ИТОГИ СЕЗОНА. Михаил Фейман: недруги — это нормально
С золотом, но без Кубка
— Михаил Аркадьевич, в минувшем сезоне вам удалось выиграть национальный чемпионат с “Виталюром” и “Матч звезд” со сборной “Запада”, а вот Кубок оказался неподвластен.
— Конечно, было бы лучше выиграть все и сразу. Но команда так просто не строится, и в кубковом турнире, который проходил до начала чемпионата, мы находились еще на стадии становления. Той неудаче сопутствовали как объективные, так и субъективные моменты. Шарко сломал руку и фактически не готовился, Пынтиков и Кондрусевич отбыли в расположение национальной сборной. Это, согласитесь, серьезные потери. Злую шутку с нами сыграло и другое. Незадолго до этого мы практически молодежным составом неплохо выступили в Друскининкае на Кубке Гарастаса: обыграли сургутский “Университет”, “Атлетас” и проиграли только рижской “Ветре”. Позже уверенно выглядели на львовском турнире, где соперничали с клубами украинской суперлиги. Команда, казалось, была на ходу. Когда же выздоровел Шарко, вернулись из сборной Пынтиков с Кондрусевичем, не имевшие, кстати, там большой игровой практики, то все равно делал акцент на молодых. Скорее всего, я виноват. Мы настраивались на финал, и к полуфинальному поединку с Витебском подошли не очень серьезно. Во встрече с Гомелем маскировались, темнили, но, наверное, перемудрили. Не вошли в игровой ритм, сделали ставку не на тех баскетболистов. Что ж, проиграли, чуть-чуть опустились на землю. А это иногда полезно. Одно дело — собрать людей, и совсем другое — демонстрировать качественную командную игру.
— По какому принципу вы формировали состав?
— Перед нами поставили задачу выиграть первое место. Других вариантов даже не рассматривалось. Поэтому требовалось и самим укрепиться, и не дать этого сделать конкурентам. На войне как на войне. Ясно было, что начинать чемпионат с юным разыгрывающим — несерьезно. Поэтому пригласили Шарко — игрока авторитетного. Хотя потом оказалось, что на Шустова можно положиться, а Володю лучше использовать на позиции третьего номера. И это в полной мере оправдалось.
— Иметь такого универсала — большое подспорье.
— Безусловно. Уверен: Шарко как игрок не до конца реализован. По интеллекту и бойцовским качествам он вполне мог бы выступать на высоком уровне. Но какие-то нюансы помешали.
— Не все из приглашенных вами баскетболистов играли ведущие роли. Скажем, Пынтиков, Плотников и Веренич явно рассчитывали на большее.
— Плотников — мое разочарование. Он пришел к нам без открепительного письма, поверили ему на слово. Румынская федерация сначала дала разрешение на его переход, а через неделю вдруг отозвала. Были финансовые претензии к игроку — он уехал с плей-офф.
Что касается Веренича, то он пришел к нам не очень подготовленный. Считал, что белорусский чемпионат слабенького уровня, и не совсем понимал, что действовать надо на максимуме. Мы же поставили перед ним жесткие условия: игрового времени ему давалось мало, но выкладываться должен был на сто процентов. Саша хорошо проявил себя в плей-офф. На конец чемпионата у него пришелся лучший отрезок — набрал хорошую форму. Свою роль он выполнил. То же самое скажу и о Пынтикове. Жаль, что в концовке первенства Леша “подломался”.
Риск — благородное дело
— Когда вернулись в Беларусь из зарубежных клубов Коршук и Кучинский, вы вполне могли усилиться обоими. Но Арсений в итоге оказался в “Гродно-93”…
— Мы с Гродно играли на равных, и отдавать им такого баскетболиста — чревато. Я с удовольствием взял бы Кучинского, тем более что он мой ученик. Однако спонсор заявил: так будет неинтересно. Александр Яцук — человек азартный, любит рисковать. Сказал, что мы даже посодействуем тому, чтобы Кучинский попал в “Гродно-93”.
— Даже так?
— Я, конечно, переживал. Позже Яцук, думаю, тоже переживал — он ведь не совсем знал, что это за игрок. Козырного туза не отдают. Но мы выиграли, и тем весомее наша виктория.
— Отдав сильного баскетболиста прямому конкуренту, ваш спонсор тем не менее требовал “сухой” победы над ним в финале.
— Амбиции были проявлены по максимуму. И это правильно: кто платит, тот и музыку заказывает.
— Помимо опытных баскетболистов, победу “Виталюра” в чемпионате ковали и молодые игроки. К примеру, на старте мне очень понравился Параховский. Парня никто толком не знал, и вдруг — основной центровой команды-фаворита.
— Это довольно уникальный случай. Артем был у Константина Шеревери, тренировался три раза в неделю. Потом два месяца провел в детской спортивной школе — и оказался у нас. И сразу заиграл. Способный парень. Физические данные хорошие, до этого шесть лет занимался футболом — координация есть. Практически во всех повторных матчах выпускал его в стартовой пятерке. Чувствовал — не подведет. Он действовал против основных центров и довольно неплохо справлялся. Немного не повезло — получил травму.
— Насколько серьезную?
— Ослушался тренеров, играл на первенство школы и травмировался. Вырезали мениск.
— Кого из молодых еще отметите?
— Определенный риск, конечно, был, когда, скажем, в матче с “Локомотивом” против Бойдакова и компании выставлял сразу четверых молодых. Но надо было давать им наигрываться. Ощутимо прибавили и Тростинецкий, и Ефремов, правда, он часто болеет. Хотя опережать события нельзя, надо соблюдать принцип постепенности, потому как есть опасность нанести молодому игроку психологическую травму.
— В отличие от других тренеров вы активно тасовали состав. Предсказать перед матчем стартовый квинтет “Виталюра” всегда было затруднительно. Запутывали оппонентов?
— Надо видеть, как человек готов к игре. Некоторых я вообще на площадку не выпускал. Состав позволял мне и рисковать, и маневрировать. У нас скамейка была длиннее. И хотя там в основном находились молодые игроки, пожалуй, они оказались сильнее, чем у соперников. Ребятами я доволен.
— Возможно, некоторую расслабленность вносила долгая беспроигрышная серия? Настроиться на уже обыгранные команды сложно…
— Ажиотаж, который создавался прессой и телевидением, мол, кто остановит “Виталюр”, конечно же, воздействовал на умы нашей молодежи. Вероятно, это прозвучит странно, но как тренер я хотел проигрыша — он должен был встряхнуть ребят. Хотя и понимал, что будут переживания.
Первая “баранка”
— Первая неудача, как и в Кубке, настигла “Виталюр” во встрече с “Локомотивом”.
— В витебском зале было очень холодно. В первой половине мы заиграли одиннадцать человек, а так не играют на победу. Были периоды, когда мы отпускали соперника, потом догоняли. Думали, достанем… Но проигрыш, повторюсь, был нужен. Помните историю с ЦСКА? Возможно, проиграй москвичи пару раз до “финала четырех”, решающие встречи сезона провели бы совсем иначе. Встряска необходима любому человеку, любой команде.
— Если бы год назад ваш РШВСМ не стал бронзовым призером, состоялся бы “Виталюр”?
— Здесь нет взаимосвязи. У нас тогда, кстати, задача стояла попасть в шестерку. Выходит, план перевыполнили. Поэтому перед минувшим чемпионатом и определили цель на золото, а так, может, нацеливались бы на бронзу.
— В начале сезона произошла нестыковка: по документам команда проходила как “Виталюр”-РЦОП, и когда в газетах ее назвали так, ваш спонсор высказал неудовольствие.
— Это его право. А без РЦОПа, думаю, команда не состоялась бы. Основа ведь оттуда. Надо отдать должное Леониду Александровичу Малашенко, который начинал курировать команду, когда ребятам было всего по 14-15 лет. Мы мужали постепенно: стали чемпионами первой лиги, затем бронзовыми призерами в высшей. Так что золотой успех — плод совместных усилий. Я определил бы так: без РЦОПа не было бы команды, а без “Виталюра” — высокого результата.
— Если раньше все с особыми чувствами готовились к сражениям с “Гродно-93” — обыграть чемпиона хотелось всем, то нынче в разряд наиболее желанной мишени превратился “Виталюр”. Ощутили это на себе?
— А как же. Мы обозначили себя и, понятное дело, стали хорошим раздражителем для соперников.
— А в каких матчах пришлось особенно сложно?
— С “Гродно-93”, “Локомотивом” и, как ни парадоксально, с Осиповичами. Даже в Могилеве у нас была стопроцентно проигрышная встреча. Поэтому мнение, что мы легко прошли чемпионат, весьма обманчиво. В каждом поединке настрой был максимальный. Ну, может, с Гомелем оказалось проще. А с остальными приходилось сражаться. Возьмите БК “Минск”: полматча играли на равных и только в концовке вырывали “двадцатник”. Все настраивались на нас, стремились прыгнуть выше головы. Тем более что мы достаточно много давали играть молодым ребятам. За каждым нашим шагом следили с особым вниманием, ждали.
— Чего: когда оступитесь?
— Наши поклонники, естественно, ждали побед, недруги — поражений. Но это нормальное явление.
— И все-таки в финале вы разгромили чемпиона — 3:0.
— Я очень уважаю Сергея Погребнева как бывшего игрока и хорошего тренера, но, может, ему не хватило подготовки на плей-офф. “Гродно-93” не предложило нам ничего такого, что сильно озадачило бы. Знаю, некоторые специалисты высказывались в том духе, что такую команду, как “Виталюр”, можно обыгрывать с разницей в пятьдесят очков. Не в курсе, как они это хотели сделать — пусть бы попробовали.
— После двух ваших домашних побед над “Гродно-93” в этой команде произошла тренерская рокировка. Как считаете, это сыграло вам на руку?
— Не думаю. Признаюсь, не совсем понял причины смены наставника. Мне кажется, этих поражений просто ждали как повод для смещения Пустогвара. Причины же крылись совсем не в результатах. Ведь команда обновилась, назначен новый тренер — необходимо было время, чтобы что-то наиграть. А гродненскому руководству, по всей вероятности, терпения не хватило. Пустогвар был прекрасным баскетболистом. Думаю, свое слово еще скажет. Он — современный человек, который работает над собой. Сейчас Женя возглавил детскую школу Ивана Едешко, надеюсь, у него все получится. Правда, с открытием подобной школы в Гродно, как мне кажется, опоздали лет на пять. Ну, это их дела…
— В чемпионате “Виталюр” оступился дважды. Витебское поражение вы вспомнили, очередь за гродненским.
— О той встрече и говорить не хочется. Сыграли негативную роль судейские нюансы. После матча гродненские игроки даже извинились перед нашими ребятами. Но через это тоже надо было пройти. Хотя бы для того, чтобы эти люди нам не помешали впоследствии.
Без плей-офф нет интриги
— Квинтэссенция сезона — матчи плей-офф. Для “Виталюра” серия получилась максимально короткой — всего из шести игр.
— Значит, хорошо подготовились к решающим матчам. Провели несколько краткосрочных сборов. Надо было вывезти ребят на воздух, зарядить. Играть в конце сезона тяжело: накапливается усталость — и моральная, и физическая. Знали, что Гродно изучает нас по видео, поэтому поменяли тактику, перестроили нападение. Вообще плей-офф — хитрая штука. Можно лидировать весь чемпионат с огромным отрывом, но затем потерять из-за травм нескольких ведущих игроков и упустить шанс стать сильнейшим. Впрочем, нельзя не признать, что плей-офф — украшение сезона. Вот у волейболистов в случае определенного отрыва клубы освобождались от плей-офф — и чемпионат прошел как-то незаметно. Нет, нам отказываться от этой системы никак нельзя. Именно в таких поединках и растет мастерство, закаляется характер.
