ПОРТРЕТ. Геннадий Близнюк: один из многих

16:12, 29 января 2004
svg image
1841
svg image
0
image
Хави идет в печали

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Геннадий БЛИЗНЮК. Родился 30.07.80 в Светлогорске. Нападающий. Воспитанник светлогорской ДЮСШ-2 (тренеры — Анатолий Кучинский и Виктор Беляй). Выступал за команды “Энергия” (Жлобин, Д3) — 1996, “Коммунальник” (Светлогорск, Д2) — 1998, “Гомель” (Д1) — с 1999-го. Чемпион Беларуси-2003, бронзовый призер-99. Обладатель Кубка Беларуси-2002. В высшей лиге чемпионатов Беларуси — 111 матчей (39 голов, 12 результативных передач). Лучший бомбардир чемпионата Беларуси-2003. В молодежной сборной Беларуси — 5 матчей (1 гол). Средний рейтинг (версия “ПБ”) — 5,14.

— Что-то маловато ты, Гена, в Москве забил. Один мяч в четырех матчах…

— Конечно, для нападающего это не показатель. Тем более что моментов хватало: то мимо, то в штангу… И пенальти в матче с ЦСКА запорол. Хромает пока реализация.

— Переживаешь?

— Не особенно. Межсезонье ведь только началось. Разве можно набрать приличную форму за две недели? “Кубок Содружества” был для нас всего лишь этапом подготовки к сезону. Суперзадач перед командой никто не ставил. А выступили мы, считаю, достойно. Такого мнения придерживаются и футболисты, и тренеры, и клубное начальство. Польза от турнира очевидна. В эту пору мы не можем получить нормальную игровую практику на родине. По крайней мере у нас на базе таких условий нет. Зимой вынуждены ограничиваться кроссами, занятиями в спортзале, на тренажерах. “Содружество” было для нас вроде втягивающего сбора: разбегались, сыгрались, почувствовали уверенность. И практику хорошую получили: как-никак против чемпионов боролись, а это — уровень.

Что касается реализации, то сегодня она не главное. Понятно, хочется забивать в каждом матче независимо от ранга соревнований, однако отсутствие кондиций дает о себе знать. Для меня это не в новинку. Год назад я тоже, мягко говоря, не блистал. За все межсезонье забил всего один мяч, да и тот с пенальти. А чемпионат начался — и дело пошло. Как знать, может, история повторяется…

— Ты рассматривал “Кубок Содружества” как возможность показать себя иностранным купцам, приглянуться селекционерам?

— Специально такой цели перед собой не ставил. И в мыслях не было как-то выделиться: брать игру на себя, таскать мяч по всему полю, мол, смотрите, какой я красавец. В первую очередь на команду играл, на результат, а о гипотетическом заграничном контракте в те дни мало думалось. Вроде по ходу турнира какие-то люди интересовались мной, но это — слухи. Лично на меня никто не выходил. Ну и ладно, чего переживать?

— Зато Анатолию Байдачному твоя игра пришлась по душе. Обещал дать тебе шанс в сборной.

— Я уже получил вызов на кипрский турнир. На днях в клуб пришел факс из федерации, в котором мне предписано прибыть 16 февраля в Минск в расположение сборной. Как к этому отношусь? Ну конечно, положительно. Кому не хочется попробовать силы в национальной команде? Буду стараться. Кстати, 7-го “Гомель” вылетает на две недели в Турцию, и я прямо оттуда, не дожидаясь окончания сбора, отправлюсь в Минск. Сборная есть сборная.

— И чтобы стать ее основным игроком, желательно иметь работу где-нибудь за пределами Беларуси. Давай продолжим тему твоего вероятного перехода в зарубежный клуб. Не засиделся в “Гомеле”?

— Я здесь с 1999 года. На первый взгляд, давно. Пять сезонов — это срок. Но только в двух последних я имел стабильное место в стартовом составе, часто выходил на поле и помногу играл. А раньше в основном в запасе болтался, взрослел. У меня только начало что-то получаться, пошел прогресс, и в “Гомеле” я еще потолка не достиг. Уверен, до какого-то уровня расти можно и здесь, а дальше будет видно.

— Н-да, честолюбием бог тебя явно обделил…

— Ничего подобного. Желание уехать у меня есть. И опыт трудоустройства в России также имеется. Правда, неудачный. Дважды побывал в “Уралане”. Сначала в межкруговой паузе чемпионата-2002 поехали в Элисту вместе с Максимом Разумовым. Прошли сбор, все нормально. И в следующий раз — уже по окончании сезона, в декабре — отправились подписывать контракт. Но в “Уралане” в те дни как раз произошли глобальные перемены в тренерском штабе. В команду пришел Шалимов, у которого были свои взгляды на комплектование. В общем, мы с Максом оказались в пролете. И вдобавок пропустили первый этап подготовки. Об упущенном времени пришлось пожалеть позже, когда явились в Пермь, на смотрины в “Амкар”. Поглядели на нас, разобранных, местные тренеры и говорят, мол, извините, ребята, как-нибудь в другой раз…

Теперь я не спешу куда-либо срываться. У меня действующий контракт с “Гомелем”, мне здесь интересно. А появится стоящий зарубежный вариант — с удовольствием рассмотрю. Думаю, и руководство клуба будет не против моего отъезда за границу.

— Кстати, белорусы потихоньку осваивают казахские просторы. Футбол там на подъеме, и деньги — что немаловажно — дают хорошие. Ты бы поехал?

— Это вряд ли. Материальные блага, конечно, далеко не последнее дело в спорте. Но какой бы бум казахский футбол ни переживал, уровень тамошнего национального чемпионата ничуть не выше нашего. А ехать исключительно ради заработка не хочется. Возраст не тот. Туда ведь, как правило, отправляются на закате карьеры, чтобы поправить свое финансовое положение. В 23 года об этом рано думать. Лучше выждать время и махнуть в Россию или на Украину.

— Сезон-2003 — самый успешный в твоей карьере?

— Глупо было бы с этим спорить. Золото чемпионата и титул лучшего бомбардира — все это у меня впервые.

— Считаешь свои голевые достижения закономерностью?

— Не знаю. Сложно быть объективным в оценке собственной игры. Впрочем, одно могу утверждать: 18 мячей при том количестве моментов, что мне создавали партнеры в каждом матче, — минимум. Будь я чуть удачливей, расчетливей, хладнокровней — забил бы намного больше.

— Ценишь красоту в голах?

— На публику не играю. Лучшие мячи для меня — победные. Двум эффектным голам в проигранном матче предпочел бы один корявый, забитый абы как, но принесший команде три очка. В наше время в почете рациональность. А пижоном я никогда не был.

— Ты в “Гомеле” штатный пенальтист. Прежде, если не ошибаюсь, за тобой таких наклонностей не замечалось.

— Почему? Пару лет назад главным в этом деле у нас был Борель. А я числился “замом” — ходил к “точке”, когда Витя на поле отсутствовал. Когда же он из команды ушел, его полномочия автоматически перешли ко мне. Это даже не обсуждалось.

— Как бьешь одиннадцатиметровые: на силу, точность, хитрость?

— Так я вам все и рассказал. Это мои дела.

— Ладно, тогда скажи, почему в Москве ЦСКА не забил?

— Все делал правильно. Бил наверняка, в угол. Даже себе под ноги не смотрел, за вратарем следил. Но мяч вдруг полетел вверх, в перекладину. Не повезло.

— Знаю, что в большой футбол ты пришел из “маленького” — начинал играть в мини…

— Начинал-то я, как все. В светлогорской ДЮСШ-2. Летом играли на большом поле, ездили на “Хрустальный мяч”, а зимой перебирались в зал. В 1995 году меня позвали в ЦКК — мини-футбольный клуб. Согласился. В том же году выиграли чемпионат Беларуси. Я забил мячей пять, что для 15-летнего дебютанта было неплохим результатом. Из залов не вылезал до 1998-го, пока не получил приглашения от светлогорского “Коммунальника”, впоследствии переименованного в “Химик”. Меня заявили в первую лигу на второй круг. Думал, поиграю полгода, помогу ребятам, а потом — назад, на паркет. Но вернуться уже не пришлось. Как сезон закончился, посыпались предложения: от “Гомеля”, минского “Торпедо”, мозырской “Славии”…

— Долго думал?

— Грех было не использовать такой шанс. Все-таки высшая лига. А “Гомель” выбрал потому, что рядом с домом, до Светлогорска рукой подать. Время показывает, что не ошибся. Здесь всегда были хороший коллектив и здоровая атмосфера.

— В новом виде спорта моментально освоился?

— Не сказал бы. В большом футболе совсем другие нагрузки. А в зале все намного проще: одну-две минуты побегал — и смена. Сразу пришлось очень тяжко. Даже тайм не мог выдержать, задыхался. Но со временем привык, набрался сил. Теперь для меня полтора часа игры — не проблема. Серьезный матч, конечно, выматывает до предела, а легкий — ерунда. Иногда прозвучит финальный свисток, а ты стоишь и думаешь: как же быстро все закончилось, даже устать толком не успел…

— Мини-футбольное прошлое помогает?

— Не вредит — точно. Мини-футбол учит технике, быстроте в принятии решений, умению обыграть соперника на маленьком участке поля. Все это пригодилось. Но другие навыки уже безнадежно потеряны. Недавно, к слову, белорусы встречались с украинцами в плей-офф мирового первенства. Так вот, по непроверенной информации, меня якобы хотели заявить за сборную на эти матчи. Не заявили. И правильно сделали. Не уверен, что смог бы оказаться полезным в деле, которым не занимаюсь уже пять лет. Да и рискованно это. Смена покрытий чревата травмами. А опыт игры в национальной сборной у меня есть. В 1997-м в Италии провел отборочный цикл, затем был какой-то коммерческий турнир на Украине. В общей сложности, думаю, матчей двадцать наберется.

— Рассказывают, твой Светлогорск — специфический город. Наркомания, СПИД — “райский уголок”…

— Меня напрягают такие разговорчики. Да, процент наркоманов, возможно, и самый высокий в стране, но только никто ведь не уточняет, что город очень маленький. А то, что у нас будто бы шприцы валяются прямо на улице — вранье. Я, по крайней мере, ничего подобного и близко не видел. Все чисто, аккуратно и красиво.

— Интересно, ты когда-нибудь оказывался перед соблазном “покайфовать”?

— Никогда. Среди моих друзей сомнительных личностей не водилось. Ничего необычного здесь нет. Все мое время в детстве занимал футбол. Прочих интересов не было. Даже другие виды спорта не привлекали.

— Где сегодня твой дом?

— Наверное, остался в Светлогорске. Оттуда родом, к слову, и жена. Но мы и в Гомеле себя чужими не чувствуем. Друзей, знакомых вон сколько. Дочка здесь родилась. Она уже как бы гомельчанка. А я благополучно закончил физфак здешнего университета. Тренером становиться не тороплюсь, но в будущем, думаю, диплом еще пригодится.

— Для своего роста ты неплохо играешь головой.

— Да, два-три мяча в сезоне забиваю запросто. Это врожденное качество. Прыгучесть, выбор позиции и прочее. Специально на тренировках я ничего не отрабатываю.

— Перед заключительным туром минувшего чемпионата в гонке бомбардиров ты находился на второй позиции, отставая от минчанина Сергея Корниленко на два мяча. Впереди был ничего не значивший для “Гомеля” матч в Могилеве. В нем не участвовали многие игроки основного состава, но ты отбегал все 90 минут. Гнался за снайперскими лаврами?

— Именно так. Накануне главный тренер спрашивал ребят, кто готов выйти на поле, а кто не прочь отдохнуть. Я решил доиграть чемпионат до конца и о двух мячах отставания от Корниленко, естественно, знал. Дай, думаю, попробую наверстать. Один “Днепру” забил, второй… Но после как отрезало. Моментов, как всегда, было в избытке, однако что-то вдруг разладилось.

— По итогам сезона федерация определила лучших футболистов в каждом из амплуа. Гомельчан среди лауреатов не оказалось. Не обидно?

— Если и было сожаление, то не за себя. Я ведь не единоличный лидер среди снайперов. Иное дело Антон Иванов, наши вратари… Но с другой стороны против выбора БФФ я ничего не имею. И Алексей Наумов, и Юрий Жевнов — достойные кандидатуры.

— Как думаешь, какую аудиторию будут собирать домашние матчи “Гомеля” в будущем сезоне?

— Да уж немаленькую. Нам ведь новый стадион обещают. Впрочем, все будет зависеть от нас — нашей игры и результатов. Если не уроним поднятую планку, уверен, народ пойдет на трибуны. На “Центральном” и раньше частенько яблоку было негде упасть. По десять тысяч собиралось. А с учетом прошлогоднего чемпионского успеха и реконструкции арены эту цифру не стоит считать пороговой. Во всяком случае, 15-20 тысячам болельщиков я не удивлюсь.

— Серьезную конкуренцию футболу в Гомеле составляет хоккей.

— На недавние матчи Межконтинентального Кубка выбраться не удалось. Мы как раз заехали в Стайки на сбор перед “Кубком Содружества”. Но хоккей смотрели — по телевизору. И лишний раз убедились, что гомельская команда на ведущих ролях не только в Беларуси, но и в Европе. Вообще на хоккее я нечастый гость, всего пару раз бывал. В принципе зрелище впечатляющее. Но не настолько, чтобы посвящать ему все свободное время. Куда охотнее я провожу досуг в семье.

— Сейчас, когда “Гомель” тренируется дома, каков твой распорядок дня?

— Мы теперь на базе работаем. Домой прихожу только на ночлег, а ухожу рано, когда еще все спят. Ничего не попишешь, готовимся к сезону…

— Несмотря на возраст, ты в команде старожил. Поучить жизни молодежь, покомандовать, покачать права в твоем характере?

— Нет, абсолютно. Наоборот, не считаю зазорным самому иногда вспомнить юность — мячи набивные принести, маты… Хотя такими делами больше другие занимаются. Ребята из дубля, новички команды.

— Минувший год добавил тебе популярности среди болельщиков?

— Так, подходят… Как в Светлогорске появлюсь, постоянно звонят друзья, знакомые. До сих пор поздравляют с золотом. И как ни странно, это не надоедает. Но эйфории по такому случаю у меня нет. Если прикинуть, разве мало у нас чемпионов, бомбардиров? Я всего лишь один из них.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?