ПОРТРЕТ. Виталий Надиевский: необходимы перемены

09:03, 17 марта 2005
svg image
1320
svg image
0
image
Хави идет в печали

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Виталий НАДИЕВСКИЙ. Родился 20.10.81. Воспитанник гродненской СДЮШОР-6 (первый тренер — Владимир Андрушкевич). С 1998 года выступает за “Неман” (Гродно). Серебряный призер чемпионата Беларуси (2002). В чемпионатах Беларуси провел 123 матча, в которых забил 2 гола и отдал 19 результативных передач. Рейтинг по версии “ПБ” — 4,97. В составе молодежной сборной Беларуси (U-21) провел 14 матчей. Женат, воспитывает сына.

— По завершении минувшего сезона осознал: пришла пора что-то менять в жизни. Но перебраться в другой клуб зимой не удалось. Агент предложил несколько вариантов. Выбрал украинские — “Ворсклу-Нефтегаз” и “Арсенал”. К сожалению, подвело здоровье: приболел, потому и не было возможности продемонстрировать все, на что способен. Кроме того, имелись несколько вариантов из России. Но туда если уж уезжать, то только в премьер-лигу. Правда, пробиться в нее крайне сложно. Меня же звали в основном клубы первой лиги. Решительно отказался от всех приглашений: там необходимо много летать, а это не только отбирает физические силы, но и действует на нервы. Я самолеты не особо уважаю.

— А какими ветрами тебя занесло в Казахстан?

— С “Тоболом” вышло недоразумение. Агент толком не разобрался в ситуации. Тем не менее предложил съездить в кустанайский клуб. А в “Тоболе” ждали центрального защитника. Я же всю карьеру отыграл на фланге — в защите либо полузащите. Кстати, за пару дней пребывания в Кустанае почувствовал разницу между казахстанским и украинским футболом. У наших южных соседей все делается намного быстрее.

— Отчего же тогда белорусские футболисты так уважают Казахстан?

— По одной простой причине: финансовое положение тамошних клубов позволяет игрокам подзаработать денег.

— Поправлять свое финансовое благосостояние футболисты в основном начинают ближе к закату карьеры. Тебе в 23 года думать об этом рановато.

— Уже пора выходить на качественно иной уровень. Ведь вся карьера прошла в “Немане”. До сих пор вспоминаю 2002 год, когда нам не хватило малости, чтобы взять золото белорусского чемпионата. Ведь в тот сезон команда у нас подобралась очень приличная. А вот минувший сезон по ряду причин к удачным никак не отнесу. Демонстрируя хороший футбол, тем не менее не могли похвастаться высоким местом в таблице. Результат отсутствовал. Несколько нервировала непонятная ситуация в клубе. Да и этой зимой неопределенность с тренерским штабом на первых порах мешала полноценной подготовке к сезону.

— После неудачных попыток уехать за границу не отказался от идеи сменить чемпионат?

— Если всплывет стоящий вариант, безусловно, рассмотрю его. Но пока могу сказать, что грядущий сезон проведу в Гродно. Постараюсь зарекомендовать себя с лучшей стороны, дабы в следующее межсезонье значительно увеличить свои шансы на приглашение из клуба приличного уровня.

— Насколько известно, твоя кандидатура значилась в числе футболистов, которых желал видеть Юрий Пунтус в создаваемом им обновленном МТЗ-РИПО.

— Было дело. Однако затем что-то не склеилось. Похоже, минчане финансово не смогли потянуть приглашение всех интересовавших Пунтуса игроков.

— Прекрасный шанс сменить клубную прописку для многих футболистов “Немана” представился в 2002 году после завоевания серебряных медалей.

— У меня тоже хватало предложений. Однако был тогда молодой, толком не сумел разобраться в ситуации. Съездил на просмотр в “Крылья Советов”, получил приглашение прибыть на следующий сбор самарцев. Но по возвращении в Гродно руководство “Немана” сказало, чтобы оставался в команде, мол, никто мной всерьез не интересуется. Да и за время пребывания в Самаре соскучился по дому, по родным — никогда до этого так далеко и надолго не уезжал… А сезон-2002 оставил двойственные воспоминания: с одной стороны, “Неман” добился самого значительного успеха за время выступления в чемпионатах Беларуси, с другой — упустил золото на финише сезона. Чего не хватило, чтобы ровно провести весь чемпионат? Наверное, силенок. И опыта. Здорово прошли большую часть дистанции, но последние шаги стали самыми сложными: поражение от “Шахтера”, ничьи с жодинским “Торпедо” и брестским “Динамо” привели к дополнительному матчу за первое место с БАТЭ.

— В котором вам суждено было испить горькую чашу поражения. А что, по-твоему, произошло с командой в следующих сезонах? Почему она не смогла повторить взлет на пьедестал 2002 года?

— Перед “серебряным” сезоном у нас года четыре состав кардинально не менялся. Уходили и приходили два-три футболиста. А тут, завоевав медали, “Неман” потерял сразу многих лидеров. Пришлось, по сути, лепить новую команду. Хотя не сказал бы, что она у нас получилась хуже. Хорошо подготовились на сборах, сыгрались с новыми партнерами. Стартовали вроде бы неплохо, но затем от нас отвернулась удача. Из-за реконструкции гродненского стадиона домашние матчи проводили в Лиде, и это не лучшим образом сказывалось на выступлениях команды. К тому же начались какие-то склоки в руководящем аппарате “Немана”. Хорошо хоть коллектив у нас подобрался сплоченный, и распри в клубных верхах поначалу не сказывались на микроклимате. Считаю, достойно противостояли бухарестской “Стяуа” в Кубке УЕФА. С января нас готовили к еврокубковым матчам как к самым важным в сезоне. Думаю, проходить румынский клуб нам было вполне по силам. Но злополучный штрафной на последних минутах минского поединка предопределил итог дуэли. Обидно, что судья в моем противоборстве с соперником увидел фол, ставший роковым для нашей команды.

— Неурядицы сопровождали “Неман” и по ходу минувшего сезона…

— Да у нас каждый год что-то происходит! Постоянный прессинг со стороны руководства в итоге сделал свое черное дело: команду просто “убили” психологически. Игроки и сами понимали — необходимо что-то менять.

— Тренерский штаб в лице братьев Солодовниковых создал себе имидж бескомпромиссных борцов за правду. И весь предыдущий сезон по причине отсутствия результатов находились под угрозой отставки.

— Сергей Витальевич и Валерий Витальевич — люди очень эмоциональные. И эта черта их характеров не всегда идет на пользу команде. Впрочем, не стоит обращать внимания на импульсивность наставников, нужно полностью сосредотачиваться на тренировочном процессе и игре. Братья Солодовниковы, Сергей Короза, Олег Радушко много сделали для гродненского футбола — с такими людьми приятно работать. Поначалу, когда только попал в команду мастеров, было очень интересно. Однако за шесть лет столько воды утекло… Потому и хотел в нынешнем межсезонье сменить обстановку, получить новые эмоции, ощущения. Не получилось.

— Виталий Надиевский образца 1998 года, когда он дебютировал в чемпионате Беларуси, и образца 2005-го сильно разнятся?

— О, тогда я был зеленым юнцом. На первых порах, выходя на поле, толком не понимал: куда бежать, что делать. После удачной игры за “Неман-2” с “Барановичами”, в которой я отметился дублем, тренеры главной команды доверили место в основе на поединок с “Шахтером”. Провел первый тайм, который мы выиграли 2:1, и в перерыве меня заменили. Горняки после антракта сумели переломить ход встречи и, забив два гола, победили. Потому можно сказать, что к тому поражению причастен не был. В дальнейшем случались как удачные, так и провальные матчи. Раз сумел чего-то добиться в футболе, значит, какой-то потенциал есть. Откровенно говоря, главный мой талант — умение добросовестно вкалывать на тренировках и анализировать собственные ошибки. Все приходило через пахоту.

— Твое выступление в составе молодежной сборной завершилось, можно сказать, без финальной песни. Каково было наблюдать за первенством Европы по телевизору?

— Жутко не повезло. Ведь чемпионат Европы мог стать хорошим трамплином в карьере. Но злосчастная травма в игре с минским “Динамо” буквально за несколько дней до начала заключительного сбора лишила возможности поучаствовать в финальном турнире. И это еще одна причина, по которой прошедший год считаю неудачным. Наблюдая по телевизору за играми нашей “молодежки”, порой ловил себя на мысли, что моя душа находилась там, в Германии, на скамейке запасных. Чувствовал настроение, царившее в команде. А после победы над итальянцами буквально летал на крыльях по квартире.

— Но два следующих матча вернули на грешную землю не одного болельщика сборной Беларуси.

— Обидно. Что еще добавить? Значит, судьба такая была предопределена сборной нашего созыва. Но не считаю отборочный цикл неудавшимся. Все-таки выход в финальный раунд чемпионата Европы многого стоит. Ребятам не хватило опыта участия в международных турнирах такого уровня и накала. Уверен, получи мы еще один шанс, действовали бы совершенно по-иному. После заключительного матча с сербами ходило много разговоров о предвзятом судействе, об умышленном “сплаве” белорусов. Возможно, нечто подобное и было. На месте судьи я Тимофея Калачева не удалял бы — ничего опасного в том подкате не было. А вот Глеба понять можно: весь матч его постоянно “щипали”, подбивали на ответную грубость, и Саша в итоге не сдержался… Что же касается моего выступления в молодежной сборной, то больше всего запомнился выезд в Австрию. Я уже в первом тайме заменил Лешу Панковца и поспособствовал победе, отдав голевой пас Максу Цыгалко.

— В национальной сборной сейчас идет омоложение состава. Многие твои партнеры по “молодежке” уже попали на карандаш к Анатолию Байдачному.

— Это мечта, которую надеюсь претворить в жизнь. Время у меня еще есть. Потому остается много работать и совершенствовать мастерство.

— И в “молодежке”, и в “Немане” твои показатели результативности оставляют желать лучшего.

— Я только в национальном чемпионате играю в полузащите, да и то тренеры перевели в центр поля лишь пару сезонов назад. А в сборной всегда действовал на фланге в защите. Подключаться в атаки часто, как того хотелось, не позволяла тренерская установка на игру. В “Немане” же пока переквалифицировался из защитника в крайнего хава — и круг прошел. Я тогда, скорее, действовал в роли полузащитника оборонительного плана. Теперь мне уже без разницы, на каком фланге и в какой позиции играть. Два мяча, что провел в ворота соперника, конечно, мало, зато они хорошо запомнились.

— Один из них — солигорскому “Шахтеру”, матчи с которым в последнее время у “Немана” возводятся в ранг принципиальных.

— Ну, забил “Шахтеру”, а толку? В том матче все равно ведь проиграли. Радует, что хоть в конце сезона взяли реванш, выбив солигорцев из розыгрыша Кубка Беларуси, а мне в серии пенальти удалось огорчить вратаря горняков.

— Ты сейчас один из старожилов “Немана”. С кем из партнеров по команде игралось наиболее комфортно?

— В 2001 году, когда в “Немане” появился Коваленок, у нас сразу стало хорошо получаться — Дима немало голов забил с моих передач. А в обороне нравилось играть с Димой Ровнейко в центре и Сашей Сулимой в воротах. У нас получалось что-то наподобие непроходимой стены. С этими ребятами в основном общался и вне поля.

— Но все трое уже покинули Гродно…

— Зато у нас растут другие перспективные парни — Дима Гинтов, Коля Езерский, Максим Бордачев. Налаживаю связь с новым поколением гродненского футбола.

— Сравнение нынешней молодежи и твоих сверстников в юном возрасте уместно?

— Различия если и есть, то незначительные. Сейчас в “Немане” много молодых игроков, потому адаптироваться в команде им проще. Я же приходил во взрослый футбол, когда в Гродно еще выступало немало “стариков”. Потому на первых порах пробиться в основу было крайне сложно. Да и небольшая “дедовщина”, о которой молодежь теперь даже не догадывается, присутствовала. Пару раз “старички” высказывали претензии и в мой адрес, однако к подобным вещам относился по-философски: раз “пихают”, значит, по делу. Сергей Мирошкин, Олег Радушко любили поучить юнцов уму-разуму.

— Думаю, излишне спрашивать, почему в детстве ты выбрал футбол. Твой отец известен как футбольный судья.

— А до этого он также играл — в чемпионате БССР за гродненский “Олимп”. У нас в семье футбол — наследственное. Начинал, как и большинство детей, во дворе. В 1988 году попал в СДЮШОР-6, директором которой вскоре стал отец. Естественно, он наблюдал за мной, понемногу прочищал мозги, чтобы не забывал, чем занимаюсь. И сейчас отец частенько говорит о моих ошибках, недоработках. Небезразлична к футболу и жена, с которой воспитываем сына. Правда, говорить о том, продолжится ли наша футбольная династия, еще рано. Малыш только ходить начал. Но по мячу уже бьет.

— Футбол и семья отнимают все свободное время или есть еще какие-то увлечения?

— Нравится посидеть за компьютером, поблуждать в Интернете. Вот недавно собственный сайт создал.

— Ого! И как родилась подобная идея?

— Как-то, общаясь с другом, решили: а почему бы не попробовать создать собственную страничку? Интересно было, как действуют подобные вещи в Беларуси. Найти интернет-адрес можно во всех отечественных поисковиках. Достаточно ввести мою фамилию. Так что милости прошу: заходите в “Гостевую”, оставляйте свои сообщения. По мере возможности буду отвечать.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?