— Положительные моменты чемпионата вы обозначили. Но ведь хватало и отрицательных. Одна команда сошла с дистанции, другая еле доиграла…
— Это уже тенденция, поэтому надо смотреть в корень проблемы. Подготовить баскетболиста очень сложно. Существует статистика: из ребят, которые начинали готовиться в детских секциях, до взрослых команд доходит один процент. Всего один! Чтобы чемпионат был приличного уровня, нужны квалифицированные игроки. А их очень мало. У нас даже бывают провальные возраста, в которых нет ни одного баскетболиста. В комплекс важнейших проблем входит и строительство спортсооружений. Дожили до того, что в двухмиллионном городе нет современного игрового зала! Федерация, смотрю, падает, становится нищей. Поэтому без государственной поддержки не обойтись. Панацеей видится президентский указ, которого все ждут. Если начнут вкладывать деньги в баскетбол, он обязательно оживет. Причем в первую очередь не забыть о развитии детского баскетбола. Простой пример: в Минске ведущая школа — N 10. У нас команда процентов на девяносто составлена из ее выпускников. Так она даже зала не имеет! Я в ней проработал полтора десятка лет — угла своего не было. На каком-то этапе человек еще может трудиться в таких неопределенных условиях, но потом постарается найти что-то другое, более основательное. А ведь эта школа — по сути, база всего столичного баскетбола. Недавно читал, что в Петербурге построили центр волейбольной подготовки: полторы тысячи мест, игровой комплекс, гостиница. Вот каким должен быть подход к детскому спорту. А у нас тысячи проблем, которые не можем решить… Сейчас вот молодежная сборная готовится к “Европе”, ребята живут в гостинице “Спорт”. Но ведь это же несерьезно! Игроки видят, какое к ним отношение. А потом мы требуем от них высоких результатов. Золотые у нас еще ребята…
— Кстати, чемпион страны также не имеет зала, играет в арендуемом “Горизонте”.
— Если будет команда, будет и зал — строительство идет. Причем зал хороший — Яцук плохой построить не может. Дай бог, чтобы ему оказали помощь со стороны государства. Хорошие намерения необходимо поощрять и поддерживать.
Окно в Европу пока закрыто
— Какими рисуются перспективы нового сезона для “Виталюра”?
— Попасть в еврокубки, к сожалению, не получилось. Условия такие: зал вместимостью полторы тысячи зрителей, плюс организаторы берут залог в десять тысяч евро: если команда вдруг откажется играть, деньги пойдут на штраф. У нас пока зала нет, Дворец спорта — это нереально. Мы сделали заявку в Балтийскую лигу, но нас туда не пустили. У них там спонсоры под таких “тяжеловесов”, как “Жальгирис” или “Летувос Ритас”.
— Значит, идея выхода на международную арену лопнула?
— Не совсем. Сейчас создается новая лига — альтернативная Балтийской. В нее приглашают команды из России, Польши, Голландии, Украины. Хотели бы попасть в нее и мы.
— А если не получится?
— Будем играть в чемпионате страны и ждать лучших времен.
— Планируете усиление состава?
— Мы подписали контракты с восемью игроками. В августе, думаю, подпишем еще с двумя-тремя. Выбор у нас в стране особо не богат, хорошие игроки здесь не остаются. Я, например, хотел бы взять Кучинского, однако Арсений подписал соглашение с “Урал-Грейтом”. Не помешал бы нам опытный центровой. Но я так понимаю, что ни Алексеев, ни Коженец в Беларуси играть не будут. Брать кого-то из России — пока такими поисками я не занимался. Да и не знаю, стоит ли.
— Кого точно не будет в “Виталюре”?
— Плотникова. Коршук пытается устроиться во Франции. Хотя я с удовольствием оставил бы его.
— А Кондрусевич не собирается податься на легионерские хлеба?
— Вряд ли. Ему в июне сделали операцию на колене, восстановление займет немало времени.
— В каких турнирах намечаете сразиться в преддверии чемпионата?
— Получили приглашение на Кубок Гарастаса. Вероятно, в прошлом году понравились организаторам. На сей раз в нем будет играть “Летувос Ритас”, так что придется несладко. Зато интересно. Также хотим с 30 сентября по 2 октября провести свой турнир.
— И где намечаете играть?
— Скорее всего, в зале БНТУ.
Залпы тяжелой артиллерии
— По ходу золотого сезона вам помогали Константин Хорошилов и Леонид Толкачев. Насколько слаженными были действия тренерского триумвирата?
— Никаких проблем у нас не возникало. Хорошилов пришел к нам в начале сезона, до него был Михаил Андреевич Бицан. С Толкачевым же давно работаем вместе. Правда, в этом году он сконцентрируется в основном на работе с детьми. Единственный минус — руководящий штаб покинул Старовойтов, наш доктор. Ничего не поделаешь, будем искать ему замену.
— В последнее время жизнь тяжелой артиллерией бьет по нашему тренерскому цеху: Виктора Белевича настиг инсульт, не стало Анатолия Бутвиловского. Не жутковато оставаться в профессии?
— Работа у нас такая — жариться на сковородке. Требует колоссальной потери энергии. На матчах плей-офф Александр Яцук мне все говорил: “Не нервничай”. А как можно не нервничать? Не получается. Надо, наверное, просто за собой следить, чаще проверяться у врача… У Толи Бутвиловского сердце барахлило давненько. Пожалуй, не стоило ему так плотно заниматься тренерской работой. Ведь он — непревзойденный аналитик. У нас никто так не разбирает матчи, как он. Мы в связке с ним поработали на шести юношеских и молодежных чемпионатах. Поражал потрясающей работоспособностью. Тренеры, в основном бывшие баскетболисты, считают, что познали в игре все до самых глубин. Толя же восполнял пробел тем, что изучал горы специальной литературы, рылся в журналах, использовал Интернет. Ни одна баскетбольная новинка не ускользала от него. Очень прискорбно, что мы потеряли такого замечательного специалиста и человека…
Будет дом — будут гости
— Чтобы хоть как-то оживить чемпионат, “Прессбол” совместно со “Спортивной биржей” учредил приз игроку, сделавшему наибольшее число слэм-данков. Но, по большому счету, задумка не сработала — баскетболисты крайне редко забивали сверху. В чем тут дело? Почему не бросают — боятся ошибиться?
— А кому этим заниматься? Был в “Локомотиве” Бойдаков — периодически забрасывал. В “Виталюре” Саша Игнатик умеет это делать. А больше умельцев особо не видно. Посмотришь на НБА: там так взлетают, что через спины защитников забивают. Кто у нас так выпрыгнет? Вот если бы играли в каждой команде по парочке американцев, тогда другое дело.
— Что же предпринять, чтобы зритель вернулся на баскетбол?
— Для начала построить дом — спортивный зал. Тогда и можно будет приглашать гостей — болельщиков. Повесить афиши, создать группу поддержки, организовать буфеты и какую-то развлекательную программу — не такая уж большая проблема. Вспомните, какой всплеск популярности был лет шесть назад в Гомеле.
— Но там играли баскетболисты, уехавшие затем в НБА.
— Я к этому и веду. Люди ходят любоваться личностями. Это аксиома для чемпионата любой страны, богатой или бедной. И пока баскетбольных личностей не будет в белорусском первенстве, ему уготована судьба проходить без зрительских аншлагов.
— Ваш вариант символической сборной чемпионата — Шарко, Кондрусевич, Василевко, Коршук, Губко — абсолютно совпал с итоговым вариантом опроса. По-вашему, эти игроки действительно были вне конкуренции?
— Выбор лучших — дело субъективное. Ведь тех же Губко или Василевко я видел только в матчах с “Виталюром”, ну, еще читал о них в прессе. Да, оба действительно сделали очень много для своих команд. Губко, надо признать, обыграл “Виталюр” в Кубке да и в чемпионате был вдохновителем победы над нами. К тому же ребята заслужили дань уважения за столько лет выступлений. Конечно, мог бы назвать пятерку своих ребят, которых досконально знаю. Но это было бы неправильно.
— Что подсказывает интуиция: грядущий чемпионат станет интереснее предшественника?
— Надеюсь на это. Знаю, что в “Гродно-93” на должность главного тренера приходит Александр Попков. Полагаю, этим приглашением руководство клуба недвусмысленно дало понять: роль вторых их не устраивает и Гродно мечтает вернуть себе чемпионство. В Витебске также наверняка замахнутся на большее — Борисов не привык решать усредненные задачи. Возможно, включится в борьбу за медали и Могилев, но при условии, что команде помогут. Ну и мы, конечно, будем стремиться отстоять чемпионское звание. Очень не хочется оказаться калифом на час.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь