ЭХО СОБЫТИЯ. Александр Борисов: я должен определиться, остаться ли в сборной

05:15, 16 сентября 2005
svg image
1227
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Александр Александрович, если не секрет, что вы сказали ребятам после матча с Австрией?

— Обычно я не оглашаю того, что говорю баскетболистам в раздевалке. Что сказал… Поблагодарил за работу. Пожелал удачи в клубах, а тем, кто пока не обзавелся контрактами, побыстрее это сделать. Какой смысл сейчас кого-то обвинять? Да, проиграли. Но ведь упирались! Если бы уступили в первом тайме восемнадцать очков, а потом еще столько же, вот тогда бы я, наверное, с ними по-другому разговаривал. А так ребята отдали борьбе все силы. Сидели в раздевалке “мертвые”… Если уж Кривонос замену просил, то о чем говорить? Когда же начали проситься на замену все пятеро — значит, люди отдали игре все силы.

— Вы имеете в виду заключительный отрезок поединка, когда наша сборная практически достала соперника, но потом снова отпустила?

— Да.

— Скажите, а почему в это время вы не взяли тайм-аут, чтобы дать ребятам передышку?

— Этого нельзя было делать. В первом тайме, когда у нас не получалась игра, я сразу два тайм-аута взял. Во втором же специально не брал, хотел на конец оставить. Мало ли как все может сложиться. Стали доставать, зачем же делать остановку? Даже когда австрийцы брали минутный перерыв, помните, как я подгонял ребят: быстрее, быстрее, чтобы не потеряли запал, который появился. Мы ведь практически достали австрийцев, но сил не хватило. Выпускать же резервистов я не посчитал нужным. Когда идет игра очко в очко, надеяться на чудо нельзя. Те люди, которые начали доставать, и должны были завершить дело. Однако несколько шансов мы упустили. Шарко мог сравнять счет, но не попал, неудачно выполнил штрафные Веремеенко… Все это, конечно, сказалось на результате. Такую рваную игру нельзя показывать, она должна быть стабильной, определенного уровня.

— Мы уже привыкли, что наша сборная, как правило, неудачно начинает матч, но зато во второй четверти нагоняет упущенное. В матче же с Австрией вторую 10-минутку она совершенно провалила. Что стало причиной этому? Почему лидеры — Веремеенко и Мещеряков — на двоих набрали всего три очка?

— От Веремеенко ждут очень многого. Но он приехал только на игры — этого катастрофически мало. Сейчас почти не осталось откровенно слабых команд, уровень сборных растет. И Албания, и Кипр — страны, которые еще недавно были на задворках баскетбольной Европы, явно прогрессируют. Это, конечно, не гранды — не Греция, не Италия, — но с ними нужно быть внимательными, победить их не так просто. Я уж не говорю об Австрии — мобильная, хорошо подготовленная дружина. Национальная команда в составе, в котором будет играть, должна готовиться длительный период. Отработать сборы, сыграть спарринги. Ни Володя, ни Егор в турнирах с нами не участвовали. А ведь сегодня они одни из определяющих игроков сборной, к ним приковано особое внимание. Им тем более важна хорошая сыгранность с партнерами. Ее-то и не было, особенно в начале поединка. Плюс негативно на нашем результате сказалось отсутствие Саши Куля — под кольцом мы сыграли неубедительно. Вы спрашиваете, почему так мало забивали лидеры? А могло ли быть иначе? Скажем, Мещеряков приехал неподготовленным в игровом плане. Вы обратили внимание, какой он тяжелый? В УНИКСе по-черному загрузили человека — и нате, пусть играет. Поэтому у Егора многое и не получалось. Я даже в пятерку его не включил. Перед игрой сказал ему: “Извини, в стартовом составе ты не можешь быть, потому как есть люди, которые на сборах сидели, уже семь матчей сыграли”. Он вроде бы с пониманием отнесся.

— Неприезд ведущих баскетболистов белорусской сборной стал уже притчей во языцех. Прямо заговор какой-то против нее…

— А вот вы мне объясните, как такое получается? Приехали в Литву — в сборной два человека из УНИКСа давно тренируются, а Мещерякова Еремин не отпускает. С Россией играем — Кириленко уже месяц, как в сборной. У Германии Дирк Новицки давным-давно тренируется с партнерами. И это игроки НБА! А у нас только на матчи приезжают… Но ведь это не Новицки и не Кириленко.

— Выходит, расчет на лидеров оказался неверным?

— А на кого мне еще рассчитывать? Лучшие были на площадке, когда у нас пошел провал. К сожалению, не очень удачно вошел в игру Кудрявцев. Если Шарко и Кривонос тяготеют к позиционной игре, то Кудрявцев ускоряет атаки, обычно играет результативно. Поэтому я очень надеялся, что и Мещеряков, и Кудрявцев усилят командную игру. Не получилось. Кого выпускать вместо них? Кондрусевича, Пынтикова, Зыскунова? Когда решается результат, не думаешь о том, кто сколько играет.

— Странное дело: из шести трехочковых попаданий белорусов лишь одно на счету игроков задней линии.

— И это тоже одна из причин поражения. Если в предыдущих матчах мы удачно атаковали со средней и дальней дистанций, то на этот раз с периметра защитники практически не попадали. Один раз из девяти попыток попал Шарко. И это игрок основной пятерки национальной сборной! Если бы очков десять забили издали, не знаю, каким был бы результат. Но не уступили бы точно. Видели, как играл чернокожий австриец? Вот убери этого американца, тоже не знаю, как у них сложилась бы игра.

— Но ведь закрыть Майеса вам не удалось.

— Так это же американец! Холден играет за Россию, почему бы за Беларусь не найти такого же мощного и забивного?

— Если не получили вовремя лидеров из клубов, может, стоило от них вообще отказаться? Играли же вы без них, и довольно прилично, в Литве и Германии.

— Здесь есть два момента. Во-первых, это были товарищеские турниры, где ребята действуют совершенно раскрепощенно. Я выхожу на заведомо более сильного соперника — играю блестяще, соперник выходит на меня — смотрит свысока, действует снисходительно. В официальных матчах все совершенно по-другому. И второе. Если я не приглашу в сборную лидеров и мы будем проигрывать, вы же первые зададите мне вопрос: “Сан Саныч, почему не взяли Мещерякова и Веремеенко?” Мое мнение: в сборной должны играть сильнейшие. Всегда ведь надеешься, что они приедут и как дадут по 25 очков…

— Не просматривается ли аналогия с ситуацией, возникшей в предыдущем квалификационном турнире? Тогда после крупной победы над Азербайджаном наша сборная также потерпела два подряд поражения — от Грузии и Болгарии.

— Эти ситуации нельзя сравнивать. У нас в Грузии вообще всего восемь боевых штыков было: сломали нос Мещерякову, не играл Бойдаков. Бодался Куль и малыши-защитники. Проиграли пять очков. А потом сразу сумасшедший переезд по маршруту Тбилиси — Москва — Варшава — София и еще триста километров на автобусе до Ямбола. Приехали — никакие. А там жарища под сорок градусов. Поэтому у нас тогда фактически не было шансов на победу. Но во втором круге мы обе эти команды прихлопнули.

— Цикл, по большому счету, белорусской сборной провален. Какой главный вывод для себя сделали?

— Наверное, настал момент, когда я должен определиться, надо ли в дальнейшем браться за работу в сборной, чтобы снова терять столько здоровья, энергии, нервов? Вот вырвали бы победу у Австрии, и что — мы молодцы, все у нас хорошо и можно спокойно двигаться дальше? Уверен, попади мы в дивизион “А”, и об организационных проблемах вокруг сборной тут же постарались бы забыть, как будто их и не было вовсе. Мы подошли к тупику, невозможно работать в порочном круге вечных проблем. Команды месяцами готовятся, а мы по старинке все верим в какие-то чудеса. Но чудес в спорте не бывает! Есть только чудесные мгновения. Вот приехали Веремеенко и Мещеряков — и все ждут от них чего-то феерического. Но баскетбол — коллективная игра, поэтому им, как и любому другому игроку, нужно сыграться с партнерами, они должны пройти с командой подготовительный цикл.

— Если бы вырвался из Греции Александр Куль, играл бы?

— И ему бы форму дали… Но, согласитесь, это ненормально, когда на сборе работают одни баскетболисты, в турнирах участвуют другие, а в официальных матчах — третьи. Может, со стороны это и выглядит весело, но, поверьте, для тренера — хуже некуда. Как все это объединить, сделать, чтобы было качественно, в какое-то русло направить? Как?! Некоторые коллеги недоумевают: в таких условиях невозможно работать. А я уже вроде и привык… Но ведь так не должно быть! Поэтому я возьму паузу и подумаю, стоит ли дальше работать со сборной. Не знаю, как на это посмотрит руководство. Буду ставить перед ним вопросы. Если произойдут сдвиги, готов работать, если нет, то, наверное, все. Сборной отдал более десяти лет, но невозможно же до бесконечности мучить и себя, и игроков, и болельщиков. За эти годы сложилась порочная система, которая не позволяет дать результат. А от сборной ждут только результата. Ни перспектив, ни внедрения в состав молодежи — только результата. Не снимаю с себя вины за поражение. Но эти моменты, о которых я сказал, должны быть устранены. Только тогда можно реально оценить потенциал сборной и сказать, на каком она находится месте в европейском баскетболе.

— Сейчас наступает очень сложный период, прежде всего в психологическом плане, не только для вас, но и для игроков. Если вы решите покинуть сборную, захотят ли ее лидеры, кому сегодня по тридцать, и дальше терпеть организационные муки. Вы не боитесь, что сборная попросту может развалиться?

— Нет, этого не должно случиться.

— Значит, вы будете внушать баскетболистам мысль, что из сборной уходить не следует?

— Конечно. Кстати, организационных неурядиц в этом году было значительно меньше. У ребят не возникало вопросов по гостинице, питанию. Съездили на два представительных турнира. Наверное, хотелось бы еще лучшего. Скажем, не на автобусе ехать, а лететь на самолете. Но пределов совершенству нет. Я сказал ребятам: надеюсь, что в будущем, когда сборная соберется, она сможет показать лучший результат. Но для этого надо обязательно всем приезжать вовремя и вместе готовиться.

— А может, непопадание в дивизион “А” — тот случай, когда следует произвести резкое омоложение сборной, чтобы работать на перспективу?

— Я так не считаю. Сборной, конечно, нужна свежая кровь. И мы потихоньку вводим молодежь. Вижу, что пока получается искусственно, но надо наигрывать Диму Акулича. Я глубоко убежден, что процесс обновления состава должен быть естественным. Сборная не место для экспериментов. Она обязана давать результат, а для этого в ней должны играть лучшие. Если сорокалетний сильнее двадцатилетнего, значит, выходить на площадку должен ветеран. Через два-три года и Куль, и Мещеряков еще будут в неплохой форме. Сколько таких хороших баскетболистов играет в Европе — по 32, по 33 года. Два-три опытных ветерана обязаны быть в команде. Если же резко омолаживать сборную, это будет большой ошибкой. Потому что некем. То, что ребята неплохо играют с соперниками своего возраста — это одно, а выпусти их против дядек — и сразу поплывут. А ждать, когда они вырастут… А если не вырастут? Опять давайте омолодим? Так можно до бесконечности. И, кстати, будет хорошая отговорка, почему нет побед.

— Похоже, оптимизма вы не теряете.

— А я его никогда не теряю. Сборная не развалится — есть же у нас баскетбол. Мы все вместе не должны этого допустить. Другое дело, какого она будет уровня. Но я повторяю: чтобы она нормально функционировала, нужно придерживаться определенного порядка. Главная задача — привлечь всех сильнейших баскетболистов на начальную стадию подготовки. Чтобы они вместе с командой прошли сборы, турниры. Но будет сложно, это я могу сказать однозначно. Отсутствие официальных игр всегда сказывается негативно для любой команды в любом игровом виде спорта. Придется заполнять игровые паузы турнирами.

— Если уж на официальные матчи не отпускают из клубов наших лидеров, то на товарищеские тем паче не отпустят.

— Вот я и говорю, что следует выработать систему приглашения ведущих игроков, чтобы были какие-то правила. А мы все сидим и гадаем: отдадут из клуба игрока или не отдадут, приедет или не приедет?

— Чего проще: надо придерживаться регламента ФИБА.

— Теоретически верно. В регламенте четко сказано: в период с 1 июня по 1 октября баскетболисты должны быть в распоряжении сборной. Но что выходит на практике? Возьмем случай с Денисом Коршуком. Он сыграл с нами два турнира, а потом поехал подписывать контракт во Вроцлав со “Шленском”. Поляки нам из клуба говорят: “Пожалуйста, пусть приезжает в сборную”. А ему совсем другое: “Если поедешь, мы пригласим другого игрока, если останешься, возьмем на сбор”. И ведь еще неизвестно, попадет ли Денис в “Шленск”, а сборной не помог. Посоветуйте, как надавить на баскетболиста? Чтобы он приехал сюда, а потом был год без работы? Но это другая проблема, связанная с уровнем наших игроков. Обратите внимание, когда они подписывают контракты. Куль оформил две недели назад, Мещеряков — то же самое. Если бы они по три-четыре года сидели в солидных клубах и знали бы, что контракт у них действует, естественно, вели бы себя совершенно иначе, не дергались. Вон Ульянко: на три года контракт, два отработал, еще год впереди. И он спокойно вовремя приезжает в сборную и готовится.

— Вы готовы к тому, что на вас может обрушиться град критики?

— Я знаю, что начнут клевать: не ту замену произвел, это не сделал, то. Но не захотят ведь заглянуть в суть, что происходит со сборной и почему. Вот что обидно. А найти крайнего легче всего…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?