Кипр - Беларусь. ТМ. Вокруг матча. Между Европой и Азией
Это и неудивительно, ведь по территории страна более чем в двадцать раз уступает Беларуси. Да и с населением не густо — 800 тысяч человек, то есть меньше, чем половина Минска.
Экономически Кипр — вполне благополучное государство, немалую долю доходов которому приносит туризм. Географы «приписывают» остров к Азии, которая отсюда и впрямь ближе, нежели Старый Свет. Однако это не помешало открытой миру средиземноморской державе в 2004-м стать членом Евросоюза, а с нынешнего года ввести в обращение евро. А вот в Шенгенскую зону киприоты пока не вступили, в отличие от принятых вместе с ними в ЕС прибалтов, стран Восточной Европы и Мальты. Впрочем, как ожидается, «недостаток» будет устранен уже в следующем году.
В рассказах о Кипре часто фигурирует политическая составляющая. Думается, всем известно, что уже больше тридцати лет бывшая британская колония фактически расколота на два государства, между которыми стоят миротворцы ООН. Правда, глядя на карту этого не скажешь — на ней остров единый и неделимый. Все потому, что Турецкая Республика Северного Кипра не признана никем, кроме Турции. Однако де-факто она существует, и попасть туда из «нормального» Кипра, как говорят знающие люди, совсем несложно.
На греческую и турецкую части расколота и Никосия, которую называют последней разделенной столицей Европы. Кое-какие шаги для преодоления враждебности общин делаются. В частности, весной этого года началась работа по демонтажу стены между двумя частями кипрской столицы в одном из районов. Но до окончательного решения проблемы далеко, несмотря на усилия международного сообщества.
Автору этих строк, прежде не бывавшему на острове, Никосия представлялась этаким тихим провинциальным городком с преимущественно малоэтажной застройкой. Высоких домов здесь и впрямь не так много, хотя в центре их достаточно. Тем не менее жизнь в столице, население которой составляет около 300 тысяч человек, протекает по-южному бурно и активно. Кстати, Никосия, которую греки-киприоты называют Лефкосией, а турки Лефкошей, — город древний, основанный еще в седьмом веке до нашей эры. В нем сохранилось немало памятников истории: древние церкви, соборы, а также Венецианские стены, возведенные в XVI веке.
Хотя трибуны на стадионе «ГСП» в среду вечером оказались удручающе пусты, футбол на Кипре, бесспорно, спорт номер один. И свершения местных команд лишь добавляют ему популярности. Выступление «Анортосиса» в Лиге чемпионов буквально всколыхнуло местную общественность — параллели с БАТЭ напрашиваются. Да и кипрская сборная перестала быть дежурным поставщиком очков. Надо слышать, с какой гордостью местные жители вспоминают об успехах последних лет: «Приехали десять тысяч ирландских фанов — попить пива, развлечься на курорте. Думали, победа у их команды в кармане. А наши взяли и грохнули их — 5:2! А немцы? Эти вообще привезли официальную делегацию в 100 человек. Но мы сыграли с ними вничью — 1:1».
Успехи «Анортосиса» были бы немыслимы без участия легионеров. В то же время их переизбыток — проблема кипрского футбола. После вхождения страны в ЕС сюда хлынул мощный поток игроков из Португалии, Франции и других краев. В результате местной молодежи теперь очень трудно пробиться в основу ведущих клубов. С другой стороны, юные футболисты охотно едут за рубеж, прежде всего в Англию, где постигают азы мастерства в известных академиях. Может, кому-то из них и удастся пробиться в «Ливерпуль» или «Челси», а пока в сборных младших возрастов появляется все больше легионеров. Хотя в главной команде их почти нет…
Хватает на острове и иностранных тренеров. Одним из них совсем недавно был и «наш» Бернд Штанге, персона на Кипре известная. Это стало понятно еще в аэропорту Ларнаки — пограничник узнал немца, заулыбался и перекинулся с ним парой фраз. За двое суток наставник белорусской сборной, которому такая популярность явно по душе, успел вживую и по телефону пообщаться со многими старыми знакомыми. Как оказалось, герр Штанге по-прежнему внимательно следит за кипрским футболом и особенно — за «Аполлоном» из Лимасола, о двухлетней работе в котором он рассказывает весьма охотно. Любопытно, будет ли Бернд лет этак через пяток с таким же неподдельным энтузиазмом вспоминать о периоде работы в Беларуси?..
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь