Владислав Коцаренко: за альма-матер обидно

14:50, 29 января 2003
svg image
4380
svg image
0
image
Хави идет в печали

Боливара постепенно “запрягли по полной”

— Минувшим летом в Минске ходили слухи, что РТИ разваливается, которые вроде подтверждались уходом директора Валерия Гореликова и незаявкой на Кубок страны. Однако на деле все оказалось не так — радиотехники вновь ходят в фаворитах первенства Беларуси. Была ли опасность того, что столица останется без самого известного баскетбольного клуба?

— Такая вероятность есть всегда. Во-первых, об уходе Гореликова. Валера почти не занимался делами команды в прошедшем сезоне. Около двух лет приоритетом для него был собственный бизнес. Потому он не стал для нас серьезной потерей. Теперь о клубе. После того как два года назад от его финансирования отошел Осиповичский завод автоагрегатов, все дела команды перешли в мое ведение. Основную помощь оказывают Белорусский индустриальный банк и другие компании, логотипы которых размещены на форме баскетболистов. А в тот момент действительно была ситуация неопределенности. Так уж получилось, что все три года, которые мы провели под маркой РТИ-ОЗАА, заводских денег не хватало. И за это время не было найдено ни одного другого спонсора. Честно говоря, изначально у меня не было желания полностью финансировать клуб. Быть спонсором, обеспечивать 10, 20, 30 процентов бюджета — пожалуйста. Выгоды большой от этого нет: просто интересно в выходные прийти на баскетбол, поболеть за родную команду. Но постепенно так оказалось, что Боливару пришлось тащить не просто двоих, а все. Договорились с БГУИР — благо я там был и студентом, и аспирантом, отремонтировали зал, купили табло, обеспечили себе домашнюю площадку, вернули название РТИ и начали новый этап жизни.

— Тем не менее команда ОЗАА, выступавшая в первой лиге, считалась как бы фарм-клубом?

— Нет. Просто туда забирали тех игроков, которые не подходили РТИ. Кстати, так получилось, что в их число вошли почти все ребята 80-го года, воспитанники Валеры… Как мне кажется, эти парни были психологически сломлены: одно время они сражались в чемпионате со взрослыми мужиками, которые их просто “топтали”, не выиграли ни одного матча. Широкий, Роденко, Довнар, Шпаковский — они и сейчас в ОЗАА. В нынешний РТИ из перечисленных взял бы только Широкого, но у него в Осиповичах “дела армейские”.

Хочется сохранить команду для своего вуза

— Почему в том году команда переехала из “радиотехнического”?

— Руководство вуза затеяло ремонт и попросило нас платить аренду около 3000 долларов в месяц… Университет уже три года чинит бассейн, этот процесс уже обошелся, насколько мне известно, в такую сумму, за которую можно как минимум два новых бассейна построить… Открытие намечено на 5 февраля. Сейчас, кстати, отремонтированы раздевалки, на состояние которых как-то жаловался Александр Борисов. Ремонт зала, собственно, начали с раздевалок и только в августе… В университете с этими делами вообще бардак настоящий. Сейчас там носятся с идеей весь корпус стеклопакетами покрыть, в зале пол поменять. Хотя начинать, наверное, надо с системы отопления, которая работает непонятно как — ни один сантехник не разбирается, как ее включить и как выключить.

— Хочется оставить команду на традиционном месте жительства?

— Все-таки я патриот своего института, у команды есть своя история, люди, которые ей отдали много лет. Хотя отношение к ней даже у многих, кто имеет к РТИ прямое отношение, оставляет желать лучшего. Помнится, когда создавался БК “Минск”, Якубенко и Кнатько, которые тогда были тренерами РТИ, решили нашу команду “наказать”. Когда проиграли в полуфинале плей-офф, отправили ребят на 45-минутный кросс и сделали тренировку два с половиной часа. Баскетболисты, естественно, взбунтовались. Пришлось принимать экстренные меры, и в серии за третье место командой руководил Валера Гореликов. Правда, отдам должное Якубенко и Кнатько: при всех недостатках своей методичностью сейчас они научили играть своих “индейцев” из БК “Минск”.

— У них много молодежи…

— …среди которой мало перспективных парней. Есть, к примеру, Жолнерович, но тот год назад играл лучше, чем сейчас, когда с ним стал персонально отец (бывший баскетболист РТИ) заниматься. Считаю, родители не должны тренировать своих детей. Кроме того, парня слишком рано лишили соревновательной практики среди своих сверстников, бросив в компанию взрослых, которые физически сильнее и быстрее. С Пустогваром примерно та же история. Мы парня взяли три года назад: эта была идея Валеры Гореликова “тащить” 85-й год. Спонсировали сборную, на игры возили. Сейчас Саша Пустогвар капитан команды, а в юношеской Северной лиге будет играть против нее за “Автодор”…

— Почему на тренерском мостике РТИ за последние годы переменилось так много главных?

— Свои слова я всегда сдерживал: финансовые обязательства выполняли, учебно-тренировочный процесс был организован на хорошем уровне. Что касается наставников: у каждого есть свои недостатки, их надо знать и ставить персонал в такое положение, чтобы это не сказывалось на качестве учебно-тренировочной деятельности.

Покупать для РТИ чемпионство не интересно

— Привязка клуба РТИ к БГУИР заключалась именно в зале?

— Да, зал, раздевалки, тренажеры, которые, кстати, купили мы. Придется приобретенное увозить, если вуз откажется от дальнейшего сотрудничества. Считаю, зал БГУИР ничем не лучше и не хуже других залов страны. Зрителей вмещается немного, как и всюду, билеты продавать бессмысленно, а следовательно, шоу из матчей не сделаешь. Нечто вроде шоу у нас проводилось только в Осиповичах, где два года даже девочки в перерывах танцевали. И там действительно был и остается большой зрительский интерес. В Гомеле, конечно, идеальная ситуация — у них отличное спортивное сооружение. Правда, положение сложное, ведь кондитерскую фабрику, что называется, попросили команде помогать. А если она откажется… В Гродно тоже далеко не все гладко. Думаю, там допустили ошибку, собрав под свои знамена так много хороших игроков со всей Беларуси. Получалось, что в каждом матче по 5-6 человек очень приличного по нашим меркам уровня сидели на “банке”, хотя могли бы заметно усилить другие клубы. Потому и поражения “Гродно-93” в еврокубках объясняются во многом тем, что команда лишила себя соревновательного пространства в Беларуси.

— Как же нужно поступать?

— Участие в Северной лиге сейчас не в полной мере оправдано. Да, десяток игр приличного уровня за сезон, можно похлопать в ладоши. Но затраты не окупаются: для роста игроков можно договориться с теми же литовцами и провести несколько товарищеских матчей практически бесплатно. В родном чемпионате должно быть хотя бы три примерно равноценных клуба.

— Что же делать, чтобы нашему представителю в еврокубках предоставить соревновательное пространство? Ведь все белорусские клубы тотально жалуются на тотальное безденежье.

— Вопрос в том, надо ли это “Гродно”. Перебить его по деньгам? Ну, допустим, я перебью, и сделаю так, что РТИ станет бессменным чемпионом. Но мне неинтересно. Знаю, что это не принесет никакого результата для белорусского баскетбола вообще. И гродненцам не приносит. Должны быть свои люди, которые добиваются определенного роста. Они должны заиграть до 23 лет, и если не получилось — заниматься другим делом, вместо того чтобы жаловаться на низкие заработки и спиваться.

— Еще одна больная проблема для нашей страны — отсутствие арены мирового уровня. Сборная вынужденно проводит матчи либо в стареньком Дворце спорта с одной, пусть довольно большой трибуной, либо в тесном гомельском Дворце игровых видов, куда больше тысячи болельщиков не помещается. А о клубах и говорить нечего. Может, за строительство взяться частному капиталу?

— Чтобы превратить дворец в очередной рынок? В наших условиях на спорте денег не заработаешь, потому зал будет просто нерентабельным. Может, и не надо строить что-то новое, пусть бы дали возможность проводить соревнования во Дворце спорта. Это вопрос престижа городских властей и их заботы о досуге жителей нашего города.

— Неужели не было желания прикупить игроков, решить вопрос с залом и податься в еврокубки?

— Главная проблема, конечно, это Дворец спорта, аренда которого растет год от года. И, наверное, помочь здесь сможет только президент, без вмешательства которого, кажется, у нас ничего не делается. Дворец может послужить и баскетболу, и гандболу, и волейболу, а фактически не служит никому.

Да, в еврокубках играть можно. И, чтобы бороться за что-то, нужно создавать сборную клубов. Неважно, как она при этом будет называться, “Гродно-93” или как-то еще. Другое дело, что в Гродно на баскетбол ходит не так много народа, а в Минске или Гомеле наверняка был бы аншлаг. Должна быть солидарность клубов. У меня нет жадности. Мы бы не чинили никаких препятствий, скажем, Вереничу, Светнику, Хамене, Зыскунову, другое дело, чтобы они нужны были тренеру такой сборной. А я уверен, что тот же Веренич как минимум не слабее Озолса.

Молодежь обязана стремиться к прогрессу

— Многое, конечно, решают деньги, но на их отсутствие грех жаловаться. Скажем, в Латвии есть всего два клуба, которые платят хорошие деньги баскетболистам. И “Сконто”, дважды обыгравший нашего чемпиона, в их число не входит. Там зарплата не переваливает за 700 долларов: больше получает лишь пара американских легионеров. Беда в том, что не работают детские школы. Да еще и вредить полезным начинаниям пытаются. К примеру, взялись мы помогать тому же 85-му году. Ребята два года занимались в РУОРе под началом Попкова, а потом могилевский “Темп” заявил, что забирает Шпаковского и Агевнина за мизерные суммы. Родители забрали документы и увезли парней. После месяца могилевских тренировок они обратно попросились. В таком возрасте нельзя думать о деньгах. Та же ситуация с Никипорчиком, который уехал в “Автодор”. Оригинал его контракта с РТИ куда-то исчез, а родители ходили и говорили, что никаких подписей не ставили. Зачем позориться? Понимаю, если бы человек был суперталантлив, а так…

Торопиться нельзя: человек может спокойно, на высочайшем спортивном уровне играть до 35 лет — медицина позволяет. У меня, к примеру, 10 лет назад “полетел” мениск, и мне сказали: “Парень, ты можешь только ходить — бегать не можешь”. А два года назад я уже снова играл в баскетбол. Роналдо вон восстановили после тяжелейшей травмы. Значит, нашим 17-летним парням еще можно лет 18 в спорте прожить, реализовать себя как угодно. Им же забивают голову деньгами уже в юном возрасте, и они превращаются не в классных спортсменов, а в азартных игроков, в артистов дешевого театра. Говорят, там лучше условия. Чем лучше? У нас в РТИ баскетболисты получают нормальное питание, медицинское обслуживание, обувь, форму, наконец, подготовку… Что еще нужно начинающему баскетболисту?

— Сейчас в Беларуси нет очень сильных молодых игроков. И если делать ставку на местных воспитанников, уровень национального чемпионата еще долго будет оставаться низким.

— Во многом это вопрос требовательности к себе. Главное для баскетболистов — стремиться к прогрессу. Взять, скажем, наш славный 75-й год, чемпионов Европы среди молодежи. Где они сейчас? Все играют во второсортных европейских клубах и, судя по всему, не стремятся к вершинам в спорте, и положение дел их устраивает. Или некоторые просто “торгуют фигурой”.

