Чемпион Анголы. Черная жара

13:15, 13 ноября 2008
svg image
4691
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Меня пригласили на должность старшего тренера, который координирует работу мужской, женской, а также молодежных и юниорских команд. Такая практика здесь в порядке вещей. Например, футболом в «Примеро де Агосто» заведует испанец, баскетболом — американец. У меня тренерами работают кубинец и португалец.
Клуб наш довольно амбициозный и, разумеется, хочет выигрывать все и всегда. По сути своей он является армейским и, что интересно, частично финансируется из кармана генералов.

— В ангольской армии большие зарплаты?
— Здесь богатые залежи нефти и алмазов, поэтому люди, которые находятся у власти, чувствуют себя довольно неплохо… Имеются деньги и на приобретения. Скажем, всем понятно, что женская команда нуждается в укреплении, поэтому есть намерение купить несколько европеек хорошего уровня.

— Полагаю, мужская команда в вашем клубе сильнее женской, раз последняя не смогла зацепиться за чемпионство…
— Мужчины могут выиграть даже чемпионат Африки, однако парадокс в том, что здесь выше котируются достижения женщин. Это покажется невероятным, но они даже больше зарабатывают! Президент страны считает, что на международной арене славу Анголе принесет именно женский гандбол. Думаю, он прав, но беда, в частности нашего клуба, в том, что 90% игроков сборной сконцентрировано в «Петро» — бессменном чемпионе. Без качественного усиления состава с ними на внутренней арене бороться бесполезно.

— Почему руководство военного клуба пригласило на работу именно тебя?
— У меня, чего греха таить, сложился имидж эдакого жесткого тренера, который умеет давать результат, заставляя людей работать на пределе возможностей. Военные посчитали, что игроки несколько ленивы.
В Африке есть одна вещь, которая очень здорово влияет на весь уклад жизни — это жара. А так как все команды тренируются на открытых площадках, то на занятиях никто особенно не напрягается. Конечно, я увеличил интенсивность, но все равно через каждые 20 минут делаю перерывы — людям надо дать попить воды. А еще мне их жалко…
Война закончилась лет шесть назад, и народ все еще живет бедно. Некоторые молодые ребята и девчонки приходят на тренировки голодными. Впрочем, клуб старается подкармливать молодежь — после занятий каждый спортсмен получает напиток и нормальный такой бутерброд.

— Что скажешь о ментальности своих учеников?
— Для них спорт — шанс вырваться из бедности, и все это очень хорошо понимают. Ведущие спортсмены зарабатывают серьезные, даже по нашим понятиям, деньги и, кроме того, имеют хорошую возможность посмотреть мир, потому что та же женская сборная практически круглый год тренируется за рубежом.
Другое дело, что селекция оставляет желать лучшего. О мужиках говорить не буду, но многим девчонкам в принципе не стоило бы заниматься спортом. Я, кстати, давно уже пришел к выводу, что женский спорт — это удел тех, кто по своей физиологии и психо-моторным данным способен переваривать физические и нервные нагрузки. Мужики — ладно, они по сути своей воины, добытчики и гладиаторы, но большинству женщин спорт категорически противопоказан. Пусть занимаются физкультурой.
Это наблюдение относится и к европейкам, и к белорускам в частности… У нас ведь даже в сборной такие люди встречаются.

— Ты следишь за выступлениями соотечественниц в еврокубках?
— С помощью «Прессбола». Скажу честно: за рубежом явственно ощущаешь, как много значит для Беларуси ваша газета. Мало изданий в мире пишет о гандболе профессиональнее, чем вы.
Главная проблема всех женских белорусских клубов — слабая физическая и техническая подготовка. Уверен, что тот же Костя Шароваров раскладывает своим воспитанницам всю тактику по полочкам, но когда команда встает, то с этим ничего нельзя поделать…

— Ну так вернулся бы на родину и показал, как надо поднимать «физуху», тем более, знаю, предложение поработать в Беларуси в межсезонье тебе поступало…
— Звали в один из областных центров, где, по существу, надо было собирать команду с нуля и на пустом месте. Не сочти за нескромность, но это задача не для тренера моей квалификации. Пора задорного энтузиазма с годами уже прошла, теперь хочется решать проблемы более высокого порядка — бороться за чемпионство и достойное выступление на международной арене. Так что я это предложение даже не рассматривал. Ангольский вариант показался куда интереснее по всем позициям.

— Жара, полуголодные спортсмены и непомерные амбиции алмазных генералов — честно говоря, не похоже, что все содействует твоему профессиональному росту. Разве что заманчивая сумма контракта может как-то компенсировать трудности жизни на Черном континенте…
— Условия действительно очень хорошие, но за результат здесь тоже спрашивать умеют. Президенту клуба нравится, что я изменил отношение спортсменов к тренировкам. Организационно выстроил клубную вертикаль. Кроме того, впервые в своей тренерской практике занялся преподаванием. Провожу семинары, на которые съезжаются тренеры, кстати не только гандбольные, со всей страны.
Ради этого сижу ночами за видео, зарываюсь в учебники и интернет, но это еще один стимул для собственного роста. Я хочу знать ответы на все вопросы, которые мне могут задать на семинаре.

— А я хочу знать, когда же тренер-пилигрим Певницкий все-таки вернется в Беларусь и начнет работать на благо отечественного гандбола…
— Не знаю, от заграницы отвыкать трудно. Хотя не скрою, что с удовольствием познакомился бы и пообщался с председателем федерации Владимиром Коноплевым. Обычно тренеры, чего греха таить, костерят начальство по любому поводу, но о Коноплеве приходилось слышать только положительные мнения. Это удивляет. И радует, с другой стороны…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?