ТРЕНЕР. Игорь Морозов: надежда вернулась
— Игорь Егорович, прежде всего восстановим статус-кво: вы главный тренер молодежной сборной, о чем мы узнали постфактум, за что просим прощения. В материалах мы указывали главным тренером Александра Попкова. Надеемся, неприятного осадка не осталось?
— Нет, конечно. К слову, не только вы совершили эту ошибку. Даже на самом турнире перед каждым из пяти матчей Александра Леонидовича объявляли главным тренером, хотя в протоколах, которые я подписывал, стояла моя фамилия. Но это не имеет значения по сравнению с тем результатом, которого мы добились.
— С чем мы поздравляем и вас, и команду. А теперь вернемся к событиям турнира.
Из огня в полымя и обратно
— Все же, справедливости ради, стоило бы начать с подготовки. Перед поездкой в Словению нам удалось провести два сбора. Один по общефизической подготовке в Светлогорске. Второй, где акцент уже делался на игровые упражнения, в гомельском Дворце спорта, который, как и зал в Светлогорске, был нам предоставлен бесплатно. Самым уязвимым местом перед турниром стало полное незнание собственных возможностей. Позже вы поймете, почему я на это обращаю внимание. Общеизвестно, что тренировки — это одно, официальные игры — совсем другое. Три спарринга против юниорской сборной 1986 года рождения, которая приезжала в Гомель, в плане практики дали нам очень мало. Все три встречи мы выиграли легко, за явным преимуществом.
То есть получилось, мы прибыли в Словению в полном неведении относительно истинной силы нашей команды. Честно сказать, ни мы, тренеры, ни сами игроки не знали, чего будет стоить сборная в серьезном испытании. Теперь представьте, что греки, для которых этот матч тоже был первым, решили перестраховаться и с первой минуты стали давить нас прессингом по всей площадке. Учитывая, что в их составе есть два игрока национальной сборной, исход был предрешен. Мы разгромно проиграли, при этом не продемонстрировав и десятой части того, что могли. Было такое чувство, что по нам прошелся каток — ребята до конца встречи так и не пришли в себя. Поэтому результат закономерен. Это был серьезный шок, оправиться от которого игрокам удалось только к середине второго матча, против Словении…
— …который сборная также бесславно проиграла.
— Поражение поражению рознь. Разница между двумя играми огромна. В матче со словенцами ребята раскрепостились, обрели веру в себя и в общем-то показали свой баскетбол. Да и мы с Александром Попковым начали угадывать с заменами. Понятно, что Словения была нам не по зубам, однако оставалось еще три встречи, в которых и должно было все решиться.
— Вы видели цвет баскетбола Греции и Словении. Какая из двух команд вам больше приглянулась?
— Греки физически мощнее и выглядят старше словенских баскетболистов (по свидетельствам очевидцев, в Греции, где есть все, особенно много подделанных паспортов баскетболистов. — “ПБ”.). К тому же, чувствуется, за плечами греческой команды есть немалый опыт. Когда мы приехали в Словению, то узнали, что Греция этим составом выиграла бронзу юниорского чемпионата мира. В последний день турнира, когда встречались фавориты нашей группы, сборной Греции не составило особого труда победить хозяев. Ей достаточно было прибавить в конце матча, чтобы с легкостью оторваться от словенцев. “+10” в пользу греческой сборной не до конца отражают соотношения сил в этой паре. Уже потом, проанализировав наше выступление и статистику турнира, пришел к выводу, что белорусская команда может играть на победу во встрече со сборной Словении. Но для этого нужно было уступить словенцам тогда, во втором туре квалификации.
— Третьей была команда Швейцарии…
— Как я уже отмечал, еще в предыдущем поединке со словенцами наши ребята поймали игру, поверили в себя. Поэтому особых сложностей со швейцарцами не испытывали. Перед командой стояла задача нейтрализовать трех темнокожих игроков соперника, которые задавали тон. Мы с этой задачей справились, к тому же сыграли результативно, что позволило в самой концовке выпустить всех запасных. Благо комфортный отрыв давал такую возможность. Заключительную четверть наша команда проиграла, но зато все 12 человек получили хотя бы несколько минут на площадке. Право, которое они заслужили добросовестной работой на сборах.
— По нашей информации, во встрече с венгерской “молодежкой” ошибок было допущено намного больше…
— Перед этим поединком ситуация представлялась следующим образом: чтобы сохранить шанс на выход в финальную стадию, необходимо было обыгрывать сборную Венгрии, а потом бороться за единственную оставшуюся путевку с турками. Игроки осознавали огромную ответственность: нужно было обязательно выигрывать этот матч. Чувствовалась какая-то нервозность и неуверенность ребят в себе. В итоге Володе Веремеенко, который набрал 37 очков в этой встрече, так никто толком и не смог помочь. Ни в атаке, ни на подборе. Тот матч еще Саша Пустогвар мог записать себе в актив. Остальные не только не сыграли на своем уровне — провалили игру. Венгры, которые не представляют собой ничего особенного, в тот день забили практически все мячи, которые выбросили. Быстрая, “попадучая” команда, которую мы обязаны обыгрывать. В последней четверти наша команда сократила разрыв до 5 очков, но справиться с венгерской “прухой” так и не смогла. Соперники забили 13 трехочковых! Так и играли: мы им два, они нам три. Этого чуть-чуть в итоге и не хватило, тем более что в последней четверти наш соперник практически не промахивался.
Турецкий марш, транзитом в финал
— И тем не менее главный матч турнира остался за белорусами…
— Пожалуй, начну с предыстории. В предпоследнем туре сборная Турции, исключительно престижа ради, почти “зацепила” хозяев. То есть она бы победила в этом матче, если бы не арбитры, которые, по общему признанию, помогли хозяевам-словенцам. Обиднейшее поражение 60:63, а на десерт — проигрыш белорусов сборной Венгрии. Наш матч с венграми шел следующим после словенско-турецкой “зарубы”, поэтому у турок была возможность вдоволь понаблюдать за немощью нашей сборной. Как потом оказалось, это было очень нам на руку. На последний поединок Турция вышла заранее уверенной в собственной победе. Видно было, что даже толком не настраивалась на этот матч. А мы…
Еще на утренней тренировке мы с Александром Попковым знали, что нам в возможной “закрутке” трех команд нужно побеждать сборную Турции с разницей “+7”, и ничего не сказали про это ребятам, просто попросили их сыграть так, чтобы не стыдно было вспомнить этот последний поединок, чтобы они показали все, что умеют, и увезли домой приятные воспоминания о турнире. Именно просьба сыграть в свой баскетбол дала ребятам право на ошибку, которое так важно для решающих встреч. Все вышли заряженными на игру и провели лучший матч. По-настоящему выстрелил Полищук: от него мы только к концу турнира дождались тех действий, благодаря которым он априори считался одним из лидеров сборной. Дима набрал 28 очков, Володя Веремеенко — 24. Также здорово помог команде Паша Агевнин. Да и остальные не отставали.
Практически весь матч мы вели 3-5 очков. Турки всем видом показывали, что в любой момент могут прибавить, если захотят. На большой перерыв ушли с преимуществом “+6”. Начинается третья четверть, турецкой команде нужно “давать результат”, а она не может. Меняют игроков, перестраивают защиту, но ничего не случается. К последней четверти мы вели “+8”. Но даже тогда не говорили ребятам о вероятном подсчете очков в очных встречах, просили доиграть на том же уровне, с тем же запалом. Итоговые “+11” лишили всякой значимости встречу венгров со сборной Швейцарии. Венгерские баскетболисты так расстроились результату матча Беларусь — Турция, что не смогли собраться, проиграли швейцарцам и заняли последнее место в группе по результату личного поединка.
Приятно удивило судейство в последнем туре, которое было на редкость объективным. После игры мы подошли и сказали арбитрам слова благодарности.
Шанс есть, нужна подготовка
— Если отмотать время назад, какие цели ставились перед вашей командой перед квалификационным раундом?
— Четко сформулированных задач на турнир не было. Конечно, было очевидно, что цель — выйти из группы, попасть в финальный раунд. Все знали, что у нас есть неплохой подбор игроков и ярковыраженный лидер, представитель национальной сборной Владимир Веремеенко. Однако когда стали известны результаты жеребьевки — Греция 3-я в мире в этом возрасте, Словения — 5-я, Турция — 6-я, — пыл угас. Выбраться из такой подгруппы было крайне сложно. Нам еще повезло, что обстоятельства сложились таким образом, что все решалось в одной игре против Турции. До турнира шансы наши были, скорее, эфемерны. По мере того как мы продвигались по сетке, оказалось, что уступаем только Греции и Словении, да и то последней — совсем немного. По ростовым показателям значились третьей командой на турнире. Мы были и опытнее и быстрее Турции. У нашей сборной только два явных уязвимых места: позиции первого и пятого номеров.
— Плавно перейдем к оценке персоналий.
— Владимир Веремеенко стал лучшим игроком турнира по очкам и блок-шотам и вторым — по подборам. Думаю, этим все сказано. Достаточно ровно и удачно провел турнир Агевнин, к последним матчам разыгрался Полищук. Ниже своего потенциала выступил Саша Пустогвар. Мы обсуждали этот вопрос с Александром Попковым и пришли к выводу, что сезон, проведенный в низшей лиге чемпионата России, не прибавил ему мастерства. Саша — очень умный баскетболист, сам это прекрасно понимает, расстроился, что не смог быть так же полезен команде, как обычно. Еще могу отметить Грехова. Большего ждали от Иванова. Он один из четырех игроков 1984 года рождения в нашей команде, которая была самой молодой на турнире, поэтому с него и спрос несколько иной. Неудачно выступил Юра Мишуков, не смог быть столь же полезен, как в Эстонии год назад. Провалил турнир Олег Груздев: 2 очка в 5 матчах для центрового — не результативность.
— Через год вашей команде предстоит возвращение в элиту европейского молодежного баскетбола. Чего нам ждать от сборной Беларуси следующим летом?
— В финальном раунде, который пройдет в Чехии, сойдутся 12 команд. 8 из них попадут в четвертьфинал. Поэтому задача вырисовывается сама собой — не быть последней или предпоследней командой в своей подгруппе. Насколько это реально? По сегодняшней ситуации, однозначно — нет. Но у нас еще есть резервы. Прежде всего это центровой Павел Никипорчик, которого мы ждем в сборную. С ростом 216 сантиметров у него были все шансы стать лучшим центровым словенской квалификации. Все, чем могли похвастать соперники, это 204-205-сантиметровые игроки его амплуа, по сравнению с которыми у Павла будет неоспоримое преимущество. Еще рассчитываем на представителя витебского баскетбола Мостова, которому в этот раз поехать со сборной помешало отсутствие разрешительного штампа в паспорте. Также нам нужно к финалу залатать брешь на позиции плеймейкера. В Словении роль основного первого номера исполнял Антон Логвин, а его сменщиками были номинальные вторые номера. На будущий год планируем усилиться двумя защитниками из сборной 1986 года рождения. По срокам турнир юниоров, даже если они попадут в финальную стадию, не будет пересекаться с молодежным первенством, поэтому мы рассчитываем на воспитанников Михаила Аркадьевича Феймана. И, конечно, надеемся на достойную подготовку к финальному раунду. Для этого необходимо будет собрать ребят зимой и весной, обязательно провести один или несколько турниров. Нам было обещано, что в случае удачного выступления финансирование команды возьмет на себя Министерство спорта. Если все перечисленные факторы решатся в пользу сборной, сможем бороться даже с самым грозным соперником. Ведь шанс есть всегда. Остальное решает качественная подготовка.
Хочу пожелать игрокам молодежной сборной хорошего сезона, чтобы они наилучшим образом подготовились к финальному турниру. Ребята, все зависит именно от вас. Сборы скоротечны, за это время сложно прибавить, а прибавлять всем есть куда. Поэтому нужно использовать каждый день, начинать готовиться к чемпионату Европы уже сегодня. Для вас удачное выступление сборной на этом чемпионате — возможность того продолжения карьеры, о котором вы мечтали. Свои слабые места вы знаете — дальше нужно просто много работать. Давайте используем наш общий шанс.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь