Тяжелая атлетика. Бронзовая досада. Это праздник со слезами на глазах
— Настя, как прошла ночь в статусе бронзового призера Олимпиады?
— Поразмышляла над своим выступлением. И чувство огорчения, охватившее еще вчера, до сих пор не покинуло. Обидно, что не смогла осилить вполне подъемные для себя килограммы. Так что слезы, проступившие на моих глазах на пьедестале, — это слезы досады. Но отнюдь не потому, что при одинаковой сумме поднятых килограммов уступила серебряную награду кореянке из-за чуть большего собственного веса. Просто не показала того, на что способна. В то же время затрудняюсь сказать, что нужно было сделать по-другому, чтобы вышло иначе. Вроде все делали правильно, но что-то не пошло, и все тут. То ли сказалось то, что вес пришлось сгонять, то ли чувство психологического дискомфорта, который испытывала в отсутствие своего тренера Виктора Шилая, с которым привыкла работать.
— Получив в 2005 году двухлетнюю допинговую дисквалификацию, могла себе представить, что спустя три года взойдешь на олимпийский пьедестал?
— У меня уже тогда была цель — пекинская Олимпиада. К ней целенаправленно готовилась, несмотря на отлучение от тяжелой атлетики. И тренировки я продолжала. Первый тренер и родные поддерживали, отговаривали бросать любимое дело. Личный наставник Виктор Шилай приглашал на сборы вместе с командой. Тренеры видели во мне перспективу, и поэтому у меня не пропало желание тренироваться. А минская ШВСМ приняла на работу в качестве методиста.
— Что скажешь о двух не засчитанных судьями попытках?
— В рывке допустила техническую ошибку, которая не позволила зафиксировать вес. Что касается второго упражнения, то на выступлении в толчке отразилась не совсем качественная разминка перед выходом на помост. Соперницы начали менять свои начальные веса, и мне пришлось подходить к снаряду раньше, чем планировалось.
— На экране, установленном на арене, показывали, как между выходами на помост ты лежишь на спине, подняв ноги вверх…
— Это мне мой личный тренер посоветовал так восстанавливаться. У нас с ним сплоченный тандем. Мы с Виктором Анатольевичем сработались сразу же, как только начали сотрудничать, года с 2002-го. Теперь понимаем друг друга с полуслова. Ему достаточно посмотреть на меня, чтобы понять, что происходит. Бывает, конечно, вспылит, может накричать. Но уже через пять минут подойдет и извинится, как будто ничего и не было. Сейчас у него у самого непростой период в жизни. После ряда допинговых дисквалификаций он был освобожден с поста старшего тренера женской сборной страны, из-за чего не поехал на Олимпиаду. Я видела, как он переживает, поддерживала. Хотя без некоторого напряжения не обошлось. Но мы оба стараемся вовремя гасить его, приободрять друг друга.
— А как ты вообще оказалась в тяжелой атлетике?
— Как-то мы с сестрой Леной в родном Жодино пошли в тренажерный зал. Просто из любопытства. Там была секция силового троеборья. Меня заприметил тренер Василий Васильевич Рудь, который и предложил попробовать себя в этом виде. У меня всегда была тяга к спорту, поэтому долго уговаривать не пришлось. А после Олимпиады в Сиднее-2000, где от Беларуси выступала Аня Батюшко, я перешла в тяжелую атлетику. Примечательно, что в то время женские штанги еще не появились, и мы работали с мужскими, у которых толстый гриф. Тренер часто просил меня прикладывать ладошки к штанге, а потом качал головой и приговаривал: «Все хорошо, вот только одна проблема». Но так и не говорил, что это за проблема. Потом оказалось, что у меня короткие пальцы, из-за чего возникали сложности с хватом. Потом появились специальные женские штанги, которые несколько упростили мне жизнь.
— В мире отношение к женской тяжелой атлетике весьма противоречивое. Даже некоторые известные специалисты скептически относятся к тому, что женщины тягают штангу.
— Женщины освоили уже много видов спорта, которые раньше представлялись исконно мужскими. Что касается силовых видов… Ну что поделать, каждый ищет те ощущения, которые ему близки.
— Килограммы, показанные таиландкой, которая стала чемпионкой, для тебя преодолимы?
— Мы в принципе на ее результаты — 221 (95+126) — в первую очередь и ориентировались. Еще учитывали и кореянку, которая увела у меня серебро. Надеялась набрать сумму никак не меньшую, чем вышло у чемпионки, особенно в толчке. Ведь на Кубке Беларуси я подняла в двоеборье 229 килограммов (100+129). Примерно на такие результаты рассчитывала и в Пекине. Ну, может быть, чуть ниже, учитывая, что на Кубке Беларуси я соревновалась, не сгоняя вес. Буду стремиться к ним и на чемпионате мира в следующем году.
— Вы не обсуждали вариант перезаявки веса в решающей попытке в толчке на более высокий? Ведь тогда и кореянка вынуждена была бы идти ва-банк, что увеличивало бы риск ее неудачи, в случае которой ты сохранила бы серебро?
— Я предлагала такую версию, но тренер не захотел рисковать. Я так поняла, что главное для него было просто взять медаль.
— То есть готова была рисковать?
— Кто не рискует, тот не пьет шампанское. А вот шампанское я как раз-таки люблю. Правда, отпраздновать в тот же день не получилось. Вернулась в Олимпийскую деревню очень поздно, да и алкоголь в ней не продается. Так что придется потерпеть. Может быть, удастся выбраться в город, развлечься. Время до отлета на родину, 22 августа, еще есть.
— Собираешься оставаться в спорте до Олимпиады-2012 в Лондоне?
— Желание-то вряд ли пропадет. А вот как позволит здоровье? Посмотрим. Все возможно.
— После завершения карьеры не планируешь перейти на тренерскую стезю?
— Вероятнее всего, останусь в спорте. Не исключено и то, что буду работать тренером. По крайней мере образование уже есть. В этом году закончила факультет спортивных единоборств университета физкультуры.
— Еще не решила, как потратишь призовые, положенные тебе за медаль?
— Были бы деньги, а уж применение я им найду. Возможно, закончу ремонт в квартире. Часть потрачу на погашение кредита за автомобиль.
— Помимо тяжелой атлетики, будешь следить еще за какими-нибудь соревнованиями пекинской Олимпиады?
— Интересна дуэль Тихона и Девятовского в метании молота. Буду болеть, чтобы остальные в нее не вмешались.
— Что бы ты хотела посмотреть в Китае и знала ли что-нибудь об этой стране до приезда в Пекин?
— Хочу взглянуть на Великую Китайскую стену. Да и другие достопримечательности осмотреть не отказалась бы. Не знаю, как получится.
— Спортсменкам всегда непросто устраивать личную жизнь. Какие у тебя на этот счет планы?
— Совмещать спорт и личную жизнь действительно сложно. А если и попробовать, то вряд ли из этого выйдет что-то путное хотя бы на одном из фронтов. Так что нужно выбирать что-то одно: либо концентрироваться на достижении максимальных результатов в спорте, либо сразу посвящать себя семье. На нынешнем этапе приоритетным направлением является карьера.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь