СКАНДАЛ. Блаттеру закон не писан?
Письмо с издевкой
Напомним, что уже длительное время БФФ и УФФ ведут упорную и бескомпромиссную борьбу за одаренного 19-летнего форварда киевского “Динамо” Артема Милевского. Уроженец Беларуси, а ныне гражданин Украины, этот футболист заигран за нашу сборную в 2000 году в отборочном турнире чемпионата Европы среди юношей (U-16) в Голландии. Поскольку в то время Милевский являлся подданным Беларуси и не имел никакого другого гражданства, согласно статье 15 нового устава ФИФА, он не вправе играть ни за какую иную страну, кроме как за родную. Однако абсолютно неожиданно для белорусской стороны ведомство Йозефа Блаттера грубо и цинично попрало закон, приняв возмутительное, не выдерживающее никакой критики решение. О нем ФИФА уведомила в минувшую пятницу БФФ официальным письмом:
“Уважаемые господа!
Сообщаю вам, что председатель комитета по статусу и трансферам игроков ФИФА единолично в полномочии судьи рассматривал прошение игрока Артема Владимировича Милевского о смене команды ассоциации в Цюрихе (Швейцария) 17 марта 2004 года. Мы рады (?! — “ПБ”.) сообщить вам следующее решение.
Председатель комитета по статусу и трансферам игроков, обратившись первоначально к содержанию статьи 15, параграф 3 (а) регламента по применению устава ФИФА, подчеркнул, что данное положение содержит четкое и безошибочное перечисление объективных и обязательных требований, которые должен выполнить игрок, желающий использовать свое право сменить команду ассоциации. В этом контексте председатель подчеркнул, что в строгом соответствии с вышеуказанной статьей 15, параграф 3 (а) игрок Милевский не имеет права сменить команду ассоциации, поскольку он не имел двойного, белорусско-украинского, гражданства до своего первого участия в официальных соревнованиях в составе белорусской национальной команды.
Однако после тщательного изучения имеющихся в его распоряжении документов председатель должным образом обдумал определенные обстоятельства данного дела, дабы гарантировать, что решение не приведет к неверному результату. Председатель рассмотрел первоначально, что на основании двусторонней конвенции, подписанной государствами Беларуси и Украины относительно изменения национальности своими гражданами, вступившей в силу в апреле 2000 года, Милевский с получением украинского гражданства утратил гражданство Беларуси и, таким образом, возможность представлять когда-либо снова эту страну в футболе.
Затем председатель принял во внимание особенности стран, являвшихся частью бывшего Советского Союза, а также тот факт, что игрок Милевский не имел ни украинского, ни белорусского гражданства, а только гражданство СССР. Изучив данное дело, председатель счел, что, хотя игрок Милевский получил белорусское гражданство вследствие распада Советского Союза, он мог бы таким же образом стать и гражданином любого другого из государств, входивших в состав бывшего СССР. Поскольку ситуация с гражданами бывших государств Советского Союза несет в себе такую особенность, председатель пришел к мнению, что настоящее дело заслуживает более тщательного рассмотрения.
Из документов, содержащихся в деле, председатель принял во внимание тот факт, что родители игрока Милевского подали прошение о смене гражданства их сына в Департамент по вопросам гражданства Администрации президента Украины еще в мае 2000 года. Это предшествовало первому выступлению игрока Милевского за юношескую сборную Беларуси (U-16), которое состоялось 28 сентября 2000 года. Вся процедура смены гражданства продолжалась около двух лет, прежде чем вышеупомянутому игроку было предоставлено 22 марта 2002 года украинское подданство. Если бы процедура была ускоренной, это избавило бы игрока от столкновения с имеющимися ныне препятствиями. Поэтому игрок не должен быть наказан в данной ситуации.
На основании всех этих подробностей дела председатель пришел к мнению, что существует достаточно причин, чтобы положительно рассмотреть прошение игрока Милевского и Украинской федерации футбола о смене команды ассоциации.
По этим причинам председатель комитета по статусу и трансферам игроков принял решение о том, что прошения УФФ и игрока Артема Владимировича Милевского должны быть удовлетворены и, следовательно, этому футболисту разрешается представлять национальную команду Украины с момента получения уведомления о данном решении.
Урс Линси, генеральный секретарь ФИФА.”
Для начала обратим внимание на очевидный конфуз, допущенный составителями письма, отправленного одновременно в УФФ и БФФ. Поистине издевательски для белорусов звучит фраза “мы рады сообщить вам…”, явно адресованная украинцам. Не говоря уже о том, что она порождает справедливые сомнения в беспристрастности принимавшего столь ответственное решение безымянного председателя комитета. Чиновники ФИФА даже не удосужились заменить вышеприведенную фразу в белорусском варианте письма на нейтральную “сообщаем вам…” Впрочем, пускай это останется на их совести…
Опасный прецедент
Вчера корреспондент “ПБ” поспешил обратиться за комментариями к ответственным работникам Белорусской федерации футбола.
Сергей ИЛЬИЧ, начальник международно-правового управления БФФ:
— Признаться, это письмо вызвало, мягко говоря, недоумение и поставило нас в затруднительное положение. Сложно поверить, что данный документ составлен юристом, к тому же еще и высокопоставленным. Изложенные в письме аргументы вызывают большие сомнения в квалификации человека, принимавшего столь серьезное и ответственное решение. Оно отнюдь не базируется на букве закона. Основания, на которых принималось решение, являются грубым нарушением статьи 15 регламента по применению устава ФИФА. В тексте письма содержится масса неточностей и противоречащих друг другу аргументов и выводов. К примеру, председатель комитета подчеркивает, что статья 15 “содержит четкое и безошибочное перечисление объективных и обязательных требований, которые должен выполнить игрок, желающий использовать свое право сменить команду ассоциации”. И отмечает, что “в строгом соответствии с вышеуказанной статьей 15 игрок Милевский не имеет права сменить команду ассоциации”. Но тем не менее принимает в итоге решение, в корне противоречащее этой статье.
Председатель комитета утверждает, что с утратой гражданства Беларуси Милевский лишился возможности когда-либо снова выступать за эту страну. Такое мнение судьи не выдерживает никакой критики. Милевский, как и любой другой гражданин, волен сам распоряжаться собственной судьбой и может при желании выйти из украинского гражданства, если он таковое имеет. В этом случае Артем опять будет вправе защищать честь родной страны.
Далее. Осознавал ли председатель комитета, сколь опасный прецедент создает он в практике мирового футбола и сколь серьезными и непредсказуемыми последствиями могут обернуться для ФИФА и стран бывшего Советского Союза его аргументы и вердикт, когда принимал во внимание особенности этих государств? Из-за поистине безответственного решения судьи в футбольном мире может грянуть настоящая революция! Оно, это решение, оскорбляет чувства граждан суверенных государств, образовавшихся после распада СССР, ставя под сомнение их национальную принадлежность и подданство, да и вообще суверенитет независимых постсоветских стран. Создана поистине абсурдная ситуация. Исходя из принятого председателем комитета решения, миграция желающих сменить “футбольное” гражданство игроков из стран бывшего СССР может достичь катастрофических масштабов. С таким успехом Беларусь, скажем, вполне может претендовать на любого, не достигшего 21-летнего возраста, перспективного украинского футболиста, даже заигранного за свою страну. Например, на уже выступающих за национальную сборную киевского динамовца Гусева или Пуканыча из донецкого “Шахтера”. И не только на украинцев. На того же, к примеру, россиянина Сычева…
Вызывает недоумение и озабоченность и то, что председатель комитета, основываясь на доводах Украины, не счел нужным ознакомиться с позицией белорусской стороны. На отправленные в ФИФА многочисленные запросы по “делу Милевского” наша федерация так и не получила ни одного ответа, за исключением данного письма, в котором, увы, нас информируют об уже принятом решении. Нам вообще не известна судьба адресованных ФИФА писем белорусской федерации.
Весьма странным является утверждение, что родители Милевского подали прошение о смене гражданства их сына еще в мае 2000 года. Дело в том, что отец Артема Милевского во время встречи с председателем БФФ Геннадием Невыгласом, состоявшейся в декабре прошлого года, уведомил его, что ни с каким заявлением о смене подданства их сына в Администрацию президента Украины они с женой не обращались. Он сказал Геннадию Николаевичу, что их семья просто ждет решения по этому вопросу. При этом родители отчетливо понимали, что, согласно принятым в октябре прошлого года на конгрессе Международной федерации футбола изменениям в статью 15 нового устава ФИФА, выступать за Украину Артем не вправе…
В распоряжении нашей федерации имеются и многие другие веские аргументы. Однако даже тех, которые были приведены выше, вполне достаточно для понимания того, что решение по “делу Милевского” принято ошибочное и неквалифицированное.
Идти до конца
Леонид ДМИТРАНИЦА, генеральный директор БФФ:
— Восприняли это письмо как пощечину всем, кому небезразлична судьба белорусского футбола. Несправедливое решение, принятое лишь одним человеком — председателем комитета по статусу и трансферам игроков, — наделенным, к сожалению, большими полномочиями. Это явно ошибочное решение господина, занимающего в ФИФА столь высокий пост. Вынесенный им вердикт по “делу Милевского” свидетельствует либо о низкой профессиональной квалификации председателя комитета, либо… Впрочем, мы не склонны отождествлять мнение этого человека с позицией всей ФИФА. Очевидно, что своим необдуманным решением он подставил президента Международной федерации футбола Йозефа Блаттера, который 16 марта, за день до вынесения вердикта по “делу Милевского”, заявил о необходимости строгого соблюдения той самой статьи 15…
В стремлении добиться справедливого решения и отстоять законное право Артема Милевского защищать честь родной Беларуси мы пойдем до конца. В этом сложном деле будем руководствоваться уставами ФИФА и УЕФА, регламентом по применению устава ФИФА, регламентом по статусу и трансферам игроков ФИФА, дисциплинарным кодексом ФИФА, национальными законодательствами Беларуси и Украины, регламентирующими вопросы выхода из гражданства и приобретения нового подданства, а также другими нормативными документами, в том числе и международными, регулирующими затронутые вопросы. Если потребуется, дойдем до Высшего спортивного суда в Лозанне. Пока же Белорусская федерация футбола отправила в ФИФА письмо, в котором обратилась за разъяснениями и официально уведомила о подаче апелляции.
Как уже сообщал “ПБ”, 26 марта состоится очередная отчетная конференция БФФ, повестка дня которой уже утверждена. Но в свете вынесения неожиданного и возмутительного решения по “делу Милевского”, надеемся, найдутся делегаты, которые инициируют включение в нее и этого важного вопроса. К слову, на конференцию приглашен член исполкома ФИФА Вячеслав Колосков. Пускай послушает, что творится в представляемом им главном футбольном ведомстве планеты.
Не спеши торжествовать, Украина…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь