Шмолит перегаром: из Витебска планете всей (ВИДЕО)
«Ребята, обязательно посмотрите! Судья пьяный, но потешно притворяется, что у него болит спина. А потом еще рукой машет! Так смешно!» Сообщения, подобные этому, множатся в сети в геометрической прогрессии на всех языках. Экзотический случай обсуждают даже на сайте американского журнала «Sports Illustrated», который в принципе уделяет сокеру мизер внимания. Можете провести эксперимент: напишите в поисковике… нет, даже не «Shmolik». Просто «drunken referee» (пьяный рефери), и даже 20-я страница «гугла» отошлет вас в одно и то же место — в Витебск.
Чего уж говорить, если досье арбитра в «Википедии» — базовом источнике информации для снабженного интернетом обывателя — претерпело тяжелые для имиджа изменения. Теперь англоязычный читатель о Сергее Шмолике сможет узнать буквально следующее: «Сергей Шмолик. Родился 12 января 1965 года. Белорусский футбольный арбитр. Рефери ФИФА с 1993 года. В июле 2008 года обслуживал матч между «Нафтаном» и «Витебском» в состоянии алкогольного опьянения». И три ссылки: на досье белорусских арбитров на сайте ФИФА и заметки на сайтах BBC и «Daily Telegraph». Две последние снабжены к тому же видеоматериалом, на который сейчас по всему миру активно вешается тот самый хитовый ярлык: «Ребята, обязательно посмотрите!»
Волной прокатившись по Европе, любительская видеозапись витебских событий, подкрепленная результатами расследования журналиста «ПБ» Александра Шиловича, вышла на просторы Азии и Латинской Америки. Например, в Мексике, как сообщают некоторые посетители сайта «Одноклассники», раньше знали только одного белоруса, теперь двоих: известность Шмолика подбирается к президентской…
ОРТ, НТВ, CNN, BBC, AP, «Reuters», «The Times», «Bild», «Independent», «Der Spiegel», «El Mundo», «La Repubblica», «The Washington Post», «Le Figaro», «Marca»… Пожалуй, проще перечислить СМИ, не отреагировавшие на витебские события. Хотя у нас опять же все наоборот… Однако, когда молчат официальные лица, говорить в ответ хочется еще больше
Анатолий КАПСКИЙ, председатель правления ООО “ФК БАТЭ”:
— Не стану скрывать: в то, что произошло в Витебске, вначале отказывался верить. Первая информация до меня дошла на следующий день после тура от наших тренеров, которые, в свою очередь, узнали подробности случившегося по своим каналам. Обобщив все сведения, сделал вывод — сплетни. Но после прочтения вышедшего в “Прессболе” материала, посвященного тем событиям, стало понятно: возможно, Шмолик был пьян. Но поскольку анализ у него был взят часов в десять или одиннадцать вечера, подумал, что горячительное было принято сразу после игры с целью заглушить “болевые ощущения”. Знающие люди говорили, что это могло быть даже в судейской. К тому же определенный отпечаток на восприятие ситуации наложили и мои сложные личные отношения с витебским корреспондентом “Прессбола” Александром Шиловичем.
По роду своей основной деятельности периодически сталкиваюсь с таким явлением, как пьянство. Злоупотребляющие спиртным имеются и на нашем заводе БАТЭ. Кого-то из таких людей мы наказываем, кого-то воспитываем, кого-то увольняем. Но показатель 2,6 промилле — не самый страшный для человека. У нас были случаи, когда ловили людей, доза опьянения которых достигала пяти промилле. Но этот так, ради шутки.
Пятничный номер “Прессбола” заставил меня в корне изменить свой взгляд. Похоже на то, что все было именно так, как описано, пусть и не в каких-то деталях и подробностях, а в принципе. А, поговорив с людьми, к авторитетному мнению которых прислушиваюсь, утвердился во мнении — опубликованное действительно произошло. К тому же из газеты узнал точку зрения людей, находившихся в тот злополучный день в эпицентре событий — футболистов. Это взрослые люди, и им нет смысла врать или наговаривать на арбитра.
Однако, несмотря на скандал, по-прежнему считаю: у нас не все так плохо. Нельзя судить о белорусском футболе только с позиции “пьяный Шмолик” — видеоролика, повеселившего весь мир.
Да, футбол у нас не лучшего качества, много вопросов по нему, по судейству. Мое главное убеждение, о котором уже говорил, когда комментировал “Операцию “Крот”: все зависит от конкретных руководителей — кадры решают все. А нашим судейским комитетом управляют люди, не имеющие должного авторитета. Ведь когда руководитель грамотный, уверенный в себе, умеющий наладить работу, знающий, как оперативно исправить самые сложные ситуации или повлиять на болевые точки, такое невозможно априори. Увы, в нашем судейском комитете не осталось людей, отвечающих этим требованиям. Этот вопрос давно назрел. И, признаться, уже давно собирался заострить внимание исполкома БФФ на этой проблеме. Однако его заседаний давно уже не было, поэтому не имел возможности донести свою позицию.
В свое время клубы, в том числе и наш, очень критично относились к руководству судейского комитета во главе с Юрием Савицким и Вадимом Жуком. Не был в стороне и “Прессбол”, использовавший для их критики разнообразные шаржи, фельетоны. Публикации были смешны, интересны, забавны. У Савицкого и Жука, наверное, хватало недостатков. Но в том, что организованная ими система, подчеркиваю, не лишенная недостатков, четко работала, не вызывает сомнений. Она позволяла растить и воспитывать судей. Сегодня этого нет и в помине. Чего уж говорить, теперь вообще нет никакой системы. Вот что самое тяжелое и страшное.
У меня хорошие человеческие отношения с Николаем Метельским, инспектировавшим тот злополучный матч. Но он проявил слабость — качество, которое мешает руководителю. Инспектор ничего не сделал, чтобы не дать ситуации выйти из-под контроля. Если Шмолик был пьян, а заменить его было некем, то следовало отменять матч. Пускай потом была бы назначена переигровка. Понятно, это тяжелое решение. Но на то инспектор и назначается, чтобы быть готовым разруливать нештатные ситуации. Потому в последнее время и возрастают требования к представителям инспекторского корпуса. В нем должны быть не простые статисты и любители рапортовать, а специалисты, имеющие соответствующие образование, авторитет, опыт. Если бы последовало жесткое, пускай и непопулярное решение, этих позорных кадров мир не увидел бы. Возникшая ситуация не красит и помощников главного судьи, которые не предприняли никаких действий, чтобы не допустить безобразия.
Вместе с тем мне интересна реакция и нашего дисциплинарного комитета. Любопытно, как будет расценена ситуация, что в судейскую попали посторонние люди. В свое время за аналогичный проступок ДК меня довольно жестко наказал. А здесь пока тишина.
Вадим ЖУК, инспектор БФФ, арбитр международной категории:
— Впечатления удручающие: это позор для всего нашего футбола. В мире большой резонанс. Видеоролик из Витебска крутят повсеместно — и “Евроспорт”, и испанское телевидение. Ничего подобного прежде не случалось, и Шмолику нет оправдания.
Во-первых, виноват сам арбитр. К игре нужно готовиться, следить за своим здоровьем, да и в нравственном отношении соблюдать определенные нормы. Полагаю, Шмолик решил судить матчи чемпионата на старом багаже, а ведь как показала сдача нормативов, он даже физически не очень готов. А если еще окончательно подтвердится, что в Витебске в его организме был алкоголь, да еще в таких дозах, это не лезет ни в какие ворота!
Во-вторых, мне совершенно непонятно поведение инспектора. Шмолика ни в коем случае нельзя было допускать до игры! Я сам смотрел матч по телевизору — судья фактически не двигался с первых минут! Инспектор должен контролировать процесс подготовки бригады арбитров к матчу, находится в курсе их самочувствия. Видя такое состояние Шмолика, следовало волевым решением снимать его с игры. Ну, хотя бы в перерыве, когда уже этот цирк увидела вся страна. Хорошо еще, сам матч для судейства оказался несложным. Хотя забей “Витебск” после фола в атаке, который арбитр пропустил, и последствия могли быть самые непредсказуемые…
Считаю, к Шмолику нужно применить самые суровые меры наказания, дабы преподать наглядный урок всему судейскому корпусу. А что делать, если человек подвел всех коллег и федерацию, причем на международном уровне? На мой взгляд, за это он должен быть дисквалифицирован пожизненно.
Юрий ЧИЖ, председатель правления ФК “Динамо-Минск”:
— Что касается Шмолика, то он пришел к логическому концу, к которому в принципе и должен был прийти. Имею в виду не только алкогольную тему. Однако здесь проблема серьезнее и шире. Если судьям позволять творить безобразия и дальше, мы никогда не наведем порядок в белорусском футболе. Только и слышишь: то тут, то там арбитры начудили. Не раз приходилось страдать от этого и нашему “Динамо”. В том же Бресте, например. Но в федерации — тишь да благодать.
В вопросах судейства наблюдаются громадные проблемы. С этим согласятся представители всех клубов, однако движения никакого — руководство устраивает. Вот и сейчас, возможно, всех собак повесят на нетрезвого Шмолика. Но надо копнуть глубже, выяснить, как вообще подобное могло произойти на глазах у многотысячной аудитории.
Куда смотрел инспектор, почему не заменил “больного” судью резервным? Метельский же не слепой, видел, что Шмолик “поплыл”. Как допустил такой позор? Ведь сегодня над нашим футболом потешается вся Европа. Возглавляющий судейский комитет Чикун ведет себя, как… Напрашивается крепкое словцо, но обойдусь без оскорблений. Все в его подразделении делается кулуарно, информацию об отстранении судей засекретили, и приходится только догадываться, понес провинившийся какое-то наказание или прощен за неимением равноценной замены. Что чаще всего и бывает. Так дальше продолжаться не может! И если такой экстраординарный случай не подтолкнет руководство федерации к кардинальным выводам, я уж и не знаю, чего от него ждать в будущем.
Евгений ШУНТОВ, почетный председатель БФФ:
— Случай со Шмоликом — это, безусловно, ЧП. Сдетонировало оно во всем обществе — от рядовых болельщиков до высшего руководства. Я смотрел матч по телевизору и скажу, что за многолетнюю футбольную жизнь более неприглядной картины видеть не приходилось. Знаете, во всей этой истории мне непонятны три вещи. Во-первых, почему у судьи было такое неадекватное поведение, вызывавшее смех публики? Не могу ничего утверждать, но, откровенно говоря, не верится, что причина кроется только в защемлении нерва. Во-вторых, почему национальная федерация оперативно не отреагировала на этот скандал? Ведь опростоволосился не какой-то рядовой судья, а арбитр ФИФА, лучший в стране по итогам прошлого года. В-третьих, что делал на матче инспектор Николай Метельский? Если верна информация, что в день игры Шмолик не вышел ни к завтраку, ни к обеду, это обстоятельство просто не могло не насторожить. Мало ли что случилось?
И если у главного арбитра действительно наблюдались проблемы со спиной, возможно, следовало принять решение о его замене еще до игры или в перерыве. Ссылки же на то, что резервный судья не имел достаточной квалификации, просто смехотворны. Ведь он официально допущен к чемпионату, в его функции как раз и входит в форс-мажорных обстоятельствах заменить основного арбитра. Для меня очевидно одно: матч организован никудышно, инспектор, являющийся представителем федерации на нем, со своими функциями не справился. Неприятная история, запятнавшая репутацию белорусского футбола. Тем более недопустимо, что подобное произошло на уровне высшей лиги национального чемпионата…
Юрий САВИЦКИЙ, бывший главный судья национальных чемпионатов:
— К случаю, имевшему место в Витебске, отношусь крайне отрицательно. Такое поведение не просто не красит арбитра — оно возможно разве что в кошмарном сне. Ничего подобного в истории наших чемпионатов прежде не было. Никогда. Непонятна в этой истории и роль инспектора, который обязан был упредить этот позор. Временем он располагал, ничего придумывать не стоило — следовало лишь принять решение. Больной Шмолик или пьяный — уже второй вопрос. Главное: он не должен был обслуживать этот матч.
Игорь КРИУШЕНКО, главный тренер минского “Динамо”:
— По каким причинам Шмолик решился на этот шаг, мне неизвестно. Но очевидно, что его к этому подтолкнули вседозволенность и отсутствие контроля. На мой взгляд, человек, который адекватно воспринимает реальность, не может выкинуть такой фокус. Что ж, видимо, придется кое-кому проходить “допинг-тесты” не по окончании матчей, а перед их началом.
Разумеется, это из ряда вон выходящий случай, который не поддается никакому объяснению. Не могу сказать, какие именно меры необходимо применить по отношению к Шмолику, но они должны быть показательными — чтобы другим неповадно было.
Над нами после всего этого смеется вся Европа. И теперь есть подозрение, что из-за одного случая всех наших судей за рубежом начнут грести под одну гребенку. Жаль, что такие поступки бросают тень на белорусский футбол, отрицательно влияя на его имидж. И “Прессбол” очень правильно поступает, двигая процесс с мертвой точки.
Александр КОЛОБАЕВ, один из авторитетных российских арбитров — гость передачи “Свисток” на телеканале “НТВ+ Футбол”. Ведущий в студии — Стас БАТУРИН (фрагмент эфира):
С.Б. Смотрим фрагмент инцидента, случившегося в белорусском футбольном чемпионате. (Демонстрируется хорошо известная любительская видеозапись ухода с поля Сергея Шмолика после окончания матча). На ваших экранах арбитр встречи, причем не рядовой, да и арбитр не рядовой — один из лучших белорусских судей, рефери ФИФА Сергей Шмолик. Работал он на центральном матче 13-го тура чемпионата Беларуси “Витебск” — “Нафтан”. Посмотрите, в каком он состоянии. Да, у него были определенные проблемы со спиной, но тут, думаю, проблемы не только с этим. Во всяком случае, после поединка он оказался в руках медиков, которые констатировали у арбитра тяжелую степень алкогольного опьянения — 2,6 промилле. Напомним, что данная стадия наступает при 2,5 промилле. Что тут можно сказать… Видите, как он тепло прощается с публикой, да и зрители очень тепло отнеслись к судье (Видеозапись заканчивается). К сожалению, у нас нет кадров, как работал Шмолик непосредственно во время игры, как он передвигался. Можно только догадываться.
Мы пытались эти кадры получить, белорусские коллеги пошли нам навстречу. Но затем произошла нестыковка: оказывается, права на телевизионную трансляцию принадлежат Белорусской федерации футбола. Не знаю, что подумали работающие там люди — мы ни в коей мере не пытаемся поссориться с футбольной Беларусью, но в получении кадров нам отказали.
Что имеем из интернета, то имеем. Такая вот удивительная ситуация. Как вы ее прокомментируете, и вообще за свою карьеру вы видели нечто подобное?
А.К. Честно говоря, такого я никогда не видел. Удивительное рядом — этот случай тому подтверждение. В таком состоянии выходить на игру — нонсенс! Поразительно другое: на матчах белорусского чемпионата наверняка присутствует делегат федерации, который должен был оценить степень готовности арбитра.
С.Б. Подчеркну, это не рядовой матч, матч тура. На нем даже присутствовал главный тренер сборной Беларуси Бернд Штанге.
А.К. Да, да, да… Есть же, в конце концов, резервный судья, если вдруг случится какая-то неприятность. Главного арбитра в любом случае должны были отстранить от встречи, а потом принять какие-нибудь меры. А вообще удивительно, как он смог обслужить всю игру так, чтобы ни у одной из противоборствующих сторон не возникло к нему претензий.
С.Б. А какие претензии: матч завершился вничью, не было показано ни одной желтой карточки. Это добавляет изюминки или перчинки в необычную ситуацию.
А.К. Это, конечно, смех сквозь слезы.
С.Б. Надеюсь, никогда ничего подобного не случится в нашем российском чемпионате.
А.К. Это полностью исключено.
ОФИЦИАЛЬНО
Олег ЧИКУН, председатель судейского комитета:
— До рассмотрения инцидента судейским комитетом никаких комментариев на эту тему давать не собираюсь.
Юрий ДУПАНОВ, заместитель председателя судейского комитета:
— На вторник намечено заседание судейского комитета, на котором будет обсуждаться этот вопрос. Сейчас идет служебное расследование, и пока делиться своими соображениями на этот счет я не намерен.
Николай МЕТЕЛЬСКИЙ, инспектор матча “Витебск” — “Нафтан”:
— Конечно, у меня есть свое мнение по этому поводу. Тем более что назавтра утром после встречи я написал соответствующий рапорт. Однако собираюсь вернуться к нему только на заседании судейского комитета.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь