ЧЕЛОВЕК ИЗДАЛЕКА. Ганский Марадона
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Армандо БАБА АДАМУ. Нападающий. Родился 20.09.79 в Кумаси (Гана). Рост 186 см, вес 84 кг. Выступал за “Кумаси”, французский “Гавр” (1998), “Аль-Шабаб” из ОАЭ (1998-2001), российские “Ростсельмаш” (2001-02) и московский “Локомотив” (2002-03). С июля 2003 года — в минском “Динамо”.
— Для начала напомни, каким ветром тебя занесло в Беларусь.
— У нас, футболистов, так всегда: сегодня ты здесь, а завтра — там. Нечто подобное произошло и со мной: играл в России, но руководство московского “Локомотива” решило отдать меня в аренду минскому “Динамо”. Что ж, теперь выступаю в Беларуси и рад этому.
— Но надолго в “Динамо” задерживаться наверняка не собираешься?
— Пока я здесь, и все мои мысли о том, как принести максимальную пользу минскому клубу. Однако не скрываю, что в будущем хотел бы поиграть где-нибудь в Европе. Особенно меня привлекают две страны — Франция и Испания.
— В первой из них ты уже выступал…
— Да, провел шесть месяцев в “Гавре”. Но тогда мне во Франции не очень понравилось. Во-первых, холодный климат — это сейчас я уже приспособился, а тогда с непривычки чувствовал себя крайне некомфортно и неуютно. Во-вторых, были непонятны намерения руководства. Оно никак не могло решить, остаюсь я в команде или нет: все полгода находился будто бы на просмотре, что, понятно, не могло положительно сказаться на моем психологическом состоянии. В конце концов надоела неопределенность, и я отправился в Эмираты. Эта страна, кстати, понравилась, и уровень футбола в тамошней лиге достаточно высокий.
— Каковы первые впечатления от нашего чемпионата?
— Неплохие. Думаю, белорусский клубный футбол постоянно прогрессирует, что связано в том числе и с притоком иностранцев из Африки, Бразилии, Европы. По крайней мере в “Динамо” постоянно приглашаются легионеры, и это, на мой взгляд, идет команде на пользу. Да и болельщики довольны: им ведь интересно посмотреть на чернокожих игроков — для них это своего рода экзотика. Я посоветовал бы менеджерам и тренерам всех команд обращать больше внимания на селекционную работу за пределами Беларуси. Это принесет плоды.
— “Динамо” неудачно выступило в первом матче квалификационного раунда Кубка УЕФА, уступив в гостях датскому “Брондбю” — 0:3. Как считаешь, шансы отыграться есть?
— Трудно будет, у датчан сильная команда. Однако чудеса в футболе случаются. В таких случаях я всегда вспоминаю финал Лиги чемпионов 1999 года. Помните, тогда “Бавария” выигрывала у “Манчестер Юнайтед” — 1:0, но на последних минутах англичане забили один за другим два гола и завоевали самый почетный континентальный клубный трофей? К тому же в Копенгагене мы хоть и проиграли, но действовали очень хорошо, не уступали хозяевам поля практически ни в чем, кроме “стандартов”. Счет 0:3 явно не по игре. Если сумеем сделать верные выводы из того поражения, исправим ошибки и продемонстрируем слаженную игру, плюс нам улыбнется удача, то вполне сможем победить “Брондбю” в Минске с любым счетом. Хоть 10:0.
— Как ты вообще чувствуешь себя в столичном клубе? Друзьями уже обзавелся?
— Стараюсь поддерживать со всеми приятельские отношения. Тем более что это совсем нетрудно: в “Динамо” замечательный коллектив, отличные ребята, и мне очень приятно общаться с одноклубниками. Правда, незнание русского языка мешает. Он очень трудный, и за два года, прошедших с момента приезда в Россию, я запомнил лишь несколько простых слов: “хорошо”, “спасибо”, “иди сюда”, “до свидания” и так далее.
— А вообще в белорусской столице уже освоился?
— Чувствую себя здесь вполне нормально. Минск — красивый город. Клуб выделил мне квартиру в самом центре, возле “Макдональдса”, что на проспекте Скорины.
— Люди на улицах обращают на тебя внимание?
— Да, причем нередко не так, как бы мне того хотелось. Допустим, прохожие могут бросить вслед что-то типа убирайся в свою Африку. Что-что, а русские ругательства я прекрасно понимаю и в подобных случаях чувствую себя оскорбленным. К сожалению, для белорусов, как и для россиян, свойственно относиться к представителям других национальностей с изрядной долей негатива. Расизмом это, конечно, назвать нельзя, но такая черта ваших людей мне не симпатична. Однако ничего не поделаешь… Посему стараюсь не зацикливаться на плохом.
— В России сталкивался с аналогичными проблемами?
— Я не вижу большой разницы между Россией и Беларусью — в принципе один язык, похожий климат… В Минске все более или менее нормально, во всяком случае, до прямых угроз в мой адрес дело пока не доходило. Хуже было в Москве, где на меня однажды напала банда скинхедов. Когда их было трое или четверо — дрался с ними изо всех сил. Однако затем им на подмогу прибежало еще человек десять, и мне ничего не оставалось, как пуститься наутек. После того случая мне обеспечили своего рода защиту в лице одного местного мафиозо, которому при возникновении подобного рода проблем я мог позвонить в любое время дня и ночи. Хотя Москва в целом хороший город, там есть где погулять, но такие вот уличные хулиганы портят впечатление… Расизм — ужасная вещь. Чем, скажите, я отличаюсь от белого? Я такой же человек, у меня две руки, две ноги… Просто Бог создал меня с темным цветом кожи. А некоторым почему-то это ужасно не нравится.
— В Минске доводилось встречать соотечественников?
— Да, есть пару человек — они здесь учатся. А еще я познакомился с нигерийцами, их в Беларуси довольно много. Это здорово, что можно пообщаться с земляками- африканцами!
— Расскажи о своей родине. О Гане в Беларуси известно совсем мало.
— Многие у вас, да и вообще в Европе, почему-то думают, что Африка — это сплошная нищета, эдакие полуразвалившиеся сельские лачуги… На самом деле все иначе. В Беларуси тоже наверняка есть деревни и города, откуда хочется как можно быстрее уехать. Но есть и Минск, где жизнь гораздо лучше и цивилизованнее. Так и у нас. Существуют, конечно, и бедные села, но в целом уровень жизни в Гане выше, нежели в Беларуси. Ведь наша страна очень богата природными ресурсами: золотом, алмазами, и экономика постоянно развивается. И в больших городах, скажем, в столице Аккре, люди живут, точно в Америке.
— Со всеми благами цивилизации? Автомобили, мобильные телефоны, компьютеры с Интернетом…
— Конечно. А как вы думаете? В Гане у каждого четырехлетнего ребенка уже есть “мобильник”. А когда дети подрастают — у них появляется и машина. Нередко уже в 15-летнем возрасте.
— Прямо рай на земле. Может, переселиться в Аккру…
— Так приезжайте — гарантирую, разочарованы не будете. В Гане, к слову, живет очень много белых, и к ним замечательно относятся: предоставляют все условия, а расизма либо притеснения со стороны чернокожих нет и в помине. Уверяю, стоит вам попасть в Африку, и вам уже никогда не захочется назад. Белые, живущие в Гане, чувствуют себя там как дома.
— Говорят, ты привез с собой в Минск пажа…
— А откуда это вам известно?
— Земля слухами полнится…
— Действительно, есть один парень, который мне помогает по хозяйству, а я ему за это плачу. Знаю его уже много лет — он тоже из Ганы. А что здесь такого? У нас это в порядке вещей. Скажем, в моем доме на родине вообще много прислуги. Кто-то убирает, кто-то стирает, а кто-то готовит…
— Кстати, ты женат? Или, глядишь, отыщешь невесту в Беларуси?
— Ваши девушки, возможно, и красивы, но я с ними не общаюсь, поскольку у меня есть супруга и двое детей — мальчик и девочка. Пока они в Гане, но уже совсем скоро приедут в Минск. Жду не дождусь.
— Скучаешь?
— Не то слово! Я страшно тоскую по родине, а по своим близким — в особенности. Буквально каждые полчаса-час созваниваюсь с ними. Один бог знает, сколько денег уже потратил на телефонные разговоры! Но когда я не общаюсь с родными, чувствую себя не в своей тарелке…
— По завершении спортивной карьеры вернешься в Гану?
— Безусловно. Только там я чувствую себя по-настоящему комфортно. Здесь, в Беларуси, тоже неплохо, но ничто не может сравниться с родными местами.
— Немало ганских футболистов играет по всей Европе…
— У нас все от мала до велика без ума от футбола. Я, например, даже не знаю, что делал бы без него: жизни без мяча не представляю. Честно. Если бы не заиграл в футбол, стал бы, скорее всего, тренером или консультантом. Многие мои соотечественники мыслят так же, поэтому нет ничего удивительного в том, что из них вырастают отличные игроки. Я поддерживаю контакт со многими ганскими футболистами: Майклом Эссьеном, Самюэлем Куффуром, Алексом Ньярко, Чарльзом Аконнором. Неплохая компания, правда?
— Пожалуй. А с Абеди Пеле знаком?
— Конечно! Это вообще легенда ганского футбола. Я знаю его много лет и, чуть что, всегда могу позвонить Абеди и обратиться за помощью или советом.
— В сборную Ганы тебя вызывают?
— Я провел за национальную команду немало встреч, но все они были товарищескими. В официальных матчах пока не довелось участвовать, хотя дважды я значился в заявке сборной на Кубке Африки. Но один раз выйти на поле мне помешала травма, а в другой — клубные неурядицы. Тогда я выступал в ОАЭ за “Аль- Шабаб”, и, поскольку в этой команде возникла сложная кадровая ситуация, ее боссы приказали мне вернуться. Я не посмел их ослушаться, в противном случае у меня были бы большие проблемы.
— Доводилось слышать, что имя Армандо ты получил в честь Диего Армандо Марадоны. Но ведь в 1979 году, когда ты родился, великий аргентинец лишь начинал свой путь к славе…
— При рождении меня назвали просто Баба Адаму. Армандо я стал позже — в детстве, когда только постигал азы футбола. Окружающим показалось, что своей манерой игры я напоминаю Марадону, вот они меня так и прозвали. А позже это прозвище стало моим официальным именем, и теперь оно значится во всех документах, в том числе и в паспорте. Кстати, в Гане все знают меня только как Армандо. Имя Баба Адаму там практически никому ни о чем не говорит, за исключением моих родных и близких.
— Армандо на родине — личность популярная? На улицах узнают?
— Конечно! Меня там все знают, автографы просят, интервью… И не только в Гане, но и в других африканских странах. Спросите у Лямина Сана (сенегальский легионер “Динамо” присутствовал при нашей беседе. — “ПБ”.). Он подтвердит, что и на его родине мое имя тоже хорошо известно. Между прочим, мы с Лямином знакомы уже много лет, играли друг против друга еще на юношеских турнирах. Он очень удивился, когда я приехал в “Динамо”.
— И в завершение поведай о своих внефутбольных пристрастиях. Чем занимаешься в свободное время?
— Мое главное хобби — музыка. Не могу, как и без футбола, без нее жить. Обожаю рэп, хип-хоп, рэгги и могу слушать любимых исполнителей целыми днями.
— А русскоязычную музыку?
— Тоже ничего, есть хорошие песни. Правда, напеть не смогу — все-таки языка не знаю и не понимаю, о чем в них говорится.
— На дискотеки захаживаешь?
— Я не любитель этих дел. Вообще, обычно провожу время либо на тренировке, либо дома. Гуляю по Минску не так уж часто.
— В “Макдональдс” наведываешься?
— Не привык я к такой пище. Всего лишь раз зашел туда, чтобы перекусить. Обычно питаюсь в других ресторанах, где еда дороже и качественнее.
— Русскую водку пробовал?
— Я мусульманин, поэтому спиртного не употребляю вообще. И не курю. Мой любимый напиток — апельсиновый сок.
— В Интернет заглядываешь?
— Конечно, у меня дома ноутбук. Там ведь столько забавного и любопытного! Меня интересует самая различная информация о происходящих в мире событиях. Кроме того, Интернет предоставляет такую бесценную услугу, как электронная почта.
— Политикой интересуешься?
— Нет, абсолютно. Я футболист, а политикой пусть занимаются те, кому это положено или нравится.
— И последнее. Каких высот ты хочешь достичь в футболе, о чем мечтаешь?
— Стать лучшим игроком мира. Думаю, это реально. И, вот увидите, скоро я им стану! Обещаю: где бы я ни оказался через несколько лет, пускай даже и не в великом клубе, обо мне все равно услышит весь мир…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь