НАЗНАЧЕНИЯ. Николай Чура: ненавижу интриги

14:46, 3 марта 2004
svg image
1518
svg image
0
image
Хави идет в печали

Наказы стал получать еще до назначения

— Николай Александрович, примите поздравления. Семь лет назад вы также баллотировались на это место после ухода Владимира Василевского, но тогда предпочтение было отдано Рассеко. Вторая попытка оказалась удачной. Согласились сразу?

— Недели две думал.

— Раз столько размышляли, значит, что-то вас сдерживало?

— Во-первых, неприятная для семейного бюджета потеря в зарплате. Во-вторых, осознание того, что работа в РУОРе более спокойная. Там в баскетболе и гандболе, за которые отвечал, я знал всех и вся. Здесь многое будет внове. Работы не боюсь, но опасаюсь недружественных взаимоотношений, проявления сепаратизма, мешающих плодотворному сотрудничеству. Ненавижу интриги, дрязги, всегда старался обходить их стороной. Сейчас, вероятно, дистанцироваться не удастся. Но, надеюсь, они будут редкостью.

— Какими стали ваши первые шаги в новой ипостаси?

— Нагружать заботами меня начали еще до официального вcтупления в должность. Михаил Фейман и Виктор Белевич, проведав о грядущем назначении, не преминули озадачить заботами об экипировке их сборных перед полуфинальным раундом чемпионата Европы, поиском вариантов спаррингов. Эти проблемы необходимо решать оперативно, ибо времени до соревнований остается мало. Отдаю себе отчет, сколь хлопотна выбранная мною работа. Но главная задача, которую перед собой ставлю, — объединить наши силы, чтобы мы работали в одном направлении, на единую идею. Пока, к сожалению, специалисты в баскетбольной среде действуют слишком разрозненно.

— Уверены, что вам удастся выполнить роль координатора?

— Хочу попытаться. А как получится — посмотрим.

— Министр спорта Юрий Сиваков знаменит метафоричностью своих речей. Как-нибудь по-особому напутствовал вас?

— Нет. Основные задачи были обрисованы предельно четко и деловито. Одна из них — принять участие в организации центра олимпийской подготовки по игровым видам спорта. Центр будет курировать развитие баскетбола высоких достижений, на его базе должны объединяться сборные команды. Необходимо сводить их под одну крышу, организовывать своеобразную лестницу, по которой баскетболисты, взрослея, будут двигаться вверх. После РУОРа у молодых людей обязательно должна быть еще база, где они смогут профессионально расти. При нынешнем положении дел часть ребят попросту теряется для вида спорта.

Сборная не собственность тренера, а достояние страны

— Какие у вас отношения с Львом Пименовым?

— Нормальные, деловые. А к чему такой вопрос?

— Просто памятны времена, когда в конфронтации Минспорта и федерации гостренер находился между молотом и наковальней.

— Спорные вопросы будут возникать всегда. Придется искать компромисс, чтобы как-то объединять людей. Если при оценке чужих поступков мы будем руководствоваться только полярными оценками “белое — черное”, ничего путного не получится.

— Недавно разгоревшийся конфликт интересов по поводу откомандирования из “Горизонта” в РУОР, то бишь в юниорскую сборную, Гаспер, Вашкевич и Логвинович удалось погасить. Однако если сборная Виктора Белевича удачно выступит в полуфинальном раунде чемпионата Европы в Друскининкае, скандал получит продолжение. Мария Селюнина наверняка потребует игроков обратно, ведь ее команда 1988 года рождения примерно в те же сроки будет играть в финальной части первенства континента. Как быть?

— У меня позиция четкая: баскетболистки должны выступать за сборную, причем за команду более старшего возраста, если они являются игроками основного состава. Ведь это не личные команды Белевича или Селюниной, а национальные сборные, поэтому подходить к их формированию мы обязаны с позиции национальных интересов. Белорусский баскетбол не так богат игроками, как хотелось бы. Скажем, в чемпионате страны у нас выступает всего одна баскетболистка 1986 года — Юлия Дурейко. Это нонсенс!

Все держится на энтузиазме фанатов

— Чтобы быть в курсе региональных проблем, придется часто ездить в командировки. Готовы к кочевой жизни?

— В целом я представляю, где и как работают детские школы. Если с мальчиками дела обстоят более или менее нормально, то с девочками картина удручающая. Сморгонь, Гродно, Мосты, Минск, где в “Горизонте” трудятся четыре тренера, — вот и вся география. В Могилеве и Витебске работа свернулась, множество проблем в Бобруйске…

— Что, по-вашему, надо предпринять, чтобы там снова забурлила баскетбольная жизнь?

— У нас все держится на энтузиазме фанатов. Совершенно не действует система преемственности тренеров. Кадры распыляются: выпускники физкультурного университета до низа не доходят. Как их задержать на местах — вот актуальная задача. Мне кажется, надо разрабатывать государственную программу, которая позволила бы поднять престиж детского тренера, создать для него приемлемые финансовые условия. Человек только тогда станет трудиться по максимуму, когда почувствует свою значимость, востребованность. Все взаимозависимо: без детских тренеров не будет массовости, соответственно не будет и достойной верхушки.

— На чью помощь надеетесь?

— Ни от чьей помощи отказываться не собираюсь. Грамотных тренеров у нас немало. Слава богу, остались еще специалисты, которые не только обладают колоссальным опытом, но и готовы его применить на деле. Взять хотя бы Семена Львовича Халипского. Он генератор идей, не просто может, а хочет активно работать. Сегодня мы используем его в качестве ассистента главного тренера юниорской сборной. Для этой команды его помощь как великолепного психолога, грамотного тренера просто неоценима. Но ведь возможности Халипского гораздо шире!

За судейский столик сел еще в молодости

— Для широкого круга любителей баскетбола ваша фигура — загадка. Давайте вкратце пробежимся по вашей биографии.

— Родился в Новогрудском районе Гродненской области. После школы поступил в Гродненский техникум физкультуры. На отделении спортивных игр у меня была специализация “баскетбол, гандбол”. Отслужив в армии, снова вернулся в техникум, закончил его. Год трудился учителем физкультуры в сельской школе. Затем поступил в институт на отделение баскетбола. Получив диплом ИФК, работал тренером в облсовете “Буревестник”. Потом ударился в науку. В Академии наук с коллегами занимался усовершенствованием программы физического воспитания на базе мини-баскетбола и подвижных игр, внедрял ее в жизнь, работая учителем физкультуры в 19-й минской школе. Правда, до конца программу так и не довели, и я занялся биологией. А дальше поворот в судьбе помогли сделать мои однокурсники по педфаку Анатолий Бутвиловский и Леонид Толкачев. Они порекомендовали меня Виктору Ивановичу Белевичу — и я оказался в РУОРе. Еще со студенческой поры занимался судейством, вел протоколы “Горизонта”, который играл тогда в первой лиге союзного первенства. Из наиболее рейтинговых соревнований, на которых пришлось работать в судейских бригадах, можно назвать женский чемпионат мира.

— Сейчас от преподавательской деятельности в РУОРе откажетесь?

— Хочу завершить учебную программу в своих группах, где веду методику избранных видов спорта. Постараюсь до июня поработать на два фронта, а после госэкзаменов решим, как быть дальше.

Студенческий баскетбол — непаханое поле

— Белорусский студенческий баскетбол, по-моему, непаханое поле, на котором может вырасти прекрасный урожай. Не пора ли по-настоящему заняться его разработкой? Почему не берем пример с Америки?

— Вы правы. К сожалению, студенческие соревнования у нас проводятся как-то фрагментарно. Придет обозначенное в календаре время, команды сыграют по три матча в отборочных турнирах, потом те, кто посильнее, еще три-четыре — в финале, и все. Единственный город, где проводились соревнования на протяжении всего сезона, — это Минск. Еще Вячеслав Александрович Кудряшов, будучи президентом городской федерации, привлекал меня к организации этих соревнований. У нас играло очень много команд, но постепенно энтузиазм поубавился, а после смены руководства федерации такие турниры полтора года вообще не проводились. Правда, сейчас все возобновилось. А что касается республиканской студенческой лиги, то идея давно витает в воздухе. Огорчает только то, что руководство вузов в последнее время довольно холодно относится к спортсменам, с неохотой выделяет деньги на подобные соревнования. Раньше известные баскетболисты были визитной карточкой института, играли на престиж учебного заведения, теперь же этим нюансам придается значительно меньше внимания.

Есть шанс создать сильную сборную

— Должность гостренера напрямую связана с распределением финансовых потоков, выделяемых Минспорта на развитие баскетбола, проведение соревнований и сборов, экипировку. Но их, как правило, не хватает, поэтому появляются обиженные…

— Что поделать, этого не избежать. А год будет очень сложным. Сразу шесть команд сыграют в чемпионатах Европы: обе национальные сборные, мужская молодежная, две юниорские плюс кадетки. К тому же год олимпийский, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к снижению затратных сумм.

— Значит, о плодотворной подготовке можно не мечтать?

— Ну почему же? Постараемся выжать максимум из наших скудных возможностей. Очевидно, что без хорошего игрового календаря подготовить сборную к серьезным соревнованиям крайне сложно. Если в прошлом году команда кадеток прилично наиграла состав на турнирах Рыженкова и Зинина, съездила во Францию, провела матчевые встречи с Украиной и Литвой, то теперь, к сожалению, у нее нет ничего, кроме национального чемпионата и Балтийской лиги. Помните, как в прошлом году мужская “молодежка” без игровой подготовки крайне тяжело выступала в квалификации, наигрывала состав по ходу турнира и с большим трудом прорвалась в полуфинал? Вот и возникает вопрос: где взять деньги для спаррингов и турниров, ведь бюджетные возможности невелики? Ответ очевиден: надо более тесно работать с федерацией, искать спонсоров, меценатов. Иначе хороших результатов не дождемся.

— Вы, наверное, в курсе, что существует идея создания команды на базе нынешней юниорской сборной, ставшей второй в Европе, дабы она попробовала пробиться в 2008 году на Олимпиаду?

— Было бы здорово, случись такое.

— А как быть с нынешней национальной сборной и тренерским штабом? Всех в отставку?

— Нельзя отбрасывать тех баскетболисток, которые сейчас играют в сборной. Тем более что они далеко не преклонного возраста и выступают в крепких заграничных клубах. По-моему, самый оптимальный вариант — привлечь в национальную сборную с десяток баскетболисток 84-88 годов рождения, чтобы они варились в этом котле, набирались опыта. Нельзя искусственно форсировать омоложение команды. Но предпринять все, чтобы процесс смены поколений прошел безболезненно, мы обязаны.

— Может, есть смысл сделать вторую сборную? Подготовку вести совместно, плюс она участвовала бы в турнирах, набиралась игрового опыта.

— Тоже неплохая идея. В общем, будем думать, согласовывать, решать. У нас есть великолепный шанс создать сильную, боеспособную сборную, которая может достичь наивысших в истории белорусского баскетбола вершин. И если мы его упустим, грош нам цена.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?