ПОРТРЕТ. Александр Кобец: дело случая
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Александр КОБЕЦ. Родился 11.06.81. Полузащитник. Воспитанник солигорской ДЮСШ (первый тренер — Николай Переяслов). Выступал за “Старые Дороги” (Д3) (1999-2000), БАТЭ (Борисов) (с 2001 года). Чемпион (2002), двукратный серебряный (2003, 2004), бронзовый (2001) призер чемпионатов Беларуси. В национальном первенстве провел 81 матч, в которых забил 14 голов и отдал 11 результативных передач. Рейтинг по версии “ПБ” — 5,14. В составе молодежной сборной Беларуси (U-21) провел 9 игр, забил 1 гол.
— Для начала хотелось бы услышать твою оценку выступлению БАТЭ в первом круге чемпионата.
— Нам удавалось не все. Потеряли много очков в тех матчах, где оступаться не имели права. В каких-то играх везло соперникам, иногда фартило и нам. Однозначную оценку первому кругу дать сложно. Обычно БАТЭ уже со старта пребывал в тройке лидеров, пока же мы лишь подпираем фаворитов. А хотелось бы, как и прежде, задавать тон в первенстве. Однако временный откат в таблице — хороший стимул для работы всей команды во втором круге. Нас рано списывать со счетов. Хотя “Шахтер” оторвался на приличное расстояние, и достать его преследователям будет чрезвычайно сложно. Солигорцы демонстрируют хороший футбол и по делу занимают первое место. Мы же, хоть и уступили “Шахтеру”, не собираемся сдаваться. Проигран ведь один матч, а не весь чемпионат.
— Каково уроженцу Солигорска выходить на поле против “Шахтера”?
— Не считаю встречи БАТЭ с горняками принципиальными матчами. Я действительно родился в Солигорске, начинал там заниматься футболом, но в “Шахтере” ведь не играл.
— Помимо футбола, в детстве какими-либо видами спорта увлекался?
— Вначале родители отдали в плавание. Но с ним расстался. После одной из тренировок обнаружил, что кто-то украл у меня жевательную резинку. Очень расстроился, плакал даже. И для себя решил: в бассейн больше ни ногой. Что в Солигорске оставалось? Только футбол. Записался к Николаю Юрьевичу Переяслову в футбольную секцию ДЮСШ. После ее окончания пришла пора служить. Так оказался в Старых Дорогах, где играл за местную команду во второй лиге. А в 2001 году очутился в борисовском БАТЭ.
— И все-таки почему тобой не заинтересовался “Шахтер”?
— Так вышло, что наше поколение попало в период реорганизации команды. В клубе появились деньги, и, следовательно, от него стали требовать результат. Добиваться же его с готовыми мастерами легче, нежели с молодыми футболистами. Потому и решили, что нет смысла воспитывать собственных игроков. Нам и пришлось разъехаться по Беларуси. Так что доказывать “Шахтеру” мне ничего не надо. Там и людей, которые возглавляли солигорский футбол в начале 90-х, уже нет.
— Помнится, ты мог попасть в минское “Торпедо” к Анатолию Юревичу.
— Действительно, в 2001 году перед тем, как оказаться в Борисове, съездил на просмотр в автозаводской клуб. Неделю потренировался с “Торпедо”, после чего вернулся в Старые Дороги. Однако клубы не сошлись в цене, и потому интерес ко мне со стороны минчан угас. А вот Юрию Иосифовичу Пунтусу я приглянулся, и он оставил меня в команде. В Борисове всегда хорошо принимали новичков, потому дискомфорта на первых порах не чувствовал. В 2001 году поначалу играл за дубль, однако со второго круга стал попадать в основной состав.
— Не многим удается в дебютном матче отметиться голом.
— Повезло. Едва началась встреча с “Нафтаном”, как я открыл счет.
— А вскоре после дебюта в высшей лиге ты уже сыграл в рамках Кубка УЕФА против грозного “Милана”.
— Естественно, “Милан” — это имя в мировом футболе. Но никакой боязни у нас не было. Юрий Иосифович доверил мне место в стартовом составе, что, естественно, окрылило. Старался продемонстрировать все, на что способен. Получалось вроде бы неплохо. Однако объективно пройти итальянцев было нереально, потому и рассматривали те встречи с позиции приобретения международного опыта.
— Последние семь лет БАТЭ — неизменный полпред Беларуси в еврокубках.
— Вспоминаются в первую очередь успешные сезоны. Участие в Кубке Интертото, к примеру, когда мы прошли несколько раундов. В последнее время не все получается, часто спотыкаемся на первом же сопернике. Хорошо что в этом сезоне прошли кутаиссцев. Хотелось бы преодолеть и самарский барьер. Хотя понимаю, что представитель российской премьер-лиги, какие бы проблемы он ни переживал, все-таки на порядок сильнее. Футбол в России сделал громадный шаг в развитии, тогда как в Беларуси столь быстрого прогресса не наблюдается. Растем, но очень медленно.
— Нынешний сезон первый, который БАТЭ проводит без своего бессменного наставника.
— Слухи о том, что Юрий Иосифович покинет Борисов, ходили года два. Потому все это время готовили преемника. После назначения Игоря Николаевича Криушенко ничего кардинально не изменилось. Естественно, несколько подкорректировались командные действия, что понятно: у каждого наставника свое видение футбола. Но перестроились на новую модель игры безболезненно.
— В чем различие между Пунтусом и Криушенко?
— Юрий Иосифович относится к числу тренеров-диктаторов: как он сказал, так и нужно делать. Игорь Николаевич, наоборот, придерживается более демократичных подходов в работе с подопечными.
— Каково соперничать с бывшими партнерами и тренером?
— Для БАТЭ все осталось по-старому — настраиваемся на каждый матч как на последний, стремимся только к положительному результату. Не делим противников на принципиальных и не очень. Так что перед матчами с МТЗ себя особо не настраивал.
— В чемпионате огорчить Пунтуса БАТЭ удалось, зато через восемь дней праздник был уже на улице Юрия Иосифовича.
— Если честно, вспоминать финальный кубковый матч желания нет. Что было, то прошло. Не повезло. Повели в счете, однако затем сказалась нынешняя болезнь БАТЭ — упускать победы в играх, где события вроде бы развиваются под нашу диктовку.
— До этого года Пунтус и БАТЭ ни разу не выигрывали Кубок, поэтому финал должен был дать ответ, кто же нефартовый — тренер или команда. Выходит, БАТЭ.
— Игра с МТЗ-РИПО и витебский финал 2002 года против “Гомеля” в чем-то схожи. В обеих встречах мы выглядели сильнее, владели преимуществом. Однако каждый раз фортуна выступала на стороне оппонентов. Думаю, в третий раз нам должно повезти и БАТЭ докажет, что может добиваться успехов не только в чемпионатах.
— Чем запомнилась первая половина нынешнего сезона?
— Давненько уже не было такого чемпионата. Большинство команд приблизительно равны по силам. Исключение — минская “Звезда”. Даже мозырская “Славия” в состоянии потрепать нервишки лидерам. В чем БАТЭ, кстати, убедился в первом круге. Выделю также матчи с минскими “Динамо” и МТЗ-РИПО, в которых нам удалось победить. Забыть же хочется поединок с могилевским “Днепром” и особенно выезд в Сморгонь к “Локомотиву”. В конце той встречи фортуна попросту отвернулась от нас. Буквально все удары железнодорожников по воротам Сани Федоровича стали голевыми. Вряд ли БАТЭ, добившись солидного преимущества в три мяча, расслабился за десять минут до конца встречи. Просто стечение обстоятельств. Подобное иногда случается в футболе — финал Лиги чемпионов — лишнее тому доказательство.
— Чем объяснишь скачок в собственных статистических показателях?
— Не думаю, что существенно прибавил по сравнению с прошлыми сезонами. В этом году не обходится без доли везения: часто оказывался в нужное время в нужном месте — оставалось лишь подставить ногу, чтобы забить гол. Хотя с другой стороны повышение результативности можно объяснить и изменениями в рисунке игры БАТЭ. После перехода в защите на линейное построение крайние полузащитники меньше времени уделяют оборонительным функциям, а больше нацелены на ворота соперника.
— По количеству ценных голов (три победных и два ничейных) ты лидируешь.
— Специально не стремлюсь улучшать собственную статистику. Главное, чтобы регулярно пополнялась очковая копилка клуба. Так уж получалось, что мои удары в играх с МТЗ-РИПО, минскими и брестскими динамовцами приносили нам победы. А то, какие цифры стоят против фамилии в статистических таблицах, еще не показатель способностей игрока. Важнее, чтобы человек приносил пользу команде.
— В этом сезоне БАТЭ очень уж подвержен ничейному синдрому.
— С приходом Криушенко на пост главного тренера больше внимания начали уделять действиям в обороне. Сейчас для нас главное — не пропустить. А в атаке в каждом матче возникают голевые моменты, которые по мере возможностей стараемся использовать.
— Но нападающие БАТЭ, не в пример остальным футболистам, радуют болельщиков голами редко.
— Будем надеяться, что голевая засуха форвардов — явление временное. И пока они ищут себя, должен же кто-то забивать.
— Многие партнеры по БАТЭ уже успели вкусить легионерского хлеба. Да и ты, помнится, ездил в Грецию.
— Было дело. Хотелось поиграть в чемпионате повыше уровнем, чтобы оценить собственные силы. В 2003 году у меня закончился контракт с БАТЭ, и я самостоятельно пробовал найти вариант трудоустройства во втором греческом дивизионе. Но возникла проблема открытия рабочей визы. Вернулся в Беларусь, поехал на просмотр в Брест, где по каким-то причинам не подошел команде. В БАТЭ не хотели возвращать по той причине, что своими поступками якобы разлагаю коллектив. Хорошо, Юрий Иосифович замолвил за меня слово и под свою ответственность вернул в команду. Теперь хорошей игрой приходится замаливать грехи перед руководством клуба. Впрочем, желание попробовать силы в более сильном чемпионате никуда не делось. Если будут конкретные предложения, почему не попытать счастья?
— Не пройти и мимо периода твоих выступлений за молодежную сборную Беларуси.
— Хорошее было время. Подобралась приличная команда, которая вышла в финальную часть чемпионата Европы и неплохо выступила.
— Однако без тебя. Может, не стоило срываться из БАТЭ в поисках неизвестного, а целенаправленно готовиться к сезону, чтобы попасть в Германию?
— Сейчас можно рассуждать о чем угодно. Что прошло, того не вернешь. Сожалеть о содеянном не вижу резона.
— А часто ли появляются поводы для этого?
— Нет. Всегда пытаюсь держать себя в хорошем настроении. Человек я довольно прямолинейный — что думаю, то и говорю. Люди, которые меня хорошо знают, не обижаются. Люблю проводить время в компании друзей, послушать хорошую музыку. Со всеми партнерами великолепные отношения, однако наиболее тесно общаюсь с солигорскими ребятами и Димой Молошем.
— С ним ты, кстати, и похож…
— До сих пор люди, которые нас плохо знают, путают меня с Димой. Мы уже не обращаем на это внимание.
— Какие у тебя еще интересы?
— Признаться, люблю бездельничать — бесцельно бродить по городу, заходить в гости к друзьям. Когда жил в Солигорске, нередко составлял компанию отцу на рыбалке. Он у меня любитель посидеть с удочкой. А после того как начал более серьезно заниматься футболом, так и позабыл, когда последний раз рыбачил. На базе в Дудинке есть озеро, которым до отъезда в “Черноморец” заведовал Женя Лошанков. Но меня что-то туда не тянет. На сборах в Турции частенько играем с ребятами с большой теннис. А здесь, в Беларуси, можем и в баскетбол зарубиться: Саня Федорович регулярно собирает партнеров на какой-нибудь площадке. Несмотря на маленький рост, стараюсь не уступать высоким. В таких сечах главное не кто победит — важнее расслабиться психологически, набраться положительных эмоций. Бывает, фильм посмотрю. А вот к чтению душа не лежит. Уж и не вспомню, какая книга была последней. Впрочем, не интересуюсь и прессой. Давно не читаю ни “Прессбол”, ни “Все о футболе”, а новости узнаю от ребят, которые читают газеты.
— Что так? Покритиковали необоснованно?
— Раньше часто читал отчеты о матчах, и порой возникали мысли, что человек, написавший ту или иную статью, попросту не был на поединке, а узнал о нем через третьих лиц. А критика… Считаю ее абсолютно бесполезной вещью, которая не сделает человека ни лучше, ни хуже. Мне все равно, критикуют меня или нет. А хвалебные отзывы раньше моя игра редко вызывала.
— Может, пора стать более серьезным, остепениться, жениться?
— Пока подобные мысли не посещают. Подружки тоже нет. Забыл, видимо, завести девушку.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь