ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Ломали, не строили

09:01, 17 марта 2005
svg image
2195
svg image
0
image
Хави идет в печали

Медленнее, ниже, слабее

Сначала только факты. На наш взгляд, заряжающие исключительно пессимизмом. За время правления федерацией Льва Пименова белорусский баскетбол скатился в подвал, выбраться из которого можно только с помощью оперативного введение в действие программы реанимации. Потому как пациент еле дышит.

Верхушка айсберга — деградирующие национальные чемпионаты. Да, сезон-2004/05 благодаря мощному финансовому впрыску в “Виталюр” позволил турниру обрести подзабытую за годы господства “Гродно-93” интригу. Которая на деле заключает в себе лишь один вопрос: оступится ли команда Михаила Феймана где-то на решающей стадии? Мы не будем подробно говорить ни об оттоке игроков, ни о почти полном отсутствии легионеров, позволяющих аборигенам почувствовать влияние других, прогрессивных школ. Отметим только, что чемпионат хиреет на глазах. Один простейший признак: лучшие баскетболисты двух последних первенств на следующий год после признания на родине оказались записными резервистами в не самых сильных командах России и Польши, да и то были уволены до окончания сезона.

Пару лет назад мы потеряли первую лигу, то есть второй дивизион. Таким образом, утратили полигон, на котором молодежь готовилась к постепенному приобщению ко взрослому баскетболу, где проходили период становления новые команды. Впрочем, какие-такие новые команды… Пополнения немногочисленной компании белорусских клубов не случалось ой как давно. Мощных дружин, хоть на каком-нибудь уровне конкурентоспособных на европейской арене, у нас нет вообще, четыре-пять команд более или менее крепко стоят на ногах, а остальные попросту выживают.

С женским турниром и того хуже. Здесь звание лучших в стране, воспитавшей трех олимпийских чемпионок, чья команда была одной из сильнейших в СССР, разыгрывают четыре клуба, из которых один является фактическим подразделением другого. Мало того, если соревнования мужчин как-то напоминают профессиональную лигу, то женские баталии даже студенческим первенством не назовешь, поскольку половину его участников составляют школьницы — девочки 1988-89 годов рождения!

Сейчас в Европе Беларусь на клубном уровне представлена лишь в скромной женской Балтийской лиге: времена, когда мы переживали за своих в Кубке Корача и прочих континентальных топ-турнирах, остались позади.

Теперь о сборных. Спуск обеих главных команд Беларуси в дивизион “В” после установления “нового порядка” ФИБА-Европы можно считать объективной реальностью. Хотя у нас мало кто догадывается, почему белорусов выбросили из компании сильнейших, включив туда страны с более скромными достижениями на международной арене. Вероятно, не хватило авторитета федерации? Бог с ним. Обратим внимание на другой, не менее ответственный аспект — выступления младших команд. В своем первом интервью в качестве главы БФБ Лев Пименов пообещал уделить особое внимание развитию детского и юношеского спорта. Как и на что живут сейчас тренеры — мы разбираться не будем. Обратим внимание на результаты. В грядущих отборочных циклах участвуют три команды: юноши (U-20), юниорки (U-18) и кадетки (U-16). В Беларуси не хватает людей, чтобы укомплектовать сборные в половине возможных категорий? Или об их создании и заявке попросту никто не позаботился?

Да, у нас были медали. Но за единственную из существующих сборных, завоевавшую награды чемпионата Европы, особенно обидно. По нынешней системе соревнований юниорки Виктора Белевича вынуждены в каждом из циклов начинать отбор с нуля, поскольку перед ними — пустота. Заработать необходимые рейтинговые очки могла бы команда девушек 1985 года рождения, не так давно прилично котировавшаяся на международном уровне. Увы, после неудачи в юниорском полуфинальном турнире три года назад о них буквально позабыли. А ведь та генерация, укрепленная теми же юниорками, составила бы неплохую женскую “молодежку”, которая пробивала бы дорогу идущим следом поколениям.

В детском спорте хватает и других проблем, их можно окрестить одним словосочетанием — отсутствие системы. Мало того что у нас нет построенной в большинстве прогрессивных баскетбольных стран пирамиды возрастов, когда поколение передается по цепочке от тренера к тренеру, мы не имеем и аккуратной схемы детских соревнований. Существует множество турниров, лиг, чемпионатов, Олимпийских дней молодежи, но нет каркаса, на который это разнообразие нанизано. Потому не раз приходилось слышать жалобы наставников то на присутствие в состязаниях “ненужного” возраста, то на отсутствие “нужного”.

Не та страна?

Порой кажется, что ругать федерацию за невозможность дорасти до уровня Прибалтики или хотя бы Польши, — это примерно то же, что отчитывать “ПБ” за невыход по понедельникам и черно-белую печать. Слишком неравны силы тех, кто стремится к прогрессу, и тех, кто создает для него условия. Увы, в Беларуси баскетбол никогда не был приоритетным, и внимание к нему только падает. Не удивлюсь, если руководители нашего спорта не знают, кто нынче чемпион страны или за какие места сражаются сборные. Нормальной государственной поддержки у баскетбола нет и не предвидится. А осенью мы стали свидетелями того, как Министерство спорта отказалось финансировать в полном объеме даже национальные команды, которые были вынуждены путешествовать по Европе сокращенными составами, включая в выездные заявки 10 игроков вместо разрешенных регламентом ФИБА двенадцати.

В нынешних условиях белорусам кажется совершенно нормальным, что сборные младших возрастов частично зависят от благосостояния родителей, что мамы юных спортсменов организуют сборы и расселяют в Минске приезжих детей — вспомните рассказ Володи Веремеенко о летней подготовке “молодежки” к финалу чемпионата континента! Приходится констатировать: белорусские клубы практически не имеют спонсоров, а тех, кто решается вкладывать деньги в баскетбол, иначе как храбрецами не назовешь. Дело вовсе не в том, что потенциальным меценатам не хочется помочь виду: люди боятся. Автор не раз слышал, что спонсоры просят не афишировать их помощь, потому как за “лишними деньгами” придут люди из компетентных органов и в лучшем случае посоветуют вложить их в другие, более “любимые в стране” виды. Всего один пример — он был озвучен публично руководителем БФБ Львом Пименовым в ответ на изложение результатов инспектирования федерации комиссией Александра Феля: предприниматели, выделившие БФБ за прошедшие годы несколько десятков тысяч долларов, предпочитают оставаться неизвестными — ревизоры так и не узнали их имен или названий фирм.

Выскажем крамольную мысль: в Беларуси игровые виды не просто делятся на “президентские” и остальные. Эти самые остальные вынуждены сражаться с дискриминацией по отношению к ним, ведь только футбол и хоккей предлагают существенные льготы спонсорам, только к хоккейным клубам благополучные компании чуть ли не насильно “прикрепляются” государством. А на порядок менее дорогостоящий, но не менее популярный и гораздо более массовый баскетбол обходится объедками. В то время как во всем мире он семимильными шагами приближается к уровню заокеанской НБА…

Наболевшие, не раз озвученные следствия государственного безразличия: в столице нет арены, пригодной либо доступной для проведения матчей национальных сборных, игроки этих сборных защищают честь страны без страховки, рискуя не только здоровьем, но и дорогостоящими контрактами с иностранными клубами, тренеры главных команд довольствуются смешной зарплатой по штатному расписанию, сумма которой за год едва ли удовлетворит недельные запросы футбольного или хоккейного коллег. Сан Саныч Борисов осенью высказал немало сожалений об отношении к “ненужному виду”. С тех пор не изменилось ничего.

И все же сваливать беды с больной головы на здоровую не будем. Да, условия, в которых приходится руководить нашим баскетболом, далеки от идеальных. Но пассивность федерации в их преодолении абсолютна. На деле ее работа сводится к тому, чтобы проводить положенные соревнования, оформлять документы и переходы, время от времени, охая от навалившихся проблем, посылать за рубеж сборные, получать зарплату и судейские.

Холодная война и ее жертвы

Едва ли не самая большая беда нашего баскетбола — разобщенность людей, занимающихся его развитием. Различия в характерах и образах мышления — естественное явление, но здесь тонкая грань человеческих конфликтов давно перешла в стадию холодной войны.

Формальное разделение сторон произошло на предыдущих выборах главы федерации. Возглавлявший тогда БФБ Николай Ананьев на внеочередной конференции подал в отставку, предложив исполкому в качестве преемника Анатолия Комлева. Однако по инициативе замминистров спорта Геннадия Алексеенко и Александра Григорова в тот же день состоялась другая, альтернативная, конференция, по итогам которой на президентском посту оказался министерский выдвиженец, полковник КГБ Лев Пименов.

“Подъем переворотом” — так назывался посвященный событиям четырехлетней давности материал в “ПБ”. При всех плюсах и минусах прежнего начальства от “переворота” ждали “подъема”: традиционное для Беларуси привлечение к руководству представителя “административного ресурса” обещало взаимовыгодное сосуществование с Минспорта. Но вскоре в войне кланов в верхах спортивной власти, о которой не так давно писал Борис Тасман (“Отпуск в декабре”, “ПБ” N 149 (1749) от 10.12.2004), локальную победу в очередной раз одержала сторона бескомпромиссного Ананьева, получившего высокую должность помощника президента. И на немногочисленные инициативы Пименова и К° стали опускаться тяжелые шлагбаумы… Поговаривают, что упомянутая проверка федерации комиссией Феля одной из целей имела снос пары-тройки неугодных голов. Но ко времени ее отчета к власти вернулся Алексеенко…

Николая Ананьева перевели на более скромную работу — под его началом оказался РГУОР. Война вышла на новый, более узкий виток, и ее жертвами явились дети. Училище с особым рвением стало поддерживать выпускной класс девочек, составляющих юниорскую баскетбольную сборную страны. Послышался даже тихий ревнивый ропот представителей других видов спорта. Условия для юниорок создавались с одной оговоркой: их выступления показательно никоим образом не связываются с работой БФБ. Команду отгородили от национального чемпионата (о плюсах и минусах этого решения не раз рассказывал “ПБ”), она получила в качестве игровой практики лишь участие в Балтийской лиге. Раз в месяц. Попытки что-либо исправить утонули в канонаде холодной войны. Допустив к выступлениям за “Горизонт” пару младших девочек, стороны совместными усилиями запороли пару других небессмысленных инициатив: сначала переход в тот же “Горизонт” из РГУОРа всей стартовой пятерки, а затем приглашение (не бесплатное) Веремеенко, Дурейко и Рынкевич в латвийский “Колибри” на стадию плей-офф тамошнего чемпионата. Пусть и со смешной формулировкой “на стажировку”, но отнюдь не бесполезное для профессионального роста баскетболисток. Здесь весомый шлагбаум на планы училища опустила БФБ.

Команда Виктора Белевича в нынешнем виде доживает последние месяцы. Большинство девочек заканчивает училище и задумывается о будущем. Их уровень соответствует как минимум финалистам первенства Беларуси, а для некоторых баскетболисток обещает серьезные перспективы в сильных зарубежных чемпионатах, в том числе, возможно, и в женской НБА. Единственное препятствие — возраст. Совершеннолетия подавляющему большинству придется ждать еще год, и именно тогда регламент ФИБА позволит уехать за границу, не спрашивая у федерации. А пока… Если за Настей Веремеенко летом приедут из, допустим, московского “Динамо”, для перехода понадобится разрешение. На днях его не дали для участия в латышском первенстве, аргументировав отказ срывом подготовки юниорской сборной. В июле задачи подопечных Белевича не изменятся, но разрешение появится. Наверняка с формулировкой “для повышения квалификации одного из кандидатов в национальную сборную”. Не дай бог нам узнать, что в процессе чей-то карман отяготится кругленькой суммой…

Конфликт между нынешним и прежним руководством БФБ вызывает отвращение. Ни та, ни другая сторона не пытаются искать примирения ради пользы общего дела, даже в разговорах с прессой не стесняясь применять непарламентские выражения к оппонентам. По сведениям “ПБ”, Ананьев либо кто-то из его сподвижников завтра может быть выдвинут на пост главы федерации представителями одного из регионов, а следовательно, и получить немалую поддержку. Начальник РГУОРа наотрез отказался давать какие-либо комментарии для “ПБ”, поставив нас на одну доску с врагами, своими в частности и баскетбола вообще. Очередной переворот чреват жертвами, и у нас нет никакой уверенности, что кровопускание принесет пользу больному.

Информационный голод

В прошлом году болельщики получили подарок от Белорусского телевидения. Трансляции матчей НБА вызвали такой интерес, что с автором, причастным к комментариям, мнениями не поделился, наверное, только ленивый. Высчитывать рейтинги у нас то ли никто не умеет, то ли просто не хочет в условиях “конкуренции” государственных каналов. Потому эффект приходилось наблюдать не в столбцах цифр, и он оказался столь же фантастическим, как игра заокеанских профессионалов. Долгие годы пустовавшая под окнами дома разбитая асфальтовая (!) площадка с металлическими щитами летом вдруг заполнилась ребятней с оранжевыми мячами. О том же рассказали друзья, живущие в других районах.

Не этого ли добивается любое уважающее себя государство, стремящееся отвлечь детей от праздности и приобщить к спорту? Не на примерах ли звезд растут надежды страны? По сей день считаю, что золоту молодежного ЧЕ-94 мы обязаны не только стечению обстоятельств вкупе с тренерским гением Тайца и Борисова. Специально спрашивал ребят из той чемпионской сборной: в начале девяностых они с упоением смотрели “Лучшие игры НБА” в воскресных трансляциях РТР, сопровождаемых компетентным мнением Владимира и Александра Гомельских. Потому “золотое поколение” может считать себя воспитанным и словами этих авторитетных специалистов, и делами Мэджика, Джордана и Берда.

Поверьте, не случайно со времени пропажи “Лучших игр” из телеэфира в Беларуси появился только один баскетболист, о котором говорят не меньше, чем рассуждали о перспективах Бойдакова, Куля, Мещерякова, — Володя Веремеенко. Это не волнует никого: очередное исчезновение НБА с общедоступных телеканалов не обеспокоило баскетбольное и спортивное руководство. Поскольку популяризацией — не только баскетбола, но и других видов спорта — наши СМИ, как правило, занимаются по собственной инициативе.

Нет, жаловаться на отсутствие содействия со стороны БФБ не станем. Почти всегда информацию получаем полную и по первому требованию, поддерживая добрые взаимоотношения. Вот только стиль работы с общественностью у федерации остался на уровне прошлого века. Полная статистика матчей национальных первенств ведется лишь некоторыми тренерами для внутреннего пользования. Еще два года назад мы говорили со Львом Пименовым о необходимости создания Интернет-сайта БФБ (из полусотни членов ФИБА-Европы во “всемирной паутине” не представлены всего 11 — мы и такие “гранды”, как Албания, Армения, Азербайджан, Гибралтар, Грузия, Кипр, Македония, Молдова, Монако, Сан-Марино), о полезности трансляций НБА (они появились на экранах только по инициативе лиги и благодаря содействию руководства БТ), об издании специального вкладыша к “ПБ” (который обошелся бы совсем недорого), наконец, о постановке нормальной работы пресс-атташе. Увы, ни одна из инициатив не была услышана.

От отчетно-выборной конференции мы ждем ответов на многие вопросы, объяснений множества недоработок. В ближайшем номере мы предоставим право высказаться представителям различных областей деятельности в нашем баскетболе, обладателям противоположных точек зрения. Может быть, мы что-то неправильно поняли или чего-то не разглядели? Расскажите!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?