АНАЛОГИИ. Колосков в отставку не подал, но ее уже приняли

06:34, 4 ноября 2004
svg image
1157
svg image
0
image
Хави идет в печали

Причем так прочно, что многим казалось, будто кресло это приросло к нему. И все же в мире нет ничего вечного, кроме Вселенной. Эту сенсационную новость решил придать гласности глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов, поспешивший обрадовать всех сообщением, что Колосков отправится-таки в отставку. Не сегодня, не завтра — может быть, через месяц или три, если соберется внеочередная конференция РФС, а ее делегаты, в прошлом году переизбравшие Вячеслава Ивановича 96 голосами из 97, резко изменят свою позицию. И все-таки уйдет. “В нашем футболе уже давно существует большой комплекс проблем. Мы обсуждали с Колосковым эту тему и пришли к договоренности, что после матча с эстонцами, независимо от его результата, он подаст в отставку”, — заявил Фетисов.

Правда, для самого Колоскова слова главного спортивного функционера России оказались неожиданными. Он признал факт беседы на эту тему и даже сказал, что действительно готов покинуть свой пост, однако не был столь категоричен.

Если президент попросит

Прояснить ситуацию попробовала газета “Известия”, разыскавшая Колоскова в Австрии, где он сейчас проходит курс лечения. Интервью с главой РФС мы предлагаем вашему вниманию.

— Вячеслав Иванович, вы общались с Фетисовым после того, как он публично объявил о вашей отставке?

— Не было такой необходимости. Мы ведь расстались с ним на том, что после моего возвращения из Австрии обсудим технические вопросы проведения внеочередной перевыборной конференции РФС. Мы не договаривались, что нужно срочно объявлять о моей отставке, как будто какой-то пожар на улице. Сошлись на том, что если есть указание президента страны, то я, естественно, возражать не буду. Я просил лишь все обсудить цивилизованным образом — с тем, чтобы не было потом никаких санкций со стороны международных футбольных инстанций. Абсолютно нормальный был разговор. И вдруг вчера я узнаю, что какие-то там уже интервью появились, пресс-релизы, рекомендации…

— Фетисов вам сказал, что это позиция Путина — отправить вас в отставку?

— Конечно. Ну поймите, какое отношение Фетисов имеет к Российскому футбольному союзу? Он что, может мне приказать — уйти или не уйти? Речь именно шла о первом лице страны, о руководителе государства, что, дескать, с ним этот вопрос согласован. На что я ответил: раз речь идет о президенте, то я, естественно, соглашусь и никаких препятствий чинить не буду.

— А у вас лично с Путиным разговора не было?

— Нет. У президента есть министр спорта, который, я думаю, уполномочен транслировать в том числе и такие вещи.

— Как вам кажется, инициатором вашей отставки был именно президент, или все это исходило от Фетисова?

— Конечно, это не инициатива главы государства. Я думаю, что перед Путиным гораздо больше значимых проблем сейчас стоит, чем моя отставка. Понятно, что и Фетисов, и президент ОКР Тягачев являлись сторонниками укрепления ведущих спортивных федераций сильными политиками. Тягачев об этом открыто заявил на расширенном заседании исполкома ОКР на прошлой неделе. Тоже, кстати, козырнул предварительным согласованием этого вопроса с президентом России. Эти слова были сказаны в присутствии примерно 150 человек. Так что это их, естественно, позиция. Но они же встречаются с президентом, а не я. Они, видимо, доносят до него какую-то информацию, а потом на него ссылаются.

— Фетисов обсуждал с вами кандидатуру возможного преемника на посту главы РФС?

— Самым губительным будет, если власти планируют кого-то конкретного. Тут же последует немедленное отлучение российского футбола от международной деятельности. В соответствии и с нашим уставом, и с уставом ФИФА никто не имеет права вмешиваться в дела национальной федерации футбола. Только члены РФС могут выдвигать кандидатуры на пост главы организации. Поэтому любая рекомендация Фетисова, Тягачева или кого-то другого будет воспринята как вмешательство в дела суверенной национальной ассоциации, за которым немедленно последует кара.

— А свою позицию в разговоре с руководством ФИФА вы намерены обозначить как добровольную отставку или как решение, принятое под давлением?

— Ни о каком давлении я, естественно, не буду рассказывать. Зачем? Что я — враг своей страны? Естественно, нет. Но две недели назад встречался с Блаттером и Юханссоном (президенты ФИФА и УЕФА.), и там речи не шло о моей отставке. Поэтому, конечно, я должен сказать всю правду, но без ссылок на давление. Скажу, что была рекомендация, с которой я счел необходимым согласиться. Вот и все.

— То есть вы твердо решили написать заявление об отставке “по собственному желанию”?

— Я же не клерк какой-нибудь из ЖКХ, который пишет заявления… Здесь ситуация совсем другая. Меня от работы может освободить только отчетно-выборная конференция, больше никто. Я буду писать заявление в исполком РФС, в котором попрошу рассмотреть, в связи с моим уходом, необходимость проведения внеочередной конференции.

— Будете ли вы вновь выставлять свою кандидатуру?

— Нет. Что ж я, мальчик, что ли, в игрушки играю?..

— А если отчетно-выборная конференция не согласится отправлять вас в отставку, каковы будут ваши действия?

— Я человек слова, если решил уйти, значит, уйду. Согласится конференция — не согласится, в данном случае не имеет значения. Моя задача — убедить конференцию, что не нужно накалять ситуацию, а избрать достойного нового президента Союза.

— Вы ведь наверняка задумывались над тем, что рано или поздно покинете свой пост. Именно так вы себе это и представляли?

— Честно говоря, нет. Понятно, что у меня были совершенно другие идеи. Скажу, что после недавнего поражения в Португалии я решил, что до конца срока, а он заканчивается в 2008 году, дорабатывать не буду при любой ситуации. Здесь было два варианта: если мы не попадаем на чемпионат мира в Германию, то я ухожу в 2005 году, тем более что у нас тогда по уставу должна пройти отчетно-выборная конференция. Если попадаем, то я в любом случае ухожу в 2006-м. Ну а теперь судьба распорядилась так, что надо уйти раньше. Что ж, будем подчиняться судьбе.

— Как ваше здоровье? Вы ведь находитесь сейчас на лечении…

— Я не то чтобы лечусь. У меня просто плановое медицинское обследование в связи с перенесенной операцией. Пока, слава богу, врачи говорят, что все в порядке: можно еще поработать. (Смеется.)…

Нужен административный ресурс

Последние слова Вячеслава Ивановича звучат риторически. Такое ощущение, что сдаваться без боя самый непотопляемый функционер всех времен и народов не намерен. Все это очень напоминает ситуацию, имевшую место в белорусском футболе в мае 1998-го, когда после 25 лет президентства в отставку добровольно-принудительно попытался уйти Евгений Шунтов. Проблема, правда, была в том, что ФИФА и УЕФА крайне болезненно воспринимают вмешательство государства в деятельность национальных футбольных федераций. Для белорусского футбола этот скандал едва не обернулся отлучением от всех международных соревнований.

Тогда тоже последовала всего лишь рекомендация главы государства, после которой Евгений Шунтов вдруг ощутил, что хочет уйти в отставку “по своей воле”. Об этом неожиданном порыве он рассказывал чиновникам УЕФА во время конференции в Кишиневе. Те же, увидев на российских каналах выступление Александра Лукашенко, возмущавшегося ужасным положением дел в белорусском футболе, сочли это явным свидетельством государственного вмешательства в деятельность БФФ. В итоге генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер в интервью “ПБ” заявил: “Для нас не существует другого президента, кроме того, кого легитимно избрала футбольная общественность Беларуси. Нам понятно, что таким человеком сегодня является Евгений Шунтов, которого мы давно знаем, и у него прекрасное здоровье, чтобы и дальше исполнять свои обязанности. Любое вмешательство государственных органов в дела общественной организации — нашего полноправного члена — неизменно повлекут за собой соответствующие санкции, вплоть до отстранения Беларуси от международного футбола”.

После такого жесткого ответа у исполкома БФФ не осталось другого выхода, как отказаться принимать отставку Шунтова. Ведь альтернативой была изоляция белорусского футбола, которая, естественно, ничего хорошего не сулила и делала бессмысленными всякие изменения в федерации. Поэтому Евгения Феликсовича практически заставили вопреки “его воле” и новым прошениям об увольнении продолжать возглавлять БФФ до созыва внеочередной конференции. Правда, по мнению Николая Ананьева, возглавлявшего тогда Министерство спорта, Шунтов, как опытный аппаратчик, хитрыми “шахматными” маневрами делал все, чтобы оставаться у власти. В конце концов у белорусского спорта номер один все же появился новый руководитель в лице “авиатора” Григория Федорова, однако сколько усилий, волнений и проблем стоила нашему футболу вся эта история, вспоминать не хочется.

Теперь, похоже, по такому же пути хочет пойти и Россия. Путин уже многое перенял у нашего президента в методах управления государством — вертикаль власти, создание послушного, вернее, конструктивного парламента. Теперь, видимо, настал черед спорта и привлечения в него административного ресурса. Так, например, в российских СМИ уже называют имя преемника Колоскова. Им должен стать спикер Госдумы, бывший министр внутренних дел и один из ближайших соратников Путина Борис Грызлов. Причем первым эту идею озвучил человек довольно влиятельный — депутат парламента и бывший член исполкома РФС Валерий Драганов. “Фигура калибра Грызлова могла бы положить начало возрождению российского футбола, — заявил он. — Но этот проект осуществим, только если Колосков уйдет”. А по информации Драганова, увольняться нынешний глава РФС не собирается. Не верят в это и многие другие, в частности, экс-президент РФПЛ Виталий Мутко.

Что ж, коли Колосков действительно настроен остаться на своем посту, то одолеть его будет очень нелегко. Ведь Вячеслав Иванович даст фору любому из российских чиновников по части интриг и дипломатических войн. Иначе он просто не продержался бы на таком посту столь долго, учитывая постоянную критику в свой адрес. И, если власти, добиваясь смещения функционера, будут действовать слишком топорно, а события станут развиваться по белорусскому или еще более худшему сценарию, грозя России отлучением от международных соревнований, то Колосков впервые за более чем два десятка лет своего царствования может превратиться из изгоя в спасителя российского футбола. Хотя в это и сложно поверить…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?