ЮНИОРКИ. Лучше боком, чем никак
Несмотря на в целом не выдающееся выступление на закончившемся чуть более недели назад чемпионате Европы, главный тренер женской юниорской сборной Виктор БЕЛЕВИЧ любезно согласился ответить на животрепещущие вопросы корреспондента “ПБ” и, более того, дал обстоятельный комментарий сложившейся вокруг юниорской сборной ситуации.
— Чего именно не хватило вашей дружине, чтобы выйти в четвертьфинал и выполнить задачу-минимум?
— Команда была не готова. Главной причиной является то, что мы так и не смогли провести хотя бы несколько полноценных подготовительных сборов с участием всех баскетболисток. По сути, тренировались лишь в Раубичах, где, помимо прочих задач, как это ни дико звучит, решали проблемы восстановления. Ни один из лидеров, которые побывали на сборе национальной команды, не смог сыграть даже в свою среднюю силу на чемпионате Европы. Думаю, девчонки оказались утомлены обилием подготовки в разных командах. Ведь Веремеенко уже сейчас является не только ведущим игроком в своем возрасте, а одной из лучших в национальной сборной. Новикова и Гаспер и вовсе были вынуждены разрываться на три фронта: помимо юниорской сборной, обе провели серию спаррингов за кадетскую, а также приняли участие в сборе главной команды страны. Как результат — проблемы с функциональной готовностью лидеров обернулись для нас серией поражений на турнире. Но даже при такой подготовке шанс оставался. Дожми мы сборную Венгрии в трех овертаймах, обязательно вышли бы в четвертьфинал. Где-то нам не хватило эмоциональной устойчивости, хотя, на мой взгляд, она во многом зависит именно от физической формы. Так, на последней минуте одного из овертаймов против Венгрии Виктория Пантюх получила технический фол: слишком активно отреагировала на свисток арбитра, зафиксировавшего пробежку. В тот момент мы вели три очка и владели мячом. Соперник реализовал штрафные, ввел мяч из-за боковой и завершил атаку точным броском. Пришлось все начинать сначала. Справедливости ради отмечу, что максимум, на который мы могли бы претендовать, если бы даже обыграли венгерок, — подняться еще на пару-тройку мест в итоговой классификации, не больше. Имея один из лучших потенциалов в Европе, мы напрочь провалили подготовительный этап по объективным причинам. Многие специалисты просто не узнавали белорусскую сборную, не могли взять в толк, как можно было разрывать подготовку, забирать спортсменок в команды других возрастов.
— Проблемы были только с функциональной подготовкой?
— В играх такого уровня все факторы взаимосвязаны. Рвется там, где тонко. Если есть недоработки в функциональной подготовке, это практически всегда находит отпечаток на моральном состоянии команды. Если спортсмен на 100 процентов готов физически, он будет уверен в своих силах и эмоционально устойчив. К сожалению, не могу сказать этого о нашей сборной. Пожалуй, на своем уровне выступила одна Рынкевич, кстати, пропустившая сбор национальной команды. Видимо, сказалось также и то, что на заключительном этапе подготовки мы не смогли найти достойных соперников в своей возрастной категории для проведения спаррингов. Спарринги важны для проверки кондиций и схем перед важными турнирами. По правде говоря, не было большого смысла проверять сборную, поскольку многие девчонки были загнаны физически, и нашей единственной целью было их восстановить.
— При нормальной подготовке на какие места могла претендовать сборная Беларуси?
— Если бы нам к июльскому турниру удалось набрать такую же форму, которая была в апреле на полуфинальной стадии, думаю, мы вполне могли рассчитывать на одно из призовых мест. Но это было бы возможно только в том случае, если бы к потенциалу смогли прибавить еще планомерную качественную подготовку и хотя бы один турнир в своем возрасте. Поймите, с таким отношением к сборной не имеет смысла строить далеко идущие планы относительно финальной стадии юниорского чемпионата, который состоится через год. Да, у нас будет чуть более выгодное положение по сравнению с соперниками. Однако, кроме России, которая практически полностью была представлена баскетболистками 1986 года рождения, в остальных сильных сборных был как минимум паритет между игроками 1986 и 1987 годов рождения. А во многих, таких, как Сербия, Франция и Украина (за исключением самого полезного игрока чемпионата по версии ФИБА Александры Горбуновой), уже сейчас сделали ставку на младший возраст. Поэтому если мы опять рассчитываем проскочить на авось, могу с уверенностью сказать, что этот номер не пройдет.
— Как соперники по группе заполнили промежуток между полуфинальным турниром и финалом в Братиславе?
— Я разговаривал с большинством тренеров. Как правило, все они получили возможность спокойно готовиться на протяжении месяца-полтора на хороших базах, а также провести по несколько турниров или спаррингов с сильными соперниками. То есть видно, что для них этот старт был главным в нынешнем сезоне, и подготовку они провели соответствующую. Еще бросилось в глаза, что юниорский уровень по многим ключевым показателям кардинально отличается от кадетского. В первую очередь речь как раз об отношении к команде и списке приоритетов. К примеру, четверть игроков российской юниорской сборной также представляла серьезный интерес для российской “молодежки”, однако никого из девчонок не тронули в середине подготовки. Россияне предпочли не гоняться за двумя или даже тремя зайцами и в итоге стали чемпионами Европы. Еще одним важным отличием является то, что с юниорками во многих сборных уже работают специалисты из профессионального женского баскетбола. Посмотрите на ошеломляющий прогресс венгерской команды. А ведь помимо удачи, это огромный тренерский труд. Команду доверили Сандору Турсичсу, который благодаря своему опыту и знаниям, при прочих благоприятных обстоятельствах, привел венгерок к медалям.
— Какие варианты подготовки были у сборной с учетом того, что в этом году сразу две команды — юниорская и кадетская — принимают участие в финальных турнирах?
— Вместо того чтобы делиться на два возраста и ставить преграды, по-моему, имело смысл сначала качественно и вдумчиво подготовить одну команду, а затем другую. У нас же решили разрываться на оба возраста одновременно. Как минимум стоило не мешать старшей команде, потому что, со своей стороны, я с готовностью отпустил Новикову на серию товарищеских игр за кадетскую сборную. Гаспер же, напротив, отправили в юниорскую команду только накануне нашего отъезда в Раубичи, к тому же травмированной. Только вдумайтесь: с апрельского полуфинала она ни разу не тренировалась с остальными игроками вплоть до заключительного сбора, на котором я лишь в последний день решился поставить ее на товарищеский матч с легионерами. Это ненормально, когда одному из лидеров по невразумительным причинам не дают готовиться и играть со сборной. Она очень старалась, хотела. Но я пытался ее беречь, не выпускал на площадку без крайней необходимости. Во-первых, чтобы не усугубить травму, а во-вторых, у нее и у Новиковой буквально через пару недель еще один финал кадетского чемпионата Европы. Кроме того, Новикова также получила травму на юниорском чемпионате, поэтому, по всей видимости, они даже толком не успеют восстановиться. Ведь Мария Ивановна Селюнина точно так же будет прижата к стенке необходимостью “давать результат”.
— Какие обнадеживающие моменты можно найти в прошедшем юниорском чемпионате?
— Сам факт участия белорусской сборной в финальной стадии — уже достижение. Вспомните, это первый случай в белорусском женском баскетболе, когда некадетская команда получила право быть представленной в финальном турнире. Сейчас у нас есть уникальная возможность сохранить и преумножить тот золотой фонд женского баскетбола, который оказался в нашем распоряжении. Неудачное выступление (хотя если посмотреть: какие еще наши баскетбольные сборные могут похвастать 10-м местом на чемпионате Европы?) должно заставить нас проанализировать причины случившегося и сделать правильные выводы. Если за год до следующего чемпионата ситуацию серьезнейшим образом не изменить, поверьте, мы будем с ностальгией вспоминать даже 10-е место. Соперники ведь не стоят на месте, а мы боимся или не можем сделать следующий шаг. Чемпионат называю неудачным потому, что за семь дней мы проиграли больше встреч, чем за всю остальную историю официальных выступлений этой команды. До начала чемпионата, за более чем двухлетний период мы уступили на уровне сборных лишь в четырех поединках. А на одном этом чемпионате — сразу в пяти. Не может быть, чтобы девчонки резко разучились играть, а мы с Семеном Львовичем — тренировать. За два месяца можно набрать или растерять кондиции, но не переучить людей. К тому же пока команда выигрывает, микроклимат отличный, тем более что мы привыкли побеждать. Как только начинаются поражения, сразу возникает много неприятных моментов, которые тем не менее вполне можно проанализировать и тем самым избежать в будущем. И все же победы — лучший залог сплоченности команды.
