Тренерский мостик. Андрей Назаров: Кислому не препятствуем
— Как считаете, вы уже стали своим в тренерском цехе?
— Для этого необходимо добиться определенного результата в новом качестве. Хоккеисту проще: достаточно забросить нужную шайбу — и ты уже на виду. Я же почувствовал, что отношение со стороны старших коллег и специалистов ко мне меняется, когда вывел “Трактор” в плей-офф чемпионата России. И пусть весной мы в первом же раунде уступили ЦСКА, однако всем доказали: челябинский хоккей возрождается. Возможно, в прошлом сезоне клуб прыгнул высоко, но зато нас начали воспринимать серьезно.
— Не боялись переходить на тренерскую работу?
— Нисколько. Заканчивать с профессиональной карьерой игрока рано или поздно пришлось бы. Так зачем тянуть до сорока пяти, мучить и себя, и других? В тридцать два года почувствовал, что хоккеист во мне начал умирать. Хотя предложений что из НХЛ, что из России хватало. Но не хотел никого обманывать. Год отдыхал: жил в Челябинске, занимался разными делами. В ДЮСШ работать даже и не планировал, все-таки не представлял себя в роли детского тренера. Хотя бы потому, что мои методы занятий более грубые, мужские и больше приемлемы для молодежи и состоявшихся хоккеистов.
— За счет чего вам удалось поднять “Трактор” из забвения?
— Наверное, необходимо поблагодарить всех наставников, с которыми довелось поработать в бытность игроком. Сколько себя помню, всегда старался не только выполнять упражнения, но и понять, для чего они нужны. Подмечал, кто из тренеров что делает не так. Не буду вдаваться в подробности, это личные наблюдения, и они могут не совпадать с мнением других. Попытался устранить ошибки старших коллег. Внедрял различные задумки. Не все, правда, приживались. Помогло и то, что профессиональную карьеру закончил совсем недавно, еще не забыл игроцкое мышление. Сейчас много внимания уделяю индивидуальной работе. Причем развиваю не только технические навыки, в первую очередь нажимаю на человеческие качества. За счет повышения самоотдачи хоккеиста улучшается и его игра в целом.
— При этом делаете ставку на хорошую функциональную подготовку.
— “Физуха” должна идти рядом с психологией. Уверен: качество игры зависит от того, что творится у человека в голове. Как бы хорошо ты ни был готов функционально, но если есть какие-то проблемы с настроем, рассчитывать на высокий результат тяжело. Поэтому уделяю большое внимание общекомандным собраниям, беседам, стараюсь повышать в подопечных чувство ответственности, при этом избегая лозунгов и тому подобной чепухи.
— Тем более что в “Тракторе” еще недавно было много молодежи, которую такие накачки могли сломать психологически — прослойка опытных появилась позже…
— С ветеранами работается проще. Практически со всеми когда-то выступали вместе в одних командах. Они мне сейчас в определенной мере помогают. С молодыми же приходилось разговаривать по отдельности, настраивать на каждый матч, заставлять поверить в собственные силы. Главное, на мой взгляд, это внушить начинающим игрокам, что жизнь в спорте коротка. И нужно с первых же сезонов брать от хоккея по максимуму. Зачем откладывать на последние три-четыре года? Тем более неизвестно, когда придется повесить коньки на гвоздь.
— Как оцените прогресс нашего Артема Кислого?
— Он уже не ваш, а наш. (Смеется.) Артем недавно оформил российское гражданство. К тому же считаю его воспитанником челябинского хоккея, ведь именно на Урале состоялось его становление. Не знаю, по каким причинам Кислый покинул родину, но такова судьба спортсмена. На тот момент дома у него не было перспектив, а сейчас, уверен, он бы к нам и не приехал. Хоккей в Беларуси за последние годы совершил большой рывок. Думаю, парень он умный, сам должен решать, где и за какую сборную играть. Мы препятствовать никогда не станем.
— За год работы с “Трактором” вы проявили себя не только как наставник, но и как организатор: постоянно проводите различные акции с участием команды, посещаете детские дома. Но этого почему-то не афишируете.
— Мы преследуем много задач. Во-первых, отвлекаем ребят от хоккея. Во-вторых, таким образом сплачиваем коллектив. И в-третьих, популяризируем хоккей в городе. До того как возглавить “Трактор”, я некоторое время работал менеджером клуба. Видимо, есть какие-то организаторские задатки. И если делать работу, то так, чтобы она приносила радость всем: нам, команде, болельщикам.
— Но в Челябинске и без того никогда не жаловались на невнимание публики.
— Да, наш старенький дворец похож на ваш минский. На каждом матче аншлаг. Уверен, когда после Нового года переедем на новую арену, и там не будет свободных мест. Потому стараемся не разочаровывать поклонников и разными способами приобщаем новых. Ребятам сразу понравилась затея с благотворительными акциями. Сейчас некоторые даже подходят и делятся своими идеями, хотя могли бы сослаться на нехватку свободного времени из-за плотного календаря и тренировок. Но стараемся успевать всюду.
— Вы одним из первых ввели правило являться на матчи в цивильных костюмах.
— Считаю, что игроки должны быть примером для детей. На наши матчи всегда приходит много ребятишек, которые впоследствии также могут заняться хоккеем. И я хочу, чтобы все видели: профессиональная команда — это возможность выбиться в люди.
— Прошлогодний взлет “Трактора” изменил отношение к нему городских властей?
— Чего он точно не изменил — жесткого спроса за результат. Он был, есть и будет. Но в Челябинске понимают, что становление боеспособной команды — дело не одного дня. Сейчас мы намерены вернуть славные традиции нашего хоккея.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь