Остров невезения. Повторники
И рыдают бедные, и клянут беду
В день какой неведомо, в никаком году
Понедельник — день тяжелый. Но именно в начале недели, 17 ноября 2008 года, ассоциация “Белорусская федерация футбола” совместно с редакцией газеты “Советская Белоруссия” организовала и провела “круглый стол”, где главный тренер сборной Беларуси Бернд Штанге поднял вопрос, который “Прессбол” безуспешно пытается решить вот уже 18 лет.
Немец публично недоумевал: почему о туре, который состоялся в пятницу или субботу, читатели должны узнавать во вторник, почему во всем мире, даже в бедной Африке, спортивная пресса рассказывает о событиях уик-энда с самого утра понедельника, а белорусские журналисты в это время только садятся за компьютеры?
Вопросы Штанге летели не в пустоту — они находили понимание у всей аудитории, а председатель БФФ Геннадий Невыглас обещал выйти с соответствующим ходатайством в директивные органы. И слово свое сдержал. Спустя два месяца, в минувшую пятницу, на сайте федерации появилось официальное сообщение:
“…В нашей стране, к сожалению, сложилась практика, когда о спортивных соревнованиях, о важнейших событиях, происходящих в субботу и воскресенье в Беларуси и в мире, читатели узнают только во вторник. К этому времени актуальность многих тем абсолютно теряется. В связи с этим АБФФ обратилась в Администрацию президента Республики Беларусь с просьбой рассмотреть возможность выпуска и доставки читателям газет по понедельникам. По поручению Администрации главы государства Министерство информации подготовило ответ ассоциации “Белорусская федерация футбола”. Приводим его полностью.
“Сообщаем, что Министерством информации совместно с Министерством связи и информатизации, РУП “Издательство “Белорусский Дом печати” проработан вопрос печати и экспедирования по воскресеньям и доставки читателям по понедельникам общественно-политических и спортивных периодических изданий.
Печать ведущих общественно-политических и спортивных изданий осуществляется в издательстве “Белорусский Дом печати”, а газеты “Советская Белоруссия” дополнительно в областных типографиях гг. Витебска и Гомеля. Указанные типографии располагают необходимыми мощностями и способны организовать печать вышеуказанных газет по воскресеньям. Выпуск газет по выходным дням потребует дополнительных затрат, связанных с увеличением общего тиража газет и необходимостью оплаты труда за работу в выходные дни согласно Трудовому кодексу, которые составят по предварительным расчетам 1842 млн. рублей.
Экспедирование, доставку населению и реализацию ведущих общественно-политических и спортивных изданий осуществляют РУП “Белпочта” и областные организации “Союзпечать”. Дополнительные расходы областных организаций “Союзпечать”, связанные с экспедированием и реализацией населению ведущих общественно-политических и спортивных изданий, составят 361,5 млн. рублей. Себестоимость доставки среднедневного тиража при обычном режиме работы на РУП “Белпочта” равна 375,3 млн. рублей, что в пересчете на годовой объем выпуска составляет 19515,6 млн. рублей.
Организации Министерства информации, Министерства связи и информатизации, РУП “Издательство “Белорусский Дом печати” имеют возможность организовать печатание и экспедирование по воскресеньям и доставку населению по понедельникам ведущих общественно-политических и спортивных изданий при условии компенсации редакциями периодических изданий дополнительных расходов, которые составят в 2009 году по предварительным расчетам 21719,5 млн. рублей.
Министр В.В. Русакевич”.
Вроде не бездельники и могли бы жить,
Им бы понедельники взять и отменить
Вот так, оказывается, вопрос весь в деньгах, причем огромных, требуется более 21 миллиарда рублей — около 8 миллионов долларов. Но откуда взялись эти цифры? Почему речь вообще идет лишь о так называемых “дополнительных расходах” и ни слова не сказано о доходах, которые очевидно возрастут при увеличении тиражей? Ведь печатники и распространители работают не бесплатно: это прибыльный бизнес, и прибыль здесь напрямую увязана с благополучием издателей, редакций газет.
В свою очередь редакции, журналисты — это обслуживающий персонал населения. В ресторане подают блюдо тогда, когда этого захочет клиент, а не повар, в противном случае клиент отдает предпочтение другой кухне. Так и газеты во всем цивилизованном мире читатели берут в руки, как правило, за утренним кофе, в автобусе по пути на работу — когда удобно и хочется читать. Или не берут вовсе.
Странно — не правда ли? — министр информации связывает “дополнительные затраты с увеличением общего тиража газет и необходимостью оплаты труда за работу в выходные дни”. Вообще-то мне всегда казалось, что рост тиража ведет к росту прибыли, за получением которой издатели, печатники и распространители должны в одной связке угодить потребителю. Ведь именно по выходным дням обслуживающий персонал старается особо: рестораны открывают дополнительные места, в парках работают аттракционы, стадионы, бассейны и сауны увеличивают продолжительность сеансов, а телевидение и радио ставят в эфир самые рейтинговые передачи. Допускаю, что ведущие этих передач получают двойной гонорар, но только потому, что они ведущие — лучшие, а за их спинами стоят десятки конкурентов, стремящихся в прайм-тайм. И Трудовой кодекс здесь ни при чем.
Видимо, мировой финансовый кризис действительно обошел Беларусь далеко стороной — проблемы заработка, конкуренции и рабочих мест у нас не существует. Более того, как представляется, эти 8 млн. долларов выставлены в качестве щита, дабы отбить всякую охоту к дальнейшим шевелениям. Хорошо хоть вообще отреагировали, сработал авторитет Невыгласа, а то ведь ответа на аналогичное письмо главе государства “Прессбол” ожидает второй год…
Что они ни делают, не идут дела,
Видно, в понедельник их мама родила
2.05.2007 (исх. N 190) мы отправили письмо по адресу Администрации президента. Может, почта не сработала… Извольте, продублируем публично:
“Уважаемый Александр Григорьевич! Обратиться к Вам заставила крайняя необходимость защитить и обеспечить конституционные права граждан Республики Беларусь в получении объективной и оперативной информации, которые многие годы со времен развала СССР в нашем суверенном государстве нарушаются несовершенной системой печати и распространения газет на территории страны.
Вот и на этот раз из-за четырех первомайских выходных, в течение которых не работали печатники и распространители прессы, народ, болельщики испытывали острый информационный голод. Газеты не выходили, в то время как полным ходом шли чемпионат мира по хоккею, футбольная Лига чемпионов, национальный чемпионат по футболу и другие важнейшие соревнования.
Вы, Александр Григорьевич, можете себе представить, чтобы по выходным дням не работало телевидение, радио?! Но ведь газеты — это тоже средства массовой информации, по сути, обслуживающий персонал, который во время отдыха основной части граждан обязан обеспечить их качественным продуктом, в данном случае — новостями, чтивом.
Вот уже много лет самое тиражное спортивное издание Беларуси, газета “Прессбол”, безрезультатно обращается в различные инстанции с просьбой рассмотреть возможность печати газеты в воскресенье с целью распространения и доставки ее читателям в понедельник с утра, когда спортивная аудитория особенно ждет информации о крупных соревнованиях, проходящих, как правило, в выходные дни. Таким образом, мы могли бы существенно увеличить тираж спортивного издания и расширить интерес белорусского народа к спортивным событиям, которые отвлекают определенную часть общества от негативных интересов.
Подобная практика существовала во времена СССР, когда издания и издательство работали и по выходным дням, а, например, газета “Советский спорт”, выходившая 6 раз в неделю, имела на территории Беларуси тираж около полумиллиона экземпляров. Так же сегодня весьма успешно продолжает работать и в России. И “Спорт-экспресс”, и “Советский спорт” в России, и восточные, и западные, и американские газеты не знают выходных, они выходят по понедельникам, во многом опережая ведущее спортивное издание Беларуси. Плюс благодаря более позднему графику подписания в печать иностранные конкуренты успевают подробно рассказывать о вечерних событиях текущей недели.
В спорте 10-15 минут — это целая вечность. Тут за секунды судьба олимпийского золота решается, а наши репортеры умудряются за три минуты об этом написать, чтобы люди в Полоцке, Сенно, Шумилино и Лоеве прочли об этом на следующее утро, а не через двое-четверо суток.
Уважаемый Александр Григорьевич, мы исчерпали все ресурсы в борьбе за восстановление нормального, профессионального подхода к печати и распространению прессы в Республике Беларусь. После многочисленных обращений в различные инстанции ответ пришел только из “Издательства “Белорусский Дом печати” (прилагается). Типография говорит о “колоссальных затратах”, которые потребует выход на работу по выходным дням печатников. Но разве простой дорогостоящего оборудования стоит меньше?.. И отчего так безынициативны другие, государственные СМИ, печатающиеся и распространяющиеся аналогичными средствами? Неужели тиражи наших газет так высоки, а потребность людей в оперативной информации так низка?”
…Впрочем, не надо ответа, ответ известен — монополия. Именно она есть причина поиска всех остальных причин.
Тиражи поднимаем по разнарядке, печатаем по утвержденному при царе Горохе графику, доставляем, как по маслу, которое на хлеб. А других, кто мог бы на масло и еще кой-чего, попросту не существует. Зачем нам еще “кой-чего” — без него на нашем информационном острове как-то спокойнее. Да и рабочая неделя короче…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь