ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Алексей Шукшин: кто не помнит прошлого, не построит будущего

14:16, 27 февраля 2003
svg image
4293
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Алексей Алексеевич, насколько мне известно, организованная вами сборная ветеранов в последнее время переживает далеко не лучшие времена.

— Да, это так. Ветеранская команда, в которую вошли замечательные баскетболисты прошлых лет, родилась еще в 93-м. Мы много тренировались, играли в первенстве города, приняли участие в нескольких турнирах, а затем успешно выступили на первенстве Европы в Латвии и чемпионате мира в Финляндии. Тогда с финансированием нам помогла американская компания “Бесер и К°”, за что ей огромное спасибо. Но, к сожалению, все хорошее быстро кончается. От дальнейших лестных предложений сыграть в представительных соревнованиях приходилось отказываться по банальной причине отсутствия необходимых денежных средств.

На протяжении четырех лет мы подаем заявки со своими ветеранскими мероприятиями в гор- спорткомитет, но в сверстанный календарь, в конце концов, не попало ни одно из них: накормив нас досыта “завтраками”, их попросту вычеркивали. Причем без объяснения причин. Безусловно, подобное неуважение не может не задеть нашего самолюбия. И дело не в том, что на ветеранов махнули рукой. Как сказал мудрец, кто не помнит прошлого, не сможет построить будущее.

— А что же федерация? Какова ее помощь?

— Пока на нее мы только надеемся. Прошлым летом у нас была договоренность о том, что федерация берет на себя половину расходов по организации ветеранского турнира, а другая — наши заботы. Два миллиона мы нашли, а вот обещания федерации оказались пустыми. Надеемся, что хоть в этом году, когда белорусский баскетбол отмечает юбилей, в программе торжественных мероприятий обязательно найдется место турниру ветеранов. Всю организационную часть мы готовы взять на себя.

— Наш разговор с ходу пошел по критическому руслу…

— А я вообще человек достаточно жесткий в оценках, ненавижу лицемерие. Если есть за что похвалить, обязательно скажу человеку теплые слова. А если нет? Знаете, в последние годы я отошел от активной работы в баскетболе, но душой предан ему по-прежнему. Я хочу гордиться успехами белорусских баскетболистов, приходить на отборочные матчи во Дворец спорта, болеть, кричать, радоваться нашим победам. Но где они? Из года в год в преддверии соревнований Александр Борисов твердит в интервью, что мужская сборная готова к решению высоких задач. Но каждый раз завершает отборочный раунд тем, что героически убегает с последнего места в группе. А мы при этом хлопаем в ладоши! Обыграли Австрию — замечательно, вырвали победу у разваливающейся сборной Польши — триумф. Восемь лет мы только и делаем, что ждем, когда же выстрелит наша “золотая” молодежь созыва 1994 года. Какие надежды возлагали на Куля, Кривоноса, Бойдакова, Мещерякова! Грезили об НБА. Верили, что в таком составе “порвем” в Европе если уж не всех, то многих. А результата все нет и нет. И, похоже, Борисов его так и не достигнет.

— Что же, менять тренера?

— А почему мы зациклились на одном Борисове? Я не против него как тренера. Пусть себе работает в “Гродно-93”. Но очевидно, что сборной нужна свежая кровь, новые идеи. Мне нравится Якубенко, но он — не амбициозный, безропотно уступил руководство сборной. Почему не глянуть дальше своего огорода? В Польше долгое время достаточно успешно работает Александр Крутиков — знающий специалист, фанатично преданный работе. Дайте ему возможность проявить себя. Ведь не побоялись же доверить женскую сборную его ровеснику Буяльскому. Вы же видите, что происходит в национальной команде: между тренером и игроками нет понимания. И размолвка Борисова с Бойдаковым — это только первый шаг. Да, Руслан — спортсмен с трудным характером. Но он — заводила, неформальный лидер команды, в трудные минуты умеет зажечь партнеров. Сколько я в свое время помучился в РТИ с Русланом Кнатько, у которого характер был не слаще! К таким игрокам нужно искать особый подход. А списать человека со счетов легче всего.

— Потеря ярких индивидуальностей, увы, стала грустной традицией для нашей сборной. Достаточно вспомнить Дайнеко, Грищука, Юшкина, Кузнецова…

— Положим, Валера и Игорь были возрастными игроками. Но как можно было упустить двух других, которые могли бы принести Беларуси столько пользы? Однажды спрашиваю у Борисова: “Сан Саныч, тебе нужны в сборной Юшкин и Кузнецов?” — “Конечно”. — “Почему же тогда не занимаетесь переоформлением их паспортов?” В ответ — молчание. Я разговаривал с отцом Юшкина, Олег с удовольствием играл бы за белорусскую сборную, ему нужно только помочь решить паспортную проблему. Но этим никто не собирается заниматься. Выходит, в сборной перебор классных плеймейкеров.

— Алексей Алексеевич, а почему вы свои идеи не отстаиваете в стенах федерации, на тренерском совете, например?

— Во-первых, на тренерские советы меня приглашают крайне редко — за семь месяцев всего лишь раз. А во-вторых, на них почти ничего конкретного не решается. Собрались, поговорили, послушали рассказ тренера сборной о том, как она проигрывала, разошлись. Все. Проблемы же как были, так и остались.

— Чувствую, следующая критическая стрела будет запущена вами в цель под названием “федерация”.

— Ох, если бы от критики что-нибудь менялось в лучшую сторону. Не буду скрывать, смену власти в федерации воспринял достаточно болезненно. Мне импонировал Ананьев, он — сильный чиновник. Да, со сложным характером, говорит в глаза нелицеприятные вещи. Думаю, его соратники по федерации попросту испугались жесткости и требовательности Николая Константиновича. О сменившем его Льве Пименове судить сложно — я недостаточно хорошо с ним знаком. Вижу, что он переживает, старается помочь федерации чем может. Но ведь Пименов не обязан закрывать все текущие вопросы. Задача президента федерации — вырабатывать генеральную линию развития баскетбола в стране, решать принципиальные проблемы. На деле же выходит, что ему приходится заниматься буквально всем. Мне кажется, его окружение здорово подводит своего шефа. Нет у этих людей огонька в глазах, желания перевернуть землю, выдумать что-то грандиозное. Движется все по инерции — ну и ладушки. И не хотят они замечать, что все вокруг потихоньку хиреет. Уровень национальных чемпионатов неизменно падает, женский баскетбол вообще почти уничтожили, дошло до того, что в столице даже свои сборные увидеть не можем — надо ехать за триста верст.

— Вы как-то обмолвились, что ваш внук пошел по стопам деда.

— Чему я очень рад. Кстати, благодаря этому мне удалось окунуться в детский баскетбол. Впечатления мрачные. Боюсь, пройдет еще несколько лет, и белорусский баскетбол может лишиться фундамента. Спортивные школы дряхлеют и сокращаются, после окончания академии на тренерскую работу идут лишь единицы, на соревнования выделяются сущие копейки. Даже на детском уровне мы не можем обойтись без бардака. Свежий пример. Как-то команда внука проиграла очков тридцать сопернику, у которого до этого выигрывала без напряжения. Интересуюсь, почему? Оказалось, против них играли “зону”. Как же так? Ведь в регламенте детских соревнований вплоть до 15-летнего возраста запрещено использовать этот элемент. К кому не обращался — никого это не волнует. Получается, с юного возраста мы приучаем детей к обману и победам любой ценой.

— Позволю себе не согласиться с вами, что все у нас так уж плохо. Скажем, этим летом три юниорские и молодежные сборные Беларуси будут играть в квалификации чемпионата Европы, а кадетки Виктора Белевича в апреле сразятся в полуфинальной пульке.

— Хоть это радует. И знаете, что особенно приятно? К подготовке этих команд федерация привлекла великолепных тренеров — Семена Халипского и Михаила Бицана. Наконец-то их опыт и знания нашли применение в родной стране. Ведь до этой поры они были практически невостребованы.

— Несмотря на вашу острокритическую настроенность, все- таки хотелось бы завершить наш разговор на оптимистической ноте.

— Оптимизм — это состояние души, а она, как известно, требует праздника. Буду счастлив, если белорусский баскетбол год своего 80-летия встретит громкими победами и великими делами. Главное, чтобы люди, от которых это зависит в первую очередь, восприняли критику не как личную обиду, а как импульс к действию. Наша беда в том, что мы слишком много говорим. Пора бы уже действовать.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?