Многим баскетболистам мешает спортивное образование

— Жаль, у многих людей в нашей стране, в том числе и у баскетболистов, остается “колхозное” мышление, даже если они минчане. В истории РТИ много было таких примеров, о которых вспоминать не хочется. Другое дело, есть нормальные люди, к примеру, Веренич со Светником. Мы подписали контракты и честно исполняем взаимные обязательства. Хотя обоим предлагали большие деньги. Среди молодежи хороших ребят тоже хватает. А заиграть на высоком уровне может любой. Взять того же Агевнина, который от нас уехал в Могилев. Он затем попросился обратно — мы отказали. И он решил доказать, на что способен. В минувшем сезоне смотрелся прилично, а в финальных играх против РТИ выкладывался полностью. Появляется к человеку уважение.

— То есть твой принцип комплектования: желание игрока плюс возможность его роста в нашем соревновательном пространстве.

— Да. Главное, чтобы ему было интересно, чтобы мысли раньше времени не были заняты одними финансами. Помнишь, у нас Бирюков играл? Потом накопил денег, одолжил у кого-то, уехал в Португалию. Работать в каменоломне. Правда, недавно попросил у федерации открепительное письмо: вроде бы где-то там поиграть захотел.

У молодежи должно быть желание постоянно совершенствоваться. К сожалению, многим ребятам мешает спортивное образование. Оно не развивает возможностей аналитического мышления. Ведь нет ничего удивительного, что в баскетбол больше играют в технических вузах. В прошлом году заставил нашу молодежь завести журналы, чтобы они записывали, что делали на тренировке, как играли, как себя чувствовали. А потом могли анализировать эти данные. Ребята же начали просто отписками заниматься. Хотя для спорта, где так важны индивидуальные действия, ведение дневника — обычная практика.

Идеал — первенство студентов с участием профессионалов

— Есть и другая сторона медали. Не совсем понятно, зачем называть наш чемпионат мужским, если он, по сути, является студенческим. Ведь в большинстве клубов настоящих профессионалов — два-три человека. Такой чемпионат можно проводить без всяких расходов. Причем для вуза это по большей части престиж, а не поддержание физической формы студентов. Мы с РТИ были в США, видели, как там дело поставлено. Обычные студенты там в залах в баскетбол не играют: они бегают, ходят в “тренажерку”, девушки — на шейпинг.

В Америке для студентов-спорт- сменов предусмотрены специальные стипендии. У нас такая практика фактически тоже существует. Тот же БНТУ приглашает атлетов и занимает первые места во многих соревнованиях, опережая даже институт физкультуры. А БГУИР давно спортсменов не принимал. И это неправильно — если человек способен учиться, то он создает престиж для университета. Помню, как в былые годы было интересно наблюдать за студенческим чемпионатом, когда в нем за технологический играли Желудок, Сланевский, Сатыров, Крищик, за политехнический — Кравченко, Савченко, Минаев, Коваль, за радиотехнический — Пустогвар, Красницкий. Хотя многие из этих баскетболистов даже не учились уже. Опытные игроки создают психологическую устойчивость и повышают интерес к матчам.

В первой половине сезона в РТИ было два таких игрока, теперь — четыре. И с их участием растет молодежь 84-85-го годов рождения. Очень любопытно, что получится из этих ребят. Ведь если кто-то проявил себя рано, это не значит, что он вырастет в звезду. Многие пацаны еще не успели возмужать, набраться мышечной массы, игровой наглости.

— Недавнее приглашение Зыскунова и Хамени в РТИ наверняка прибавит оптимизма столичным болельщикам…

— Ребята с перерывами ходили тренироваться с командой почти два сезона. Вижу, что у людей есть желание, интерес к баскетболу. И поскольку у них не сложилось с трудоустройством в нынешнем сезоне, решил дать возможность проявить себя, чтобы люди не оказались потерянными для нашего баскетбола. Они находятся в неплохой форме, над улучшением которой, правда, нужно еще потрудиться. Для Хамени, кстати, Попков является “его” тренером. А Зыскунов на прошедших выходных выглядел очень неплохо на турнире в Витебске, отличался высокой результативностью. Надеюсь, парни помогут вернуть интригу белорусскому чемпионату.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?