— Каким вы видите будущее юниорской сборной?
— При нынешнем отношении к команде просто руки опускаются. Скажите мне, какой смысл работать на одном энтузиазме, когда приходится постоянно плыть против течения? Есть ли вообще смысл продолжать в таких условиях? Безусловно, команду стоит сохранить. Но лично для себя я пока так и не принял решение, оставаться в сборной или сосредоточиться только на работе в РУОРе. Ведь до сих пор эта команда не считалась сборной. Была группа в РУОРе, которая получала подпитку игроками из “Горизонта” для участия в международных соревнованиях. За питание девочек отвечает РУОР. То есть, как таковой, этой сборной фактически не существует. Не говоря уже о том, что Халипский мне помогал по устной договоренности. Я понимаю, что так удобнее для всех. Только с таким отношением скоро будет и камней не собрать. Поэтому перед следующим циклом мне важно, чтобы команда стала сборной не только на словах, но и на деле. Чтобы со мной заключили контракт, в котором будет указано, что сборной гарантируются такая-то подготовка и такие-то турниры.
В противном случае нет ни малейшего стимула начинать все сначала, чтобы затем опять собрать все возможные шишки. Я могу сосредоточиться на подготовке резерва. Раз Буяльский уже берет пять школьниц на просмотр в национальную команду, и некоторые из них претендуют на то, чтобы играть в основе, то мы с поставленной задачей справляемся. Но если ставить задачу успешно выступить на чемпионатах Европы, тогда нужно сделать из этих девчонок настоящую сборную, с собственным планом подготовки. Чтобы в плане были указаны обязательства федерации предоставить средства на определенного уровня подготовку и турниры, и обязательства тренера обеспечить вполне конкретный результат. Готовиться как бог на душу положит, и надеяться на то, что повезет, нет смысла. Тем самым мы иррационально распоряжаемся теми уникальными талантами, которых сумели вырастить.
— Краткая оценка выступления сборной в Словакии…
— Неудовлетворительно. Во всем виню себя. Я должен был, если понадобилось бы, дойти до Минспорта, но не отпускать основу сборной в национальную команду, должен был не позволить сорвать нам подготовку. Предлагал Буяльскому: “Анатолий Сергеевич, давайте проведем две игры с вашей сборной. А через неделю вы отпустите моих лидеров обратно. Этим вы очень поможете общему делу”. Но он захотел в одиночку создавать будущее нашего баскетбола. Кроме того, видимо, психологический надлом произошел у Насти Веремеенко. Она постоянно была лидером. На турнире были случаи, когда она реализовывала только 4 броска из 17. Но это не ее вина, а наша общая беда, что она и остальные подошли к турниру выхолощенными морально и физически. А другого лидера не нашлось. Пыталась тащить команду Рынкевич, но Настю у нас сложно заменить. У нас вся игра строится вокруг Веремеенко. Если она действует слабо, мы терпим поражение; если на среднем уровне, мы можем побороться и вырвать победу; а если Настя поймает игру, нас сложно превзойти.
— Того, что было, не вернешь. Как нужно готовить команду на следующий сезон и как расставлять приоритеты?
— Приоритеты очевидны: через год мы вновь будем представлены в финале юниорского чемпионата континента. Все остальные турниры должны играть роль вспомогательных. Возвращаясь к сказанному в предыдущем интервью, очень важно обеспечить нормальный календарь для этой сборной. Обязательно с Балтийской лигой и несколькими международными турнирами. Выжать максимум из турнира Рыженкова. То есть пригласить сюда сильнейшие команды 1987 года рождения. В этом смысле внутренний чемпионат представляет собой очень сомнительный по качеству турнир: играть по десять кругов с “Березиной” и “Олимпией”… Тем более после того, как команду сняли с серии за третье место, не пожелав переносить сроки… Не думаю, что с точки зрения соревновательной практики и опыта нам этот турнир даст много нового. За этот взнос можно провести несколько нормальных международных турниров. При соблюдении этих условий можно ставить высокие цели на чемпионате Европы. Шестерка, пятерка, призеры.
— Могла ли быть тренерская ошибка в подведении команды в оптимальной форме к чемпионату?
— Многих ключевых игроков нужно было не подводить, а восстанавливать. К тому же я, несмотря на свой значительный опыт, подстраховался и попросил Семена Львовича Халипского с его богатейшими опытом и знаниями доработать с командой как минимум до конца чемпионата. Поэтому не думаю, что там была ошибка. Если сейчас загубить эту команду, боюсь, у нас в стране еще долго не будет женского баскетбола. Эти девчонки объездили всю Европу, научились побеждать любых соперников. Все, что им сейчас нужно, это чтобы помогли с нормальным финансированием, продуманной подготовкой и календарем. Ведь если выстрелит кадетская сборная, будет большой соблазн вообще закрыть финансирование этой команде и тем самым окончательно похоронить все то, что уже было сделано. Но, надеюсь, найдутся умные люди, которые захотят, а главное, смогут сохранить эту сборную. Мы еще можем быть в числе лучших в Европе, только для этого делать что-то нужно уже сейчас. Для начала — создать сборной соответствующие условия.
В заключение добавим лишь слова заслуженного тренера СССР Семена Халипского, проработавшего полтора года с юниорской сборной на общественных началах: “Не нужно поворачиваться к этой сборной лицом, мы уже не верим, что такое возможно. Повернитесь хотя бы боком, этого уже будет достаточно. Ей не так много надо. Хватит стоять к ее проблемам спиной”.
ЮНИОРСКАЯ СБОРНАЯ БЕЛАРУСИ НА ЧЕ-2004
И | МИН | %Д | %Т | %Ш | ПОД | ПАС | ФОЛ | ПОТ | ПЕР | БЛОК | ОЧКИ | |
Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО | 7 | 33,1 | 37,3 | 0 | 64,1 | 11,6 | 2,0 | 2,9 | 4,1 | 2,3 | 4,1 | 14,4 |
Елена РЫНКЕВИЧ | 7 | 27,1 | 50,9 | 17,6 | 68,2 | 6,1 | 1,0 | 3,9 | 2,3 | 1,3 | 0,1 | 11,1 |
Виктория ГАСПЕР | 7 | 23,7 | 38,6 | – | 54,5 | 8,3 | 0,3 | 2,4 | 3,0 | 0,9 | 0,7 | 10,0 |
Елена НОВИКОВА | 7 | 30,1 | 33,3 | 23,3 | 70,0 | 3,3 | 0,7 | 0,7 | 3,4 | 1,6 | 0,6 | 7,9 |
Юлия ДУРЕЙКО | 7 | 29,9 | 28,6 | 30,8 | 61,5 | 7,3 | 2,1 | 2,9 | 2,6 | 0,6 | 1,4 | 6,3 |
Виктория ПАНТЮХ | 6 | 19,8 | 40,7 | 25,0 | 58,3 | 3,2 | 1,2 | 1,3 | 0,5 | 1,2 | 0 | 5,3 |
Светлана ТРУКШАНИНА | 7 | 24,0 | 29,4 | 22,6 | 0 | 2,3 | 0,3 | 1,1 | 1,6 | 0,6 | 0,1 | 4,4 |
Екатерина ШАРКОВА | 3 | 5,7 | 50,0 | – | 100 | 1,7 | 0 | 1,3 | 0,3 | 0,3 | 0 | 2,0 |
Татьяна ЖУРАВЛЕВА | 2 | 5,0 | 50,0 | – | 50,0 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,0 | 0 | 0 | 1,5 |
Надежда НАДЕЖКО | 3 | 13,0 | 25,0 | – | – | 3,0 | 0 | 1,0 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 1,3 |
Виктория МАКАРЕНКО | 7 | 15,4 | 28,6 | 11,1 | 25,0 | 2,0 | 1,3 | 1,3 | 1,0 | 0,3 | 0 | 1,1 |
Анастасия КУЛАЖИНА | 2 | 3,0 | 100 | 0 | – | 1,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1,0 |
ВСЕГО | 7 | 38,0 | 21,7 | 62,2 | 46,1 | 8,7 | 18,9 | 19,1 | 8,7 | 7,3 | 62,0 |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь