ПОРТРЕТ. Дмитрий Чалей: я на своем месте

09:29, 17 декабря 2004
svg image
2053
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Триумф “Славии” четырехлетней давности и нынешний успех “Динамо” — пока самые значимые достижения в моей карьере. Впрочем, сравнивать эти команды не стоит. Единственное сходство — и в той, и в другой было много молодежи. Конечно, приятно становиться первым. Другое дело, мой личный вклад в успех этих команд был неодинаковым. Если откровенно, прекрасно понимаю: четыре года назад золото получил авансом. В ту пору в Мозыре собралась приличная компания игроков, ведущие роли исполняли Карсаков, Шутов, Саматов. Я у них учился. Иная картина наблюдалась в “Динамо” в этом сезоне. Со второго круга, когда стабилизировался состав, появилась командная игра, мы целенаправленно шли к первому месту. Потому динамовской медали рад больше.

— Как считаешь, почему в дальнейшем не сложились дела у “Славии”?

— В составе команды произошли глобальные изменения. Владо Петрович сделал ставку на югославов. А знаковые фигуры мозырского клуба — Карсаков, Шутов, Геращенко — покинули “Славию”. Впрочем, не хочу обвинять во всех грехах тренера. С первого дня совместной работы было заметно, что Петрович — специалист высокого уровня. Чего не скажешь о его соотечественниках, появившихся в Мозыре. Из всех “югов” заиграли лишь Грубер и Васич. Остальные были не сильнее местных ребят. В 2001 году стояла задача удачно выступить в Лиге чемпионов. Но уже во втором квалификационном раунде уступили братиславскому “Интеру”. Затем сменили Петровича на Павла Родненка. Начались проблемы с финансированием, команда пошла под откос…

— Руководство “Славии” пыталось решить вопросы с финансированием путем сдачи в аренду игроков заграничным клубам.

— Не минула участь сия и меня. Осенью 2001 года с Володей Корытько отправились в словацкий “Ружомберок”, где уже находился Валера Стрипейкис. Что бросилось в глаза, это обилие жесткой игры — борьба на поле велась до последней секунды матча. Осваиваться после “Славии”, где практиковали техничный, комбинационный футбол, было нелегко. В принципе уровень словацкого чемпионата невысок. Уверен, та “Славия” могла бы претендовать в нем на медали.

— Однако братиславский “Интер” в Лиге чемпионов вам оказался не по зубам.

— Мы были с ним примерно одного класса. Но по игре, которую демонстрировала “Славия” в тот момент, рассчитывать на многое в еврокубках было глупо. Ничего общего со “Славией” образца 2000 года команда уже не имела. Ушли лидеры, определявшие игру.

— А вскоре “Славию” покинули еще несколько ключевых футболистов, в том числе и ты.

— Была возможность продолжить карьеру в “Ружомбероке”. Обсудил условия личного контракта, однако руководители клубов не договорились. Павел Петрович Родненок хотел оставить меня в Мозыре на следующий сезон. Начал готовиться к чемпионату. Но руководители “Славии”, пытаясь решить финансовые проблемы, стремились продать футболистов и регулярно предлагали варианты трудоустройства. Не знаю, как возник вариант с “Ростсельмашем”, но возможности попробовать силы в высшей российской лиге не хотелось упускать. Провел с новым клубом сбор в Объединенных Арабских Эмиратах, приглянулся Анатолию Байдачному и заключил контракт.

— Правда заиграть в основном составе ростовчан так и не удалось…

— Вплоть до старта чемпионата числился в обойме основных футболистов, в спаррингах имел много игрового времени. Но в матче первого тура не попал даже в заявку. И в дальнейшем пробиться в состав не получалось. Можно сказать, Анатолий Байдачный, пока тренировал “Ростсельмаш”, не дал мне шанса. Было неясно, зачем меня вообще приглашали: тренировался с основой, а играл исключительно за дубль. После тренерской смены, когда “Ростсельмаш” возглавил Сергей Балахнин, у меня появилась возможность заявить о себе. Две игры выходил в основе. С “Локомотивом”, которому уступили 0:3, и с “Шинником”. В поединке с ярославцами уже на первых минутах пошел в подкат, а кто-то из соперников, перепрыгивая, задел ногой мою голову и рассек ее. Тайм доиграл, а в перерыве попросил замену. Балахнин сказал, мол, ничего страшного, выздоравливай, на тебя очень рассчитываю. Но до конца чемпионата в заявку больше не попадал. Не в моих правилах интересоваться у тренера, отчего не выпускают на поле. Относился по- философски: значит, тренер не видит меня в команде. Хотя сейчас жалею, что не решился поговорить с Балахниным.

— У наших восточных соседей важно не только хорошо играть. Буквально каждый тренер имеет обойму футболистов, которые кочуют вслед за ним по необъятным просторам России.

— Скажу больше. Иван Саввиди, пришедший в “Ростсельмаш” на пост президента, являлся агентом девяти футболистов этого клуба. Комментарии, думаю, излишни. Хотя партнеры уверяли, что не понимают, почему я не играю. Был вариант аренды. Но ехать в Китай, несмотря на привлекательные условия контракта, не рискнул. До последнего надеялся, что сумею пробиться в основу ростовчан.

— А в итоге вернулся в Минск.

— Зимой 2003 года получил приглашение от “Динамо”. Отработал несколько сборов. Как-то возвращались командой из Италии, позвонил человек из Ростова, который занимался моим трансфером. Сказал, что клубы договорились о переходе в “Динамо”. Однако через пару дней он вновь связался со мной и сообщил, что вышла неувязка. Начался период неопределенности. До апреля тренировался самостоятельно, предсезонка выпала напрочь. Ошибся, что на месяц-другой не попросился в какую-нибудь команду. Агент постоянно предлагал варианты, по большей части из первой российской лиги. Но чемпионат в России стартовал, а стоящих предложений не было. Порой ловил себя на мысли, что, видимо, полгода придется провести без футбола. Как вдруг позвонил Леонид Андреевич Лапунов и пригласил на беседу… По первым играм за “Торпедо” почувствовал, что готовность далека от идеальной. Но спасибо Боровскому, который верил в меня, ставил в состав, давал возможность разыграться. Со второго круга постоянно выходил в основе. Обидно, что в последний момент при равенстве очков уступили бронзу минским динамовцам. Тот сезон пошел мне на пользу. Работа с Сергеем Владимировичем Боровским и Александром Николаевичем Башмаковым не прошла бесследно. Почерпнул для себя много полезного.

— Большую часть того чемпионата ты провел на позиции правого защитника. Каково было приспосабливаться к новому амплуа?

— При Боровском я играл в центре поля. Но Башмаков увидел во мне флангового защитника. Возражать по поводу тренерских решений не стал, хотя поначалу чувствовал некий дискомфорт. Однако постепенно вжился в роль правого защитника. Но это не мое место на поле, всегда тянуло к чужим воротам.

— Справа в полузащите играл Разин, потому большой необходимости тебе ходить в атаку не было.

— Отчего же? По схеме “четыре в линию” фланговым защитникам как раз-таки вменялось в обязанности подключаться вперед. Чего не скажешь о “Динамо”, где три игрока обороны в первую очередь заняты заботой о сохранности собственных ворот.

— Перейдя в “Динамо”, ты вернулся на привычное место опорного хава…

— Облачившись в динамовскую форму, точно не прогадал. Юрий Владимирович Шуканов, как только его назначили на пост главного тренера, сразу же ознакомил команду со своими взглядами на футбол, на тренировочный процесс. Он словно прочувствовал, кто на каких позициях должен играть, расставил всех по своим местам.

— Как в коллективе складывались отношения с тренером, который еще недавно был вашим партнером?

— Особых проблем не возникало. К Шуканову все относились с уважением, и новая его должность ничего не изменила. Хотя во время матчей порой забывали, что рядом главный тренер, могли высказать некоторые претензии в его адрес. Но это игровые моменты. Вне поля ребята быстро перестраивались, старались соблюдать субординацию.

— Нельзя сказать, что чемпионат сложился для тебя гладко.

— Действительно, старт немного не задался. К тому же полтора месяца пропустил из-за травмы. Только выздоровел, как произошли изменения на тренерском мостике, а это всегда вызывает у футболистов некоторые опасения. Все-таки новый тренер — новые требования. Да и с меня, уже поигравшего футболиста, спрос стал иной. Команда перестраивалась на новую модель игры, а это требует времени. Когда же “Динамо” обрело новое лицо, появился результат. Особенно отмечу финиш чемпионата, когда в очных поединках с “Шахтером” и БАТЭ мы доказали, кто есть кто в белорусском футболе. У конкурентов был шанс переиграть нас и стать первыми, а не оправдываться потом, что их итоговое место предопределило потери очков в матчах с аутсайдерами. Хотя по ходу чемпионата хватало непростых поединков. Достаточно вспомнить домашнюю встречу с витебским “Локомотивом”, когда мы вырвали победу в компенсированное время. Мне же больше запомнился матч с брестскими одноклубниками. Считаю, в тот день продемонстрировал лучшую игру в сезоне.

— По рейтингу “Прессбола” за звание лучшего футболиста чемпионата до последнего тура боролись Шуканов и Разин. Кому бы ты отдал предпочтение?

— С Андрюхой мы дружим не первый год, живем по соседству. Потому болел за него. Однако если бы Юрий Владимирович продолжал только играть, не концентрируясь на тренерской работе, первенство Разина было бы под вопросом.

— Единственный минус минскому “Динамо” — встречи с “Торпедо”-СКА: твой бывший клуб дважды оказался сильнее.

— Матч первого круга пропустил из-за травмы. А вот во второй половине чемпионата… Считаю, это единственная игра, когда шансов на положительный результат у “Динамо” не было. Команда находилась в неоптимальной форме, а автозаводцы еще претендовали на медали. Однако в итоге “Торпедо” оказалось вдали от тройки призеров. Думаю, не последнюю роль сыграла смена тренера.

— Дабы устранить лишние очковые потери в будущем, руководство “Динамо”, едва началось межсезонье, купило главного обидчика “бело-голубых” — бразильца Эду.

— Очень рад этому. Хорошо знаю Эду и могу сказать, что как человек и как футболист он практически не имеет изъянов. Уверен, его богатый игровой опыт поможет динамовской молодежи вырасти в классных футболистов. Вспоминая, как Эду адаптировался в “Торпедо”, думаю, и в новую команду он вольется безболезненно. Да и мы с Андреем Разиным поможем, если что.

— Ложкой дегтя в чемпионской бочке меда выглядит ноябрьское поражение от “Белшины” в Кубке Беларуси.

— Бобруйчане вышли на матч, как на последний бой. При равной игре им повезло больше. “Белшина” забила пенальти, а мы нет. Хотя должны были решать все вопросы еще в основные девяносто минут, а не доводить дело до дополнительного времени. Возможно, не хватило собранности, концентрации.

— Помнится, после мозырского триумфа многие твои партнеры по “Славии” пошли под венец. Как с этим делом в “Динамо”?

— Вот 17 декабря всей командой идем на свадьбу к Артуру Лесько. Но в “Динамо” либо уже женатые, либо молодежь, которая не спешит с этим делом.

— У тебя не детский возраст. Пора бы…

— Уже несколько лет живем с любимой девушкой гражданским браком. Однако штампом в паспорте обзаводиться не спешу. Считаю, что это не самое важное в жизни. Главное — душевная совместимость двух людей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?