ЛИЧНОСТЬ. Анатолий Буяльский: полководец без войска
Через пару дней Буяльский вместе с семьей отправится в Турцию, а затем, после двухнедельного отдыха, снова в Ольштын, где его ждут взлетевшая к пьедесталу “Лончность” и заботы нового сезона.
— Анатолий Сергеевич, в Польше вы провели два полных сезона, и есть возможность их сравнить.
— Сезоны получились разными. Второй как бы вытекал из первого. Год назад “Лончность” играла в первой лиге, а в прошлом сезоне, завоевав путевку в экстралигу, уже боролась за медали в ней. Команда шла по восходящей, не шарахаясь, без всяких остановок и пробуксовок. Для меня как для тренера обстоятельства сложились удачно в том смысле, что начинать пришлось с низов. Когда пришел в команду, перед ней не ставилось наполеоновских целей. Поэтому можно было работать без суеты, с перспективой. В первом сезоне мы заложили фундамент, а в нынешнем выстроили здание.
— Да такое, что многие ахнули. Взлет “Лончности” на четвертую позицию стал главной сенсацией чемпионата Польши. Любопытно, руководство клуба корректировало задачи перед командой по мере того, как открывались новые перспективы?
— Как говорится, аппетит приходит во время еды. Сначала стояла задача закрепиться в лиге, затем — попасть в восьмерку, потом — в четверку, а когда и это удалось, — побороться за медали. Увы, последнее оказалось нам не под силу. Хотя это обстоятельство в отличие от игроков и тренеров совершенно не огорчило хозяев клуба, которые и так посчитали, что мы взлетели слишком высоко.
— Значит, вы уверены, что завоевание бронзы команде было по плечу?
— Три матча плей-офф мы провели на равных, а затем произошел спад: после травмы не смогла вернуть прежние игровые позиции Кресс, да и накопившаяся у игроков усталость — физическая и психологическая — прорвалась наружу. Да и судьи, похоже, сделали вывод, что мы забрались непомерно высоко для скромного Ольштына, и элементарно нас тормознули.
— Знаем, что ваш успех был оценен в Польше по достоинству.
— Да, начиная с февраля получился сплошной праздник: вручали один приз за другим. Сначала назвали сильнейшим тренером 2001 года в воеводстве, затем выбрали на “Матч звезд”, и, наконец, по итогам сезона ввели в тройку лучших баскетбольных тренеров Польши. Так что и в плане получения призов и регалий просматривалось поступательное движение.
— “Лончность” будет выступать в еврокубках?
— Нет. Руководство сделало экономический расчет и пришло к выводу, что пока это нецелесообразно. Нужен специальный спонсор. А так как хозяева клуба не привыкли, как большинство в Польше, работать в кредит, то решили с дебютом в еврокубках повременить.
— Ваш тренерский успех не стал поводом для ухудшения отношений с польскими коллегами?
— По-моему, нет: поздравляют, желают успеха. Надеюсь, искренне. Хотя, должен признать, что в Польше довольно ревностное отношение к иностранным тренерам. Там не очень приветствуют стиль югославских, хорватских, итальянских специалистов, работающих за огромные деньги. Те привозят с собой тренерский штаб, почти полный состав и делают только результат. Такое положение вещей не утраивает национальную федерацию, ведь польские игроки не растут в мастерстве. Кстати, с этого года вводится ограничение: второй тренер может быть только поляком. Кроме того, установлена существенная разница в сумме оплаты тренерских лицензий для иностранных и местных специалистов. Все четче проявляется заинтересованность в том, чтобы в польском баскетболе работали либо свои тренеры, либо иностранцы, но те, кто приезжает не на один сезон. Вероятно, поэтому отношение к Крутикову из “Слупска”, Северову из “Гданьска”, которые провели в Польше по девять-десять лет, да и ко мне более теплое. В нас не видят временщиков. К тому же в отличие от грандов мы не приезжали на бешеные деньги. Каждый из нас начинал с минимальных ставок и постепенно рос. Скажем, у меня в следующем сезоне будет зарплата действительно европейского уровня.
— Насколько сильно изменится в межсезонье состав “Лончности”?
— Кардинальных изменений не предусмотрено. Основа команды остается. В планах покупка третьего номера. Переговоры ведутся с игроком национальной сборной Польши — пока я не хотел бы афишировать ее фамилию. Плюс постараемся привлечь парочку перспективных польских баскетболисток. И, конечно же, будем активно привлекать местную молодежь. Если раньше в Ольштыне считалось большим успехом попадание в финальную пульку чемпионата страны, то нынче кадетки нашего клуба завоевали бронзу, а юниорки финишировали шестыми.
— Поговорим о белорусской составляющей “Лончности”. Насколько удачным выдался сезон для Трофимовой, Кресс и Кравченко?
— У девчат он складывался по-разному, но от начала до конца они пребывали на ведущих ролях. Конечно, легче всего было Трофимовой, которая в “Лончности” уже третий год. Вместе с командой постепенно поднималась по иерархической лестнице — от подвала турнирной таблицы в первой лиге до вершины в экстралиге. Сыграла очень стабильно, ей какой-то малости не хватило для того, чтобы стать самым результативным игроком чемпионата. Впрочем, Наташа не ставила перед собой задачу обязательно стать сильнейшим бомбардиром. Она — игрок командный и никогда не тянет одеяло на себя.
Для Кресс сезон выдался неоднородным. Марина начала его крайне неудачно: в предсезонных контрольных матчах у нее практически ничего не получалось, были даже небольшие психологические срывы. Но потом все нормализовалось, и уже к Новому году она вышла на лидирующие позиции. Для любого нашего соперника проблема нейтрализации Кресс стояла на первом месте. А к середине сезона она уже входила в тройку сильнейших центровых чемпионата, включавшую Дидек, Шакирову — грандов европейского баскетбола. Но потом ее подкосила обидная травма. На месяц выпала из обоймы, а когда вернулась, хотя и выкладывалась в каждом матче без остатка, была уже не той Мариной. Сохрани она набранные кондиции до финиша чемпионата, год был бы для нее не просто хорошим, а великолепным, одним из лучших в карьере.
Кравченко проводила первый профессиональный сезон в Европе, поэтому ей пришлось труднее остальных. Играла неровно: за всплеском, когда ожидалось логичное продолжение, вдруг следовал провал. Огромное желание не совпадало с ее возможностями. Причина — переходный период от американского баскетбола к европейскому. Подобная адаптация дается очень нелегко, о чем можно судить по выступлению даже такого звездного игрока, как Кэти Смит — лучшей баскетболистки последней Олимпиады, одной из сильнейших в женской НБА. Суперматчи в “Лотосе” у нее чередовались с откровенными спадами. Что уж тут говорить о Кравченко? В силу специфики игры Лене было тяжело — ведь центровому схлопотать персональное замечание значительно проще, чем “малышу”. К тому же она еще не имела такого авторитета у судей, как, скажем, Дыдек, и когда в выездных матчах на ней фолили, свисток частенько молчал. Трудно записать этот сезон ей в актив, но, надеюсь, следующий сложится для Лены намного удачнее. Несмотря ни на что, отношение к ней в клубе было самое теплое, и она понимает, что осталась в долгу перед командой, болельщиками.
— Полагаю, интерес к Кресс и Трофимовой со стороны польских клубов резко возрос?
— И не только польских. Каждая из девчонок по окончании сезона стала свободным агентом и могла бы решить контрактные вопросы по-иному, но меня радует, что и Марина, и Наташа предпочли продолжить совместную работу в “Лончности”. Значит, их полностью устраивают состояние дел в клубе, микроклимат, они верят, что могут расти профессионально.
— В этом году вы приняли участие в “Матче звезд” в качестве тренера “Востока”.
— Да, и он оставил массу приятных воспоминаний. К сожалению, в нем не смогла сыграть Кресс, которая была включена в состав одной из первых. Марина только оправлялась от травмы, и мы решили не рисковать. Зато получила приглашение Трофимова. И это было очень важно для нее в психологическом плане: в компании звездных игроков, а основу сборной “Востока” складывали баскетболисты “Лотоса”, она проявила себя очень удачно, почувствовала, что многое умеет. Кроме того, Трофимова выиграла конкурс трех- очковых бросков. Праздник проходил в небольшом городе Пулковицы, билеты были проданы задолго до матча. Все шикарно организовано: новый современный зал, гостиница с аквапарком. Три дня, которые мы провели там, во всех отношениях были прекрасны.
— В стане проигравших западников находилась Ольга Мурашкина. Говорят, она вышла замуж за литовца и собирается выступать за сборную этой страны.
— Оля начала чемпионат очень здорово, была настоящим лидером своей команды. Но когда тренер “Одры” Паулаускас вернулся в Литву — ему предложили возглавить “Телекомас”, игра Мурашкиной потеряла блеск. Кстати, Паулаускас, прекрасно знающий, как нужно работать с игроками, имеющими такой непростой характер, предложил Ольге перейти в “Телекомас”. Что касается замужества, то оно действительно состоялось. Потеряем ли мы ее для сборной? Думаю, да. Если в свое время наша федерация ничего не сделала для того, чтобы сохранить для Беларуси Сумникову, то за Мурашкину вообще никто не будет биться.
— Мы плавно перешли к проблемам белорусской сборной, которая из-за организационных неурядиц так и не смогла провести июньский двухнедельный сбор. Какова сейчас ситуация в команде?
— Даже не знаю, что ответить. Ведь команды как таковой нет, и захотят ли игроки в дальнейшем откликаться на приглашения после того, что произошло, неизвестно.
— Получается, вы — полководец без войска.
— Вот-вот. Такое ощущение, будто проблемы сборной никого не волнуют. Никто мне не звонит, ничего не предлагает… Получается, что именно я не сумел организовать подготовку сборной. Хотя ни один тренер сборной не скажет, что это его прямая обязанность. У тренера совсем иные заботы.
— Ну хорошо, ситуацию уже не изменишь — игроки разлетелись из Минска кто куда. Существует ли вероятность того, что в преддверии ноябрьских матчей второго круга, когда белорусской команде кровь из носу нужно побеждать во всех трех встречах, можно будет организовать сбор или принять участие в каком-либо турнире?
— А кто же отпустит на него баскетболисток? По регламенту ФИБА мы получим игроков за 72 часа до первой игры, не раньше. Так что ни о каком сборе или турнире речи не идет, придется играть с листа. Такое ощущение, что на турнирных перспективах сборной уже поставили жирный крест. Ведь и профану ясно, что выиграть у команд, которые имеют полноценную летнюю подготовку, нереально.
— Помнится, проведение летнего сбора было одним из главных ваших условий при заключении контракта с Министерством спорта. Деньги на него “съедены” бодибилдингом, федерация же проявила неразворотливость.
— Я не стал бы винить Пименова: он готов был предоставить деньги на сбор, но его элементарно подставили помощники — время было упущено.
— Так что дальше будет со сборной? Судя по всему, ситуация вошла в ползучую стадию неопределенности. Вы намерены ее как-то прервать?
— Уже в ближайшее время. Если до моего отъезда в Польшу, где меня после 10-дневного турецкого отпуска ждут неотложные клубные дела, работники министерства и федерации будут по-прежнему хранить молчание, мне ничего не останется, как написать заявление об уходе. Замыкать, как в прежние годы, все организационные вопросы на себе я не намерен.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь