Голландия. Максимальное приближение. Город хороших людей
Лампочка, гори!
А знаете ли вы, что Эйндховен — крупнейший город провинции Северный Брабант — побратим Минска? Центр голландской науки и техники на белорусскую столицу похож разве что промышленной значимостью. В остальном резиденция ПСВ и действующая футбольная столица Голландии полна провинциального шарма, невыразимого обаяния маленького города. Кажется, что здесь все друг друга знают и со всеми здороваются. С населением около двухсот тысяч (пятый показатель в Голландии) Эйндховен считается захолустьем — особенно в североголландской агломерации Рандстад с центром в Амстердаме. Даже название города, согласно одной из версий, происходит от словосочетания “einde hoven” — “конец дворов”. Брабантцы не обижаются: думайте что хотите. Здесь привыкли не говорить, а делать.
Наверное, поэтому самые знаменитые эйндховенцы — не художники и поэты, а промышленники. Которым город обязан своим нынешним положением. Самые видные и всемирно известные — семейство Филипсов, в конце XIX века выпуском первой лампочки накаливания положившее начало крупнейшему европейскому концерну по производству электротоваров. Вслед за ними идет Хюб ван Доорне, основавший голландский автогигант DAF.
Музеи “Филипса” и DAF — главные достопримечательности Эйндховена. Первый находится на маленьком заводике, где Фредерик Филипс и его сыновья начинали свой путь к успеху. Здесь собраны не только древние лампочки из позапрошлого века, но и причудливые произведения современного искусства, созданные при помощи электричества. Посещение такого рода экспозиций неизменно наталкивает на мрачные мысли о недостаточности собственной образованности. Когда за шедевр принимаешь белый трансформаторный ящик с включенным в него компьютером — дело совсем плохо…
“Philips Sport Vereniging” (то есть “Спортивное объединение Филипса”, сокращенно — PSV) также обязано своим появлением знаменитым фабрикантам. Производство расширялось, народу в кварталах для рабочих завода “Филипс” прибывало, а занять их в небогатом развлечениями Эйндховене было нечем. Потому в 1913 году правление фабрики решает учредить спортивный клуб для организации досуга трудящихся. Жаль, что они не дожили до наших дней. Иначе одним поводом для гордости у них бы определенно прибавилось. Когда команды появляются из тоннеля под “Simply the best!” Тины Тернер на забитом до отказа стадионе “Филипс”, а с козырьков начинают дождем сыпаться конфетти, дух просто захватывает. Причем этот праздник повторяется из тура в тур.
Одиннадцать кряду выступлений в групповом этапе Лиги чемпионов — это не только деньги. Это муштра, полировка всей организационной составляющей клуба до устранения мельчайших шероховатостей. В Эйндховене получилось сделать то, о чем всю осень говорил Виктор Гончаренко. Кто бы ни приехал на “Филипс” — будь то “Ливерпуль” или “Фолендам”, — зрители идут смотреть на ПСВ. И только потом — на все остальное. То же самое касается сопутствующей организации. Матч топовый не потому, что лигочемпионский. А потому, что играет ПСВ. Каждый поединок в Эйндховене, за вычетом нескольких деталей, соответствует уровню Лиги чемпионов.
Обязательна пресс-конференция за день перед матчем. Тренировки команды для болельщиков и прессы на базе в Хердганге открыты всегда (причем бесплатно). Там есть даже специальное кафе для гостей тренировочного центра. Своих поклонников клуб холит и лелеет.
Те отвечают взаимностью. На сезон-2008/09 клуб продал 29 тысяч абонементов (это при 35-тысячной вместимости арены!). Еще часть билетов зарезервирована за владельцами клубной карты, посещающими матчи нерегулярно. Лишь мизерный остаток — для случайных визитеров из числа туристов — поступает в кассы. Потому очередей у окошка в Эйндховене нет. Как и свободных мест. Их немного и в ложе прессы. На поединке ПСВ — “Твенте” присутствовало около сотни только пишущих журналистов. “Чуть больше обычного. Все-таки энсхедцы сейчас выше нас в турнирной таблице. Да и год заканчивается”, — комментирует пресс- офицер ПСВ Мюрте Брессерс. Медиа-служба клуба вообще работает не покладая рук и включает в себя все атрибуты европейского суперклуба — от клубного журнала “PSV Inzake” (“ПСВ изнутри”) до специализированного канала. Который не только передает последние известия из стана клуба, но и снабжает сюжетами другие каналы, включая “Eredivisie live”.
“110% против “Аякса”!”
Болеют на “Филипсе” отчаянно, но с толком. Никто не устраивает обструкции Кеннету Пересу, некогда сбежавшему из ПСВ в “Аякс”. Напротив, его выход из клубного автобуса приветствуется особенно тепло. И во время матчей датчанина поддерживают трибуны. Собственно, и экстремистов среди фанатов ПСВ нет. Баннерные войны и другие акции — сугубо мирные, ведутся в рамках приличий и обычно поддерживаются клубом. Негодующий топот трибун вызывают лишь судейские решения Питера Финка. Тот нить игры действительно немного потерял. Вот очевидный фол игрока “Твенте”, мяч остается у ПСВ, хозяева продолжают атаку… И вдруг свисток: судья зряшно останавливает матч, но карточки не дает. “Не мешай людям играть!” — доносится с трибун.
Фанатский десант из Энсхеде также обходится без перехода на личности. Хотя не все в Голландии относятся к успехам ПСВ однозначно. Многие ставят на вид отсутствие крепкой собственной школы. Мол, все успехи эйндховенцев — исключительно следствие финансовых вливаний компании “Филипс”. И даже пишут название клуба издевательски — со знаком доллара вместо буквы “s”. Но не уважать результаты, достигнутые клубом, нельзя.
В перерыве фанаты устремляются внутрь стадиона, чтобы подкрепиться и выпить пива. Подтрибунные коридоры — своеобразные улицы, названные в честь великих игроков ПСВ. Те, что остались на трибунах, принимают участие в торжественных проводах на покой 70-летнего стюарда. Старичка специально вызывают в центр поля, где ведущий и клубный талисман — лисенок Фокси (причем не Foxy, а Phoxy — как Philips) — благодарят за преданность клубу, исчисляемую тридцатью годами.
Фокси известен каждому ребенку. Он развлекает трибуны в перерыве. Он проводит специальный тур по стадиону для самых маленьких. Он изображен на товарах, предназначенных для детей. Магазины с клубной атрибутикой — важнейшая составляющая работы ПСВ. Их на стадионе “Филипс” два — официальный фан-шоп и “12e man” (“12-й игрок”) — “для настоящих поклонников”. Продают они в принципе одно и то же. Но если дела пойдут худо и магазины перестанут приносить прибыль, фан-шоп могут временно прикрыть. “12-го игрока” — никогда, даже при убытках. Совместная работа также имеет плюс: очереди у касс обоих заведений не такие длинные. Ассортимент впечатляет. В магазине можно купить не только “боевые” красно-белые аксессуары, но и “гражданскую” одежду неброских цветов с эмблемой ПСВ. Безусловные хиты нынешнего сезона — футболки Данко Лазовича, Балажа Джуджака и, конечно, Ибраима Афеллая. Последний в Эйндховене давно гораздо больше, чем просто игрок. Но теперь 22-летний парень не просто подающий надежды “позолоченный мальчик”. Один из немногих воспитанников клуба вышел наконец-то на ведущие роли в ПСВ. Сейчас именно он тащит чемпионов вверх по турнирной таблице, являясь лучшим бомбардиром клуба. Болельщики это понимают, облачаясь в майки с двадцатым номером. И боятся продажи Ибраима пуще всего.
Альтернативная торговля разворачивается на лотках. Козырь неофициальной продукции — в более свободных нравах и отсутствии политкорректности. Здесь можно приобрести, к примеру, шарф с “неофициальным” страшным бульдогом. Или писк моды “ультрас” — “роза” с надписью “Эйндховен — 110% против “Аякса”. “Антиаяксовская атрибутика идет хорошо, — рассказал продавец. — Столичная заносчивость не знает пределов. Только в Амстердаме могут думать, что они лучшие, хотя четыре года подряд чемпионом был ПСВ. В этом сезоне у нас дела не очень. Но будем надеяться, что если не мы, так АЗ обставит “Аякс”.
Все это говорится без агрессии, а с присущей провинциалам хитринкой. Мол, мы-то себе цену знаем, потому на бездельников не обижаемся. И это очень по-голландски. Без этого не выиграть Восьмидесятилетнюю войну, не сбросить испанское владычество, не создать на осушенных землях новую, полноценную двенадцатую провинцию…
…Стадион “Филипс” — совсем рядом от эйндховенского вокзала. По пути сразу несколько голландских ноу-хау (мужские уличные туалеты последнего поколения), сконструированные удивительно просто. В столбообразном куске металлокерамики с четырех сторон проделаны углубления, в которые, собственно, и следует справлять нужду. Ближайший к зданию вокзала раскрашен во все цвета радуги. В центре — эмблема ПСВ. Голландцы совершенно не комплексуют, что столь интимный процесс становится едва ли не достоянием общественности. Приезжим все-таки психологически тяжело. “А это правда туалет?” — на всякий случай интересуюсь у прохожего в шапке ПСВ. “Не бойся, парень, туалет! — улыбается он. — Самый удобный. У нас в Эйндховене вообще все лучшее. Особенно люди”.
Был один плохой — Питер Финк. Да и тот, наверное, уже уехал…
(Окончание следует)
“EREDIVISIE”: НЕЛИШНИЕ БИЛЕТИКИ
Посещение футбольного матча для голландцев является одним из самых популярных занятий выходного дня. Из всех развлечений поединки “eredivisie” (а также второго дивизиона — “Jupiler League”) идеально соответствуют соотношению “цена — качество”. Билеты на концерты эстрадных звезд стоят гораздо дороже. Квитки на футбол обходятся, по местным меркам, по-божески. К тому же постоянные зрители, приобретающие абонементы, получают существенные скидки. Причем не только собственно на билет, но и на сопутствующие товары в официальном магазине, парковку и прочие приятности. Предусмотрены также подарки для самых маленьких болельщиков, участие в розыгрышах солидных призов.
Каждый клуб стремится сделать поход на футбол делом семейным. Ведь таким образом можно положить в карман максимальную прибыль. Потому именно семейный абонемент предоставляет болельщикам максимальные скидки.
Приобретение абонементов в Голландии — самый популярный способ похода на футбол. Их продажа перед началом сезона дает клубам солидный денежный аванс, который помогает точнее спланировать бюджет. Нормальным считается реализация до начала сезона значительной части сезонных абонементов. К примеру, “Аякс” и “Фейеноорд” обычно продают около 40 тысяч абонементов (что составляет около 80 процентов вместимости “Арены”).
Потому случайным посетителям стадиона отводится небольшое количество мест. Которые к тому же не лучшие. На 17-тысячном алкмаарском стадионе “ДСБ” лишь один сектор не зарезервирован за владельцами абонементов. В любом случае обладатели клубной карты получат на них скидки.
Цены на билеты варьируются в зависимости от соперника. Ценообразование клуба “eredivisie” средней руки обычно включает более дорогие билеты на матчи “Аякса”, ПСВ и “Фейеноорда”. По особому тарифу идут также матчи еврокубков. На билетах в Голландии зарабатывают все без исключения клубы. И зарабатывают неплохо.
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ
КЛУБ | ВЗРОСЛЫЙ | ДЕТСКИЙ |
АЗ | 23 | 16 |
Аякс | 13-54 | 13-54 |
Твенте | 21-32,50 | 21-32,50 |
ПСВ Эйндховен | 21-52 | 15 |
Бреда | 15-20 | 7,5-10 |
Херенвен | 18-29 | 6 |
Гронинген | 22-28 | 22-28 |
НЕК | 12-16 | 16-35 |
Утрехт | 19-39 | 10-20 |
Виллем II | 17,50-51 | 12-21 |
Хераклес | 20-28 | 16 |
Фейеноорд | 20-42 | 7,50-15 |
Спарта | 17,50-32 | 10-20 |
Ден Гааг | 16-25 | 7,50-13 |
Витесс | 20-35 | 12-21 |
Рода | 15-25 | 10-15 |
Граафсхап | 20-25 | 12-15 |
Фолендам | 15-27 | 15-27 |
ПРИМЕЧАНИЕ. Цена билетов указана в евро.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь