Лига чемпионов. Ювентус — БАТЭ. Авторитетно. Владимир Стогниенко: Минск — это Москва моего детства
— По причине фейерверка поединков в оценках специалистов и журналистов групповая стадия Лиги чемпионов в целом — это, как правило, мозаичность впечатлений, нагромождение ощущений. А какова она в вашем восприятии?
— Откровенно говоря, меня весьма смущает очевидная тенденция: на финише интрига не умерла лишь в двух квартетах. А в подавляющем большинстве четверок все стало предельно ясно еще до конца группового этапа. Более того, в некоторых “пульках” уже после первого круга можно было предсказывать итоговые расклады без особого риска ошибиться. Если честно, не знаю, какие выводы делать из этого явления. Разве что о назревающих переменах. Помните, какое-то время назад УЕФА уже стоял перед необходимостью реформирования главного клубного турнира? Как следствие, тогда был упразднен второй групповой этап. Что-то менять, безусловно, нужно и сейчас.
— Дайте оценку фабуле соперничества и турнирной ситуации в небезразличном нам квартете “Н”.
— В преломлении исключительно на БАТЭ?
— Ну почему же? Белорусы впервые следили за лигочемпионскими перипетиями не только в качестве сторонних наблюдателей. Поэтому нам интересно все.
— Тогда скажу так: события развивались согласно большей части предстартовых прогнозов. На выходе команды выстроились по предсказуемому ранжиру: “Юве” и “Реал” пробились в плей-офф, “Зенит” опустился в Кубок УЕФА, БАТЭ замкнул таблицу и закончил сезон. Впрочем, поначалу были и такие, кто всерьез полагал, что у того же “Ювентуса” нет шансов выйти из группы. Но так могут говорить только люди, видевшие мало матчей с участием туринского клуба и имеющие слабое представление о его истинном потенциале. Признаюсь, я очень люблю итальянский футбол. Правда, не настолько, чтобы радоваться неудачам “Зенита”. Увы, его заключительная в Лиге встреча, с “Реалом”, в стане которого продолжает царить непонятная неразбериха, уже ничего не изменит в турнирном плане. Последний шанс побороться за путевку в плей-офф был упущен в домашнем поединке со “Старой синьорой”. Причем, находясь у черты, питерцы смотрелись хуже и невыразительнее, нежели в Турине, где все решило, по сути, лишь индивидуальное мастерство Дель Пьеро. Вообще, причины проколов санкт-петербургской команды лежат на поверхности: элементарно не хватило сил, задора. Прошлогодний чемпион России превосходно провел первую половину нынешнего сезона. А затем резко утратил запал и подсел функционально. Многие упрекают Дика Адвокаата за отсутствие ротации состава. Мне не хотелось бы открыто критиковать голландца, однако эти суждения, пожалуй, имеют вес. Нынешний “Зенит”, согласитесь, однообразен. Верно подметил Костя Зырянов в интервью журналу “Русский Newsweek”: “Ничего нового мы придумать не смогли”. И знаете, кто этим образцово воспользовался? БАТЭ, в матче на “Петровском”. Показательно, что из трех стартовых встреч именно эта сложилась для зенитовцев наиболее тяжело. Перед матчем Виктор Гончаренко не скрывал, что посвятил доскональному изучению оппонента уйму времени. И ведь не напрасно! Гости сыграли, что называется, строго “по сопернику”, грамотно используя специально заготовленные схемы, действенные именно в противостоянии с питерцами.
— В ваших словах чувствуется симпатия к белорусскому флагману…
— Он это вполне заслужил игрой. В преддверии группового этапа я ожидал увидеть боевитый и тем симпатичный клуб. Другое дело, не представлял, каким будет дебют белорусов по содержанию. Он оказался приятным сюрпризом. Вот я не в курсе: сохранится ли команда в нынешнем виде на будущий сезон? Или грядет расширенная распродажа игроков?
— Нас это волнует в не меньшей степени…
— Болельщикам БАТЭ, конечно, хочется сохранить команду. Но внимание к футболистам после качественного выступления в Лиге со стороны зарубежных клубов — вполне естественно. Главное, чтобы не ушел тренер.
— Насколько знаю, недавно вы гостили в Минске. С оказией — приезжали увидеть вживую сражение борисовчан и питерцев. Какие впечатления оставил город, люди, стадион?
— В Беларуси побывал впервые. Да еще и супругу с собой прихватил. Ехали на пару дней, но в Минске нам настолько понравилось, что задержались еще на денек. Наведались в три музея, сходили в кино на “Джеймса Бонда”, много гуляли. Люди доброжелательные, город замечательный. Знаете, Минск мне напомнил Москву моего детства. Чисто, уютно, душевно. К слову, нашим заочным гидом выступил ваш земляк, некогда журналист “Прессбола” Дима Навоша, который теперь живет и работает в Москве. Он-то и рассказал, на что следует обратить внимание в белорусской столице. А что касается арены “Динамо”… Хочется чего-то ультрасовременного. Впрочем, этого и в России мало. Впечатлило посещение пресс-центра. У вас там столько фотографий на тему чемпионата СССР! Просмотрел с интересом. Не стану скрывать, минское “Динамо”, завоевавшее золото чемпионата Союза в 82-м, я не помню. Слишком мал был в ту пору. А вот игра Алейникова, Зыгмантовича, тренерская деятельность Малофеева в памяти отложились.
— А каковы ваши футбольные пристрастия?
— Вообще-то я стараюсь их не афишировать. Это все-таки личное, а журналисту надлежит быть беспристрастным. Да, в России есть команда, за которую болею лет с шести. Однако ее название не разглашаю из соображений профессиональной этики. А вот о зарубежных симпатиях — ради бога. Я уже упоминал, что мне интересен итальянский футбол. В особенности — “Милан”, матчи с участием которого, к моему удовольствию, нередко приходится комментировать. Из числа сборных симпатизирую Италии, Хорватии, Сербии, Аргентине.
— Вас, несмотря на молодость, уже причисляют к звездной обойме российского комментаторского цеха. Небось, льстит народное признание?
— Скорее веселит. На мой взгляд, профессия журналиста не предполагает звездности. Разве что применительно к действительно заслуженным мэтрам. Например, Владимиру Маслаченко. Я же нимба над головой, поверьте, не ощущаю. Да, случается, узнают в метро. Даже автографы берут. Но редко. И в таких ситуациях я, прямо скажем, чувствую себя неловко, нахожусь не в своей тарелке. Автографы пусть раздают Брэд Питт и Анжелина Джоли. А мое дело — комментировать футбол. Кому-то импонирует моя манера поведения в эфире, кого-то раздражает. Всем угодить невозможно, и это нормально. Плох тот комментатор, который не готовится к эфиру. И это сразу заметно. А все остальное — вкусовщина.
— У комментатора Стогниенко есть фирменные фишки? Как-то, к примеру, вы даже запели в эфире…
— Ну да, запел. Вышло спонтанно, на эмоциях. Бывает, позволяю себе маленькие хулиганства. Однако в меру и экспромтом. А моя фишка… Наверное, искренняя влюбленность в футбол. Которая с тех пор, как старший брат в детстве в первый раз сводил меня на стадион, только крепнет.
— Владимир, ответьте без экивоков: в тележурналисты подались за длинным рублем и самореализацией?
— Я по образованию финансист. Хотел бы заработать побольше денег — заработал бы. Но жизнь, к счастью, сложилась по-другому. Конечно, стремление самореализоваться на телевизионном поприще присутствует. И все же главное — мне нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю футбол и рассказывать о нем. И мне не скучно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь