ГОРЯЧАЯ ТЕМА. Итак, продолжим?

Ее сенсационный поворот случился во вторник, когда факсы национальных федераций в Минске и Киеве одновременно приняли уведомление о решении апелляционного комитета ФИФА, рассмотревшего апелляцию белорусской стороны на мартовское решение председателя комитета по статусу игроков тунисца Слима Алулу.
ФИФА поправляет… ФИФА
Дабы не утомлять читателей пересказом шумно известной истории, отошлем несведущих к нашим мартовским и апрельским публикациям по этой теме. Не станем глубоко вникать и в мотивировку нового решения, объем которой превысил бы размеры этой газетной страницы.
Обратимся к сути, заключенной в итоговой части документа. В переводе на русский она такова:
“1. Апелляционный комитет считает, что апелляция имеет достаточно оснований, и поэтому она удовлетворена.
2. Апелляционный комитет решает, что игрок Артем Владимирович Милевский не вправе играть за Федерацию футбола Украины.
3. Все матчи, в которых участвовал игрок до уведомления о принятии настоящего решения, если таковые были, должны считаться действительными.
4. Никакие платы не будут взиматься ни с одной из сторон”.
Итак, случилось небывалое: впервые в истории апелляционный комитет ФИФА счет возможным фактически наложить вето на решение одного из рабочих органов этой организации! Собственно, отсутствие подобных исторических примеров и укрепляло украинскую сторону в убеждении, что она выиграла “дело Милевского” окончательно и бесповоротно. Это же обстоятельство, признаться, основательно подтачивало веру в успех сторонников позиции БФФ. Других весомых аргументов в пользу победы Григория Суркиса и Ко, по большому счету не было. Ибо решение комитета по статусу (см. “ПБ” N 32 за 23 марта) не имело шансов выдержать испытание любой не ангажированной юридической экспертизой. Оно являло собой нагромождение безграмотных допущений, искажающих постсоветскую историю Беларуси и Украины, более чем странной, а порой и оскорбительной трактовки законодательств обеих стран и вопиющих нарушений основополагающих положений документов самой ФИФА, регулирующих случаи смены гражданства футболистами.
Собственно, скрупулезный разбор очевидных ляпов, допущенных господином Алулу, и составил основу апелляции, оперативно подготовленной в аппарате БФФ. Белорусская аргументация убедила трех членов апелляционного комитета (председателя Рафаэля Сальгеро из Гватемалы, Джона Фарруджу с Мальты и Тая Николаса с Островов Кука), которые 26 апреля в режиме телефонной конференции (он был выбран для работы ввиду неотложности вопроса) пришли к решению, которое мы изложили выше.
В комментарии к решению комитет пояснил, что его юридическая основа — статья 15 регламента по применению устава ФИФА, согласно которой, “как правило, любой игрок, который уже представлял одну ассоциацию в официальных соревнованиях любой категории, не может играть международные матчи за другую национальную команду”. Воспитанник минской школы “Смена” Артем Милевский, как известно, в сентябре 2000 года был заигран за юношескую сборную Беларуси (U-16) на отборочном турнире чемпионата Европы в Голландии. А последующие события его биографии (украинцы настаивают на получении игроком гражданства Украины, тогда как узаконенная процедура отказа от гражданства Республики Беларусь не соблюдена, а потому в понимании БФФ Артем остается белорусом!) не подпадают ни под одно из оговоренных в регламенте исключений. “Ст.15 регламента перечисляет объективные критерии, которые не подлежат интерпретации. Следовательно, апелляционный комитет считает, что история двух стран не может являться аргументом для ослабления данной статьи”, — поправляют функционеры ФИФА плененного “Суркислэндом” ретивого коллегу, ибо понимают опасность прецедента, который могло породить подтверждение правоты Алулу.
Краеугольный камень позиции ФФУ — якобы наличие заявления родителей Милевского об изменении гражданства их сына к моменту первого выступления за Беларусь. Ведь только факт наличия двойного гражданства ко времени выступления за одну из стран позволяет, по законам ФИФА, ставить вопрос о смене игроком национальной ассоциации. Даже если допустить, что такое заявление было (отец Артема в интервью “ПБ” этот факт отвергал), то и на это апелляционный комитет нашел весомое возражение: “Дата подачи заявления на получение украинского гражданства не относится к делу. Скорее, к делу относится дата, когда оно было получено, а именно 22 марта 2002 г… Единогласно заключено, что факты являются четкими и очевидно, что Артем Милевский играл за национальную команду Беларуси с 26 по 30 сентября 2000 г. как гражданин Беларуси. Более того, у него не было украинского гражданства ко времени первого появления в международном матче… Поэтому он не может поменять ассоциацию и, таким образом, представлять Украину”.
По целине — к здравому смыслу
Сегодня при очевидной логичности и однозначности исхода начинает казаться, что у этой истории не могло быть иного развития. Однако в конце марта, когда чудаковатое решение комитета по статусу пролилось на БФФ холодным душем, надо было обладать недюжинной крепостью духа, чтобы не сдаться и начать новый раунд борьбы за свои интересы.
Львиную долю работы по подготовке апелляции вытянули генеральный директор БФФ Леонид ДМИТРАНИЦА и начальник международно-правового управления федерации Сергей ИЛЬИЧ, в разговоре с которыми корреспондент “ПБ” попытался заглянуть на дипломатическую кухню.
— Кто работал над текстом документа? Что он из себя представлял?
Л.Д. В подготовке апелляции был задействован практически весь аппарат федерации. В большей степени — международно-правовое управление. Очень заинтересованно участвовал в работе и председатель ассоциации Геннадий Николаевич Невыглас. В результате мы отправили в Швейцарию письмо на четырех страницах и еще восемь страниц прилагавшихся к нему документов. На их подготовку были считанные дни. А ведь ситуация оказалась для нас совершенно новой. Она не имела аналогов в 13-летней “суверенной” истории федерации.
С.И. Как только получили решение председателя комитета по статусу игроков, принялись штудировать основополагающие уставные документы ФИФА. Выяснилось, что они отводили нам три дня на уведомление о подаче апелляции и еще неделю — на ее подготовку.
— Впрягаясь в этот воз, допускали мысль, что все усилия могут оказаться тщетными?
Л.Д. Нет. К тому же в любом случае это был колоссальный полезный опыт, какого прежде здесь ни у кого не было. Мы практически заново перевели и дисциплинарный кодекс, и много других важных документов.
С.И. В наследство от предыдущего руководства серьезной нормативной базы не осталось. Многое приходилось делать, грубо говоря, на ощупь. Работники международно-правового управления выходили на работу в субботу и воскресенье. Уверенность в успехе опиралась, как ни парадоксально это прозвучит, на непонимание того, как вообще могло быть принято такое несовершенное решение.
Л.Д. Мы последовательно действовали в рамках закона и при этом, думаю, сделали все, что зависело от нас. Наверное, потрудились хорошо, коли наши документы признали оформленными верно и доказательными. Приятно осознавать, что справедливость и закон восторжествовали. Хотя это дело было очень непростым для ФИФА.
С.И. Если откровенно, сомнения в благополучном разрешении дела появились только тогда, когда Милевский сыграл за украинскую команду 19-летних и на это не последовало никакой реакции ФИФА. Но веру в нашу правоту это совершенно не пошатнуло.
— Ваши действия после отправки апелляции состояли лишь в пассивном ожидании решения? Возможно, в дополнение предпринимались какие-то неформальные шаги?
Л.Д. Скажу так: за пределами Беларуси — и в странах бывшего СССР, и на Западе — немало разумных людей, для которых были очевидны и наша правота, и опасность прецедента, который создавался, окажись решение в пользу Украины подтвержденным. Потому резонанс ситуация, безусловно, вызвала. Допускаю, что он в определенной степени повлиял на позицию апелляционного комитета.
— В эти тревожные недели вас волновало в первую очередь отстаивание принципиальных позиций. Теперь время подумать и о человеческой судьбе, которая оказалась в жерновах конфликта.
Л.Д. Для нас Артем остается гражданином Беларуси. У нас небольшая страна. А в ней — не так много хороших футболистов, чтобы ими разбрасываться. Впереди у парня долгая жизнь. И если у него будет желание, а уровень его мастерства совпадет с требованиями тренеров, Милевский, безусловно, окажется в числе кандидатов в молодежную сборную Беларуси на два ближайших цикла. С юридической точки зрения он совсем недавно получил право на самостоятельные решения. Пусть впредь в них будет как можно меньше ошибок.
— Возьметесь спрогнозировать последующие действия украинских оппонентов?
С.И. Надеемся, что здравый смысл восторжествует и они согласятся с решением апелляционного комитета. Впрочем, у украинцев есть десять дней для подачи протеста в спортивный арбитражный суд в Лозанне. Но в этом случае это будет уже дело “ФФУ против ФИФА”. Мы будем вовлечены в него лишь косвенно.
Л.Д. Если нас попросят, то предоставим необходимые документы. Готовы также присутствовать на таком заседании.
— В последние дни у вас были рабочие контакты с Киевом?
Л.Д. Мы отправили туда письмо, в котором запросили информацию о датах заключения киевским “Динамо” контрактов с Артемом Милевским, Дмитрием Воробьем и Алексеем Кудяновым. Она нужна, чтобы добиться компенсационных выплат белорусским школам, воспитавшим этих футболистов. Кстати, удивительно, но мы до сих пор не можем отыскать в архиве нашей федерации регистрацию трансферного сертификата на Милевского. А хотелось бы знать, кто и когда его выдал. Думаю, следующим шагом будет запрос копии трансфера в ФИФА…
Шок у сына, надежда у отца
О решении апелляционного комитета ФИФА Артем МИЛЕВСКИЙ узнал во вторник от позвонившего ему по горячим следам в Киев корреспондента “ПБ”. Шокированный этой вестью, парень отказался от каких-либо комментариев, заявив, что в ближайшее время общаться с журналистами не намерен.
А вот отец Артема Владимир Иванович МИЛЕВСКИЙ, проживающий в Минске, любезно поделился с нами своими соображениями:
— Признаться, доволен таким исходом. Мы с супругой белорусы, Артем родился в Минске, и я всегда хотел, никогда не скрывая этого, чтобы он играл за Беларусь. Это было бы правильно и справедливо. Не для того прививал сыну любовь к футболу, чтобы он защищал честь другой страны. Уверен, будет лучше, если Артему доведется выступать за Беларусь. Пытаюсь убедить в этом и жену, с которой мы расходились во мнениях. Впрочем, ее можно понять: она просто хочет, чтобы сыну было лучше, где бы он ни играл… Беспокоит только возможная апелляция украинской стороны. Плохо, если решение вопроса затянется. Артем и так очень долго ждал, переживал из-за неопределенности. Будет жаль упущенного времени, если сын вновь лишится возможности выступать на уровне сборных. Надеюсь, что выпавшие на долю Артема испытания не надломят его и в конце концов он будет выступать за дружину Юрия Пунтуса.
Есть мнения…
По горячим следам событий нет недостатка в комментариях к ним различных заинтересованных сторон. Вот некоторые из них.
Анатолий БАЙДАЧНЫЙ (главный тренер сборной Беларуси):
— Знакомство с любым кандидатом в команду я начинаю с вопроса о его желании играть за сборную Беларуси. Все, что прежде звучало на эту тему из уст Милевского, дает мне право сказать: сегодня этот футболист как кандидат в сборную никакого интереса не представляет. А то, что белорусы сумели отстоять свою правоту, имеет важное принципиальное значение. ФИФА сумела избежать опасного прецедента. Хотя не возьму в толк, как вообще белорусы и украинцы на ровном месте допустили такой конфликт.
Юрий ПУНТУС (главный тренер молодежной сборной Беларуси):
— “Дело Милевского” до вторника развивалось так, что в последнее время я, признаться, перестал всерьез следить за выступлениями и формой Артема. Поэтому вопрос о привлечении его к выступлению в финале чемпионата Европы даже не стоит. Мне и без того придется исключить из состава двух-трех ребят, которые, несомненно, заслужили право быть с нами в Германии. Что касается перспективы, то закрывать двери перед интересным игроком, который может быть полезен “молодежке” в двух ближайших циклах, было бы расточительно и недальновидно. По большому счету, все зависит теперь от самого Милевского.
Федерация футбола Украины (из официального сообщения для СМИ):
“Пиррова победа белорусского футбола не ставит точку в судьбе футболиста Артема Милевского. Федерация футбола Украины считает, что дух единства и равноправия всех членов мировой футбольной семьи, прежде всего, утверждает право главных действующих лиц — футболистов — быть равными среди равных, и продолжит отстаивать интересы Артема Милевского в Арбитражном суде по вопросам спорта в Лозанне”.
В качестве реплики на последнюю цитату — одесский анекдот от тети Сони: “Гриша, ты и Гоша хотите поговорить о великом? Тогда вытрите попы, вылезьте с-под прилавка и съедьте с Привоза хотя бы на Дерибасовскую…”
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь