МОЛОДЕЖКА. БЕЛАРУСЬ — ПОЛЬША. Размытые контуры

15:04, 17 ноября 2003
svg image
1051
svg image
0
image
Хави идет в печали

Роковая черта Жевнова

В футболе, как и в жизни, триумф и трагедия зачастую оказываются рядом. Меньше десятка игровых минут не хватило Юре Жевнову, чтобы покинуть “Динамо” любимцем фортуны и всей страны, переплюнувшим по части популярности самого Сашу Глеба. Увы, пенальти, блестяще отраженный белорусским голкипером в одном из критических эпизодов плей-оффовского противостояния, изрядно потерял в цене после того, как тот же Жевнов по неосторожности “привез” себе и команде штрафной, розыгрыш которого подытожил неподвластный рассыпавшейся “стенке” и рукам вратаря пращевой выстрел Стасяка.

Драматичная ничья подарила убедительный пример того, что в матчах высокого международного уровня важна каждая мелочь, а незначимая в обыденном восприятии деталь оказывается порой решающей. Что стало причиной рокового выноса Жевновым мяча за пределы штрафной площади? Казалось бы, линию своих владений любой мало-мальски поигравший голкипер чувствует рефлекторно, безошибочно контролируя положение по отношению к ней своего тела и мяча. На сей раз что-то сбило этот ограничитель. Скорее всего, Юрий просто не видел разметки — из-за снегопада ее нанесли составом бордового цвета. Решение оказалось явно неудачным: в гамме газона преобладала все же зелень, и на ее фоне линии были едва различимы как с поля, так и с трибун.

Другим аргументом, разгружающим воз вратарской вины, можно считать игровое поведение всей белорусской команды. Ближе к финальному свистку ее игра теряла в стройности с каждой новой польской атакой. Напряжение на хозяйской половине достигло критического максимума и все реже разбавлялось попытками убедительных контрдействий со стороны наших парней. В момент, когда Жевнов поймал мяч и стал разгоняться, чтобы повернее адресовать его подальше, он вдруг обнаружил впереди отсутствие надежных адресатов: никто из партнеров не “предложился” для приема передачи. Рука уже пошла на роковой замах, а мозг выдал пресловутое “второе решение” — тормозить ногами. Оказалось, поздно. Роковая черта была губительно близка, и на ее уровне, словно поджидая оплошность голкипера, стоял готовый семафорить флагом педант-лайнсмен…

Польский форс-мажор

Впрочем, согласимся, что гол поляков при всей его эксклюзивности не оставил ощущения неправедной кары. Не случись его, у гостей были бы основания пенять на судьбу громче, чем горевали в итоге мы.

Игра дружины Эдварда Кляйндинста в Минске никак не заслуживала оценки отрицательным балансом мячей. Мы лишний раз убедились, как опрометчиво порой оперировать оценочными стереотипами, перенесенными из игры взрослых, при оценке потенциала команд молодежной и более низких возрастных категорий. И уже не думается, что октябрьский жребий был так уж лоялен к белорусам.

К слову, в наше пятничное описание предматчевой диспозиции не успели попасть форс-мажорные обстоятельства, серьезно осложнившие положение польской команды. В стане гостей разразилась эпидемия банального гриппа. Кто-то из заболевших остался дома, кого-то пришлось перевести на постельный режим уже в Минске. В результате штаб “бяло-чырвоных” не набрал штыков даже на полную протокольную заявку: в графе запасных зияла незаполненная строка. Причем в числе потерь оказались отнюдь не серые лошадки: Голиньски, Стронк, Миля и Мадей. Двое последних и на протяжении всего отборочного цикла и вовсе были лидерами дружины: именно они обеспечивали моторные агрессивные действия на флангах атаки, а универсал, умница и технарь Себастьян Миля, номинально числившийся левым защитником, был еще и основным исполнителем всех “стандартов”.

Решимся на парадоксальное умозаключение: вынужденная перестройка польской “молодежки” в чем-то ей и помогла. Пожалуй, Юрий Пунтус, всегда обстоятельный при подготовке к любому матчу, никогда прежде не изучал соперника столь въедливо, как на этот раз. Однако в своих предположениях возможных тактических сюрпризов Кляйндинста он никак не ожидал такой радикальной трансформации состава. Пускай вынужденно, но поляки построили игру так, что в определенном смысле застали белорусов врасплох.

Грипп как фактор тактики

Эдварда Кляйндинста почитают в Польше прежде всего как отменного тренера-аналитика. Не случайно при частой смене рулевых первой национальной команды всякий новый ее наставник в последние годы неизменно приглашал в свой штаб этого трудягу, незаменимого в деле сбора и обработки информации о соперниках. Вспоминаю, как в октябре 2000-го в преддверии матча Польша — Беларусь в Лодзи польские газеты запестрели наукообразными интервью, где он по полочкам и весьма грамотно разложил особенности игры команды Эдуарда Малофеева. Причем большинство из его рекомендаций, данных Ежи Энгелю, сработали тогда победно.

Не приходится сомневаться, что и на сей раз белорусы были изучены Кляйндинстом досконально. В этом смысле полная предсказуемость состава, выставленного Пунтусом, в определенной мере значила утрату тактической инициативы. Особенно при сопоставлении с авральными решениями, к которым жизнь подтолкнула соперников.

Их наставник отказался от механических замен выбывших игроков. К примеру, позиция загрипповавшего Мадея на правой бровке оказалась практически вакантной. Нет сомнений, что Кляйндинст отважился на определенный риск исходя впечатлений от видеопросмотра игр белорусов: ведь большинство матчей цикла явно не удались нашему левому хаву Леше Сучкову. Оставив его без оппонента, Кляйндинст добился поразительного эффекта. Сучков, которого готовили к противостоянию лидеру соперников, оказался в вакууме и растерялся, не зная, как себя вести. В значительной мере его растерянности поспособствовали и партнеры: в стартовые полтайма команда почему-то напрочь исключила из атакующих операций как раз левый фланг — а ведь именно там было в избытке свободных зон.

Заметим, что после логичных поправок, внесенных в действия белорусов Пунтусом и проводником его воли Глебом-старшим, именно слева в штрафную гостей и пришла размашистая атака, в которой Концевой открыл счет. Однако сникший в дебюте Сучков по-настоящему на поле, увы, так и не адаптировался. Реабилитироваться во Вронках он тоже уже не сможет: необязательный “горчичник” стал для Алексея вторым в цикле.

…Вернемся, впрочем, к тактике Кляйндинста. Сэкономленную фланговую единицу он использовал во благо усиления группы атаки. Польская команда начала игру практически с тремя форвардами: Елень, Смолярек и Новацки, совершенно свободные от территориальной привязанности, активно перемещались и слаженно менялись позициями по фронту и глубине атаки. Им активно помогал еще и Шлюсарски. Но он тяготел все же к привычному левому флангу и этим, как показалось, отчасти маскировал революционность тренерских намерений. Первый симптом головокружения белорусской защиты проявился уже на 2-й минуте, когда идеальный момент корявым ударом в руки Жевнову испортил Смолярек. Неспособность оборонительной линии хозяев разобраться с каруселью в чужой группе атаки (во втором тайме неразбериху усугубил выход Ольшара) стала печальным для нас лейтмотивом всей игры. Опасность пожара пару раз возникала и до перерыва, а после антракта как минимум трижды у поляков появлялись голевые шансы (один из них принес стопроцентный пенальти), каких ни разу не было у белорусских ребят.

На безГлебье Сокол не птица

Организация польской обороны столь же сильного впечатления не произвела. Хотя это впечатление справедливо переиначить: позитивные наблюдения за игрой подопечных Пунтуса связаны в основном с действиями в атаке. Белорусы задорно взбудоражили трибуны в стартовых десятиминутках каждого из таймов. В дебюте ставка явно делалась на быстрый успех, добыть который хотели с помощью отчаянного прессинга и запредельных скоростей. Не вышло: после двух примерочных ударов Калачева и Глеба, схожих дистанциями и степенью неточности, наступательный пыл предсказуемо пошел на убыль. Гости структурировали игру и отодвинули эпицентр событий от своих ворот.

В эти минуты на их успокоившиеся головы и свалился белорусский гол. Он родился благодаря дальновидности Глеба — тот вовремя развернул атаку во фланг, где не всегда уверенно чувствовал себя без полузащитной поддержки Навотчиньски. А Калачев и Концевой проявили похвальную напористость, выжав максимум из эпизода, который на каждой стадии потребовал незаурядных техники и решительности.

Другому ударному отрезку в исполнении нашей молодежки — вскоре после отдыха — как и первому, предшествовал укол-встряска со стороны гостей: Шлюсарски в отличной позиции напротив ворот придумал лишний пас на Еленя. Ответом наших была кошмарная трехминутка для Кушчака с ударами Калачева, Беганского, Глеба и спасительным для поляков офсайдом у Баги, который прибегал на розыгрыш углового. Это был тот отрезок матча, когда с трибуны уверенно подумалось о победе. Показалось, что заработали коррективы, внесенные Пунтусом в перерыве. Подтвердить это предположение могли бы пару десятков минут игры на таком же уровне. Но она продолжалась до обидного мало и завершилась с уходом с поля Александра Глеба.

Не нам судить, насколько серьезным был удар Навотчиньского по Сашиному подъему и можно ли было перетерпеть ту боль. Слегка озадачило разве что отсутствие хотя бы попытки это сделать — о необходимости замены ключевой игрок белорусов просигнализировал скамейке категоричным жестом, даже не дожидаясь вердикта врачей…

Замена Глеба разделила матч содержательно на два неравных отрезка. На втором качество игры хозяев неуклонно шло на убыль.

Неготовность команды — прежде всего психологическая — играть без Глеба стала самым неприятным открытием матча. Это было тем более удивительно, что большую часть цикла о привлечении Глеба в “молодежку” Пунтус только мечтал, и тот период, смеем верить, выявил не одного, а ряд игроков, ментально годящихся на роль заводил: Бага, Шкабара, Калачев, оставленный в резерве Молош. Теперь, увы, никто не смог вовремя выйти из тени и повелеть: делай, как я! Возможно, таким субординационным настроениям некстати подыграл и всеобщий бум, до игры сделавший Глеба-старшего ее премьер-персоной.

А отправленный на позицию диспетчера Виктор Сокол если не сдрейфил, то всего лишь проиллюстрировал разницу между футболом внутрибелорусского и европейского потребления. Не привыкший к предложенным поляками скоростям, он безнадежно замедлял игру и не раз терял голову и мяч в ситуациях, элементарно простых.

Час загадок от Пунтуса

Между тем после не реализованного Ковальчиком пенальти поляки пошли ва-банк. Разреженность в их тылах подсказывала тактическое переключение на игру от обороны на контратаках. Наверняка именно это входило в намерения Пунтуса. Однако реализовать их помешала неспособность наших парней всерьез соперничать с гостями в… быстроте бега. А без лучшей, чем у оппонента, дистанционной скорости в контратаку не улетишь. К тому же слишком часто белорусов обидно притормаживала неточная игра в пас. На подступах к штрафной Жевнова становилось все горячее — гол назревал…

Пожалуй, ни один матч “молодежки” этого созыва не оставлял игрокам и тренерам столько заданий на дом. Причем на проведение объемной работы над ошибками была отведена пара- тройка дней, счет которым истечет завтра.

Подбодрим себя тем, что роль задающего загадки перед ответной встречей почти наверняка перейдет от Кляйндинста к Пунтусу. Поляки интенсивно лечат больных. Белорусы гарантированно недосчитаются во Вронках серьезно травмированного в субботу Концевого, дисквалифицированных Рожкова и Сучкова.

Нам болеть за остающихся в обойме. Кто сказал, что хоть что-то потеряно? На табло — две единички, контуры которых всего лишь чуть размыл несмелый минский снегопад.

Первый матч плей-офф молодежного чемпионата Европы

БЕЛАРУСЬ — ПОЛЬША — 1:1

МИНСК. 15 ноября. Стадион “Динамо”. 10000 зрителей (продано 8359 билетов, вместимость — 40000). Пасмурно, снег, 3 градуса мороза. Электроосвещение. Начало в 17.00. Билет — 2000-4000 рублей (детский — 1000).

СУДЬИ: Э.Браамхаар, Р.Меенхайс, Х.тен Хоове (все — Голландия).

КОМИССАР: А.Попов (Украина).

ИНСПЕКТОР: А.Шмидхубер (Германия).

Составы команд

ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 12.Логвинов, 13.Молош, 14.Киренкин, 18.Корниленко; Польша — 12.Капса, 13.Иваньски, 15.Квек.

ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Юрий Пунтус, Юрий Пудышев; Польша — Эдвард Кляйндинст, Кшиштоф Палушек, Яцек Каштанкевич.

ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — белые майки, красные трусы.

ГОЛЫ: 1:0 — Концевой (31-г, пас — Калачев). 1:1 — Стасяк (84, пас — Шлюсарски).

На 61-й минуте Ковальчик не реализовал пенальти (вратарь парировал).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Новацки (29), Рахвал (46), Жевнов (60), Радлер (61), Сучков (71) (все — за грубую игру), Рожков (75), Попель (84), Абботт (84) (все — за неспортивное поведение).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА — 94.46 (46.31 + 48.15).

БЕЛАРУСЬ ПОЛЬША
1-й т. 2-й т. ВСЕГО 1-й т. 2-й т. ВСЕГО
УГЛОВЫЕ 5 5 3 3 6
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 5 6 11 8 10 18
В створ ворот 1 3 4 2 4 6
В штанги и перекладины
Мимо ворот 4 2 6 3 5 8
Блокированные 1 1 3 1 4
ФОЛЫ 12 12 24 13 14 27
ОФСАЙДЫ 3 3 3 3

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ

2 — Рахвал переводит мяч за спину Надиевскому на ход Еленю, который грудью пробрасывает его вперед, а затем пяткой пасует назад Шлюсарскому. Тот после обработки переправляет мяч в район правого угла вратарской Смоляреку, удар которого с 4 метров приходится в Жевнова.***

4 — Калачев подхватывает мяч в середине поля, приближается к воротам, финтом уходит влево от Казимерчака и бьет с 22 метров в дальний верхний угол — чуть выше.*

8 — С правого фланга Калачев пасует в центр А.Глебу, который обводящим ударом с 20 метров направляет мяч в левый угол ворот — рядом со штангой.**

27 — После навеса Шлюсарским в центр вратарской Панковец опережает соперников, но выбивает мяч головой к линии штрафной, откуда, принимая его на грудь, с 14 метров мощно бьет Елень — Жевнов начеку.**

31 — А.Глеб передачей влево находит Концевого, который с угла штрафной выполняет диагональную передачу. У лицевой линии мяч догоняет Калачев и пасом назад верхом возвращает его форварду. Концевой бьет головой с 13 метров в ближний нижний угол — 1:0.***

39 — Перед штрафной белорусов Шлюсарски отбрасывает мяч Буркхардту, который хлестко бьет с 20 метров в правый нижний угол — рядом со штангой.*

43 — Попель пасом из середины поля находит на линии штрафной Беганского. Тот с помощью финта уходит от защитника влево и обводящим ударом направляет мяч в левый верхний угол — рядом со стойкой.**

45 — Новацки перехватывает мяч в штрафной у Баги и бьет с 14 метров, но попадает в белорусского капитана. К срикошетившему мячу устремляется Смолярек, которого в единоборстве задевает Надиевский. Первым у мяча оказывается Буркхардт. Он мощно бьет левой ногой с 5 метров с острого угла — мимо.***

50 — Верхом вдоль левой бровки за спину Попелю Казимерчак бросает в прорыв Ольшара. Тот врывается в штрафную и пасует в центральную зону назад свободному от опеки Шлюсарскому, который переводит мяч вправо набегающему Еленю. Однако форварда гостей опережает на выходе Жевнов.**

51 — Белорусы проводят стремительную комбинацию слева направо в одно касание, в которой участвуют Беганский, Рожков, А.Глеб, а мощным ударом с угла штрафной ее завершает Калачев — вратарь переводит мяч на угловой.**

52 — После подачи Калачевым углового справа мяч летит на дальний угол вратарской, где Беганский выигрывает “верх” у Стасяка, но бьет головой не очень сильно — вратарь на месте.**

53 — А.Глеб получает пас от Калачева, обманным движением уходит от Ольшара, врывается в штрафную и мощно бьет с 15 метров в ближний угол, но на пути мяча оказывается Казимерчак.*

60-61 — Через правый фланг поляки организуют стремительный контрвыпад. Елень мчится вдоль бровки, смещается в центр и пасует в район левого угла штрафной никем не прикрытому Шлюсарскому. Тот пробрасывает мяч мимо выходящего наперерез Жевнова, но вратарь ногой сбивает соперника. Судья назначает пенальти. Ковальчик бьет с “точки” в левый нижний угол — Жевнов парирует.***

65 — После совершенной в центре поля обрезки Соколом поляки проводят очередную контратаку, которую после паса Шлюсарским назад с 11 метров несильным ударом в ближний угол завершает Смолярек — Шкабара выбивает мяч из пустых ворот.***

71 — Шлюсарски слева навешивает на одиннадцатиметровую отметку. Смолярек головой сбрасывает мяч вправо, а Елень с 10 метров мощно бьет — выше.**

84 — После перехвата подачи соперника Жевнов устремляется к линии штрафной для быстрого ввода мяча в игру, однако, не обнаруживая впереди открытых партнеров, тормозит, но руками выносит мяч за пределы штрафной площади. Назначается штрафной удар прямо по центру от ворот. Шлюсарски катит мяч вправо, а Стасяк мощно стреляет — 1:1.***

86 — Попель справа навешивает со штрафного. Мяч после касания Рожковым оказывается у В.Глеба, который с левого острого угла бьет с 5 метров, но мяч летит поперек вратарской.**

89 — Шкабара получает мяч вблизи левой бровки, чуть смещается в центр и с 32 метров хлестко бьет в дальний верхний угол — Кушчак переводит мяч на угловой.**

ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ

Александр Глеб сыграл 20-й матч за молодежную сборную Беларуси. Из футболистов нынешнего состава “молодежки” у Глеба 3-й показатель в этой номинации. А лидируют Юрий Жевнов — 31 игра и Алексей Бага — 29. Между прочим, чаще этих двух футболистов еще никто и никогда в истории молодежной сборной Беларуси не играл!

“Сухая” серия Юрия Жевнова в отборочных матчах чемпионата Европы прервалась на отметке 357 минут — рекорд сборной. Прежнее достижение принадлежало Владимиру Гаеву, который в отборочном цикле-1996/97 в течение 244 минут сохранял свои ворота на замке.

Молодежные сборные Беларуси и Польши провели 5-й матч (2 товарищеских и 3 отборочных матча чемпионатов Европы), и ни разу наши футболисты не проигрывали соперникам. Баланс взаимоотношений команд: +2=3-0, 10-5.

В трех последних играх с польской молодежной сборной в наши ворота судьи трижды назначали одиннадцатиметровые удары, и каждый раз вратари сборной Беларуси брали верх над пенальтистами: дважды выигрывал дуэли Юрий Жевнов, один раз — Александр Сулима.

За матчем наблюдали 10 тысяч зрителей — повторение абсолютного рекорда нашей “молодежки”. Предыдущий раз столь внушительная аудитория была зафиксирована на матче Беларусь — Шотландия (1:0). Правда, тот матч в отличие от этого прошел летом — 7 июня 1997 года.

Впервые в нынешнем отборочном цикле наша молодежная сборная, поведя в счете, не сумела сохранить добытый перевес и выиграть.

Матч-прогноз: после первого тайма “ПБ” проигрывает

С финальным свистком арбитра первого поединка молодежных сборных Беларуси и Польши завершился первый тайм международного матча-прогноза “Прессбола” с польским журналом “Pilka nozna”. Увы, пока мы проигрываем — 0:2. В составе соперника счет минской встречи “молодежек” (1:1) угадали Михал Колодзейчик и Збигнев Мрозиньски.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?