Стрельба. Деревянная медаль. Из положения "хочу"
Процедура затянулась, и многие представители прессы, томившиеся в ожидании более часа, поспешили с окраины китайской столицы ближе к ее центру, где на тяжелоатлетическом помосте готовилась к выступлению Анастасия Новикова. Но и те, кто все же остался возле стрелковой арены, Вику так и не дождались. Вместо нее к журналистам вышел ее отец и тренер Владимир ЧАЙКА.
— Владимир Федосеевич, как Виктория выдержала процедуру допинг-теста?
— Очень сложно. Прежде чем созреть для этого, пришлось выпить три бутылки воды.
— Пиво, наверное, ускорило бы процесс.
— Возможно. Но с недавних пор алкоголь внесен в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства. Да и не годится для Вики этот способ. У нас в семье сухой закон. Спиртное в домашнем баре, конечно, имеется, но годами может стоять не распечатанным. Откупоривается лишь по случаю визитов родственников и друзей. А на различных приемах и банкетах, где сложно открутиться, дочка разве что пригубляет бокал с шампанским.
— А как же она расслабляется, сбрасывает напряжение после соревнований?
— Для нее лучшие способы — бассейн и сон.
— Вы успели обсудить с Викой ее выступление?
— На допинг-контроле она спросила у меня: «Каково ваше впечатление от моего финала?» Ответил, что, если бы не последний выстрел всего на 8 очков, я остался бы доволен. А так оценил выступление посредственно. Даже если заключительный выстрел уже практически ничего не решал, все равно некрасиво так завершать соревнования. Своим последним выстрелом стрелок как бы расписывается, ставит автограф. Поэтому никакие объяснения и оправдания в случае восьмерок и семерок не принимаются. Спортсмен в каждом выстреле должен нацеливаться на то, чтобы попасть в десять.
— Если не принимать в расчет заключительный смазанный выстрел, Вика выступила на своем уровне?
— Исходя из нынешней готовности, она недобрала пару очков.
— Которых как раз и не хватило до бронзы?
— Кто его знает. Вы же видели, как в финале все складывалось. По сути, вне конкуренции были китаянка и россиянка, которые и разыграли золото и серебро. Тягаться с ними почетно, но сражаться против их науки и материально-технического обеспечения сложно, хотя иногда и удается. Для этого необходимо, чтобы все было на стороне спортсмена — чтобы звезды сошлись. На этот раз бронзовую медаль зубами вырвала грузинка Нино Салуквадзе. Я уж со счета сбился, какими в ее биографии стали Олимпийские игры в Пекине. Можно сказать, победил опыт, которого нам как раз маленько и не хватило.
— Вика сильно расстроилась?
— Думаю, нет. Тем более что заняла место как раз в соответствии с показанным результатом. Да и к соревнованию во второй дисциплине — стрельбе из малокалиберного пистолета — готовиться надо. Олимпиадой жизнь не заканчивается. Впереди будет много других важных стартов. Хотя морально она была готова сражаться за медаль и в Пекине. Возможно, нацеленность на результат была даже очень сильной, а в нашем деле такие вещи могут сослужить и дурную службу. Когда стрелок чересчур концентрируется на завоевании медали, а не на выполнении правильных действий, это чревато фиаско. Поэтому перед стартом попытались привести ее в чувство. Сказал ей: «Не забывай про тумблер, который надо вовремя переключать из положения «хочу» в положение «выполнять». И в целом это удалось нормально. Первую серию из 10 выстрелов отработала хорошо, выбив 97 очков. А вот дальше потеря концентрации все же произошла. Условным сигналом подозвал ее к себе, указал на то, что надо изменить.
— Результатом этого стал подъем на одну ступеньку по сравнению с квалификацией, где Вика была лишь пятой…
— Это не столько мы поднялись, сколько соперница из Монголии выпала из числа претенденток на награды. Она молода, неопытна, вот и не выдержала напряжения.
— Насколько сильно стрелкам мешают видеокамеры, которые снимают спортсменов на огневом рубеже? Режиссеры выводили Вику на большой экран несколько раз.
— Камера бегала перед всеми спортсменами. Когда попадаешь в финал первый раз, это нервирует, но потом привыкаешь. Спортсмены не любят, например, когда корреспонденты подбегают с камерой прямо на линию огня. Сегодня возникла ситуация: монгольская девушка, вышедшая в финал с третьего места, заканчивала стрельбу, и когда остался один выстрел, к ней подбежали телевизионщики с аббревиатурой ВОВ на бэджах (она позволяет им находиться в эпицентре событий). Мы их называем бобиками. Так вот, мало того, что фотожурналисты начали работать вспышками, так еще этих бобиков судьи запустили прямо на линию огня. Сохранить психологическое равновесие в такой ситуации непросто.
Виктории здорово помогла научиться самообладанию преподаватель кафедры спортивной медицины Белорусского государственного университета физкультуры и спорта Галина Солянко. Она добрых три года проходила у нас в роли личного психолога Вики и специалиста по спортивной медицине. Ее вклад в наши успехи очень велик. Жаль, не дотянули до олимпийской медали, это была бы наша общая награда. Мы планировали медаль, и практически все для этого было сделано. Готовились к этой Олимпиаде серьезно как никогда. Если в Сиднее-2000 в юниорском возрасте Виктория толком ничего не поняла, то на вторую Олимпиаду-2004 в Афинах шла уверенно, даже слишком: мол, раскатаю всех элитарно. В итоге получила щелчок по носу — всего 16-е место. После этого она сказала: «Да, Олимпиада — это те соревнования, где много серьезных нюансов». Поэтому и обратились к Галине Ростиславовне Солянко. Она нам помогла добыть бронзу чемпионата мира-2006 и золото чемпионата Европы-2008. Правда, в среде атлетов существует поверье, что если в олимпийский год выиграешь Европу, то останешься с носом на Играх. Но настоящий спортсмен стремится к победе на любом соревновании, и вряд ли на чемпионате Европы кто-то станет играть в поддавки из-за суеверий…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь