ЛИНИЯ СУДЬБЫ. Владимир Потапенко: "Спортивная биржа" — шаг к цивилизованному рынку

05:26, 23 декабря 2004
svg image
5862
svg image
0
image
Хави идет в печали

В хлопотной деятельности руководителя команды Потапенко пришлось пережить не только минуты успеха, когда гомельчане завоевывали медали национального первенства, а зал Дворца игровых видов спорта был забит битком поклонниками “рысей”, но и хулы. Чаще всего несправедливой. А еще недопонимания со стороны коллег по фирме. Мол, зачем тратить деньги на баскетбол, если их можно с пользой вложить в производство. Но такой уж у него характер: если взялся кому-то помочь, с полдороги не свернет.

И все-таки с баскетболом пришлось расстаться, когда понял, что взгляды на путь развития клуба не совпадают с принятыми. Результат же оказался предсказуемым. Новые руководители пришли к плачевному результату: сегодня команда, представляющая город над Сожем, замыкает таблицу национального первенства.

Обжегшись на баскетбольных реалиях, наш герой без паузы на философское осмысление человеческих отношений вверг себя в пучину еще более неведомых задач: взялся за претворение в жизнь новой идеи — создания “Спортивной биржи” на базе БФСО “Динамо”. Начать с нуля то, чего на постсоветском пространстве не делал никто, рискнет далеко не каждый. Но, видимо, этому человеку на роду написано: жить — значит творить.

— Владимир Федорович, нет опасений, что начатое вами дело может не дать ожидаемых результатов?

— В бизнесе всегда присутствует доля риска. Иногда самые безвыигрышные на первый взгляд проекты давали колоссальный эффект, порой случалось наоборот. В успехе уверены. Главная наша цель: создать в стране цивилизованный рынок спортивных товаров, придать динамику развития белорусских производителей. Задача не из простых. Но тем интереснее ее выполнять.

— На логотипе “Спортивной биржи” изображены бегуны. Отдаете дань увлечению молодости?

— Можно сказать и так. Я однолюб: как начал с третьего класса заниматься легкой атлетикой, так не изменял ей до окончания спортивной карьеры. Специализировался на прыжках в длину. Мастер спорта международного класса. Лучший результат — 8,14. Любопытно, что личный рекорд установил на минском стадионе “Динамо”. От судьбы, видно, не уйдешь: через столько лет снова оказался в обществе “Динамо”, честь которого защищал, будучи действующим спортсменом. Кстати, в следующем году исполнится 25 лет моему рекорду СССР среди молодежи — 7,89 м. В 1980-м это был второй результат в мире после Карла Льюиса. На протяжении шести лет входил в состав сборной Союза. Мне всегда везло на талантливейших педагогов. Начинал постигать азы легкой атлетики в Гомеле у Валерия Ивановича Кустова, затем тренировался у Владимира Владимировича Раковича, Александра Леонидовича Клименко, в сборной СССР — у Игоря Арамовича Тер-Ованесяна. Всем им благодарность и низкий поклон!

— Чем занялись, когда пришло время повесить шиповки на гвоздь?

— Пошел по педагогической стезе. Работал директором специализированной детско-юношеской спортивной школы, затем завучем в ШВСМ. Имел талантливых учеников. Олег Воробей брал высоту 2,25 метра, Александр Стариков прыгал в длину на 7,70, участница чемпионата Европы “тройничка” Елена Стахова показывала результат 13,89 метра, немалых достижений добился и Володя Кацура — он многократный победитель чемпионатов Европы, призер Олимпийских игр среди слабослышащих спортсменов.

— Что же подтолкнуло к резкой смене жизненного курса?

— Фактически смены курса не было. По образованию я экономист. Закончил Гомельский кооперативный институт и всегда намеревался соединить профессиональные экономические знания со спортивной деятельностью. Уже почти 10 лет нахожусь в свободном рыночном плавании. На третий год работы наша организация “ГомельСпортСервис” попала в VIP-каталог “Кто есть кто в Беларуси”. В этом году нас пригласили в Испанию на фестиваль, в котором участвуют 95 стран, для вручения приза “Лучшая торговая марка”. Легкая атлетика научила думать. Это помогает в бизнесе.

— Однако в Гомеле вы взяли шефство над баскетбольным, а не легкоатлетическим клубом.

— Так сложилась ситуация. Всякое пришлось пережить, но не жалею, что окунулся в малознакомую прежде баскетбольную среду. Иногда даже прямо говорили, мол, что этот легкоатлет может понимать в баскетболе? Но, я считаю, поработали мы неплохо. Город пережил настоящий баскетбольный бум, особенно когда в “Гомельских Рысях”, как тогда называлась команда, выступали Адонис Джордан и Питер Алума. Замечу, что ни в одном белорусском клубе не было и в ближайшее время не будет игроков НБА. За пять лет выступлений в чемпионате страны дважды завоевывали серебряные медали, еще раз бронзовые, становились финалистами Кубка Беларуси, участвовали в Кубке Корача. Три года кряду баскетболисты “Спартака-Кондитера” признавались лучшими игроками чемпионата: этой чести удостаивались Александр Назаров и дважды Владимир Веремеенко. В общем, есть что вспомнить…

— Сейчас вы взялись за раскрутку нового проекта — “Спортивная биржа”. Чья это была идея?

— Она родилась в результате развития выбранного нами научного направления. В принципе идея витала в воздухе и раньше, но для претворения ее в жизнь нужен был определенный потенциал. БФСО “Динамо” для этого обладает всем необходимым: развитой производственной структурой и площадями, а главное — ясным видением этих задач новым динамовским руководством.

— В сознании простого человека слово “биржа” ассоциируется с огромным залом, напичканным многочисленными мониторами и беспрерывно жестикулирующими брокерами…

— Все проще. По нашему законодательству, товарная биржа — это “добровольное объединение юридических и физических лиц для гласных публичных торгов товарами в определенное время и в определенном месте по заранее определенным правилам”. Основная задача “Спортивной биржи” — объединить все белорусские фирмы, производящие товары спортивной принадлежности, значительно расширить круг потенциальных покупателей, наладить связь с партнерами, смежниками в целях построения цивилизованного рынка. Наша биржа — прежде всего ярмарка идей, начинаний, методик здорового образа жизни…

— Удовлетворите любопытство непосвященного человека: какова сегодня доля отечественного производителя в общей массе спортивных товаров?

— Пять-семь процентов.

— Всего-то?! Неужто в стране нет умельцев, способных шить красивую форму или мастерить недорогие спортивные снаряды?

— В том-то и дело, что есть. Но они, во-первых, разрозненны, а во-вторых, фактически лишены защиты со стороны государства от нашествия дешевой продукции сомнительного качества из Китая, Турции, России. Доходит до смешного: у нас в стране столько пластмассовых заводов, а к нам везут такую мелочь, как китайские гимнастические палки. Убежден, что мы в состоянии наладить самостоятельный выпуск всего завозного товара, которым обеспечиваются школы и другие учебные заведения Беларуси, добиться того, чтобы спортивные товары белорусского производства максимально вытеснили импортный ширпотреб, которым завалены прилавки наших магазинов. Ресурсы для этого есть. Но нужна поддержка государства, программа помощи белорусскому производителю, и тогда за два-три года рынок будет насыщен качественным, недорогим товаром собственного производства. Биржа как раз и берет на себя функции рекламировать его, продвигать на рынок, создавая тем самым серьезную конкуренцию импорту, поднять удельный вес отечественного производства с пяти до шестидесяти процентов.

— Представим на минуту, что я — директор небольшой фирмы по производству спортивной атрибутики. У меня налажены партнерские связи, есть постоянные клиенты. Какие реальные выгоды получу, если стану вашим партнером по бирже?

— Немалые. Мы берем на себя рекламу, на собственном сайте в Интернете www.sportbirga.by размещаем полную информацию о произведенных вами товарах, продаем их, предлагаем для покупки другие, консультируем, решаем таможенные вопросы. В выставочном центре “Спортивной биржи” на площади более тысячи квадратных метров сможем демонстрировать образцы продукции, проводить аукционы и так далее.

— Не посягнете ли вы на функции государственных структур?

— Ни в коем случае. Государство получает прямую выгоду. “Спортивная биржа” производит проверку законности происхождения ввезенного товара, его качества, урегулирования всех финансовых вопросов, доставки, своевременной оплаты. И если бы нам оказали помощь в плане обеспечения возможности контроля за тем, какой товар, в каком количестве и каким образом пересекает государственную границу, это значительно ускорило бы процесс наполнения отечественного рынка высококачественным товаром собственного производства.

— К сотрудничеству вы намерены привлекать только белорусские фирмы?

— На начальном этапе — да. Но какими бы патриотами мы ни были, следует признать, что иностранные фирмы обладают высокими технологиями, сильными разработками, поэтому сотрудничать с ними просто необходимо. Мы уже наладили контакты с такими компаниями, как “Nordic”, “Polanic”, “Eurotramp”, “BBG”, “Plastex”, “Empacher”, “Stiga”, “Jolla”, “Noris”, “Janssen-Fritsen”, “Filippi”. У нас есть потребность в их высококачественных товарах. Скажем, для обеспечения олимпийцев лодками мирового класса целесообразнее купить их у фирм “Empacher” или “Filippi”, имеющих столетний опыт работы, чем пытаться наладить собственное производство с нуля.

— На белорусском рынке прочно пустили корни крупнейшие мировые производители спортивной экипировки, такие как “Adidas”, “Nike”, “Puma” и другие. Не произойдет ли конфликта интересов?

— Наоборот, мы приглашаем их к комплексному сотрудничеству, в том числе к созданию новых совместных предприятий.

— Верно ли я понял, что “Спортивная биржа” будет выступать не только в качестве оптового звена рынка, но и может напрямую сводить производителя и покупателя?

— Да. Мы будем снабжать партнера информацией о том, у кого можно приобрести необходимый товар, а он будет решать, совершать ли сделку самостоятельно или с нашей помощью. Поскольку мы работаем на минимальных наценках, в вопросах доставки товара из-за рубежа, таможенного оформления лучше довериться профессионалам.

— Вы декларируете, что становитесь гарантом каждой сделки. А если у покупателя появится рекламация на качество товара?

— Задача состоит в том, чтобы некачественный товар не попал к покупателю. Но если такое вдруг случится — произведем замену.

— Помимо координационной и рекламной деятельности, важным аспектом для “Спортивной биржи” является собственное производство…

— Верно. На данном этапе мы заняты созданием дизайн-студии. Ищем отечественного Пьера Кардена, который возглавил бы ее и стал генератором идей. Глобальная задача — сделать свою торговую марку столь же известной, как, скажем, “Nike” или “Adidas”. Беларусь — страна талантливых людей, мы верим, что обязательно найдем самородок. Одно из направлений работы — организация инновационных производств. Ученые собственного технопарка уже начали готовить документацию к новым моделям современных спортивных тренажеров, оборудования, инвентаря.

— Солидная фирма должна иметь свое лицо. Чья улыбка станет красоваться на рекламных проспектах “Спортивной биржи”?

— Идеальным вариантом была бы Юлия Нестеренко — она динамовка. Но, к сожалению, нас опередили: “Velcom” продемонстрировал похвальную оперативность маркетинговой стратегии. Мы же договорились о сотрудничестве с другим олимпийским чемпионом Афин — Игорем Макаровым.

— Ваша дизайн-студия будет принимать лишь оптовые заказы?

— Не только. Если товар измеряется тысячами единиц формы, то будет изготовлен на одной из динамовских швейных фабрик, если десятками — его пошивом займется наш экспериментальный цех.

— Вы готовы разрабатывать стиль спортивной формы клиентов. Но, наверное, первостепенной задачей станет экипировка динамовских команд?

— Конечно, для того чтобы продвигать свою торговую марку, необходимо начать с себя. Уже есть наработки по оформлению динамовской экипировки. Спортсмен должен стать в ней не только моложе и красивее, но ощутить гордость за то, что связал свою спортивную судьбу именно с “Динамо”.

— Будет ли организована сеть представительств биржи?

— Безусловно. В Гомеле она уже функционирует: наши интересы представляет фирма “ГомельСпортСервис”. Следующие будут открыты в Могилеве и Бресте.

— Наслышан, что в выборе сотрудников вы делаете ставку на бывших спортсменов.

— Для человека, завершившего спортивную карьеру, поиск дальнейшей работы часто становится огромной проблемой, ведь не все хотят становиться тренерами. Поэтому предложения находят отклик. Скажем, у нас уже трудится известный легкоатлет, призер чемпионата Европы Александр Главацкий. Есть желание пригласить в качестве консультанта Александра Григорьевича Рудских. Нам нужны люди, которые своим трудом и талантом завоевали мировую известность. Это касается и действующих спортсменов. Условно говоря, если у Натальи Цилинской в дальнейшем появится желание развивать близкую ей велоотрасль, мы будем только рады пригласить ее к сотрудничеству.

— Люди каких профессий требуются на бирже?

— В первую очередь нам нужны руководители, менеджеры-экономисты, программисты, дизайнеры. Обязательное условие — знание иностранных языков, умение обращаться с компьютером. Но главное, чтобы у человека были божий дар, неординарность мышления, склонность к творчеству.

— Пока сайт “Спортивной биржи” находится в стадии наполнения информацией, как с вами можно связаться?

— По многоканальному телефону 017-206-50-30. По нему вам дадут всю необходимую информацию, касающуюся деятельности биржи.

…Максималист по натуре, Владимир Потапенко наверняка добьется желаемого и в новом для себя амплуа — руководителя “Спортивной биржи”. Верится, что это непривычное пока на слух наименование скоро прочно войдет в лексикон не только крупных бизнесменов, но и рядовых физкультурников, для которых рекламный слоган “Покупайте белорусское” станет не частью некой PR-кампании, а жизненной необходимостью.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?