ЧМ-2010. Андорра - Беларусь. Вокруг матча. В "Комунале" остановка
…»Комуналь» мал настолько, что отделению полисменов хватает десятка минут на его визуально-тактильное тестирование на предмет безопасности за пару часов до стартового свистка. Правоохранители леноватыми походками обходят зрительные ряды, изредка заглядывая под кресла. Выражения их лиц настолько праздные и штатские, что поневоле, на контрасте впечатлений, вспоминаешь бдительных отечественных милиционеров с их всегдашней угрюмой сосредоточенностью. Миролюбие андоррских стражей правопорядка не знает границ. Что легко объяснимо: работа у них — не бей лежачего. В стране — в этом благостном оффшоре, сытой обители горнолыжника и банковского служащего — не дерутся и не воруют. Потому камуфлированным подразделениям до самой пенсии обеспечен курортный режим. И недаром в их рядах полно представительниц прекрасного пола. Полицейский в Андорре, как выясняется, — женская профессия. Дамы в форме с погонами курируют движение на перекрестках столицы, разруливая автомобильные потоки на языке нехитрых бытовых жестов. Нет, молоко за вредность при такой синекурной занятости истребовать по профсоюзной линии никак не получится.
За полтора часа до матча на стадион начинают стекаться люди и другой древней профессии — журналисты. Разумеется, братия не многочисленна. Она так же, как и полиция, изрядно эмансипирована. Пресс-атташе футбольной федерации — дама не вполне делового вида, в очках и со студенческой папкой под мышкой. Ее зовут Мария, она проводит аккредитацию под звучащую на пустой арене бодрую музыку и тарахтенье газонокосилки — наводя последний марафет, траву стрижет дядька с голым торсом и лысиной на темени. Выдает Мария и программки, которые едва ли обрадовали бы пытливых минских коллекционеров. Продукт являет собой пяток листов формата А4, схваченных степлером в уголке. На первой странице — едкое напоминание об аномалии из апреля 2000-го: Andorra vs Belarus — 2:0.
А поле на «Комунале», к слову, качества вполне добротного. Его белорусы оценивают накануне — на вечерней тренировке. Занятие состоит из компонентов стандартных — интервью телевизионщикам Бернда Штанге и Александра Глеба, разминка, квадраты, двусторонка, удары… И — нестандартных: по периметру мелко трусят, практикуя мускулатуру, группы здоровья, с любопытством разглядывающие незнакомых гостей в красной пумовской экипировке.
Трибуны стадиона не просто малогабаритные — карликовые. «Сколько здесь мест?» — изумленно интересуется, прогуливаясь по беговой дорожке, гендиректор БФФ Леонид Дмитраница. Оказывается, чуть больше тысячи. Это примерно как один сектор у нас на «Динамо». Трибуны смонтированы на западной стороне плюс небольшой, в три ряда, вираж за северными воротами, откуда футбол смотреть одно мучение.
На «Комуналя» стороне восточной, на каменном возвышении, усеянном рекламой, — дивная андоррская пастораль. А именно — ухоженные палисадники некоего частного хозяйства. Предприимчивые владельцы которого, если небезразличны к футболу, могут созерцать его безвозмездно, то есть даром, прямо из своего сада с рюмкой чая в руках и домашних тапках на босу ногу.
Люди в Андорре, в точности по красноармейцу Сухову, все больше душевные, можно сказать, деликатные. Безошибочно обнаруживая иностранца, норовят ему помочь во всяком благом деле, в точности по Э.Малофееву, — всеми фибрами души. Профессионально солидарны и журналисты. Мы говорим с ними на чудовищной смеси английского, испанского, французского, немецкого и русского — и, кажется, отлично друг друга понимаем. Во вторник, кося взглядом влево, коллега докладывает обстановку — за тренировкой белорусов в восемь глаз наблюдает соперник: главный тренер Давид Родриго, два его ассистента и местный «Глеб» — играющий в Италии Лима-младший. Назавтра проку из вчерашнего наблюдения хозяева не выгадывают — как всегда обороняются немыслимым числом и неважнецким умением.
Каков поп, таков и приход. В среду «комуналевы» трибуны заполнены чуть более чем наполовину. И больше разрозненных возгласов местной торсиды слышен согласованный речитатив приезжей группы поддержки. Ее составляет полсотни неисправимых пилигримов, готовых «шакалить у иностранных посольств» по первому зову болельщицкого инстинкта. Финишную феерию Виталия Родионова они встречают чудовищным восторгом. А потом, в меру хмельные, осаждают раздевалку, весело выпрашивая у выходящих победителей майки. Бернда Штанге и Александра Глеба ко всему обступают для сакраментального фото на память — и, кажется, многие собираются остаться в Пиренеях до 17 сентября, когда здесь снова будут играть в футбол по-белорусски. Его привезет в Мадрид борисовский БАТЭ.
«Сантьяго Бернабеу» — не «Комуналь». Это совсем другая история. Андоррские клубы никогда не сыграют в Лиге чемпионов. А клубу нашему в ней нынче самое место. Уникальная белорусская футбольная осень только начинается.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь