ЭКСКЛЮЗИВ. Диктатура сердца

05:06, 15 июля 2005
svg image
2842
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Неужели дисциплинированной “Скуадре адзурре” необходима жесткая рука?” — думаю я, готовясь к интервью с одним из самых знаменитых европейских специалистов. Но доброжелательность Рекалкати проявляется с первых минут разговора, и оказывается, что на суровом камне совсем не трудно изобразить теплую человеческую улыбку.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Карло РЕКАЛКАТИ. Родился 11.09.45 в Милане (Италия). Выступал за “Канту” (Италия, 1962-79). Двукратный чемпион Италии (1968, 75), трехкратный обладатель Кубка Корача (1973, 74, 75), обладатель Интерконтинентального кубка (1975). В сборной Италии — 166 матчей, 1239 очков. Двукратный бронзовый призер чемпионатов Европы (1971, 75). В качестве тренера возглавлял итальянские “Канту” (1986-90), “Реджо-Калабрию” (1990-94, 2001-02), “Бергамо” (Д3, 1996-97), “Варезе” (Д2, 1997-99), “Паф” (1999-2001), “Сиену” (с 2003-го). С клубами выиграл три чемпионата страны (1999, 2000, 2004). С 2001-го — главный тренер национальной сборной Италии, с которой выиграл бронзу чемпионата Европы (2003) и серебро Олимпиады (2004).

Женат, дочерям 31 и 33 года.

Со сменой поколений в сборной спешить не надо

— Вы посетили Чехов в качестве тренера национальной команды, желающего оценить новое поколение итальянских баскетболистов. В первую очередь наблюдаете за Марко Белинелли?

— Прежде всего отмечу, что не рассматриваю этот состав как следующее поколение сборной — мне необходим один, возможно, два игрока. Ведь нынешняя “молодежка” моложе соперников. Девять из двенадцати ребят родились в 1986 году. Им нужно два-три года, чтобы дорасти до уровня национальной команды.

Если говорить о Белинелли, то он, конечно, уже готов к большому взрослому баскетболу. Но, думаю, подожду годик, ведь игроку необходимо двигаться вперед постепенно, от сезона к сезону. Для него важно проявить себя на этом чемпионате Европы, а затем… Убежден, будущее нашей старшей команды — за Белинелли.

— В матче против сборной России Марко набрал 24 очка за три четверти и практически исчез из поля зрения в последней…

— Естественно, лучше бы он набирал эти очки равномерно в течение 40 минут. Знаете, для такого снайпера важно почувствовать момент, когда идет бросок, а для молодого человека нормально не уметь правильно распределять силы. Возможно, он слишком рано выложился. С опытом придет мастерство, позволяющее постепенно расходовать энергию и ее пополнять.

— Все взоры обращены на Марко, но не могу поверить, что вы следите только за ним. Мне, к примеру, очень нравятся Антонутти, Лехталер…

(Перебивая.) Нет-нет! Просто, как я уже говорил, Белинелли готов для взрослого баскетбола, минувший сезон он отыграл в лучшей команде Италии “Климамио”, много времени проводил на площадке. Конечно, наблюдаю и за остальными, в том числе и за Антонутти. Лехталер… Его я знаю особенно хорошо, потому что он, так же как Витали, Фаттори и Марино, входит в молодежный состав “Сиены” — клуба, который я тренирую.

— Сочетаете ли вы работу скаута национальной команды с ролью разведчика клуба?

— Стараюсь смотреть все матчи, на которые могу попасть — не только ради настоящего сборной, но и для сбора информации, важной для будущего итальянского баскетбола. Конечно, сейчас мы создаем команду в “Сиене” на следующий сезон, однако в зону наших интересов входят прежде всего опытные мастера. Впрочем, убежден, через два-три года многие из ребят, выступающих на этом чемпионате, смогут играть за “Сиену” или другие итальянские клубы.

— В Афинах Фабрицио Фратес, руководящий “молодежкой”, был вашим ассистентом. Помогаете ли вы ему здесь?

— Нет. Он достаточно опытный специалист и не нуждается в моих советах. Я здесь исключительно как наблюдатель и персональный болельщик Фабрицио.

— Италия в воскресенье встречалась с Беларусью. Ваше мнение о нашей молодежи?

Я посмотрел не только этот матч, но и все поединки белорусов на предварительной стадии. Не вспомню имен, однако могу выделить номера 14 (Акулич. — “ПБ”.), который очень хорошо сыграл с Чехией. Думаю, одна из причин победы Италии в том, что мы подготовились и знали, насколько важно остановить вашего плеймейкера. Также отмечу номера 15 (Параховского. — “ПБ”.). Ему всего 17 лет? Тем лучше для него, тем лучше для Беларуси. (Смеется.) Очень интересный парень.

Сокращать список игроков — самое сложное для тренера

На этой неделе Карло Рекалкати назвал 16 баскетболистов, которые вскоре начнут готовиться к финальной стадии первенства Европы. Среди них восемь олимпийских вице-чемпионов: Джанлука Базиле, Джанмарко Поцекко (оба — “Климамио”), Массимо Буллери (“Милан”), Джакомо Галанда, Роберто Кьячиг (оба — “Сиена”), Денис Марконато, Маттео Соранья (оба — “Бенеттон”), Алекс Ригетти (“Лоттоматика”), а также Данте Калабрия (“Милан”), Марко Карраретто (“Бреоган”, Испания), Алессандро Цитаддини (“Наполи”), Анджело Джильи (“Реджо-Эмилия”), Стефано Манчинелли (“Климамио”), Марко Морденте, Андреа Печиле (оба — без клуба), Томас Ресс (“Скаволини”).

— Главная баскетбольная новость для Италии сейчас — список шестнадцати кандидатов в национальную сборную. Есть ли игроки, которых вы хотели бы видеть в составе, но не смогли?

— К счастью, у нас нет проблем, связанных с травмами. Что касается упомянутых шестнадцати… Не скажу с уверенностью, что они — сильнейшие баскетболисты моей страны. Но при подготовке к ответственным турнирам важно выбирать тех, кто может легко сосуществовать, составить коллектив. Вот и приходится жертвовать талантами ради успеха команды.

— Три года назад отказался играть за сборную Грегор Фучка. Не пытаетесь его вернуть?

— Это случилось накануне квалификации к предыдущему чемпионату Европы. Причиной было то, что Грегор посвятил национальной команде не одно лето. Фучку знаю очень хорошо, тренировал его два сезона в Болонье, и понимаю: сейчас, в 34 года, ему необходимы месяц-другой отдыха, постепенное восстановление формы, работа со специалистом по физподготовке. А у нас член сборной за сезон проводит до 95 матчей — в чемпионате, Кубке страны, Евролиге и национальной команде. Для Грегора на финише карьеры подобные нагрузки очень тяжелы.

— К тому же у вас хватает хороших “больших”, таких как Галанда, Марконато…

— Названные ребята тоже стареют, нам нужна молодежь и на эти амплуа.

— Тяжело было сокращать список кандидатов до шестнадцати?

— Конечно. Но еще сложнее сокращать его до двенадцати накануне чемпионата Европы. Ведь при подготовке в течение месяца сживаешься с баскетболистом, понимаешь, что он выкладывался по максимуму. Реальность такова, что на первенство континента можно взять только дюжину. И это худшая часть моей работы. До того как стать тренером, я был игроком и провел более 150 матчей за национальную команду. Мне не раз приходилось попадать под сокращения. Скажем, накануне Олимпиады в Мюнхене тренеры вычеркнули меня из списка — можете представить, как тяжело оказалось это пережить. Потому всегда сложно говорить: “Спасибо, ты хороший игрок, но, извини, мы тебя не берем”.

Выигрывать можно, даже уступая в таланте

— Чего вы ждете от предстоящего Евробаскета?

— Два предыдущих топ-турнира мы провели очень удачно, взяв бронзу на первенстве Европы в Стокгольме и серебро на Олимпиаде в Афинах. Естественно, все соперники готовятся к встрече с нами, потому будет особенно тяжело. На соревнованиях такого уровня можно стать жертвой одного мяча, одного свистка арбитра. Сегодня ты победишь, завтра проиграешь, а в итоге не выйдешь в следующую стадию по разнице заброшенных и пропущенных мячей. Нужно уважать оппонентов. Моя команда не считает себя лучшей, и это очень важно. По таланту, техническим и физическим данным мы уступаем очень многим соперникам. Наш секрет — действовать коллективно, отдаваться игре по максимуму, жертвовать собой ради общего успеха. Постараемся выжимать все возможное из каждого момента, каждого матча, а там — посмотрим. Опыт подсказывает: так можно прийти к успеху. По натуре я — оптимист. И считаю, что пусть с трудом, но мы способны справиться с любой командой.

— Действительно, сборная Италии не так богата звездами, и вряд ли многие ожидали от вас громких достижений на Олимпиаде и чемпионате Европы. В некотором смысле вы преподнесли сюрприз. Как считаете, насколько этот фактор неожиданности помог вам?

— Отчасти. Мы не считались фаворитами, и моя команда начинала каждый матч с правильным настроем: мы выходим, отдаем все силы и, даже если совершаем ошибку, стараемся не переживать, а ищем возможности ее компенсировать. Потеряли мяч в атаке — отработали в защите, провалились в защите — пробуем ответить попаданием. И смотрим на табло, прекращаем играть только тогда, когда звучит финальный свисток.

— Итальянская сборная на протяжении своей истории имела не так много великих игроков — Фучка, Дино Менегин… Но успехов на международной арене добивалась немалых.

— Вы забыли еще Карлтона Майерса, который сейчас не выступает за команду по той же причине, что и Фучка. Если касаться успехов… Да, имена важны, однако еще важнее — коллектив. Нас всегда отличали большое сердце, гордость за страну, гордость за то, что ты носишь голубую форму.

В полуфинале с Литвой провели лучший матч в истории

— Накануне Олимпиады-2004 вы добились исторической победы над сборной США, составленной из звезд НБА. Каковы ваши воспоминания о том дне?

— Тогда мы почувствовали огромное удовлетворение. Матч проходил в Кельне, и публика пришла посмотреть на американцев, на “Dream Team”. Самое приятное заключалось в том, что в начале встречи зал скандировал: “Айверсон!”, “Данкан!”, “США!”, а на финише те же люди кричали: “Италия!”, “Галанда!”, “Поцекко!”

— Во время Игр самым важным для вас стал поединок с Литвой, разбившей американцев в групповом турнире и считавшейся фаворитом Олимпиады…

— Против литовцев провели, наверное, лучший матч в истории. Это не была нормальная игра — мы выступили гораздо выше собственого потолка. В таких ситуациях важно быть удачливым. Под удачей понимаю именно возможность превзойти максимум в самый ответственный момент. Ведь накануне, в четвертьфинале, мы встречались с Пуэрто-Рико: если бы такую же игру показали тогда, в полуфинале это вряд ли повторилось бы. А против пуэрториканцев было достаточно показать обычный уровень.

— Но ведь Арройо, Айюсо и компания — не мальчики для битья и удивили мир, став первой сборной, побившей звезд НБА на Олимпиадах…

— Был уверен, что Пуэрто-Рико мы обыграем. Хорошо знал: каждый турнир эта команда начинает сильно, может преподнести сюрприз, однако потом играет все слабее и слабее. Потому поединка с ней ждал без всякого страха.

— Хорошо помню, как в Сиднее американцы пережили серьезные проблемы во встречах с россиянами и литовцами. Весь остальной мир готовился расправиться с ними, и, наконец, это случилось на первенстве планеты в 2002-м и на Олимпиаде в 2004-м. Прогресс мирового баскетбола в последние годы очевиден. Как вы думаете, генерация ребят, выступающих на этом молодежном чемпионате Европы, продолжит традицию, вырастет в звезд, способных справляться с родоначальниками игры?

— Новое поколение добавляет, и дистанция между Соединенными Штатами и остальным миром сокращается. И все же пока, уверен, американцы обязаны выигрывать любой турнир, если прибудут на него с правильным настроем. Если же посчитают себя безоговорочно лучшими, приедут без гордости за свою страну, без желания понять европейский баскетбол, они могут проиграть. Уже проигрывали, и это может продолжиться в будущем. Думаю, американская федерация это понимает и станет готовиться более тщательно. Мое мнение: если к руководству “Dream Team” привлекут Майка Д’Антони, Олимпиаду США выиграет. Потому что Майк обладает глубокими знаниями европейского баскетбола, тренировал и играл в Старом Свете. Уверен, в конце концов американцы так и поступят.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?