Олимпиада своими глазами. Каждый сверчок знает
Впечатлений уйма: «Представляешь, у хозяйки в клетке живет ручной сверчок. Каждый вечер он поет. Она его кормит какой-то гадостью. Я сначала засыпал плохо — больно громко верещит. А теперь ничего. Почти привык».
Эделман Фелема — удивительный человек. Оказалось, Олимпиада интересует его далеко не в первую очередь. Он приехал в Пекин… протестовать. Причем против всего: нарушений прав человека, бедственного положения Тибета и поставок Китаем оружия в Судан. Однако быть бунтарем духа не так-то легко.
За несколько дней до начала Олимпиады было объявлено о том, что для различных демонстраций муниципалитет Пекина отведет три парка: Ритань, Шицзе и Цзычжуянь. «Ты должен выразить свою гражданскую позицию. Пойдем на демонстрацию», — агитировал меня Эдо. Не скажу, будто мне было что демонстрировать, но любопытство пересилило. Мы поехали в Шицзе.
В переводе с китайского Шицзе означает «мир, планета». Еще за сто метров до объекта показалось, что для средоточия всех манифестаций демократических сил здесь подозрительно спокойно. «Какие демонстрации? Нет и никогда не было…» — удивился на ломаном английском сотрудник парка. «Как же так?!» — негодовал Эдо. Чтобы поддержать отца голландской демократии, я предложил съездить в Ритань. Моя готовность тащиться на другой конец города ради общечеловеческих ценностей вселила в Эдо сдержанный оптимизм. Который был разбит о патриархальную тишину и второй «трибуны» для протестов.
Увиденное косвенно подтверждает заявления многочисленных правозащитных организаций. По их информации, парки были открыты не для свободного волеизъявления, а для более легкой расправы над протестующими. Ведь чтобы получить возможность манифестации в парке, необходимо подать предварительную заявку, в которой должны быть указаны не только цель собрания, но даже надписи на флагах и баннерах. Однако вместо разрешения на демонстрацию проситель… оказывается в следственном изоляторе за «нарушение общественного порядка» на неопределенный срок. По заверениям представителей международной организации «Human Rights Watch», таким образом в сети полиции попало уже немало недовольных. «Би-би-си» растиражировала историю Чжан Вэй, которая собиралась привлечь внимание общественности к незаконному выселению ее семьи из Пекина. Согласно правилам, она подала заявку. А затем была неожиданно взята под стражу. «Сначала нам сказали, что ее продержат в изоляторе три дня. Но затем срок был увеличен в десять раз», — жалуется ее сын Ми Ю. Или другой пример. Цзи Сыцзунь попытался организовать демонстрацию, призывавшую к свободе слова. Он подал прошение, а через несколько дней отправился узнать о его судьбе и был арестован. По данным «Human Rights Watch», только за среду тем же образом пресечено восемь демонстраций в защиту Тибета.
Так или иначе, парки протеста в Пекине пустуют. Можно считать это нарушением прав человека. Можно — образцовой организацией общественного порядка. Каждый сверчок знай свой шесток.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь