Александр Борисов: если сборная не нужна, скажите об этом честно

13:43, 29 сентября 2004
svg image
1124
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кудрявцев и Ульянко в составе закрепились

В прошлом году поменялась система проведения чемпионатов Европы, и волей судьбы мы оказались в дивизионе “В”. У нас многие говорят, что мы на голову сильнее соперников по группе и должны быть в элите, но я к жребию отношусь спокойно: раз уж определила так международная федерация, приходится решать задачу по выходу в дивизион “А”. Схема соревнований получилась не совсем удобной. Очень малое количество матчей, а самое главное, что за спиной игроков не сезон, а период специальной подготовки в клубах и никакой практики. Да, все команды в одинаковых условиях. Но я приведу пример наших “крестников” с Украины: они провели три сбора по 15 дней и два турнира, во Франции и Португалии, не считая домашнего, в Южном.

В дивизионе “В” необходимо биться за результат. И при очень нестабильной игре, не такой яркой, как хотелось бы, при определенной доле везения мы добились трех побед в трех матчах. Естественно, это придает оптимизма перед вторым кругом, которого предстоит ждать целый год. Как он сложится для наших ребят? Сохранят ли здоровье, сколько будут иметь игрового времени в клубах?

Наша команда отчасти обновилась. Появился ряд баскетболистов, прежде выполнявших эпизодические роли, теперь же вышедших на первый план. Речь идет о Кудрявцеве и, прежде всего, Ульянко. Понятно, что в следующем сезоне оба будут в составе. Были сомнения, когда вводили их в основу в этом году, но они сумели закрепиться. Хотя с Кудрявцевым ситуация сложная. Саша всю жизнь играл второго номера, однако, попробовав себя в чемпионатах Польши и Словакии, понял, что ему не хватает физических данных, точнее, роста для этого амплуа. Да, он быстрый, инициативный. Но за рубежом с такими же качествами играют двухметровые ребята! Теперь он настойчиво просил использовать его в качестве первого номера. Я пытался, хотя сборная от этого ощущала некоторый дискомфорт, ведь Саша еще не готов к действиям на столь ответственной позиции. Дима Зайцев — перспективный парень, для себя выглядел неплохо, однако уже очевидно: ему надо играть на более высоком уровне. Не хватает скорости. Жаль, конечно, что не было травмированного Димы Кузьмина: он бы и подержал мяч, где надо, где-то ускорил бы игру… Андрей Кривонос… По большому счету, ни Андрей, ни Саша Куль не должны были играть в сборной. Они не полностью здоровы… Но надо было поддержать ребят, пока не имеющих клубов. Хотя Куль в последней встрече выглядел довольно-таки неплохо. Он восстанавливается, и, надеюсь, у него все будет хорошо. Андрей смотрелся эпизодами… Вы знаете, он человек волевой, с характером, мог отработать в защите, но в полной мере готов не был.

Что касается остальных… Да, добавил Коля Алексеев. Хотелось бы, чтобы он еще приобрел стабильность, больше мужественности, характера, жесткости. Хотя он уже помогает команде. Егор Мещеряков сыграл в свою силу. Мы давали ему много времени, и Егор проявил себя лидером. Для сборной очень важно, чтобы был парень, который вел бы за собой людей и на площадке, и в быту. Хотя капитаном у нас является Андрей Кривонос, но два психологических лидера — тоже здорово… Леша Пынтиков мало играл, но вы знаете: вышел и решил исход встречи с Австрией. Арсений Кучинский: о нем трудно сказать однозначно, ведь парень, по сути, потерял прошлый сезон, да и тут возникла неразбериха с паспортом — в Албании не играл, много времени потратил на оформление документов… Я ему доверяю: Арсений — очень инициативный баскетболист, правда, его кпд пока довольно низкий. В перспективе он, конечно, поможет. Денис Коршук в последний момент определился с клубом, в котором, надеюсь, обретет уверенность и стабильность.

Веремеенко отвоюем. От Лашкевича не отказываемся

О тех, кто не участвовал. Прежде всего — Володя Веремеенко. Господин Родионов, руководящий теперь питерским “Динамо”, поставил интересы клуба выше интересов сборной. Забыл про свои обещания, про то, что у Володи в контракте прописано право играть за Беларусь. И начались всяческие отписки. Сначала было предложение к федерации оплатить 250 тысяч долларов страховки в одном из европейских банков. Мы ответили: в регламенте ФИБА такого правила нет. Тогда они раскопали другое: согласно одному из пунктов регламента, игрока необходимо вызывать за 30 дней. Мы ответили, что в связи с реорганизацией “Автодора” в питерское “Динамо” у последнего долгое время не было юридического адреса. Потому договаривались устно, за счет личных контактов — с менеджером, женой менеджера… Естественно, запрос пришел позже. В итоге пришлось прибегнуть к помощи ФИБА, которой мы изложили всю переписку. Пришел ответ — на клуб и на нас, — мол, найдите взаимоприемлемое решение, не получится — последуют санкции в отношении клуба. Сразу после этого из ведомства Родионова пришел факс, дескать, мы готовы отпустить Веремеенко, если вы оплатите его перелет со сборов в Испании. Не было бы никаких вопросов, но к тому моменту мы уже находились в Австрии. И смысла вызывать Володю не было, тем более подготовительный период со сборной он пропустил. Оставлять это дело мы не собираемся: руководитель нашей федерации Лев Пименов поедет на совещание в Москву, где предъявит документы переписки коллегам из РФБ. Нельзя создавать прецедент, так как многие наши ребята играют в России. Нам ведь тоже не хочется останавливать выдачу лицензий своим воспитанникам, выезжающим совершенствовать мастерство в более сильном чемпионате.

Потому надеюсь, что во втором круге мы будем иметь возможность усилиться и Димой Кузьминым, и Володей Веремеенко. Алексей Лашкевич? Он попросту исчез. Разыскать его ни по одному из телефонов не удалось. Лашкевич даже не появился на матчах проходившего в Словении молодежного чемпионата Европы, хотя мы просили тренеров “молодежки” установить с ним контакт. К счастью, у нас нет особых проблем с четвертыми-пятыми номерами. Хотя, конечно, мы от него не отказывались, не отказываемся и не будем отказываться. Но наша сборная играет не за деньги, а за счет патриотизма, желания… Со всеми ребятами у нас есть контакт, в том числе и с Бойдаковым, отстранившимся от сборной. А Лашкевича, видимо, устраивает нынешняя ситуация, страна, клуб, уровень словенского чемпионата…

Еще, когда мы в июне играли с российской “молодежкой”, думал привлечь на сборы национальной команды Пустогвара и Полещука, ребят 1985 года рождения. Но первый вернулся в Саратов — здесь, кажется, все ясно, а второго мама увезла и устроила в Австрии вместе со Скиданом. Парни даже не приехали на матч сборной в Оберварт… Конечно, не говорю, что ребята готовы попасть в состав, но по крайней мере должны покрутиться на кухне сборной, ведь именно они — наше будущее. Сбор в Стайках, турнир в Южном — для них это могло стать хорошей возможностью. Увы, сейчас в их сознании превалирует желание устроиться, заработать на том, чему они научились здесь, не торопясь отдать что-то стране взамен. Хочется ошибаться, но…

Просмотрел матчи Кубка Беларуси. Скажу, что взял на заметку парочку ребят 1985 года, выступающих в нашей стране. Буду следить за их развитием.

После матча в Австрии провели собрание, и я пожелал “сборникам” находиться на ведущих ролях в клубах, иметь постоянную игровую практику. Ребята спрашивают: “Сан Саныч, как думаете, будет лучше в следующем году?” Что я им могу ответить? Конечно, нужно быть оптимистом, говорю, мол, будет. Но мы попросим ваши клубы, чтобы вас отпускали раньше. Ведь с 1 июля ФИБА предоставляет сборным компенсированное время. Надеемся, государство пойдет навстречу, ведь авторитет у нашей сборной в Европе есть, можно рассчитывать на престижные приглашения. Но мы находимся в такой ситуации, что я боюсь загадывать.

Работа в долг, результаты вверх

Организация подготовки — ахиллесова пята нашей команды. К этому мы в принципе привыкли. Удивляет другое. Раньше Министерство спорта проявляло интерес, замминистра мог приехать в команду, позвонить, узнать, как дела… Сейчас, насколько я понимаю, мы вообще не нужны. Такое ощущение, что напротив баскетбола попросту ставят птичку в календаре, дескать, матчи провели. Как провели, что провели? В этом году поменяли государственного тренера. Поставили Николая Чуру, совершенно неподготовленного человека, которого иногда бывает действительно жалко. Он не только профессионально не готов, но еще и не имеет авторитета. Я провел все лето в федерации, знаю, как его в министерстве постоянно отфутболивают, делают замечания…

Мы составляем календарь на будущий год в ноябре. А ведь у нас подготовка и матчи не круглый год длятся, а относительно короткий период! Все известно заранее, но когда приходит время — почему-то нет денег! Доходит до парадоксов. Мы приезжаем из Албании в Гомель, где для удобства запланирован сбор (в Минске ведь даже тренироваться негде!), и живем в долг! Гостиница — в долг, питание — в долг! Спасибо людям, которые понимают наши проблемы, поддерживают нас… Только на прошлой неделе получили деньги на питание “сборников”, по 40 тысяч рублей, полагающиеся за сбор перед матчем с Албанией. Так ребята уже разъехались!

Если бы мы съедали огромные ресурсы… Требуем-то минимума! Соглашаемся сбор проводить не 10 дней, а 8, в состав команды включать не 18 человек, как положено по регламенту ФИБА, а 14! И нам еще заявляют, мол, зачем вы легионеров везете? Берите своих, дешевле будет! Представляете! Зачем вам два тренера? Хватит одного! Но главное-то, что игроков приходится включать в заявку 10, а не 12, как у соперников. А у нас в Австрии четыре человека по пять фолов получили, а еще один на четырех “сидел”. Еще пару минут, и, наверное, вчетвером бы матч доигрывали! И это считается нормальным. А мы ведь страну представляем. В нашу честь флаг поднимают, гимн исполняют. И мы, между прочим, добиваемся под этим флагом побед.

Если руководство Министерства спорта считает, что мы не нужны, не интересны, пусть нам честно скажет. А то ведь отношение ужасное, а требования — по высшему разряду. Проиграй мы пару матчей, сколько было бы разговоров, в том числе на аттестации в Минспорта! Так давайте выкажем хотя бы минимальное уважение! В Гомеле сборная живет в полуобщежитии, по три-четыре человека в номере, спортсмен собирает вещи и уходит за свои деньги селиться в “Соже”! Нет, я благодарен гомельским коллегам, всем, кто помогал нам, взял на себя ответственность по содержанию сборной, несмотря на обилие собственных проблем. Взяли ответственность, хотя команда-то государственная! Не Борисова, не гомельская! Там пришли губернатор, руководители спортуправления, приятно их видеть. А здесь… Нет — значит, нет.

Потерять сборную при таком отношении легко

Ребятам и так надо сказать спасибо. Никакого материального стимула у них нет. Они приезжают играть за родину, за друзей, болельщиков. А им не могут создать элементарных условий. Хотя вид спорта у нас суперпопулярный. В мире не 40 и не 50 федераций, вся планета играет в баскетбол! Вот вам пример Албании и Кипра: хорошо, что мы подошли к этим встречам ответственно. Если бы расслабились — все! Соперники рассказывают, как готовятся по 2-3 месяца. А мы молчим, потому что стыдно говорить. Если мы бедные, если у нас нет денег, давайте так и скажем: у нас на спорт выделяется минимальное количество средств. Если у нас другие приоритеты, давайте их примем. Не будем ставить птичку, я как профессиональный тренер, в сумме проработавший со сборными 10 лет, так не могу. И закрыть игровые виды спорта не удастся. Пробовали уже после развала СССР. Дескать, не медалеемкий вид… Игра есть игра! Не из фехтования и тяжелой атлетики люди идут в баскетбол или футбол, а наоборот! Чем вы в детстве занимались? Что делали в пять лет? Мяч гоняли? Или, может, фехтовали и поднимали штангу? Все мы в спорт пришли через игру. Хорошо, сегодня приоритет отдается хоккею и футболу. Пусть. Не мне решать: я — тренер, профессионал и требую соответствующего отношения не только от своих подопечных, но и от вышестоящих органов. Создайте мне элементарные условия, чтобы достойно представлять Беларусь на международном уровне! Об этом ведь и говорит руководство страны.

Сейчас иногда складывается впечатление, будто чем мы хуже выступим, тем лучше. Кто персонально отвечает за баскетбольную сборную в Минспорта? Не знаю. Раньше был замминистра Григоров, с которым мы решали вопросы. А сейчас я, главный тренер, пошел к замминистра Галине Забурьяновой насчет дворца спорта. Она сказала: “Берите Малашенко, берите гостренера, идите сами к директору Дворца. У вас есть авторитет, есть имя…” Это не моя работа, но я пошел, хотя дворец — подразделение Министерства спорта и туризма.

Если не хотите этим заниматься, дайте деньги федерации и контролируйте, как она ими распорядится. А сейчас все приходится выбивать. Между прочим, раньше федерация занималась только наведением порядка, бумагами и регламентами. Теперь у нее, по крайней мере, есть какие-то свои средства, иначе у нас не могли бы в течение года играть на Европе семь сборных разных возрастов. Ведь полное государственное финансирование подразумевается только для национальных команд.

Почему об этом говорю сейчас: дойдет до того, что будет позор стране. Не мне, а тем людям, которые наделены полномочиями. Спортсмены перестанут приезжать. И интервью соответствующие будут давать не белорусским газетам, а от этого имидж страны не повысится. Если у нас баскетбол — вид спорта не профилирующий, то у соседей — наоборот. И нам будет стыдно. Хотя эту популярную игру никто не убьет, не задушит и не зарежет. Пусть сегодня тренер я, завтра — кто-то другой. У нас ведь много хороших ребят, которые могут добиться определенного успеха. Даже при таком отношении мы можем попасть в дивизион “А” Но, скорее, легко потеряем сборную, да и весь баскетбол. Люди не пропадут, игроки и специалисты будут востребованы. Жаль только, что все вложенное в них улетит в трубу. Именно это меня и беспокоит как человека, назначенного государством.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?