Прощание с матерыми

16:32, 18 июля 2008
svg image
3840
svg image
0
image
Хави идет в печали


Геннадий Тумилович: собирался играть до 40 лет…

— Кем ты себя вообще видел после окончания футбольной карьеры?
— Никогда не задумывался об этом.

— Хотел всю жизнь в футбол играть, что ли?
— До 40 лет как минимум. Но появился вариант занять хорошую должность в клубе — как не воспользоваться…

— Что тебе больше понравилось: тренировать вратарей или работать спортивным директором?
— Сейчас больше нравится руководить. Это постоянное общение, новые контакты, связи, поиск хороших футболистов, работа с детско-юношеской школой.

— Я и вижу по комплекции руководителя, что последний раз он тренировался бог знает когда…
— Времени нет! Вдобавок еще и матч этот организовываю.

— А кому потом будет интересно, когда с 40 метров ударят, а ты с двумя десятками лишних килограммов даже прыгнуть как следует не сможешь…
— Ребят попрошу, чтобы в то время, когда буду стоять в воротах, они сильно не били. Специально по-немецки фразу выучу. Ничего, минут 5-10, когда буду маячить между штангами, как-нибудь потерпят…
А потом уже, когда вопросы все разгребу…

— Что потом? Похудеешь?
— Да не знаю я. Похудеешь… Прицепился с вопросами. Ты по делу спрашивай. А то — с сорока метров… Давай научи еще немцев этих…

— Я к тому веду, что как был ты разгвоздяем, так разгвоздяем и остался… И останешься именно таковым в сознании потомков…
— А что я могу сделать?

— Представляю, как замучили тебя сакраментальным вопросом, что было бы, если бы можно было повернуть все назад…
— Не стал бы я ничего менять. Честно. Даже еще веселее жил бы.

— Удивил. Я-то думал, начнешь сейчас волосы рвать на голове, вспоминая о том, как по своей воле вылетел из состава московского «Спартака». Ведь как здорово все начиналось…
— Я не собирался из «Спартака» уезжать, и все бы там было хорошо, но кто виноват, что в нашей федерации существовало тогда правило — игроков моложе 23 лет за рубеж не выпускать. Я до сих пор то умное руководство вспоминаю… Как можно было такую ерунду придумать…

— Значит, оно виновато в том, что у тебя потом все наперекосяк пошло…

— Почему наперекосяк? Чего хотел, того и добился…

— Чего-то ты мало в жизни хотел… «Жемчужины» всякие — разве ж это команды европейского уровня, на котором мы желали тебя видеть?
— Были и другие предложения, но раз не сложилось, то чего убиваться? Надо радоваться тому, что есть.

— Хорошо, тогда давай порадуемся за теперешнее поколение динамовцев. Как тебе нравится их отношение к футболу?
— Мы были лучше. По отношению к тренировкам, по отдаче в играх. Они и выигрывают, и проигрывают с одним и тем же выражением лица. Как такое может быть, я не понимаю…

— А поспрашивать?
— Спрашивали весь прошлый год. Бесполезно. Ребята чувствуют себя коллективом только после игр, когда вместе собираются и разговаривают. А вот когда нужно показать характер на поле, все куда-то пропадает…

— Как раз ты считаешься человеком, который может в неформальной обстановке рассказать ребятам о том, что такое хорошо и что такое плохо…
— Да о чем тут можно еще рассказывать? Вон у меня 150 интервью напечатано. Читай! Хочешь прожить жизнь, как я, пожалуйста, пей-гуляй, и будешь играть в таких же ср…ных клубах, хочешь чего-то добиться — веди себя соответственно. Я не могу вставить свои сегодняшние мозги другим людям. А кого-то в чем-то переубедить в этом возрасте, по-моему, нереальная задача…
У нас сейчас команда-полуфабрикат. Это касается отношения как к футболу, так и к жизни. Есть и такие, которые уже в тоннеле, по дороге из раздевалки на поле, готовы повернуть обратно. На лицах написано, что уже обос…сь. Вот это страшно.
На игру с БАТЭ три-четыре человека выходили с такими белыми лицами, что с трибун было видно.

— Докатились…
— Ну если так и есть, то что поделаешь?

— А можно что-то сделать?
— Можно, естественно. Надо искать людей, которые действительно хотят рвать… Ну не рвать, конечно, в футболе надо играть, но иногда надо проявлять характер. Когда игра не идет, просто упираться и терпеть. Надо чтобы кто-то брал на себя роль лидера. Заводил и подбадривал партнеров. Но я этого не вижу. Наоборот, каждый старается взять на себя не больше, чем требуется. «Главное — чтобы не я был виноват…»
Странная ситуация. По идее любой наш футболист из себя что-то представляет. Вон сколько народу в «молодежке», кто-то даже в национальной сборной появляется, но в клубе этих футболистов не видно. Получается как: одну игру человек выдает на потрясающем уровне, а следующие три или пять делает непонятно что… Я, конечно, понимаю, молодости свойственна нестабильность, но не до такой же степени…

— Кисло… Поэтому, наверное, даже после завершения активной карьеры главным ньюсмейкером «Динамо» остается сам Тумилович. Одно только дело «кротов» чего стоит…
— Эту тему мы обсуждать не будем. Давай лучше о другом белорусском ньюсмейкере поговорим. Тем более что по масштабам международного резонанса он превзошел меня в сотни раз.

— Скандального Шмолика имеешь в виду?
— Его. Хотя для меня ничего скандального в его поведении нет. Вот если бы он трезвым вышел на игру, это действительно стало бы сенсацией.
Я, например, в своей жизни не видел его трезвым ни разу. Даже интересно было бы посмотреть.

— Так он же рефери ФИФА!
— Ох, бл… Ну напиши тогда, что в моих словах есть доля шутки. Потом еще и с этим разбираться… Хотя люди знающие поймут, что я имею в виду, говоря о Шмолике…
Вообще, все вопросы надо адресовать судейскому корпусу. Я бы предложил закрыть его до конца чемпионата и играть без судей…
Поверь мне, будет лучше. Футболисты на поле сами между собой разберутся. Если сравнивать то, что вытворил в Витебске Шмолик, с нравами, царящими в судейском корпусе, то он еще пай-мальчик. Хотя удивительно, как он вообще смог отсудить этот матч, если вышел на поле в таком состоянии.

— А с другой стороны, и молодец: когда о нас начинают говорить в мире, мы просто вынуждены принимать какие-то меры.
— Теперь судейский корпус, возможно, перетряхнут. Хотелось, конечно, чтобы его закрыли — я имею в виду состав, который сейчас там работает.
То ЧТО нас сегодня судит — это просто катастрофа…

— А нормальные судьи-то в стране есть?
— Один, два… Максимум три. Так пусть приглашают из-за границы. Думаю, в этом случае овчинка стоит выделки.

— Грустно. Судей нормальных нет. Команда не играет…
— Ну ладно, сильно-то не сгущай краски. Играет, но не так, как должна это делать исходя из своего потенциала.
Но мы пытаемся — я имею в виду тренерский состав, руководство — переломить ситуацию. Не зря говорят, что надо начинать с детского футбола. Так вот минское «Динамо» инвестирует в эту сферу гораздо больше другого белорусского клуба. Даже некого рядом поставить.
Кто-то пиарит свою команду, неизвестно на что тратя деньги, но какой в этом смысл? Вон узбеки поставили на уши всю Европу известием о том, что хотят пригласить Это»о. И что? Ну подогреют они интерес к национальному чемпионату. Выкинут в трубу кучу денег, на которые можно было бы построить несколько детских спортивных школ. И все равно в итоге придут к тому, что нужны свои, доморощенные молодые футболисты.
Знаешь, мне сейчас понятно в принципе все, что надо делать в должности спортивного директора. Но клубная инфраструктура должна развиваться параллельно с ростом мастерства команды.
А вот почему оно не растет — это для меня сейчас главная проблема, куда более актуальная, чем собственный прощальный матч. По мозгам я уже не вратарь, а руководитель, которому непонятно, как это можно — выносить в товарищеских встречах россиян из премьер-лиги, а в официальных дрожать перед белорусами.

— Возьмите психолога к себе, и все дела…
— Да был…

— Куда делся?
— Да бл…

Александр Хацкевич: на тайм меня еще хватит

— Судя по всему, твое нынешнее положение главного тренера юниорской сборной как нельзя более подходит к тому, чтобы проводить много времени на свежем воздухе с мячом…
— При подготовке к прощальному матчу физические нагрузки, конечно, рекомендованы. Так что сбор у команды удачно начался. Работаю с ребятами и чувствую себя уже неплохо. Если будем играть в темпе чемпионата Беларуси, то на тайм меня хватит.

— Думаю, «Байер» не знает, какой у нас темп.
— Тогда выйду на замену минут за 15 до конца…

— На твой взгляд, сколько людей посетят стадион?
— Я понимаю, это суббота — выходной день, однако надеюсь, что тысяч двадцать все-таки придет.

— Кто будет отсутствовать из тех, кого хотел бы увидеть на трибунах?
— К сожалению, и в России, и на Украине в этот день будет тур. Я приглашал и Суркиса, и Лужного, и многих из тех, с кем играл в Киеве. Впрочем, возможно, приедет кто-то из руководства динамовского клуба. Все-таки с этой командой связан большой и лучший отрезок моей футбольной карьеры.
Тем более я никогда не скрывал, что и на новой стезе пользуюсь конспектами, которые писал после тренировок Валерия Васильевича.

— То есть минское «Динамо» в прошлом году ты взялся тренировать по-Лобановскому…
— Думаю, никто из тренеров не сможет, даже при желании, полностью скопировать чью-то манеру работы — у каждого все равно будут свои нюансы. Да и сравнивать уровень мастерства игроков из Минска и Киева некорректно, понятно, что это немножко разные весовые категории. Поэтому приходилось много импровизировать.

— Полагаю, чем-то похожим ты занимаешься и в юниорской сборной…
— Здесь все сложнее, чем в клубе. Ребята поступают в твое распоряжение на небольшой срок, но это и интересно. Главное, что я доволен их отношением к делу. Уж прости за усредненный штамп, но глаза у них горят и на тренировках они не сачкуют. Внимательно слушают, что им говорят, и стараются применить полученные навыки и советы в игре.

— Такой же вопрос задавал и Гене: теперешнее поколение молодых людей напоминает тебе себя самого в 17 лет?
— В плане отношения к футболу и желания играть — несомненно.

— А в понимании жизни?
— Пытаемся приучить их к тому, чтобы ценили каждый день и каждую тренировку. Надо учиться не только футболу, но и коммуникации в современном мире.
Когда приезжаешь за границу и незнакомый человек улыбается при встрече с тобой, не надо относиться к этому, как к какому-то экстраординарному факту. Улыбнись ему в ответ, ведь, кто знает, возможно, это твой будущий тренер или агент. (Улыбается.)

— Глядя из дня сегодняшнего на свою работу в «Динамо», как считаешь, отставка Хацкевича была закономерна изначально, или ее можно было избежать?
— В спорте главное — это результат. А его не было. Мы пытались научить ребят играть в современный футбол, почувствовать уверенность в себе, не зацикливаться на ошибках. Хотя, наверное, иногда следовало сыграть в угоду результату… Это я уже сейчас понимаю. Впрочем, любой опыт, даже неудачный, позитивен с точки зрения его получения.

— Признайся честно, в минувшем сезоне ты не ловил себя на мысли о том, что вместо протирания тренерской лавки, пожалуй, можно было бы еще попылить где-нибудь в хлебном Азербайджане, как сейчас это будет делать Валик Белькевич.

— Нет, ни разу о своем выборе не пожалел. Да и закончил в 33 года — по-моему, хорошее число.

— Никто не спорит, только можно было еще бабла срубить на следующие 33…
— В принципе нормально отношусь к коммерческим проектам, которые имели место быть в Китае и Латвии, но вот беда — никакого удовольствия от такого футбола не получаешь. А когда нет эмоций, то, на мой взгляд, с футболом надо заканчивать.
Может, я не современно рассуждаю, но когда мысленно взвешиваешь пару лет в том же Китае или, как ты выражаешься, в хлебном Азербайджане с возможностью начать тренерскую карьеру, то выбираешь второй вариант. Потому что деньги решают не все. Главное — перспектива.

— Когда ты впервые почувствовал, что у тебя пропала перспектива в футболе?
— Когда ушел из киевского «Динамо». Я играл в Китае и думал о том, что, наверное, пора уже заканчивать. После Лиги чемпионов ехать в Полтаву или Запорожье, и бороться за золотую середину или выживание уже не хотелось. Неудобно, да и нечестно было бы в первую очередь перед собой.

— Но вообще-то у тебя имелись шансы уйти из Киева пораньше — в западные клубы хорошего уровня…
— В 2001 году мне было 28 — в принципе это неплохое время для заключения трех-четырехлетнего контракта. Договор с «Динамо» как раз заканчивался, и мне предложили продлить его на новых условиях. Многие ребята разъехались, и Суркис сказал, что очень нуждается в нашей с Валиком помощи. Что будет строить на нашей основе новый коллектив. Так все и получилось, мы два года были лидерами этой команды …

— Думаю, сейчас то же говорят и Аршавину в «Зените»…
— Здесь надо определиться, что ему нужно больше: играть в «Барселоне» и получать при этом зарплату меньше, чем в «Зените», или оставаться в Петербурге. С одной стороны, топовый клуб, не нуждающийся в рекомендациях, законодатель европейской футбольной моды, или новоявленный чемпион России, который еще неизвестно, как проявит себя в дальнейшем.

— Что бы ты сделал на месте Андрея?
— Стал бы на колени перед руководством «Зенита» и со слезами на глазах умолял отпустить. Тем более парень всегда мечтал играть именно в «Барсе». Мне кажется, все должны решать уже какие-то личные отношения — все-таки Андрей принес много пользы родной команде и заслужил, чтобы она отпустила его.

— А какие варианты были у тебя в его возрасте?
— «Ньюкасл» и «Реал-Сосьедад». Клубы неплохие, из хороших чемпионатов, но, как показало время, они недолго являлись возмутителями спокойствия — год-два, и их уже не видно… Но все равно интересно было бы попробовать свои силы на Западе…

— Обидно?
— Досадно.

— Волей судьбы Беларусь вновь оказалась в одной отборочной группе с Украиной. Как сейчас оценишь ее шансы в споре с маститым соперником? Мы стали сильнее, слабее или остались на прежнем уровне?
— Сейчас у нас группа, прямо скажем, посерьезнее. Англия и Хорватия — это два явных лидера. У Украины новый тренер со своим видением футбола, много опять-таки новых игроков, так что с ними мы сейчас можем играть на равных. И где-то даже в техническом плане и в способности игровой белорусы выглядят лучше.
Но не надо забывать о знаменитом украинском характере — это у них не отнять. Играя за киевское «Динамо», я очень хорошо научился бороться до конца в любом эпизоде — по-другому там не играют. Такой менталитет: даже если матч не складывается, все равно борись и бейся до конца. На жилах, на крови и на всем, чем можешь… Вот этот фактор может сыграть свою немаловажную роль.
Хотя наши ребята тоже сейчас почувствовали уверенность после серии удачных матчей с Голландией, Турцией, Германией и Финляндией. Думаю, очень многое будет зависеть от того, в каком состоянии подойдут к первой очной игре лидеры команд.

— Когда планируешь вернуться в национальную сборную страны в новом качестве? Если ты, конечно, собираешься это сделать…
— Какой солдат не мечтает стать генералом?

— Ну почему же? Очень многие белорусские солдаты отнюдь не мечтают становиться не только генералами, но даже прапорщиками…
— На эту тему есть анекдот. Стоит старший прапорщик перед зеркалом. Положил руки на погоны и оценивающе на себя смотрит. Говорит: «Вот посмотришь — ну дурак дураком, а опустишь руки — все-таки старший прапорщик…»
Знаешь, были бы у человека мозги, а он уж как-нибудь постарается ими распорядиться…

— А у тебя они есть?
— Если бы не было мозгов, не было бы этого постоянства, я имею в виду верность киевскому «Динамо» да и вообще динамовскому знамени. Люблю стабильность, а чтобы ее добиться, надо постоянно прогрессировать, учиться чему-то новому.
Говорят, что в футболе уже все придумали, но сборная Испании на чемпионате Европы доказала, что побеждать может думающий, техничный и атакующий футбол, хотя еще два года назад итальянцы убедили всех, что первое место надо брать исключительно с помощью тактики и дисциплины.

— А твоя юниорская сборная на кого сейчас похожа по игре?
— Ну, если так можно выразиться, то впереди мы — «Спартак», а сзади киевское «Динамо». Импровизация, помноженная на надежную игру в обороне и общую уверенность в своих силах.

— Но все равно твой полуспартак-полудинамо будут оценивать по результату…
— Знаешь, не уверен, что команды такого возраста должны показывать результат кровь из носу. Ребятам надо заложить понимание игры, привить стиль и вкус, правильное и профессиональное отношение к себе и футболу. Вот эта задача мне сейчас представляется самой главной. И если мы ее достигнем, то я буду за будущее белорусского футбола спокоен…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?