть. В 2006 году боролись в Гуанчжоу на чемпионате мира, и, необходимо признать, чувствовал себя не совсем комфортно. В схватке за бронзу сошелся с американцем, которого до этого трижды уверенно побеждал. Выиграл первый период, во втором уступил по жребию. А как провел решающий — не помню. Потерял сознание, очнулся в «скорой помощи». Тяжело в Китае нашим организмам. По-моему, необходимо больше времени проводить в жарком, душном месте, в бане париться на выносливость. Хотя, думаю, на соревнованиях такого уровня, как Олимпиада, в зале обязаны стоять хорошие кондиционеры. Впрочем, все приезжие атлеты будут в одинаковых условиях. Кстати, Альберт в том же 2006 году, как и я, занял пятое место. Получается, из сборной не знаком с китайским климатом лишь Ризван.
— Руководители федерации и Министерства спорта уже обязали «вольников» взять одну медаль…
— Пока ничего такого тренеры не говорили. Для чего мы едем в Пекин? Медаль необходима в первую очередь самому спортсмену. Борцы все прекрасно понимают, и наставники, возможно, решили лишний раз не нервировать команду. А взойдем на пьедестал или нет, это известно лишь одному Богу. Соперники прекрасно осведомлены о слабых и сильных сторонах каждого. Но готовлю несколько приемчиков. Хотя в современной борьбе важна не техническая составляющая. Достаточно вытолкать оппонента за ковер, и получишь балл. Что-то новое на таком уровне придумать уже нереально. Потому нужно хорошо готовиться функционально.
— Не опасаетесь, что вновь могут вмешаться судьи?
— По правде говоря, нет уверенности, что история не повторится. Это ведь не от меня зависит. Главное — не допустить ошибок на ковре. И не дать судьям возможностей «сплавить». Хотя будешь бороться, а арбитры обязательно будут мешать. А определение победителя по жребию? Как можно выявлять лучшего, вытягивая шар из мешка?
ПРОГНОЗ «ПБ»
Белорусскую команду в Пекине представит трио атлетов: Ризван Гаджиев (55 кг), Альберт Батыров (60 кг) и Мурад Гайдаров (74 кг). Возможно, если Лозаннский суд встанет на сторону дисквалифицированного ФИЛА борца, компанию им составит Руслан Шейхов. Лучший результат на Олимпиаде, скорее всего, покажет либо Гаджиев, либо Гайдаров. При условии, конечно, что жребий разведет их с российскими спортсменами. В противном случае представителей Беларуси могут засудить, как это произошло с Мурадом в 2004 году. А вот медальные перспективы Батырова весьма туманны. Но если атлет сумеет полностью восстановиться после травмы, то способен далеко шагнуть.
КРУПНЫЕ СТАВКИ
Алексей МЕДВЕДЕВ, серебряный призер Олимпийских игр 1996 года:
— Признаться, внимательно за тем, что происходит сегодня в борьбе, не слежу. Потому не знаю, смогу ли дать объективный анализ. Уж очень все быстро меняется в нашем виде спорта. Хотя три олимпийские лицензии — это очень мало для белорусской вольной борьбы. Почему так произошло? Потому что нет молодых атлетов, которых готовили бы в ДЮСШ. Возможно, такая ситуация сложилась по той причине, что детскому спорту и детским тренерам не уделяется должного внимания. В то же время, считаю, Гаджиеву, Гайдарову и Батырову по силам завоевать одну медаль и выполнить поставленную Министерством спорта перед «вольниками» задачу.
Сергей СМАЛЬ, серебряный призер Олимпийских игр 1992 года:
— Считаю, каждый из парней реально претендует на медали. Главное, насколько благосклонным будет к представителям Беларуси жребий. Важно на ранних стадиях не попасть на сильных россиян. Впрочем, очень хорошие борцы сейчас у американцев, кубинцев и иранцев. Также в каждом весе есть и крепкие атлеты из других стран. С кем связываю особые надежды? Альберт Батыров побеждал на чемпионате Европы, пора бы уже и олимпийский пьедестал покорить. Да и Гаджиев с Гайдаровым брали медали на континентальном первенстве. Кого-то одного выделить сложно. Хотя, не хочу обидеть остальных, склоняюсь к кандидатуре Батырова. При условии, что Альберт полностью залечит болячки.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь