Непутевые заметки. Светло-о-о!

12:33, 12 августа 2008
svg image
1233
svg image
0


Как я стал китайцем

Кто не видел Великой Китайской стены, в Китае, считай, не бывал. За день до открытия Игр мы свой шанс использовали — поехали снимать сюжет об этом чуде. Всего в 60 километрах от Пекина — красивые, зеленые, высокие горы. Жаль только, верхушки не рассмотреть — смог дошел и сюда. Участок стены, на который мы приехали, отреставрирован, но ощущение, что все здесь сохранилось с древних времен. На обратном пути заехали туда, где можно увидеть стену в ее первозданном виде, и только тогда стало понятно, в чем разница. За почти три тысячелетия сооружение уменьшилось раза в два по высоте, и тем не менее невозможно понять, как тогда люди могли такое построить.
Попасть на стену можно двумя путями: либо пешком (что для нас неприемлемо из-за довольно тяжелой аппаратуры для съемок), либо на фуникулере. Естественно, выбрали второй вариант. Подъем и прогулка стоят порядка 15 долларов. Причем в этом случае никто на аккредитации внимания не обращает. Так вот кабинки, на которых тебя поднимают, полностью герметизируются и, учитывая жару и высокую влажность, это 7-минутное путешествие превращается в душегубку. Зато при выходе красота открывается необыкновенная. Только все время мучает вопрос: зачем это нужно было строить? Понятно, что для защиты от врагов, но хотелось бы посмотреть, как по этим склонам кто-то смог бы вскарабкаться, чтобы на кого-то напасть.
Ходьба по самой стене — тоже занятие не из легких, поскольку сооружение полностью повторяет очертания гор и в некоторых местах по ступенькам приходится едва ли не ползти. Поэтому с нашей техникой дальше 150 метров мы не продвинулись. Спустившись, попали на довольно большую площадь, на которой паркуются авто и продают сувениры. Торг идет просто фантастический, цена падает в 4-5 раз. Более того, китайцы даже обижаются, если с ними не поговорить — купить сразу. Здесь важен процесс общения, хотя стороны абсолютно не понимают слов — только эмоции. Тут же, на площади, ряд ресторанчиков. Естественно, от соблазна попробовать утку по-пекински не удержались. Нарезанное тонкими пластами мясо обмакивается в специальный соус, кладется на блин, наверх лук и огурец… Пальчики оближешь! Поваров, которые это готовят, два года учат только нарезать, и наш водитель, которого мы для простоты зовем Чарли, сказал, что, побывав на стене и съев утку, мы стали настоящими китайцами…

Мавзолей, как два дворца

В тот же день попали и в центр города, на площадь Тяньаньмэнь (масштабы и пространство — самое большое пока впечатление), — уже на такси, которое здесь довольно доступно. 40-минутная поездка в центр обошлась в 40 юаней (около 6 долларов). Что бросилось в глаза: в 92-м году я наблюдал с обеих сторон проезжей части специальное пространство для велосипедистов, где был постоянный поток людей. Теперь этого нет — китайцы разбогатели, пересели на машины. Нет, конечно же, люди на велосипедах ездят, но уже не так массово, как 16 лет назад. И все же правил движения здесь по-прежнему не существует. Давеча ребята ездили снимать сюжет про вечерний Пекин, так едва успевали уворачиваться от лихачей. Маневрируют когда хотят и как хотят, правда, предупреждают сигналом. Пешеходов водители не видят в принципе. Даже не задумываются о том, что их можно пропустить. Поскольку я выполняю здесь роль пешехода, это держит в тонусе.
Чтобы просто перейти площадь Тяньаньмэнь, нужно минут двадцать. Именно здесь видна тяга низкорослой нации ко всему большому. И сама площадь, и мавзолей Мао Цзэдуна, и все здания вокруг просто огромны. Чувствуешь себя ну совсем уж маленьким. Вся площадь обнесена временным ограждением, и запускают на нее народ через КПП со всеми приспособлениями для обеспечения безопасности. Мавзолей по размерам, думаю, равен двум нашим Дворцам республики. По периметру построены здания в стиле наших обкомов партии, а в торцах площади стоят чисто китайские пагоды с характерными изогнутыми крышами. Такое вот смешение архитектурных стилей.
К сожалению, мавзолей был закрыт и нам не удалось попасть внутрь, но, что интересно, за оградой в час дня при 30-градусной жаре проводились занятия по физподготовке роты солдат в полном обмундировании. Представляю, каково им было, когда просто прогулка по площади вызывает приступы жажды.

Колотун Иванович

Перед тем как начать репортажи с Игр, каждый из членов нашей команды БТ провел своеобразную рекогносцировку местности. Мы вместе с Пашей Барановым съездили в Сельскохозяйственную гимназию, где будут проходить соревнования по борьбе, по просьбе Инги Хрущевой побывал в Акватик-центре, ну и себя любимого не забыл — изучил все входы-выходы на главном Олимпийском стадионе. И не напрасно! Здесь для того, чтобы попасть на комментаторскую позицию, есть специальный медиавход. С этим столкнулся впервые, так как обычно на стадионы мы проходили через любые ворота. И если заняться поиском своих дверей непосредственно перед эфиром, запросто можно проколоться. Китайцы в этом плане крайне принципиальны: если написано на аккредитации «медиа», то на арену иначе как через соответствующую калитку ты не прорвешься, хоть убейся.
Впрочем, вспоминаю, как, когда был спортсменом, перед стартом занимался примерно тем же — искал свой выход. Это важно для того, чтобы обезопасить себя от лишних встрясок. Ведь именно нервное, эмоциональное состояние в это время имеет первостепенное значение. Состояние очень тонкое, и мелочей здесь не бывает. Иногда погасить «колотун» не получается, и тогда соревнования можно считать законченными еще до старта. У самого были такие случаи. Помню, как, уже будучи заслуженным, на чемпионате то ли города, то ли Минской области едва мог допрыгнуть до ямы. Сижу в секторе, и сам себе говорю: ты че, совсем, на тебя же люди смотрят! А сделать ничего не могу, ноги, как колоды, в голове туман… Но, оказывается, известное состояние «предстартовый мандраж» на Олимпиаде присущ не только атлетам…

Высший свет!

С открытием Игр, естественно, резко увеличилось число людей, перемещающихся возле спортивных арен. По идее это должно было привести к огромным пробкам, но китайцы оказались готовы к наплыву — оперативно, мобильно реагируют на изменение ситуации. Сегодня был свидетелем, как на выезде из деревни в одно время собралось большое количество людей. За считанные секунды были открыты дополнительные переходы, и толпа рассосалась буквально за несколько минут.
Первые соревнования, на которых удалось побывать, — гимнастика и плавание. Пока есть время, хочу посмотреть, как работают коллеги, да и живую Олимпиаду увидеть здорово. Что интересно, арены даже на утренних квалификациях заполняются почти до отказа. Очень приятна такая активность зрителей. Ну а если на помосте появляются китайцы, творится нечто невообразимое. Внутри что-то екнуло, не мог спокойно смотреть на соревнования, поднималась такая волна, что хотелось выскочить в сектор и снова пережить эти ощущения.
Вечером, возвращаясь в медиа-деревню, решили пофотографироваться возле «Гнезда» и Акватик-центра. Подсветка — это фантастическое зрелище. Причем каждое здание не просто красиво украшено фонарями, а есть какая-то идея. Весь стадион в красном цвете — будто горящий Олимпийский огонь освещает все вокруг. Недалеко стоит здание, с фасада которого будто стекает вода. Вдруг поток замирает, и благодаря игре света и теней появляется картина. Короче, можно смело утверждать, что в свете сегодня китайцы впереди планеты всей. Старому и Новому свету пока и не снилось…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?