Лауреат. Близнюк-на-Майне
— Гена, обычно за новогодним столом в ходу такой тост: чтобы наступивший год оказался лучше ушедшего. Но мне кажется, что такая здравица не совсем подходит для тебя и БАТЭ — куда уж лучше?
— Почему же? Не спорю, хороший был год, и прежде всего он ценен попаданием в групповой этап Лиги чемпионов. Однако аппетит приходит во время еды. Мы мечтали и дальше пройти, хотя бы в Кубок УЕФА попасть, так что есть к чему стремиться. А для меня, конечно, его можно назвать удачным. А с другой стороны — и не очень. Подстерегали травмы: перелом скулы, потом ушиб ребра… На некоторое время выпадал из обоймы. Хотя, если посмотреть на общую картину результатов и достижений, жаловаться грех.
— Кстати, для поклонников БАТЭ 2008-й запомнился в том числе и твоей маской…
— Да уж. Они меня тогда Зорро называли. Но чаще — Бэтменом.
— А в команде ребята не относились к этому с юмором? Все-таки с доброй шуткой переносить травмы легче…
— На первых порах маленько подтрунивали. Но в целом все понимали, что со здоровьем шутить нельзя. А самому несколько дней было неприятно, когда только привыкал к маске: она сдавливала лицо, пока полностью не подошла. Затем начал в ней тренироваться — где-то за неделю до повторной игры с “Андерлехтом”, и в матче с бельгийцами дискомфорта уже не ощущал. Хотел даже без нее выйти, но доктор посоветовал перестраховаться.
— В том поединке ты забил важный гол, давшийся ценой травмы ребра. Каких чувств тогда испытывал больше — радости или страха?
— Знаешь, вообще никаких. В глазах темно, дышать не могу… Ничего не соображал, минуты две-три как рыба глотал воздух. Правда, мелькнула в мозгу неприятная мыслишка: ну не напасть ли это? Сразу после игры съездили в поликлинику, сделали снимок. Сначала сказали, что вроде все нормально. Но трещина все-таки была. До сих пор чувствую в том месте нарост в форме шарика.
— Вслед за “Андерлехтом” у БАТЭ была знаковая двухраундовая дуэль с “Левски”, о которой говорено много. Но для тебя яростная борьба с болгарами в борисовском матче обернулась удалением. Очень обидно, что из-за него не сыграл в стартовой встрече в группе с мадридским “Реалом”?
— Естественно. Был даже не обижен, а очень зол. До сих пор себя переубеждаю, что заслужил удаление — и не могу переубедить. Считаю, рефери был не прав. В эпизоде с желтой карточкой я вообще не дотронулся до соперника. А красную получил за вполне рабочий момент — шел на мяч, столкнулся с вратарем. И судья с каким-то замедлением, подумав секунд пять, дал мне вторую. Видно, хотел, чтобы в группу прошел “Левски”…
Не хочу наговаривать на арбитров, но они симпатизировали нашим противникам не только в этой игре. Наверное, такая судьба у команд, впервые c пробивающихся на столь высокий уровень.
— Подметил интересный статистический факт: после игры на “Сантьяго Бернабеу”, за которой вы с Родионовым наблюдали с трибуны, БАТЭ под орех разделал солигорский “Шахтер”, а ты забил три мяча и отдал голевую передачу. Прежде ты никогда не блистал такой результативностью ни в одном матче чемпионата Беларуси.
— Выходит, тоже зарядился мадридской атмосферой. Но основная причина крылась в другом. Когда пропускаешь матч, долго не выходишь на поле, то затем всегда играешь с вдохновением. Да и без удачи футболисту никуда — наверное, и она в тот день мне сопутствовала.
— На твоем счету десять мячей в еврокубках — благодаря голу “Андерлехту” по этому показателю ты догнал лидировавшего Георгия Кондратьева. Что для тебя это прежде всего: весомо, почетно, престижно?
— Так ты уже сам ответил на вопрос! Впрочем, в еврокубках важными голами считаю те, что приносят результат команде. Остальное не так уж и весомо. Забил бы кто-то другой — пожалуйста. Для меня личные достижения не играют определяющей роли: особо не слежу за своей статистикой — куда больше волнуют результаты клуба.
— А вот Виталий Родионов в мини-интервью перед домашней сечей с “Реалом” ответил мне немножко по-другому: “Как бы ни говорил нападающий, что ему неважно, сколько забьет, — главное, чтобы команда выиграла, — это неправда”…
— Ну, здесь палка о двух концах. Нападающий исправно поражает ворота — значит, помогает команде, чувствует уверенность. Да, если забиваю решающий мяч, это приятно, но не более того. Во главе угла всегда стоит общий результат, а какие-то голы для себя я не выделяю.
— Рад за Родионова, ставшего вторым в опросе по поводу определения лучшего футболиста Беларуси 2008 года?
— А ты как думаешь? Виталик молодец, добился этого исключительно трудом и старанием.
— Насколько важным для тебя было партнерство с ним в атаке?
— Мы очень неплохо взаимодействовали и понимали друг друга. Когда из нашей связки кто-то выпадал, на команде это немножко сказывалось. Не думаю, что критически, но если мы на пару забили 32 мяча за чемпионат, то, наверное, определенный уровень показали…
— Смотрел воочию вашу последнюю игру завершившегося первенства с “Витебском”. Если откровенно, некое соперничество с Родионовым за лавры лучшего бомбардира сидело в подсознании?
— Нет. Для меня была важна победа, а мы сыграли вничью.
— А другой подоплеки в том матче не было? Ведь именно в Витебске ты получил травму скулы…
— Тоже нет. Я тогда о ней даже не вспоминал — все осталось в прошлом.
Тем паче Артем Косак мне потом звонил. Объяснил, что не специально меня травмировал, и очень переживал по этому поводу. Мы поговорили вполне спокойно. Да я и сам понимаю, что не хотел он травму нанести — просто в игре всякое случается.
— Ты второй раз стал лучшим бомбардиром национального первенства, и опять — на пару: теперь с Родионовым, а пять лет назад, когда играл в “Гомеле”, с тогда еще минским динамовцем Сергеем Корниленко. Нет половинчатости ощущений?
— Может, в глубине души и хочется быть лучшим единолично. Но для меня это уж точно не главная цель. Вот когда команда на самых высоких местах — совсем другое дело. Так что сильно не расстраиваюсь.
— И впрямь, чего расстраиваться, если тебе не было равных по системе “гол + пас”? Это самая ценная награда за труд для нападающего?
— Наверное, да. Тем более чуточку тебя поправлю: я ведь не чистый нападающий. На моей позиции нужно по полной отрабатывать в обороне. И шестнадцать мячей с шестью передачами для футболиста, амплуа которого есть что-то среднее между форвардом и полузащитником, — очень неплохой результат.
— Интересно, а разделяешь ли ты свою карьеру на периоды до БАТЭ и непосредственно в нем?
— Сложно ответить с ходу. Видимо, для начала нужно вспомнить, как уезжал из “Гомеля” в саратовский “Сокол”, претендовавший на выход в элитный российский дивизион. Наиграл там негусто, но все равно Саратов дал мне многое.
Именно тогда, в команде Корешкова, я почувствовал иной уровень. И в БАТЭ приехал уже совсем другим, более уверенным психологически.
Правда, полгода привыкал к новому клубу, а потом все стало неплохо получаться. Второй год подряд больше чем полтора десятка мячей забиваю. Значит, стабильность есть, и это радует. Хотя про всяческие достижения можно забыть, а про БАТЭ никогда. То, что он мне дал и сколько всего завоевал вместе с командой, — это останется в сердце навсегда.
— В национальной сборной в прошлом году ты не провел ни одной игры. Есть ли в душе досада?
— Да. Считаю, выглядел не хуже своих оппонентов атакующего плана. Видимо, нужно работать еще больше, чтобы на меня опять обратили внимание.
— Знакомая спортивная философия. А какой у тебя характер в жизни?
— Я спокойный и особо не убиваюсь ни по каким поводам.
— Пожалуй, прав глава БАТЭ Анатолий Капский, который сказал: “Давно знал, что если интервью дает Гена Близнюк, то оно будет профессиональным — спокойным и рассудительным”…
— Естественно. Я говорю то что есть.
— А вообще способен выкинуть что-нибудь эдакое?
— Нет. Я не такой человек.
— Тогда вспомню и слова главного тренера БАТЭ Виктора Гончаренко в блоге на Sports.ru: мол, в рабочем процессе иногда полезно спровоцировать Близнюка на конфликт с Веремко…
— Порой ругались, не без этого. Просто когда на тренировке играли в пятерках или семерках на полполя, Веремко всегда становился против меня. И вот тогда мы заводились. За каждый отраженный удар я делал кувырки, а когда забивал — уже Серега кувыркался.
— Еще Гончаренко охарактеризовал тебя как великолепного реализатора моментов. Согласен?
— Всегда хочется большего. Но если бы мы постоянно забивали, то я не знаю, какой бы счет был в футболе.
Когда в среднем из пяти моментов нападающий использует два — это нормально.
— Продолжим голевую тему. Вы совершили невероятное в кубковой дуэли с “Минском” — в повторном матче ты точным ударом со штрафного на последних секундах перевел игру в дополнительное время. В таких ситуациях хватает психологической устойчивости?
— Гончаренко тогда сказал мне: “Ничего не подумай, но будешь нужен во втором тайме, когда соперник станет играть по-другому”. Тем более после “Минска” нам предстоял домашний поединок с “Реалом”, потому следовало и силы поберечь. А тот момент… Честно говоря, особой уверенности не чувствовал. Но подошел и пробил. Видать, просто удача.
— Мы снова вспомнили о группе Лиги чемпионов. В самом удачном, наверное, матче БАТЭ в прошлом году — дома с “Ювентусом” — ты не вышел на поле…
— Незадолго до игры поднялась температура. Но если бы возник момент, при котором был бы остро необходим команде, — думаю, меня бы выпустили.
— У тебя рождались великолепные моменты в домашней игре с “Реалом”, гостевой с “Юве”. Чего не хватало в первую очередь?
— Большего количества подобных матчей. А отсюда — и уверенности, и обкатки в таком турнире. Нас изначально настраивали, что мы не хуже любого соперника, но все равно их авторитет немного давил.
Где-то спешили, недоставало хладнокровия, хотя моменты действительно возникали очень хорошие. Не беру в расчет первую игру с “Реалом”, где было без шансов. А в остальном мы со всеми сражались на равных. Еще бы чуток везения…
— Насколько велика роль тренерского штаба в продвижении БАТЭ в группе с крепнувшей от матча к матчу игрой?
— Для нашей подготовки тренеры делали все возможное и невозможное. И психологически, и тактически. А соперников они точно знали лучше, чем мы сами!
— С каким настроем непривычно поздно, аж в декабре, заканчивали сезон в Турине?
— Такого чувства, чтобы играть уже не хотелось, не возникало и близко. Не знаю, как все смотрелось по телевизору, но, мне кажется, мы выглядели очень достойно, и переламывать себя абсолютно не приходилось. Лига чемпионов — всегда праздник. А уж о групповом этапе не говорю. Никто не думал: ай, отыграем с “Юве”, и скорее в отпуск. В Турине мы хотели добиться положительного результата.
— Был ли у тебя в карьере отрезок, когда от футбола уже воротило?
— Нет. Как может надоесть любимая профессия, которой хочется заниматься?
— А внимание прессы к БАТЭ не допекало? Все-таки популярность игроков клуба возросла на порядок…
— Не скажу за других, а меня — нет. Кроме общения с белорусскими изданиями, по старой памяти звонил из Саратова журналист “Спорт-экспресса”. Понятно, что его интересовали наши игры в Лиге чемпионов.
— Что испытывали вы сами, когда видели сюжеты о БАТЭ в журналах Лиги чемпионов?
— Гордость за клуб, радость за страну. Все-таки мы неслабо засветились в Европе.
— Помимо Гончаренко, интернет-блог имеет и игрок БАТЭ Сергей Кривец. А тебе такого не предлагали?
— Нет. А если предложат, то готов общаться с болельщиками и таким способом.
— Как бы его озаглавил? Может, “Блины от Близнюка?”
— Лучше “Близнюк фэмили”. Просто мы как одно целое — жена Оля и дочь Дана, которая пошла в первый класс, значат для меня очень многое.
— А друзья?
— В БАТЭ ровные отношения поддерживаю со всеми, а тесные — с Димкой Лихтаровичем. Постоянно с ним созваниваемся и советуемся. Вне команды назову своих партнеров еще по мини-футболу: Сашу Савинцева, Виталю Биченкова и Володю Кравчука из родного Светлогорска. С ними общаюсь постоянно, тоже могу откровенно обсудить свои дела и проблемы.
— Домой наведываешься часто?
— Очень редко. Вот съездили к родителям первого января буквально на полтора дня, поздравили с праздником. А так за весь прошлый год бывал там всего раза два-три…
— Какое желание загадал на Новый год?
— Здоровья и счастья жене, дочке, всем родным и близким. И себе того же. А еще — подписания хорошего контракта.
По информации официального сайта немецкого “Франкфурта” (Д2), Геннадий Близнюк на правах свободного агента вчера подписал с этим клубом контракт до конца нынешнего сезона. Причем соглашение может быть продлено еще на два года вне зависимости от того, в каком дивизионе — первом, втором или третьем — будет выступать “Франкфурт”. Что немаловажно: в настоящий момент клуб с 13 очками в 17 матчах находится на последнем месте во второй бундеслиге и очень рассчитывает на помощь белорусского легионера в борьбе за выживание. Как сообщает сайт клуба, “Франкфурт” присматривался к Близнюку еще летом, но тогда не потянул трансфер финансово. Отметим, что дружина из Франкфурта-на-Майне лишь в прошлом сезоне завоевала право выступать во втором дивизионе.
Сейчас во второй бундеслиге перерыв, который продлится до 1 февраля. Поэтому дружина отправилась на сбор в турецкую Анталью. Там к “Франкфурту” и присоединился Близнюк. А вчера новый клуб белоруса провел спарринг с “Падерборном” (Д3) и сыграл вничью — 2:2.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь