Велошоссе. Великая гонка у Великой стены
Гонщики первыми ощутили прелести местного климата — 30-градусной жары, эффект которой усугубляла 90-процентная влажность, и не то смога, не то тумана. В общем, солнца видно не было, и это было символично. Семь кругов вдоль Великой Китайской стены превратились в настоящий ад. Кто-то увидит в этом выражении пафос, но для велосипедистов, привыкших к выступлению на булыжниках и сумасшедших двухкилометровых подъемах, такова правда жизни. И никто из них не думал, что на главном старте четырехлетия будет легко.
Атака камикадзе
Многие гонщики устраивали чуть ли не ритуалы, требуя от небес дождя. Напрасно. Китайцы слишком качественно выполняли свою работу, когда разгоняли облака перед церемонией открытия. Ехать две с половиной сотни километров на максимуме в таких условиях — форменное самоубийство. И тем не менее двое сумасшедших нашлось — боливиец Орасио Гальярдо и чилиец Патрисио Альмонасид. Безвестные Дон Кихоты польстились на возможность приковать к себе взоры всего мира. Их преимущество росло как на дрожжах — 5, 10, 15 минут. Но это могло произвести впечатление только на неопытного зрителя, подключающегося к просмотрам велогонок лишь по олимпийским праздникам. В итоге, как и следовало ожидать, Гальярдо и Альмонасид сошли одними из первых.
Пелетон по поводу дуэта беглецов совершенно не переживал и размеренно катил по первой части дистанции, проложенной по ровным улицам Пекина. Паоло Беттини, защищавший олимпийское звание, то и дело отъезжал назад к «техничке», попутно перездоровавшись чуть ли не с половиной участников.
Лица стали более серьезными, когда в отрыв устремилась внушительная группа из 26 человек, среди которых было немало сильных гонщиков. В том числе наш Александр Кучинский. В какой-то момент преимущество этой компании превысило пять минут, но пелетон быстро сориентировался и принял форму удава, готовящегося проглотить кролика. Понятно, что все участники отрыва вычеркивались из борьбы за медали. После потраченных усилий они претендовали разве что на доезд. Белорус Кучинский и украинец Подгорный не захотели сдаваться без боя и вырвались вперед. Но то была атака отчаяния.
Командный аспект
Удачное пожирание отрыва стало возможным благодаря хорошей командой работе — прежде всего испанской и итальянской сборных. В этот день суперзвезды, победители двух последних «Тур де Франс» Альберто Контадор и Карлос Састре, безропотно превратились в «черновых» лошадок — преследовали беглецов, держали нужный ритм, принося в жертву личные амбиции. Со стороны итальянцев основную ношу взвалил на себя Брузегин — у его партнеров Пелидзотти и Нибали гонка не заладилась. Тем не менее испанцы и итальянцы контролировали ее до самого конца.
На Олимпийских играх командам редко удается действовать столь слаженно, так как их составы ограничены пятью гонщиками. И порой большую роль играет клубная принадлежность. Вспоминается, как в 2000 году в Сиднее весь пьедестал оккупировали представители немецкого «Телекома» — Ульрих, Винокуров и Кледен, сумевшие найти общий язык. В этом году явное численное преимущество было на стороне датской команды «Си-Эс-Си», которая делегировала на Игры 16 человек. На втором месте оказалась американская «Коламбия» с 8 гонщиками, в числе которых и Константин Сивцов. Кстати, представители обеих команд пробились в первую шестерку.
Вторые номера
В велоспорте ничего нельзя сказать наверняка. Слишком многое зависит от внешних факторов, а также самочувствия каждого спортсмена, особенностей адаптации к тем или иным условиям. Например, перед стартом олимпийской гонки главным фаворитом считался Алехандро Валверде. Отменную форму он подтвердил победой на престижной однодневке «Классика Сан-Себастьян». Валверде признался, что в Пекине особо опасается итальянца Беттини и немца Шумахера. В итоге Алехандро опередил обоих (Шумахер вовсе сошел с дистанции), только вот финишировал при этом лишь тринадцатым. В который уже раз золотой мальчик испанского велоспорта не смог показать класс в самый нужный момент. Хорошо еще, что у него нашелся достойный дублер в лице Самуэля Санчеса.
Гонка вообще превратилась в состязание вторых номеров. Из тех, кто на последних километрах претендовал на медали, лишь Колобнев считался главной ставкой в своей команде. Ребельин же должен был прикрывать тылы Паоло Беттини. Интересно, что тренер итальянцев Франко Баллерини долгое время игнорировал гонщика из «Герольштайнера», из-за чего Ребельин едва не сменил гражданство на аргентинское.
Ясные головы
Однодневная гонка — совсем не «Тур де Франс». Если на трехнедельных турах гонщикам приходится из последних сил крутить педали, ехать на выживание, то здесь востребованы другие качества — прежде всего умение сохранять ровное дыхание при рваном ритме, когда идет одна атака за другой. Но главное, что, несмотря на усталость, спортсмены должны сохранять еще и ясные головы, чтобы принять верное решение. Кто знает, какой из маневров окажется решающим и за кем нужно следить в первую очередь? На Анди Шлека ставили немногие, но именно он оказался локомотивом, прицепившись к которому можно было доехать до чемпионской станции. Ребельин, Колобнев, Санчес устремились вслед за люксембуржцем, а Валверде с Беттини остались на перроне.
Один из ключевых моментов произошел за десять километров до развязки, когда количество маститых беглецов сократилось до трех. На олимпийской трассе это оптимальное число, чтобы никто не филонил. Стоит похвалить Санчеса, который игрой в кошки-мышки сбросил с колеса Колобнева. Это был залог будущего успеха — ведь россиянин превосходил испанца в мастерстве горного финишера.
Нежданный чемпион
Дальнейшая ситуация показала, насколько важны каждая мелочь, любой маневр. Десять секунд — отрыв ничтожный, но, когда за спиной 240 километров, лечге взлететь, чем отыграть его. Впрочем, в пелетоне был человек, способный сотворить невероятное — Фабиан Канчеллара. Появившись из глубины, он вдруг выдал рейд, на который не способно большинство даже свежих соперников, и в итоге за километр до финиша привез Колобнева и Роджерса к первой тройке.
Анди Шлек, как мог, предупреждал партнеров по побегу о надвигающейся угрозе, но тщетно. Люксембуржец нервничал потому, что не облает яркими финишными качествами, а значит, при увеличении группы претендентов с трех до шести, его медальные шансы резко уходили в минус. Санчес и Ребельин были более спокойны. Выжатый преследованием Колобнев пошел ва-банк, но остался без добычи. А главный куш нежданно-негаданно сорвал Санчес.
Белорусские гонщики выступили в свою силу. Шанс Кучинского был в отрыве, и он пытался его поймать. Усов, как и спринтеры из других команд, оказался отрезан от финишных разборок потрясающими горными скоростями. Вмешаться в битву великих мог разве что Сивцов. Но будем объективны: в однодневных гонках Константин пока не имеет достижений. А попробуй прыгни выше головы, когда за спиной остались две тяжелейшие многодневки.
Дождь заказывали?
Календарь женских велогонок не изобилует крупными состязаниями, поэтому Олимпиада для представительниц прекрасного пола настоящий момент истины.
Организаторы предложили девушкам такую же трассу, как днем ранее мужчинам, с той лишь разницей, что завершающих кругов было два — на пять меньше. Интереса и динамичности сюжету гонки добавила капризная погода — в отличие от мужчин женщины соревновались под непрерывным дождем. С одной стороны, дышалось в условиях высокой влажности легче, с другой — риск упасть на мокрый асфальт увеличивался.
По количеству атак воскресная гонка дала бы фору иным престижным однодневкам. Счастья в сольных отрывах пытали Ханка Купфернагель, Наталья Боярская, Татьяна Гудерцо. И если бдительный пелетон силами сборных Австралии и Великобритании преимущество немки и россиянки ликвидировал, то старания итальянки были вознаграждены.
Квартет спортсменок, среди которых была Николь Кук — одна из главных претенденток на высшую ступень пьедестала, — оставил с носом основную группу во главе с реактивной, но брошенной партнершами Марианне Фос. Таким образом, делить драгоценный металл суждено было пяти гонщицам. На «отлично» с задачей справилась валлийка Кук, добавив в богатую коллекцию наград олимпийское золото. И это несмотря на технические проблемы с велосипедом, возникшие за пятьсот метров до финиша! Ликованию победительницы после окончания гонки не было предела.
ВЕЛОШОССЕ
В Испании параллельно с началом Игр проходила многодневка высшей категории «Тур Бургоса», ставшая едва ли не самой удачной за время выступления белорусов на профессиональных гонках. Андрей Куницкий из «Аква и Сапоне» выиграл стартовый этап и три дня ездил в майке лидера, лишь по истечении заключительного этапа переместившись на восьмое место в итоговом зачете. А гонщик «Де Же» Евгений Гутарович выиграл два этапа и однажды занял третье место, безальтернативно первенствовав в спринтерской номинации.
Столь хорошая форма этих ребят может свидетельствовать о том, что штаб нашей сборной сделал неверный выбор состава на Игры в Пекин. Однако, пожалуй, стоит вступиться за тренеров. Дело в том, что в велоспорте не существует объективных критериев. Часто бывает, что гонщик, который доминирует на одной трассе, на другой не показывает ничего особенного. И во многих странах звездные спортсмены даже не попали в заявку.
Куницкий и Гутарович молоды, у них нет необходимого горного наката и опыта выступлений на столь тяжелых однодневных гонках, чтобы всерьез рассчитывать на нечто большее, нежели место в середине первой сотни. И так получилось, что, пропустив Игры, они значительно подняли свое реноме. Гутарович теперь имеет в активе четыре победы в сезоне. Немногие звезды могут похвастаться подобным. Но мы верим, что главные успехи ребят впереди, и, возможно, Олимпиада в Лондоне станет их звездным часом.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь