ПОРТРЕТ. Татьяна Троина: я влюблена...

03:50, 30 июня 2005
svg image
11672
svg image
0
image
Хави идет в печали

Закончив колледж, поступила в университет “Южная Каролина”, в составе которого добилась наивысшего среди белорусских “американцев” результата — пробилась в восьмерку лучших команд Америки, уступив в финале своей конференции знаменитому “Дьюку”. А затем был такой же неожиданный переезд в Польшу, где Троина в течение сезона совершила головокружительный взлет из перволигового середняка в элитный “Лотос”, выступать за который считают за честь даже игроки женской НБА. Из Гдыни баскетболистка проторила прямую дорогу в национальную сборную, обременив себя ролью главного поставщика очков в командную копилку. Которую, к слову, успешно сыграла на недавнем международном турнире в Латвии, где белоруски финишировали первыми.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Татьяна ТРОИНА. Родилась 30.06.81 в Минске. Форвард. Рост 186 см. Баскетболом начала заниматься в 1991 году в минском “Горизонте”. Первый тренер — Александр Лазовский. Выступала за команды: РУОР-“Горизонт” (Минск, 1996-98), “Индипенденс Коммьюнити Колледж” (США, 1998-2000), университет “Южная Каролина” (США, 2000-02), “Старт” (Гданьск, Польша, Д2, 2002-03), “Лотос” (Гдыня, Польша, Д1, 2003-05). Двукратная чемпионка Польши (2004, 05), серебряный призер Евролиги (2004) и Кубка мира среди клубов (2004), бронзовый призер чемпионата Беларуси (1998). Финалист конференции “Восток” “мартовского безумия” NCAA (2002). Выступала за кадетскую сборную Беларуси — 4-е место на чемпионате Европы (1997). В составе национальной сборной провела 5 официальных матчей. Средняя результативность — 9,6 очка. Дебют: 20.11.2002 в матче Беларусь — Словакия.

“Лотос”

— Минувший сезон принес тебе вторую золотую медаль чемпионки Польши. Полагаю, причин для недовольства нет?

— Сезон оставил двойственные впечатления. С точки зрения достижения наивысшего результата все вышло удачно — “Лотос” в восьмой раз подряд финишировал первым. Но в профессиональном плане у меня осталась неудовлетворенность. Так сложились обстоятельства, что чемпионат отыграла не на своей позиции. Я — игрок периметра, а здесь пришлось переквалифицироваться в тяжелые форварды. И хотя могу удачно сработать на подборе, потолкаться под щитом, подобная игра не доставляет мне истинного удовольствия.

— В целом чемпионат проходил интересно?

— Я бы сказала, предсказуемо. Изначально было ясно, что борьба за первое место пойдет между двумя наиболее мощными и финансово обеспеченными клубами — “Лотосом” и “Вислой”. Так и произошло. Остальные, по большому счету, выполняли роль массовки.

— Но финал ведь имел интригу — после двух встреч счет был равным.

— Действительно, в Кракове мы уступили. Но поражение лишь раззадорило нас, и в следующих поединках у “Вислы” не было шансов.

— Твое соперничество с подругами по национальной сборной — Мариной Кресс и Натальей Трофимовой — придавало финалу особый колорит?

— Не думаю, что для польских болельщиков этот нюанс имел какое-то значение. Для нас — другое дело. Конечно, приятно выйти победительницей в этой дуэли. Но никакого злорадства с моей стороны, безусловно, не было. С девчонками мы в прекрасных отношениях.

Польша

— После того как в составе “Южной Каролины” ты вошла в восьмерку лучших студенческих дружин NCAA, выбор клуба второго польского дивизиона, честно говоря, не впечатлил.

— По сути, выбор делала не я — выбрали меня. Уехала в Америку семнадцатилетней, и, естественно, в Европе о баскетболистке Троиной никто не знал. Вот и пришлось ехать туда, куда позвали. Уровень первой польской лиги, конечно, был низким, зато на этом фоне удалось лучше и быстрее проявить себя. В Гданьске много играла, много забивала, поэтому была замечена и получила предложение перейти в клуб-лидер Польши. Чем, естественно, незамедлительно воспользовалась.

— Продолжишь ли выступления в “Лотосе”?

— Нет. Контракт закончился, а предложенные финансовые условия на новый сезон меня не устроили. Так что в данный момент я безработная. Жду вестей от агента, который подыскивает варианты. В Польшу, скорее всего, не вернусь: переходить в команду ниже уровнем, которая не играет в еврокубках, хотя предложений, поверьте, хватает, не хотелось бы. Все-таки, помимо финансовых аспектов, которые, безусловно, важны, ведь я — профессиональная баскетболистка, существуют и определенные спортивные цели. Хочу расти, прибавлять в мастерстве, выиграть что-либо существенное, создать себе имя, чтобы знали о таком игроке и могли пригласить в любой европейский клуб.

Гдыня

— Переход из американского студенческого баскетбола во взрослый европейский душевных и физических мук не принес?

— Польский и американский периоды сложно сравнивать. Если раньше приходилось раздваиваться между баскетболом и учебой, то сейчас все силы, все нервы были направлены только на игру. А вообще я адаптируюсь к новым условиям довольно легко. Рано уехала из дому, поэтому становление характера и взросление произошли значительно быстрее, и в Европу вернулась совсем другим человеком. Конечно, играя в Польше, скучала по дому, родителям. В середине сезона наступала хандра, но стоило на несколько дней окунуться в домашнюю обстановку, как душа успокаивалась, и… снова тянуло в дорогу. Кстати, польский вариант меня устраивал тем, что отчий дом находился фактически рядом и можно было периодически вырываться на родину.

— А родителей в гости звала?

— Да, в этом году они приезжали ко мне. А то ведь как уехала в Америку, так с тех пор они и не видели меня на площадке. Особенно страдал от этого папа. Он мой самый ярый фанат — с детства на всех тренировках присутствовал. Посмотрели, как я живу. Для баскетболисток в Гдыне бытовые условия создаются практически идеальные: обеспечивают квартирой, транспортом, помогают решать все проблемы — только играй. Удачно получилось с календарем: на их пребывание выпали две домашние игры — Евролиги и национального чемпионата. Посмотрели город, посетили аквапарк. Мне кажется, родители остались довольны поездкой.

Америка

— Давай сделаем экскурс на семь лет назад. Удивляюсь, как ты решилась отправиться за тридевять земель в столь юном возрасте?

— Тогда я толком не представляла, что меня ждет, поэтому не испытывала никаких эмоций — ни страха, ни волнения.

— Но ведь девчонки, которые там учились, наверное, рассказывали об американской жизни?

— Передо мной в Штаты улетели только Лена Кравченко и Света Вольная, и интересоваться подробностями особо не у кого было. Уезжала на свой страх и риск. Это сейчас, по прошествии времени, поражаюсь, как я решилась. Тогда же была спокойна и уверена в себе.

— Американская реальность, в которую окунулась, сильно разнилась с твоим представлением об этой стране?

— Сильно. Первые два года я обитала в маленьком городке, в штате Канзас. До отъезда представляла, что буду жить в городе, хотя бы таком, как наш Минск. А тут попала в полнейшую деревню: маленькие дома, сплошные поля вокруг и пасущиеся коровы.

— Была разочарована?

— У меня не было времени ни разочаровываться, ни скучать по дому. Ведь я училась в колледже — учеба отнимала приличный кусок времени, да еще и в баскетбол играла. Еще существовал языковой барьер, с которым приходилось бороться только одним способом — зубрить английский. Повезло, что жила в замечательной семье, которая окутала меня всяческой заботой. Отношение ко мне было, как к родной дочери. До сих пор поддерживаю с ними связь: через Интернет обмениваюсь новостями, посылаю свои фото.

— Американский баскетбол специфичен. Что-то ломать в себе пришлось?

— Я уже говорила, что довольно быстро адаптируюсь к новым условиям. Наверное, эта способность помогла значительно ускорить процесс привыкания к другому баскетболу. Хотя отличий не так уж много, как кажется. Тот же мяч, практически те же правила. Да, игра у американцев больше построена на индивидуальных качествах: вроде бы команда разучивает комбинации, но все равно предпочтение отдается исполнительскому мастерству. Причем это закладывается в подсознание так сильно, что взрослые уже не могут перестроиться. Пример — как у нас в “Лотосе” играли американки. Тренер им мог по сто раз твердить, мол, играем 24 секунды. А они прибегали в чужую зону, тут же бросали — и хоть трава не расти. Конечно, без сложностей у меня не обошлось. Скажем, подготовительный процесс построен совсем не так, как у нас. Тренировались не два раза в день, как я привыкла, а раз, зато занятие длилось три часа, и это морально сильно изматывало. Тем более что после утренней тренировки приходилось идти учиться. Накапливалась усталость, неизбежно наступал спад либо в игре, либо в учебе.

— И какой из них для тебя был более неприятен?

— Всегда баскетбол ставила на первое место. Поэтому если хотелось лишний час поспать, чтобы восстановиться после тренировки, то жертвовала занятиями. Тем более что в студенческом общежитии подстегивать меня было некому. Жили весело…

— Какую профессию осваивала?

— Гостинично-ресторанный бизнес.

— И с какими оценками закончила университет?

— А я его не закончила. В Америке в баскетбол можно играть только четыре года. В зачет пошли два года, когда училась в колледже, поэтому через два студенческих сезона встал выбор: либо на год забыть о спорте и закончить университет, либо уезжать в Европу и полностью посвятить себя баскетболу. Я выбрала второй путь. Возможно, это неправильное решение — жизнь покажет. Но пока не жалела, что поступила именно так.

— Будешь доучиваться?

— Нет, в Америке не буду. Пройдя по жизни неучем три года, вот решила взяться за ум и в июле вместе с Катей Снытиной попробую поступить в наш физкультурный университет на заочное отделение. Это советовали сделать и родители, и тренеры. И, наверное, они правы — диплом лишним не будет.

— Чувствуешь в себе тренерские задатки?

— Вряд ли стану тренером. Я слишком нервная, импульсивная. Поэтому пока не замечаю в себе каких-то педагогических наклонностей.

— Но ведь с возрастом характер может поменяться.

— Буду надеяться.

Сборная

— В июне национальная сборная Беларуси провела сбор, съездила на турнир в Ригу. Признайся, после утомительного сезона не очень-то хотелось вновь брать в руки мяч?

— Отчего же? На самом деле сбор крайне необходим. Хотя, по большому счету, у нас вышел не сбор, а встреча старых друзей. Потому что так сборы для национальной команды не проводятся. По уму требуется как минимум месяц плодотворной подготовки, а мы только начали приходить в норму, как все оборвалось. А следующая встреча, если она еще состоится, только в конце августа. Похоже, сборная у нас никому из руководства не нужна. Собрались — и ладно. Все по-прежнему держится на голом энтузиазме игроков и тренеров. Откажись мы работать на таких, с позволения сказать, сборах, и это абсолютно никого из федерации и министерства не расстроило бы. Наоборот, порадовались бы — меньше хлопот. Поражаюсь, как можно с таким безразличием относиться к всенародно любимому виду спорта! Ведь по числу олимпийских чемпионов среди игровых видов с женским баскетболом может посоперничать разве что мужской гандбол. Когда уезжала в Америку, в Беларуси был очень приличный чемпионат. А теперь? Ужас! Всего две взрослые команды. Стране не нужен баскетбол. То, что мы на личном энтузиазме приезжаем и копошимся, результата никогда не даст. Возможно, если бы он был, к нам повернулись бы лицом. Но ведь в народе не зря говорят: что посеешь, то и пожнешь. Вкладывать же средства в баскетбол, по-моему, никто не собирается.

— Обидно?

— Еще как! Обидно, потому что и у меня, и у моих партнеров по сборной есть профессиональные амбиции, мы мечтаем если не добиться каких-то титулов, то хотя бы сыграть на высоком европейском уровне. Говорить о мировых или олимпийских перспективах в данных обстоятельствах глупо — это запредельные мечты.

— Выходит, ты не разделяешь мнение, что у нас перспективная сборная, которой по силам прорваться на Олимпиаду?

— Отнюдь. Если взять индивидуально каждого игрока, то у нас очень талантливая команда. Но эти таланты нужно направить в одно русло. В Беларуси идет деградация баскетбола на взрослом уровне, детский же, вопреки логике, все еще развивается — работают прекрасные тренеры, появляются интересные игроки. Девчонки Виктора Ивановича Белевича заняли второе место в Европе, Марии Ивановны Селюниной — четвертое. Но как только они переступают порог взрослого баскетбола, перестают расти. Разве в таком худосочном чемпионате прибавишь в мастерстве?

— Что же делать: всем уезжать в Америку?

— Хорошо, если бы в Америку. Там в студенческом баскетболе они играли бы со сверстницами.

На деле же девочки в семнадцать лет разъезжаются по слабеньким клубам, где за мизерную плату вынуждены сразу же ощутить на своем здоровье тяготы взрослого баскетбола, который не щадит. Возвращаются же домой с перебитыми коленями, физически вымочаленными и психологически выхолощенными. У многих происходит душевный надрыв…

— В Риге белорусская сборная стала победительницей турнира. Но, наверное, по-иному и быть не могло — вам противостояли молодежные команды Латвии и Литвы.

— Как сказал Анатолий Сергеевич Буяльский, на данном этапе подготовки большего уровня для нас и не требовалось. Ведь мы собрались с совершенно разной степенью функциональной готовности. Да, играли с молодежью, но пришлось отнюдь не легко. Вообще, турнир был построен под латышскую “молодежку”, чтобы она выиграла.

— А вы помешали…

— Хотя в начале матча она вела с разницей в тринадцать очков. Как ни странно, латышки задавили нас ростом и массой. Они были явно лучше подготовлены, ведь практически весь сезон тренировались вместе. Плюс — лояльность судей. Да и Мариночка Кресс — единственная наша центровая — не помогла: за пять минут получила пять фолов.

— А за счет чего сумели переломить ход игры?

— Свою роль сыграл опыт. Игра длится сорок минут, за это время бывают и приливы, и откаты. Латышки слишком резво рванули на старте и, вероятно, подумали, что победа в кармане. Силенок же на всю игру не хватило — спеклись.

— А что за необычный приз вы заработали за первое место?

— Организаторы приготовили огромный пирог с цифрой один. Очень красивый, украшенный фруктами. Но на вкус он оказался не таким приятным.

— Как проведешь отпуск?

— Многое зависит от того, какие варианты найдет агент. Вдруг придется в июле куда-нибудь срываться? Вот сейчас вроде бы на горизонте замаячил Израиль. Так что долгосрочных планов не строю — пока буду наслаждаться домашней жизнью. Ну и, конечно же, готовиться к вступительным экзаменам.

— Английский сдавать придется?

— К сожалению, нет. Так бы хоть с одним экзаменом проблем не было. Языки схватываю довольно быстро. По-английски и по-польски пишу и читаю свободно.

— Но и русский, смотрю, не забыла — говоришь чисто.

— Это сейчас. А первое время, когда вернулась из Америки, родственники удивлялись — разговаривала, как какая-нибудь эстонка, растягивая слова. Сложно сразу перестроиться. Иногда забывала элементарные вещи и с ужасом думала, как построить предложение. В английском языке они строятся иначе. Сейчас же, выучив польский, стало тяжело с белорусским.

— Так ведь эти языки очень похожи.

— В этом и сложность: все перепуталось в голове, и уже не помнишь, белорусское это слово или польское.

Андрей

— Наслышан, что тебя связывают самые теплые чувства с Андреем Кривоносом — капитаном сборной страны, человеком, которого я очень уважаю. Или ты скрываешь ваши отношения?

— Скрывают что-то постыдное. Любовь к этой категории, в моем понимании, не относится.

— Полностью согласен. Может, скоро родится спортивная семья?

— От вас ничего не утаишь: действительно, в самом недолгом будущем собираемся с Андреем оформить наши отношения. За два с половиной года, что мы вместе, по-моему, успели присмотреться друг к другу основательно.

— Кривоноса-баскетболиста все знают как игрока с железной волей и характером. А какой он в отношениях с тобой?

— Абсолютно такой же. Он по гороскопу овен, и полностью оправдывает свой знак зодиака. Хотя и я неподатливая, но у нас разные типы упрямства. Андрей железно стоит на своем, но в отличие от меня не проявляет бурных эмоций. И это его спокойствие удачно сглаживает углы. Из искры наших разногласий костер не разгорается.

— Не пугает, что семейная жизнь профессиональных спортсменов далека от идиллии?

— Мы это понимаем. Ради семейной жизни баскетбольную карьеру я не брошу, и Андрей это знает. Да и у него остались неудовлетворенные амбиции. Так что, когда станем мужем и женой, по большому счету, изменится немногое. Но нас вынужденная разлука не страшит. Верим, что расстояния только укрепят чувства, а трудности сплотят семью…

P.S. В день выхода этого номера “ПБ” Татьяне Троиной исполняется 24 года. Поздравляем!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?