ЮБИЛЕЙ. Альберт Денисенко: душой я с вами

07:01, 24 февраля 2005
svg image
3189
svg image
0
image
Хави идет в печали

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Альберт ДЕНИСЕНКО. Родился 23.02.30 в Краснодаре. Вратарь. Мастер спорта. Заслуженный тренер БССР (1985). Окончил минский БГИФК и московскую ВШТ (1962). В чемпионатах СССР выступал за краснодарское “Динамо” (1948-52), ростовское “Торпедо” (1953-54), московское “Торпедо” (1955-59), минскую “Беларусь” (с 1963 — “Динамо”) (1960-65). Работал тренером (1966-69) и начальником (1970-73) минского “Динамо”, начальником отдела футбола и хоккея республиканского совета “Динамо” (1974-89), тренером СДЮШОР “Динамо” (Минск) (1990). Серебряный (1957) и бронзовый (1963) призер чемпионатов СССР, финалист розыгрышей Кубка СССР (1958, 1965). Награжден орденом “Знак Почета” (1968).

Вспомнить Альберту Григорьевичу действительно есть что. И про детство, которое пришлось на годы военного лихолетья, и про то, как в 14 лет жизнь заставила самостоятельно зарабатывать на кусок хлеба. И, конечно же, о том, как после счастливых залпов победного салюта навсегда заболел спортом. С удивлением узнал, что Денисенко подавал большие надежды в баскетболе: в 16-летнем возрасте рослый паренек с отменно поставленным броском уже числился кандидатом в сборную СССР. А еще были увлечения волейболом и легкой атлетикой — опять же с хорошей перспективой. Так, в 17 лет, по сути, впервые в жизни прыгая в высоту, Альберт сиганул на 1,65 и выиграл первенство Краснодарского края! И это при том, что тогдашний норматив мастера спорта составлял 1,70. Кто знает, как сложилась бы дальнейшая спортивная судьба талантливого юноши, если бы в дело, как водится, не вмешался Его величество случай.

В 1947 году я находился с краевой баскетбольной командой на сборе в Гаграх, — вспоминает ветеран. — Туда же прибыло для подготовки к сезону футбольное краснодарское “Динамо”. Так уж вышло, что накануне контрольного матча динамовский голкипер приболел. И тренеры, соблазнившись моей фактурой, упросили постоять в воротах. Как сейчас помню, проиграли 0:2, но о себе я услышал примерно следующее: “Да ты прирожденный вратарь!” Выбор в пользу футбола был сделан незамедлительно. Уже в следующем году в составе “Динамо” стал чемпионом РСФСР. Защищал цвета команды родного города четыре года, параллельно значась старшим шофером краснодарского НКВД. Затем перебрался в Ростов-на-Дону. Но там надолго не задержался. Моя игра впечатлила тренерский штаб московских автозаводцев. Попадание в авторитетное столичное “Торпедо”, стабильно выступавшее в союзной высшей лиге, явилось серьезным карьерным скачком.

— Годы, когда вы защищали ворота “черно-белых”, наверняка вспоминаете с особыми чувствами?

— О чем ты говоришь! В середине-конце пятидесятых сначала при Бескове, а затем при Маслове в “Торпедо” блистало футбольное созвездие. До сих пор горжусь тем, что бок о бок выходил на поле и дружил с такими легендарными игроками, как Эдик Стрельцов, Валик Иванов, Валера Воронин, Слава Метревели… Наш пик пришелся на сезон 1957 года, когда мы в драматичной борьбе завоевали серебряные медали чемпионата. А в следующем году сумели добраться до финала Кубка СССР. Замечательные были времена…

— В 1960-м вы влились в ряды позднее переименованной в “Динамо” минской “Беларуси”, чтобы добиться почти столь же значимых достижений на всесоюзной арене…

— В тот год приняли решение, что в высшей лиге должны быть представлены все союзные республики. Таким образом, “Беларусь”, седьмая команда класса “Б”, скакнула в элиту. Естественно, возглавлявший минчан Виктор Новиков прекрасно понимал: необходимо усиливать состав. Поэтому в коллектив пригласили несколько московских футболистов, в том числе и меня. Долго не раздумывал, поскольку на тот момент едва ли не вдрызг разругался с торпедовским наставником Масловым, который по неясным причинам взял в турне сборной СССР по Англии моего клубного сменщика Рудакова. В национальной команде мне поиграть так и не удалось, зато с “Динамо” в Союзе пошумели.

— Похоже, динамовская бронза 1963 года стоит особняком в вашей карьере?

— Не то слово. Не в угоду белорусским болельщикам, абсолютно искренне скажу: та награда дороже моему сердцу, нежели добытое с “Торпедо” серебро. Может, потому, что далась несоизмеримо тяжелее. В “Динамо”, которым руководил Севидов, имелся добротный, но не звездный подбор футболистов. Однако мы были сильны командной игрой, духом.

— Вам дважды довелось участвовать в главных поединках розыгрыша Кубка СССР. И оба раза прикоснуться к заветному трофею вам не позволил московский “Спартак”…

— Два финала — два поражения. Эти занозы до сих пор саднят сердце. Но особенно обидным был проигрыш в составе “Динамо” в 65-м. Изнурительное двухдневное противостояние длиной в восемь таймов, несчастливая сотая минута переигровки, когда Хусаинов забил решающий гол… Это спорт, и победителем в нем становится только один.

— В бытность чемпионатов СССР существовал Клуб “сухих” вратарей имени Льва Яшина, в который включались голкиперы, отыгравшие сто и более матчей “на ноль”. Вам эта вершина не покорилась…

— Знаю, до безголевой сотни мне не хватило всего одной или двух игр. Но для меня куда большее значение имеет то, что я входил в другой клуб Яшина — клуб его настоящих друзей. Мы действительно тесно общались, благо наши жизненные дороги часто пересекались. В последний путь этого светлого, великого человека я тоже проводил…

— Альберт Григорьевич, почему вы покинули Минск, к которому, казалось, прикипели всей душой?

— Да, с городом, с клубом “Динамо” меня связывает очень многое. В Минске я играл до солидных 37 лет, работал тренером, начальником республиканского совета “Динамо”, дослужился до подполковника милиции. Там выросли мои воспитанники — Слава Хрусталев, Саша Прохоров, Миша Вергеенко, остались друзья, сын Эдуард. Так сложилось, что бывшая супруга сына отсудила мою минскую квартиру, хотя я выписывался из нее лишь на время лечения в Москве. В поисках справедливости обращался в самые высокие инстанции, но ответа не получил. Однако лето я все равно провожу под Минском, где у меня дача. Так что запиши номер телефона — в мае жду в гости. Буду рад лишний раз поворошить былое. Главное, чтобы здоровье не подводило. Болячки всякие дают о себе знать. Перенес операцию по удалению аденомы простаты. Недавно вот в Ставропольском институте радиологии прошел тридцать пять сеансов облучения. Сейчас вроде как неплохо себя чувствую.

— А чем занимаетесь в Москве?

— Большую часть времени нахожусь с семьей — женой Тамарой Ивановной и дочкой Валерией, выпускницей консерватории. Частенько выбираюсь на футбол, хотя его нынешний уровень в России не впечатляет. Наприглашали легионеров, чтобы отмывать нечистые барыши, а молодежи перекрыли кислород. Отсюда и провалы сборной.

— Где планируете отметить юбилей?

— В субботу в Москве, в ресторане белорусского посольства. Получается, почти на территории Беларуси.

— Что ж, веселого вам торжества и крепкого здоровья!

— Спасибо. А я хочу передать через вашу газету горячий привет и благодарность всем, кто меня помнит в Беларуси. Особенно — дорогим минчанам. Душой я с вами!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?