Кубок Беларуси. Герой финала. Максим Шустов — американец

14:35, 23 декабря 2008
svg image
5370
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Поздравляю с победой. Полагаю, она оказалась весьма важной в психологическом плане для “Виталюра”, потерявшего лидерские позиции в чемпионате.
— Без сомнений. Команда сильно обновилась. Ушел лидер Шарко, потеряли Тростинецкого, сверхопытного Еременко, который для меня был и другом, и советчиком. Им сложно найти достойную замену. И когда меня спрашивали, на что способен помолодевший “Виталюр”, отвечал: команда на перспективу. Ведь, согласитесь, в плане опыта нам сложно тягаться с “Минском” — наиболее укомплектованным на данный момент. К сожалению, мы ужасно начали чемпионат. Поэтому необходимо было реабилитироваться, и кубковый “финал четырех” подходил для этого идеально.

— В полуфинале предстояло сражаться с “Минском”, а вы ему незадолго до этого дважды уступили. Опасались за результат?
— Конечно. Ведь если в первой игре мы “зацепились”, то во второй нас вынесли как мальчиков. Ребята признались: ночь перед полуфиналом провели в бессоннице. Но настрой на реванш был сумасшедшим. За все годы “Виталюра” не вспомню ничего подобного. Все понимали: главный бой — с “Минском”, если пройдем его, остановить нас уже не смогут.

— Появление в “Виталюре” Лемика сыграло одну из ключевых ролей. Похоже, “горожане” не учли его снайперских качеств.
— Ярик — удачное приобретение. Он смог на равных потолкаться с Кулем, и это во многом уравняло шансы, ведь прежде Саша почти не чувствовал сопротивления под щитом. По физическим кондициям команды были равны, тактически “горожане” выглядели лучше, поэтому нам предстояло найти нетривиальные ходы, которые позволили бы выиграть. И проявить морально-волевые качества. Удалось, и я счастлив. Надо отдать должное нашему тренеру: в ключевые моменты решающую роль сыграл больший опыт Михаила Аркадьевича Феймана.

— Поразило, сколь быстро влился в командную игру Лемик.
— В прошлом году он выступал за “Гродно”, поэтому представлял, на что мы способны. К тому же Ярик въедливый. Едва приехал с Украины, в первый же вечер раубичского сбора заявился в номер к тренеру: “Я кое-что не могу понять, давайте разбирать комбинации”.

— Победу над “Минском” вы вырвали в концовке, зато ОЗАА решили огорошить уже в дебюте.
— Даже если бы силы были равными, после виктории над “Минском” мы находились на таком эмоциональном подъеме, что любого соперника съели бы с потрохами.

— В первом тайме ты действовал блестяще. Нашло вдохновение?
— Играть против таких баскетболистов, как Стиггерс и Хурт, очень сложно. Быстрые, прыгучие, координированные. И когда они оказались поверженными, появилась громадная уверенность в себе. В финале абсолютно не боялся ошибиться. Ну и, конечно же, спасибо ребятам — спонсировали передачами. Но я бы не стал акцентировать внимание только на себе. До перерыва здорово получилось у меня, во втором тайме раззабивался Зайцев. Сейчас у нас нет лидера. Никто не тянет одеяло на себя, ведущим может стать любой.

— Тебе не кажется, что победой над “Минском” вы сделали сопернику услугу — опустили на грешную землю после небывало длинной для “горожан” беспроигрышной серии?
— Да, зуб они на нас заимели. Но не беда. Главное, доказали самим себе, что не такие уж мы слабенькие. В отличие от чемпионата, где поражение не столь страшно, ведь решающие поединки начнутся весной, кубковая игра имела особую значимость. И раз мы смогли взять верх над соперником, шансы которого рассматривались значительно выше, значит, способны настроиться и на решающие матчи плей-офф.

— Дежурную атмосферу награждения ты украсил фонтаном шампанского…
— А что, вышло весело.

— Надо полагать, ты мастер на выдумки, душа компании.
— Вроде того. Помню, после первой победы “Виталюра” в чемпионате ребята подговорили меня искупать в шампанском нашего шефа — Александра Константиновича Яцука. С тех пор и повелось.

— Заметил, ты коммуникабельный человек, приятельствуешь с игроками даже из других клубов.
— Тянусь к интересным людям, а таких в баскетболе немало. И мне совершенно неважно, в какой команде парень играет.

— Знаю, что мама — твой самый верный болельщик, не пропускает домашних матчей.
— Иногда и на гостевые выбирается. С малых лет болела за меня и мою команду, снимала на видео детские игры — сейчас пересматриваю кассеты с огромным удовольствием. Я вообще очень благодарен родителям за то, что они лишили меня уличной жизни. Пиво, сигареты, компания на лавочке у подъезда — все это прошло мимо меня. С гордостью могу сказать, что с отличием закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Кое-чего достиг и в баскетболе. Расписание дня у меня было жестким: с утра — школа, в 2.30 — музыкальная, а в 6 — тренировка. Возвращался домой как выжатый лимон. Иногда канючил: “Ребята гуляют, а я?” Но сейчас понимаю — родители сделали огромное дело.

— Ты один из немногих, кто способен сыграть красиво, нестандартно, на публику. Именно это и требуется в “Матче звезд”. Кто, на твой взгляд, обязательно должен выйти на паркет 10 января?
— Стиггерс идеально подходит для этого. Еще Хурт. Знаете, обидно, что при голосовании называют одних и тех же. Срабатывает стереотип мышления. Конечно, люди немного видят баскетбола, поэтому им сложно объективно назвать сильнейших на сегодня. Есть немало перспективных ребят — те же Мостов, Чариков. Обязательно пригласил бы Коршука, Шарко. Нужны игроки-изобретатели. Пусть ошибаются, но ошибаются красиво. В таких матчах нельзя играть на результат. Это — шоу. Мы были в Польше — как здорово там подавали зрелище! На представлении тушили в зале свет, и луч прожектора выхватывал игроков, которых представлял ведущий. Не следует изобретать велосипед — надо взять лучшее у других. Матч пройдет в зале “Минска”, а его руководитель Константин Шереверя сам был креативным игроком, да и в баскетбольных шоу знает толк. Так что, надеюсь, придумает что-нибудь оригинальное.

— В прошлом году ты выиграл конкурс дальних бросков. Попытаешься повторить успех?
— Естественно, иначе меня не поймут мои поклонники.

— Но Пынтиков, имеющий семь подобных призов, наверняка захочет пополнить коллекцию.
— Леша — снайпер от бога. Найти другого такого сложнее, чем пингвина в пустыне. Разбуди его ночью — забьет как минимум девять из десяти, а то и все десять. Очень уважаемый мною мастер, проиграть ему для меня не зазорно.

— И все-таки за свой шанс будешь цепляться?
— Обязательно! Знаете, все время приходится что-то доказывать. Когда невзрачным с виду парнем пришел в баскетбол, мне сказали: хорошо играть никогда не будешь. И в детских командах, и сейчас в “Виталюре” пытаюсь убедить, что те люди крепко ошиблись.

— Твоя манера игры импонирует зрителям, ценящим нестандартно мыслящих баскетболистов.
— Когда вижу на трибунах много болельщиков, как это было на “финале четырех”, хочется сыграть красиво, дать такую передачу, чтобы это вызвало восторг.

— Но если она не проходит, нагоняй от тренера неизбежен.
(Смеется.) Это точно. Раньше крепко доставалось от Аркадьевича, чего скрывать, да и сейчас иногда перепадает. В любой ситуации есть два пути: рискнуть и сыграть красиво либо упростить решение. Я из когорты первых. Если ошибешься, естественно, получишь на орехи. Зато если выгорит — ты герой, а болельщики в восхищении.

— Твои приоритеты в баскетболе: лига, клуб, баскетболист?
— НБА. Клуба любимого сейчас нет. Раньше болел за “Чикаго Буллз” с Джорданом и Пиппеном. Моя тетя живет в Чикаго, поэтому постоянно снабжала меня вырезками из журналов. Игрок — пожалуй, Айверсон. Человек, фанатично преданный своей работе, каким бы развязным он ни был.

— Судя по всему, американский стиль игры тебе явно по душе?
— Угадали. Обожаю НБА. Перед важными играми обязательно смотрю старые записи матчей лиги. Заряжаюсь от них какой-то особой энергетикой. Многие говорят, что лидеры Евролиги уже не уступают американским командам. Возможно. Но все равно я убежден: клубы НБА играют, а европейские — работают. Поэтому мне любопытно наблюдать за действиями Стиггерса и Хурта. Хотелось бы поиграть рядом с ними или другими темнокожими ребятами.

— Похоже, не в той стране ты родился…
— Вы не первый, кто говорит это. Даже моя девушка зовет меня американцем. Мне нравится их образ жизни, менталитет. Тянет туда.

— Но ведь в Штаты можно было внедриться через студенческий баскетбол.
— В 2003 году на юниорском чемпионате Европы сербский скаут предложил отправиться в Америку — учиться и играть. Но серьезной баскетбольной школы в 17 лет у меня не было — чего ехать? Посоветовался с мамой, тренером и остался дома.

— Жалеешь?
— Нет. В “Виталюре” замечательный коллектив. Руководство — порядочное. Яцук — одновременно и простой, и строгий человек. О Феймане и говорить нечего: Михаил Аркадьевич — мой первый тренер в СДЮШОР-10, всему, что приобрел в баскетболе, обязан ему. Захожу в наш спорткомплекс, как домой. Очень приятное чувство, ведь в других клубах подобной семейственности нет и в помине. Поэтому переходить куда-то только ради денег не хочется — всех не заработаешь. Если уезжать из Беларуси, то на солидный вариант. Но без агента найти его сложно.

— Неужели не думаешь об НБА?
— Это голубая мечта детства. Но с возрастом начинаешь смотреть на вещи реально. Главное — иметь любимую работу, помогать людям, создать крепкую семью. Не надо миллионы, родные и близкие здоровы, ты с ними общаешься — это уже счастье. А НБА можно и по телевизору посмотреть.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?