Легенда. Валерий Каменский: наравне с великими

12:34, 14 января 2009
svg image
4212
svg image
0
image
Хави идет в печали

Причем Игорь Ларионов и Валерий КАМЕНСКИЙ вошли в “Клуб суперчемпионов”: в копилке этих мастеров все самые значимые трофеи современного хоккея (золото мировых чемпионатов и Олимпиад, Кубки Стэнли). В начале января Каменский гостил в Минске, выступая в составе сборной России на Рождественском турнире, и любезно выделил время для общения с корреспондентом “ПБ”.

— Чем занимаетесь в последние годы?
— В основном провожу время с семьей. Получаю удовольствие от ежедневного общения с детьми. Можно сказать, восполняю дефицит, который существовал, когда был профессиональным спортсменом. Но от хоккея не отошел: продолжаю выступать за ветеранов. После стольких лет, отданных игре, никуда от нее не денешься.

— Довольны тем, как сложилась ваша игровая карьера?
— В родном Воскресенске других вариантов, кроме как быть хоккеистом, и не существовало. Главной достопримечательностью подмосковного городка являлся Дворец спорта. Как и все мальчишки, в шесть лет решил попробовать силы в хоккее. Со временем втянулся и постепенно добрался до национальной сборной Союза. Помню, будучи пацаном, не пропускал ни одной трансляции. Хотел походить на тех великих мастеров, которые добивались побед на чемпионатах мира и Олимпиадах в 70-е. Считаю, в ту пору хоккей в нашей стране был на подъеме. В 1982-м оказался во взрослой команде “Химика”. Потом пришла пора служить в армии — пригласили в ЦСКА. В то же время постоянно привлекался в юношеские и молодежные сборные СССР, в составе которых становился чемпионом мира и Европы. В 1985 году Виктор Васильевич Тихонов позвал в национальную команду. Кажется, поводов для недовольства нет.

— Как-то у вас все гладко и последовательно получалось: шаг за шагом, без скачков…
— Отчасти соглашусь. Но когда попадаешь в первую сборную СССР, считай, уже совершил большой прыжок. Возможно, ступеньки были разными. Никогда не боялся нового. Даже когда в шестнадцать лет позвали в основу “Химика”, а в девятнадцать — в ЦСКА. Уже тогда осознавал: хочешь чего-то достичь — паши на тренировках. Да и проблем со здоровьем по молодости не возникало. Моя судьба была в моих руках. Правда, помощью не пренебрегал. Когда оказался в армейском клубе, то на первых порах меня опекал, давал дельные советы Игорь Ларионов, еще один воскресенский воспитанник. Уже только тренироваться с лучшей пятеркой мира — Касатоновым, Фетисовым, Ларионовым, Макаровым, Крутовым — было очень престижно. Не скрою, старался им подражать. Но больше приходилось работать, чтобы соответствовать уровню лидеров. Считаю, довольно легко освоился в стане армейцев. Прошел предсезонную подготовку, сыграл несколько спаррингов. Наверное, помогло, что я тогда впитывал все как губка. Быстро подтянулся к уровню ведущих игроков и картины, думаю, не портил.

— А когда почувствовали, что коллектив принял, что Виктор Тихонов видит в вас толкового хоккеиста?
— Это нельзя почувствовать. Нужно выходить на лед и в каждом матче доказывать, что достоин места в ведущей дружине страны. Шесть лет, проведенных в ЦСКА до отъезда в НХЛ, были богатыми на победы. И раз я оказался причастен к ним, значит, тренер доверял.

— Долго приспосабливались к особенностям работы Тихонова?
— На всех этапах моей карьеры, куда включил бы и детские годы, мне везло на наставников. Если найдешь общий язык с тренером, он поможет тебе подняться на следующую ступень. А сколько есть случаев, когда талантливые ребята попадали не в те руки и так и не заявили о себе в хоккее… Не стал бы выделять Виктора Васильевича Тихонова или Владимира Филипповича Васильева, который поверил в меня в “Химике”. В ДЮСШ и в юношеских командах тренеры понимали меня и правильно использовали.

— А в НХЛ?
— Там все по-другому. Просто нужно выходить и играть, ничему новому за океаном не учат. Уезжал в “Квебек Нордикс” уже состоявшимся хоккеистом. Думаю, тренеры, приглашавшие в команду, знали, кто такой Валерий Каменский. Все-таки тогда сборная СССР часто гостила в Канаде. Игровое досье на меня собрали огромное.

— Легко ли приноровились к другому укладу жизни?
— Самым сложным оказался языковой барьер. В команде все общались на английском, тогда как в Квебеке в обиходе французский. Непросто было и привыкать к самостоятельности. Канада — это не СССР, там на базы не загоняли, никто за тебя не думал, приходилось все решать самому. Да и жене с ребенком было тяжело. Благо тогда в “Нордикс” играли Алексей Гусаров, Михаил Татаринов, Андрей Коваленко, несколько чехов. Вот наши семьи и общались. Кстати, меня и сейчас в Америке узнают на улицах. Приятно, что оставил о себе память.

— Как приняли в Квебеке трехкратного чемпиона мира и победителя Олимпийских игр?
— От меня ожидали чего-то необычного. Естественно, испытывал психологическое давление. Не успел прилететь в Канаду, как уже стал популярной личностью среди болельщиков. Люди знали, кто к ним едет, встречали в аэропорту. Искренняя поддержка незнакомых на первых порах помогала.

— Не обижает, что сейчас многие вспоминают в основном тройку Макаров — Ларионов — Крутов? Ведь в ЦСКА и сборной СССР также выделялось и второе звено, в котором вы выступали вместе с Быковым и Хомутовым.
— Нисколько. Делали-то общее дело. Да и играл я с Быковым и Хомутовым недолго. Впервые в таком сочетании вышли на лед в 1987-м, когда перед одним из турниров Виктор Тихонов решил отправить меня, молодого хоккеиста, к опытным. После этого здорово выступили на мини-турнире “Рандеву” против сборной клубов НХЛ, и наставник решил ничего не менять. Слава и Андрей заново учили меня играть в комбинационный хоккей.

— Ваши партнеры по звену пошли в тренеры. А вы чего ждете?
— Нормальных предложений и условий для работы. Для этой деятельности необходимо подготовиться и созреть. Пока же занимаюсь скорее административной работой. Очень рад, что в Воскресенске возродили команду. Да, есть проблемы с финансами, и я стараюсь задействовать старые связи и чем-то помочь родному клубу. Ищу инвесторов, готовых вложить деньги в долгосрочный проект. Получается, что помогаю со стороны.

— Не ошибусь, если скажу, что 1991 год оказался для Валерия Каменского самым успешным?
— Почему?

— Тогда вы не только стали чемпионом мира, но и были признаны лучшим игроком того турнира. А затем вас назвали лучшим хоккеистом СССР.
— Вряд ли следует делить карьеру на удачные и неудачные отрезки. Были хорошие сезоны и до 91-го, и после. Любой из них можно рассматривать с разных ракурсов. Потому говорю, что в целом хоккейная жизнь удалась. К сожалению, когда перебрался в НХЛ, начали преследовать травмы. Но это профессиональный спорт, где каждая победа дается потом и кровью, шишками и синяками. Жаловаться не на что. Необходимо смотреть в будущее и искать себя в новой сфере. Желательно, хоккейной. Хочется передавать опыт.

— Вы собрали впечатляющую коллекцию трофеев с чемпионатов СССР, мира и Европы. Однако побед на Олимпиаде и Кубке Стэнли всего по одной. Что, впрочем, не помешало вам войти в “Клуб суперчемпионов”.
— Приятно попасть в компанию великих хоккеистов, которые за профессиональную карьеру выиграли все самое значимое. С “Квебеком”, а затем с “Колорадо” и “Нью-Джерси” четыре раза начинал поход за Кубком Стэнли, но успешным стал лишь один, в 1996 году. А на Олимпиаду в Альбервиле не поехал из-за перелома ноги. Когда ребята начинали тот турнир, я только пробовал ходить без костылей.

— Как-то прочитал, что золото Калгари-88 вы выиграли случайно. Мол, Тихонов перед Играми подключил к тренировкам сборной несколько молодых ребят с прицелом на будущее.
— Этот вопрос не ко мне, а к тренеру. Видимо, своей работой на занятиях и игрой я убедил, что достоин поездки в Канаду. Не думаю, что ехал на Олимпиаду авансом. К тому времени уже второй сезон выступал бок о бок с Быковым и Хомутовым.

— Почему у вас не сложились отношения со сборной России?
— Не всегда получалось вырваться из НХЛ. В 90-х годах наш хоккей находился в кризисе, что легко объяснить — страна вмиг потеряла лучших игроков, а чтобы вырастить новых, требовалось время. Надеюсь, вскоре Россия поднимется на былые высоты. И победа на чемпионате мира в Квебеке позволяет верить в лучшее.

— Вы ведь могли быть причастны и к этому успеху.
— Да, в позапрошлом году предлагали войти в тренерский штаб сборной и помогать Славе Быкову. Но на тот момент я был не готов к такой работе. А затем никто с повторными предложениями не обращался.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?