МАСТЕР-КЛАСС. А мы хотели, а мы могли...

07:14, 19 июля 2005
svg image
1208
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не знаю, было ли так на самом деле, или это снова плод моего воображения. А может, все дело в местности: месяц назад мы гостили в Октябрьском с акцией “Спортсмены — детям”, а сейчас проводим “Мастер-класс” в соседних Калинковичах — и партизански-мстительная история этого края вновь навевает лишь одну мелодию и связанные с ней воспоминания.

Куль сам вставляет в магнитолу своей “Ауди” диск с римейками из фильма “Бой с тенью”. Все равно как месяц назад Серега Рутенко, который теперь бороздит уже испанские дороги… Егор Мещеряков, проводивший на сей раз “Мастер-класс” в компании своего старого приятеля — водителя нашего авто, роняет: “Знакомая мелодия…”

Ах, Егор, Егор, ты же знаешь мое больное место… Белорусам сейчас позарез нужно кино — настоящее, о реальной жизни: о героях, чьи достоинства отнюдь не заключаются лишь в особенной гибкости позвоночника и умении залезать в самые интимные места без дополнительной команды и при полном отсутствии смазки. Бригадир Белый, боксер Колчин?

В прошлый раз я двигал Рутенко идею о боевике гандбольном — с патриотическим сюжетом, полетами в рапиде, подкрутками и стремительными отрывами а-ля Саша Каршакевич. Как мы из дерьма становимся конфеткой, преодолевая снисхождение западных профи к команде полуголодных и дерзких юнцов, собранных из минских микрорайонов. Прототип — “молодежка”, в составе которой тогда еще белорус Рутенко стал вторым на Европе. Сереге сюжет нравился, и, увлекшись сценарием, мы едва не впилились в какое-то авто с голливудскими номерами. И откуда только эти жалкие ремесленники разнюхали о новом белорусском кино? Мы даже не вступаем с ними в переговоры — нас не прельщает предложенная сумма с множеством нулей. Национальная идея дороже…

А сегодня я чувствую, что снимать надо о баскетболистах: Егоре, Саше и их команде, которая стала чемпионом Европы в суверенном 94-м. Да-да, были времена, когда нашу “молодежку” не возили лицом по российскому паркету соседи-литовцы, она сама могла любого… Как же тогда бездарно мы потеряли их победу в последовавших затем унизительных автобусных путешествиях, глупых руководителях, общей нашей бесхозяйственности и неумении ценить действительно ценное…

Может быть, они в чем-то виноваты сами, но уже ничего не возвратить, не вернуться назад. Тридцатник в баскетболе — это серьезно. Можно только громко хлопнуть дверью. Или написать сценарий о том, как мы хотели, как мы могли…

Час назад они играли друг против друга, что-то деловито советуя по ходу своим подопечным — вначале малышам, а потом и ребятам постарше, один из них, кажется, был даже выше Егора. Их майки насквозь промокли потом, но они вновь и вновь бросали пацанов в атаки. Нужны темп, скорости и автоматическая слаженность действий всех номеров — несостоявшиеся игроки NBA знают, как можно догнать географических соседей по все стороны нашей границы. И хотя бы этот опыт надо сберечь.

Но мы его, конечно, не сбережем. Зарплата детского тренера в тех же Калинковичах, да и, разумеется, не только в них — 200 тысяч. При полутора ставках и 70 занимающихся детях — странные нормы эти, наверное, принимали еще при царе Горохе…

Но в кино все будет по-другому, ведь это вымысел, а он всегда круче действительности, тем более нашей. Мы вернемся назад, когда худощавый 17-летний вундеркинд Егор, обутый в почему-то кажущиеся огромными кроссовки, вместе с РТИ принимал во Дворце спорта грозную “Барселону”. Минчане трещали по швам, но держались, а расходившиеся после мачта болельщики возбужденно говорили друг другу: “Ну, погодите, наши молодые подрастут, дадут им всем прос…ся!” Тогда, в начале суверенной эры, мы почему-то были уверены, что все обязательно сохраним и приумножим…

Мы обязательно “им всем” дадим в концовке нашего кино то, что и обещали, — будто бы исключительно иностранцы виноваты в проблеме нашего менталитета. Памяркоўнасць нельзя обсуждать за рулем — экипаж прилунится в придорожном кафе, разбудив прикорнувшую на заднем сиденье “художницу” Злату Нерсесьян. Она прилетела из Америки три дня тому назад и до сих пор не может акклиматизироваться, но в Калинковичи поехала не раздумывая — ей всегда было интересно все новое.

По дороге в райцентр Егор и Саша легко находят общий язык с экс-американкой — ведь ребята отучились в университете Джорджа Вашингтона пять лет. “Нет, вначале все здорово. Эта страна действительно поражает, а потом, примерно через месяц, начинает раздражать, причем все: от фруктов, которые там хоть и очень красивые, но какие-то ненастоящие, до образа жизни среднего американца. Дом, машина, работа, семья — и больше ничего”, — говорит Злата, и ее слова целиком и полностью находят отклик в таких же не питающих особых симпатий к родине Буша спутниках.

Злата могла остаться — возможности были, но все-таки выбрала Беларусь. В своей жизни она выбирает уже второй раз. Первый — года четыре назад, когда переехала из Краснодара в Минск. Потом были чемпионаты Европы, мира и Олимпиада с обидным четвертым местом. Теперь Злата — судья и потенциальный молодой тренер. Но я не хочу, чтобы ее заботы в новой жизни ограничивались исключительно пределами гимнастического ковра. У девушки наблюдаются организаторские способности, и это надо использовать во благо ее родному спорту — по-моему, эта профессия называется publiс relations. Общественные связи требуются этому виду ничуть не меньше, чем личные, — сам убеждался не раз, и потому нам нужно использовать их на все сто…

Пожалуй, краснодарскую красавицу с белорусским паспортом и армянской (временной?) фамилией тоже нужно пригласить в наше патриотическое кино. Пусть даже по интеграционным соображениям (денег на него в Беларуси мы все равно не найдем, а нынешний министр, помнится, еще недавно работал в штаб-квартире СНГ — и это тоже надо использовать…)

“Любовь бьет прямо в сердце, стоит тебе раскрыться. Она не похожа на Тайсона, но бьет намного сильнее…”

“Злата, а тебе кто больше нравится: Саша или Егор?” “Художница” парирует некорректный вопрос с чисто женской логикой: “Они же оба женаты, проклятый ты сводник!” Злата молода и пока не понимает, что для получения “Оскара” нам не хватит лишь одной национальной идеи и гордого имиджа последнего тоталитарного государства Европы. Нужны характерные герои: плохой парень (эта кандидатура находится почему-то сразу, сама собой), любовная линия (может, треугольник?), человек системы…

Впрочем, со Златой я уже разобрался. В финале мы наедем на нее и на счастливого избранника камерой. Поцелуй в диафрагму. И обязательно ордер на отдельную квартиру — это ближайшая Златина мечта, ибо накопленных за время выступлений в большом спорте денег у нее хватает пока только на прихожую…

Систему — в качестве руководителя белорусской делегации на финал Евролиги (или чемпионата мира?), который, впрочем, при любом раскладе будет проходить в Париже, самой симпатичной цитадели загнивающего капитализма, — представит Раиса Тиханская. В ранге заместителя министра спорта — сейчас она депутат Палаты представителей, а до этого была зампредом Могилевского облисполкома — так что в самый раз…

Она — то, что нужно, ибо никому (кроме Семенени, разумеется) еще не удавалось проводить две разные акции в течение месяца практически в одном и том же месте. В Тиханской много огня и напора. По окончании показательной тренировки она неоднократно расцеловывает всех ее участников — не только упомянутую троицу будущих кинозвезд, но и гомельчан: Игоря Макарова и Славу Макаренко. Окажись у Тиханской — человека порывистого и широкого — вдруг невесть откуда взявшийся драгоценный ларец с государственными наградами районного масштаба, ее рука, уверен, не дрогнула бы…

Нет, она нам необходима. Ибо для западных умников все наши чиновники лишь примитивные винтики и шпунтики типа персонажа Савелия Краморова из “Красной жары”. Я вижу ее драматическую борьбу с самой собой — когда Кубок уже в наших руках и слезы счастья мешают говорить, глядя в оторопевший от неожиданности зал “Берси”. Когда дома система, которая равнодушно положит завоеванный приз в копилку своих идеологических побед, а здесь совсем юные мальчишки, уже ставшие ее детьми. А для сыновей хочется лучшего. И в “полтинник”, даже при наличии партийного билета в кармане, очень хорошо понимаешь, что дома лучше никак не будет. Или будет — для очень немногих, у которых тоже есть дети, пусть куда менее талантливые, чем эти…

Обязательно нужен видавший виды тренер — желательно старый и умный еврей, к ним почему-то всегда питал больше доверия, он пройдет через ГУЛАГ и… Нет, никаких лагерей, обойдемся без штампов, проституток, уволенных без выходного пособия милиционеров и ветеранов горячих точек. Все в нашем кино должно быть достоверно и каждому найдется место.

Вот только не знаю, какие роли предложить депутатам, раздружиться с которыми с каждым днем становится все труднее, — Семенене и Сергеенко. Но это национальная проблема, ибо в условиях жесточайшего дефицита руководителей, которые могли бы оживить деятельность отечественных федераций, оба оказываются не у дел. И не то чтобы куда-то рвутся — а брать их надо обязательно в связке — СиС удачно дополняют друг друга, просто игнорировать их фонтаном бьющуюся деятельность будет, по крайней мере, не по-государственному.

Список актеров “Белорусской истории” (названия фильмов, надеюсь, у нас еще не лицензируются) растет постоянно. Сегодня я знакомлюсь с бронзовым призером Афин Славой Макаренко — в Калинковичах он проводил мастер-класс по греко-римской борьбе. Вячеслав не смог выйти на ковер в трико — у него надрыв мениска, но прилежно отсудил все схватки. Макаров в отличие от своего друга здоров, залечил наконец-таки травму плеча, но на татами не появился по банальной причине — в этом городе его просто нет, равно как отсутствует и секция дзюдо. Без этих двоих — простых и, судя по всему, надежных ребят — моему фильму точно не обойтись. Как и без Цилинской, Москвиной, Герасимени, Щербы, Кольцова, Глеба, Штанюка, Пальчевской, Япринцева, Шепеля, Нестеренко, Климовой, Певницкого, Савенкова, Дойлидова, Ненашевой, Черкашиной, Барабанщиковой наконец… Здесь надо целый самолет снаряжать. Или просить денег сразу на сериал…

Первая серия про гандбол, потом баскетбол, волейбол и далее по списку… Про хоккей и без нас снимут. Даже вижу почин для активистов из БРСМ — напиши ледовый сценарий и получи тур по закабаленной империализмом Европе на автобусе МАЗ. Я бы тоже поучаствовал, даже и название придумал, но, боюсь, именно из-за него меня и срежут на стадии квалификационного отбора.

Не те мысли у экипажа нашей машины. Перевариваем каждый в своей голове тосты на заключавшем спортивный праздник дружеском фуршете. Наверное, это в нашем менталитете — одинаково искренне аплодировать противоречивым на первый взгляд фразам, произнесенным разными ораторами. “Знаете, Америка не так тепла и открыта, как наша Беларусь, и долго жить там откровенно скучно…” и “Так давайте же приложим все усилия, чтобы когда-нибудь жить так, как в Америке…”

“Все знают как надо, но никто не знает, как это сделать” — эту неглупую фразу, характеризующую всю остроту текущего момента, приходилось слышать не раз, и мы ее всего лишь повторим: чего еще можно взять со спортсменов? В конце концов, у каждого из них своя жизнь и семья, будущее которой надо обеспечивать сегодня и сейчас.

Впрочем, если бы они думали только о близких, то не убивали бы целый день на шестисоткилометровое путешествие в глубинку. Но Егору, Сане, Злате, Славе, Игорю и десяткам других хочется большего — они всего лишь обычные патриоты. Настоящие, не за зарплату и Почетную грамоту.

Они делают то, что могут, и с надеждой всматриваются в лица пацанов, которые, быть может, когда-нибудь вопреки всему совершат то, что не удалось Мещеряковым и Кулям. Ведь на самом деле наша страна не такая уж и маленькая, во всяком случае куда крупнее, чем умная и предприимчивая Литва. Хотя для начала нам надо разобраться с “Барселоной”. Пусть даже и в кино, сценарий которого я когда-нибудь обязательно напишу…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?