Взгляд со стороны. Владимир Крикунов: больше своим доверяйте
— В Минске осталось много друзей. Нет, правильнее будет сказать, хороших знакомых. Друг один — Михаил Константинович Добрицкий. Но он сейчас взял отпуск, отдыхает за границей. Был бы рад встретиться и с Анатолием Ивановичем Беляевым, да тот отправился на Урал навестить сестру.
— Значит, никто и ничто не отвлекало вас от подготовки к матчу с «Динамо»?
— В принципе да. Немного развеялся накануне игры, посетив поединок чемпионата Беларуси с участием «Юности». Но задержался ненадолго, посмотрел пару хоккеистов из дружины Михаила Захарова и вернулся в гостиницу. Все же необходимо было готовиться к «Динамо». За ним слежу очень пристально. Команда первый год выступает на таком уровне, мне интересно, как проходит становление. Правда, когда ознакомился с работой селекционной службы минчан, возникло много вопросов.
Как можно так комплектовать клуб, который будет являться визитной карточкой страны? Если в Минске не оказалось людей, разбирающихся в этих нюансах, почему не обратились к специалистам?
Есть же Владимир Сафонов — человек, уже столько лет работающий в структуре ярославского «Локомотива». А я считаю, что у железнодорожников лучшая клубная система в России. Не хотите назначать Владимира Михайловича главным тренером, предложите ему должность генерального менеджера. Уверен, на административном ресурсе да при том бюджете, что был оглашен Минском, Сафонов сумел бы набрать нормальных игроков. Да и наставника хорошего наверняка подыскали бы. В Москве при встрече с Владимиром Наумовым сказал, что в Беларуси должен работать местный. Однако здесь решили сделать ставку на заокеанских специалистов. И не учли, что никто из североамериканцев в России не добивался больших побед.
— Из иностранцев успешно работает Кари Хейккиля, до него был еще Владимир Вуйтек.
— Они европейцы. Возможно, и белорусам следовало обратить внимание на специалистов из Старого Света. Но параллельно обязательно поднимать своих тренеров, которых появилось предостаточно.
Забавно выходит: канадцам здесь дают поработать, ждут, чего они добьются. Один североамериканец провалился, пригласили другого — тоже провалился. Так поверьте в своих специалистов.
Тот же Миша Захаров, из года в год всеми правдами и неправдами борющийся за медали. Уверен, он сработал бы не хуже заморских тренеров. А тем более, если бы шел в связке с Сафоновым. Кто весной выиграл чемпионат Беларуси? Гусов? Так назначьте его! Выбирайте из наставников, которые способны добиваться побед. Насколько я понимаю, в Минске создавали клуб, в котором хотели собрать костяк сборной. Но его почему-то распылили, многие предпочли уехать в Россию. И даже не знаю, как в следующем году вы выступите на чемпионате мира. Особенно в проекции на латвийскую команду.
— До недавних пор у нас любили противопоставить рижское «Динамо» минскому, сравнивать финансовые затраты, результаты селекции, успехи в КХЛ.
— Думаю, бюджеты клубов разняться не сильно. Иначе в Латвии не появились бы Марсель Госса и Хартиган. В августе на турнире в Мытищах заметил, что дружине Юлиуса Шуплера по силам войти в число двенадцати лучших по итогам регулярного сезона.
— Что скажете о «Барысе», в котором собрали костяк казахстанской сборной?
— Сразу уточню: белорусская национальная дружина всегда была сильнее казахстанской. Потому сравнения неуместны. В Астане удержали своих лучших игроков, которых разбавили хорошими легионерами. На иностранцев казахстанцы денег не жалели, но у «Барыса» и бюджет намного больше, чем в Минске или Риге. Один Штумпел получает полтора миллиона долларов.
— Чемпионат КХЛ — это новый турнир или прежняя суперлига, только «вид сбоку»?
— Скорее, второе. Ну добавились три иностранные команды, еще несколько нововведений. К примеру, выездное турне по пяти городам, которое выпало моему «Нефтехимику» на старте. Накатанной схемы еще нет, тренеры постоянно ищут, как готовить команду в таком напряженном графике. В следующем сезоне будет легче, если, конечно, КХЛ сохранится в этом виде. Хотелось бы, потому как практически каждый год происходят какие-то реформы. Когда узнал, что до первой паузы в календаре проведем двадцать четыре матча, пришлось в срочном порядке менять план предсезонной работы. В первую очередь решил заложить хорошую функциональную базу. Потом уже подбирал тактику под имевшихся в распоряжении исполнителей. В начале сентября даже не знал, какой хоккей будет демонстрировать «Нефтехимик». Конечно, хочется, чтобы состав был стабильным несколько сезонов. КХЛ в отличие от суперлиги позволяет это сделать. Прежде игроки каждое лето меняли команды, накручивали суммы контрактов. А по новым правилам спортсмен обязан два года провести на одном месте, и до двадцати восьми лет права на него принадлежат этому клубу.
— За столько лет, отданных хоккею, не потеряли интереса к любому делу?
— Это уже как болезнь. Без спорта не представляю свою жизнь. С нетерпением жду начала каждого межсезонья, старта чемпионата. Гадаешь, чего можно добиться с этим составом, кто выстрелит. Дополнительных стимулов, пожалуй, уже не нужно. К ним разве что можно отнести имя, заработанное прежде, — не хочется опускаться ниже своей планки. Да и зарплату необходимо отрабатывать. Возможно, из-за постоянной занятости страдают родственники. Но сыновья выросли, а жена… Три с половиной года, что возглавлял московское «Динамо», постоянно был при ней. Сейчас сложнее, однако что поделать?
— Вернувшись в «Нефтехимик», вы пытаетесь опровергнуть народную мудрость, согласно которой нельзя войти дважды в одну реку.
— В Нижнекамске остались люди, с которыми работал четыре года назад, болельщики помнят. Но я не бог, а тренер. Чтобы создать крепкую команду, нужны исполнители.
— В Беларуси вас также помнят. Первый успех — попадание минского «Динамо» в десятку лучших чемпионата СССР, второй — Олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Следует ли ожидать третьего прихода Крикунова?
— Не исключаю такой вариант. Часто вспоминаю первые годы работы в Минске. Ведь в середине 80-х едва не лишился поста главного тренера «Динамо». В 1988-м вывел команду в высшую лигу СССР, как сразу же нашлись деятели, пожелавшие меня уволить.
— Нашли более достойного кандидата на роль наставника «Динамо»?
— Никого они не нашли. Им было важно просто убрать Крикунова. Но я тогда был офицером МВД. И хорошо, что белорусским советом «Динамо» руководил Василий Минович Шкундич, бывший министр внутренних дел БССР, который и отстоял меня. Возможно, кому-то не понравилось, что перед тем я одним махом убрал большую группу возрастных игроков, вместо которых подтянул хорошее поколение 1968-69 годов рождения — двенадцать человек. А ведь с ветеранами мы попали в переигровку за выход в высшую лигу и уступили. Потому смена поколений стала естественным шагом. И через год мы неплохо смотрелись в первенстве Союза. А некоторые из них до сих пор выступают на высоком уровне. После развала СССР уехал работать в Словению. Но не забывал о Беларуси: ежегодно бывал в Минске.
— Ваши заслуги перед белорусским хоккеем до сих не оценены соответствующим образом. Хотя только за одну Олимпиаду 2002 года вам нужно присваивать звание героя Беларуси.
— Меня это нисколько не обижает. Работаю не ради государственных наград. Просто всегда старался выжать максимальный результат.
Очень рад, что те ребята, которых когда-то вывел на большой хоккейный путь, добились грандиозного успеха в Солт-Лейк-Сити. Правда, все помнят лишь последнюю шайбу Володи Копатя, забывая, что в четвертьфинале мы хорошо смотрелись весь матч.
Первый гол Олег Романов забросил, когда мы играли втроем. А Ковалев — вообще отдельная история. Увидев на раскатке Матса Вальтина, одного из тренеров «Тре крунур», в нем взыграло самолюбие. В середине 90-х годов наш форвард выступал в швейцарском «Берне», но скандинав выжил Андрюху из команды. Вот Ковалев и расплатился по старым счетам, забросив сам и отдав пас Дудику. Многое сошлось в тот день.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь