Чемпионат мира. Возвращение в Эйндховен.
Казалось, только вчера здесь были стеклянные от нахлынувшего счастья и выпитого виски глаза Знарока, Витолиньша, Береснева и других латышей, вырвавших у подопечных Андрея Сидоренко единственную путевку в мировую элиту. И Захаров, Ковалев, Андриевский, Бекбулатов, Романов, Матушкин тоже здесь были — с окаменевшими от пораженческого шока лицами. На следующий год они решат задачу и пробудут в желанной группе «А» четыре сезона, чтобы затем в Эйндховен вернулась другая команда.
Заложники курса
Четвертый тренировочный матч с латышами, по сути, не дал новой пищи для размышлений нашему тренерскому штабу, и в Эйндховен, похоже, отправился тот же состав, что был положен на бумагу Владимиром Крикуновым еще в Нижнекамске. Однако вакансии, образовавшиеся в результате прогнозируемых отказа защитника Руслана Салея и плохой формы центрфорварда Евгения Курилина, а также непредвиденной травмы в первой же товарищеской игре с норвежцами Дмитрия Дудика, были заполнены несколько неожиданно. Салея, у которого в этом сезоне закончился контракт с «Анахаймом», что влечет за собой необходимость активных переговоров по трудоустройству за океаном, заменил 34-летний Александр Алексеев, последний раз выступавший за сборную на Олимпиаде в Нагано. Решение о вызове Саши на сбор было принято Владимиром Крикуновым уже в разгар подготовки к чемпионату в Минске. Это несколько противоречит заявленному курсу на омоложение, зато полностью отвечает мнению главы государства, посетившего одну из последних тренировок сборной. Александр Лукашенко при всей команде высказал тогда свою позицию Владимиру Крикунову: «Я считаю, что не надо нам искусственно тянуть за уши в состав молодых игроков, которые явно слабее своих старших товарищей. В сборной должны играть те, кто сильнее на этот момент, независимо от возраста».
Но, кроме всего прочего, у Алексеева есть еще одно преимущество: подобно Илье Бякину, которого в сборной СССР с удовольствием держал Виктор Тихонов, Саша обладает качествами универсального игрока, способного занять абсолютно любую позицию. И размышляя над дилеммой, везти ли в Эйндховен полный комплект защитников, либо в свете современных веяний ограничиться семерыми, взяв тринадцатого нападающего, пришли к выводу, что ответ на вопрос и есть Алексеев. Помимо него, на сбор из Екатеринбурга также в срочном порядке вызвали 26-летнего центрфорварда Сергея Заделенова.
На шести самолетах
В субботу вечером команда не без видимых проблем загрузилась в самолет «Австрийских авиалиний». С тех пор как «Белавиа» с ее техническими раритетами перестали пускать в Европу, считанные рейсы западных компаний получили ажиотажный спрос. Взять билет на «Люфтганзу» либо «австрийцев», выполняющих из Минска по рейсу в сутки, оказалось делом непростым — свободных мест не было, а тут еще багаж, который у хоккеистов, выезжающих на большие турниры, как всегда, огромный. Руководство федерации решало эту проблему заранее — по договоренности с перевозчиками значительную часть багажа удалось отправить заранее, транзитом через Франкфурт «Люфтганзой», так что 21 баул с амуницией ждал команду уже в Амстердаме, однако и это помогло лишь отчасти. Несмотря на то что перевес на лайнере «Австрийских авиалиний» составил более полутонны, некоторые вещи, как-то: массажные столы и ящики с запасным инвентарем элементарно не влезли, и их пришлось отправлять на следующий день. Таким образом, команда со всеми ее пожитками добиралась в Голландию через Вену и Франкфурт по самым скромным подсчетам шестью самолетами, которые раньше традиционно заменял один чартерный рейс…
А уже по прилету в Амстердам белорусская делегация реально ощутила существенную разницу между группами «А» и «В». В аэропорту не встречал привычный грузовик — весь багаж буквально вталкивали в автобус, так что самим затем мест едва хватило, и полтора часа до Эйндховена некоторым пришлось постоять — плюс по приезде в отель не был предусмотрен горячий ужин. Потом еще оказалось, что в раздевалках отсутствует заведенная даже на товарищеских играх питьевая вода — хозяева утверждают, что у них в кранах чистая, изобилие фруктов, шоколада и восстановительных напитков также ушло в воспоминания о былом величии.
Не могут похвастать вниманием к себе и журналисты. Выход в Интернет, даже за деньги, в местном пресс-центре не предусмотрен, испытывается дефицит документов, а их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В протоколах, распечатываемых с большим опозданием, когда, казалось бы, все ошибки должны быть устранены, обнаруживается масса неожиданных «новостей». Если верить официальному (!) отчету ИИХФ, который приводят местные статистики, например, об игре Корея — Беларусь, то счет открыл не Калюжный, а Цыплаков, яркую же голевую передачу Антоненко делал не Журик, а крайние форварды первого звена, которые в тот момент, если довериться тому же протоколу, находились на скамейке запасных. «ПБ», несмотря на собственные убеждения, традиционно принимал сторону документальной статистики, дабы потом не вносить путаницу и разночтения. Мы часто соглашались с мелкими и единичными погрешностями судей и секретариатов, однако, когда ошибки приобретают такие масштабы, все-таки следует верить глазам собственным, поэтому прессболовские цифры с этого турнира будут иметь мало общего с теми, что распространяют официальные релизы и Интернет.
Ночная лига
Не выдерживает никакой критики и спортивный уровень турнира. Арену, где в основном играют в керлинг, но не в хоккей, голландский зритель не жалует, и трибуны на большинстве матчей, в том числе и с участием хозяев, пустуют. Это, безусловно, не нравится спонсорам, особенно распродающей рекламные права швейцарской компании CWL, поэтому организаторам в первый же день турнира были высказаны претензии. Представить такое в Минске невозможно — наши дворцы ломились бы от наплыва болельщиков, — и здесь становится совершенно очевидной абсурдность решения Ганноверского конгресса ИИХФ, проголосовавшего год назад за проведение чемпионата мира в дивизионе 1 в пользу Голландии.
Впрочем, для искушенного болельщика достойных матчей турнир подарит немного. Впечатления от первых двух дней четко выявили две примерно равные по классу команды — Беларуси и Франции, — которые, скорее всего, определят судьбу первого места в финале. Следом по классу идут «одинаковые» Голландия и Казахстан, а далее на громадном расстоянии от лидеров находятся хорваты и корейцы. Наблюдая, например, игру Франция — Хорватия, невольно вспоминал сходство с известной в Минске НХЛ — Ночной хоккейной лигой, где поддерживают здоровье любители.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ — БЕЛАРУСЬ — 1:12 (0:5,1:3, 0:4)
ЭЙНДХОВЕН. «Эйсстадион». 14 апреля. 600 (2500) зрителей. Начало в 16.00.
СУДЬИ: Андерсен, Генк (оба — Норвегия), Пиир (Швейцария).
ЮЖНАЯ КОРЕЯ: Сунь Ба Ким; Минь Хван Бак — Сунь Минь Парк, Джон Хунь Ли — Сан Ву Сон (к)— Джон Хунь Ли; Сун Джа Ли — Джон Мун Янг, Кьюн Та Ким — Сун Хунь Бак — Джо Юн Ким; Кьюн Вонь Юн — Та Вунь Юн, Ву Сан Шинь — Хань Сун Ким — Сань Вонь Сео; Ву Джа Ким — Квон Юнь Ли, Хон Иль Ким — Дон Хван Сон — Джунь Сео Ба.
БЕЛАРУСЬ: Мезин (Шабанов, 30.50); Стась (2/+3) — Хмыль (к) (1/+3), Д.Панков (3/+3) — Калюжный (4/+3) — Цыплаков (3/+3); Журик (0/+1) — Копать (1/+1), Скабелка (1/+1) — Расолько (3/+1) — Антоненко (6/+2); Алексеев (1/+2) — Макрицкий (1/+2), Кольцов (5/+2) — Заделенов (1/+2) — Чернявский (1/+2); Кривомаз (1/+5) — Костюченок (1/+5), Занковец (2/+5) — Карачун (4/+5) — Савилов (2/+5).
1-й ПЕРИОД. 0:1 — Калюжный (Цыплаков, Д.Панков, 4.32). 0:2 — Цыплаков (Калюжный, Хмыль, 6.37). 0:3 — Антоненко (Журик, 7.34 — бол.). 0:4 — Кольцов (Заделенов, 12.26 — бол.). 0:5 — Занковец (15.29 — бол.). Удаления: Джон Мун Янг (7.07), Квон Юнь Ли (11.53), Кьюн Та Ким (13.34), Хон Иль Ким (18.22).
2-й ПЕРИОД. 0:6 — Савилов (Карачун, 3.23). 0:7 — Карачун (Савилов, Занковец, 3.48). 1:7 — Сань Вонь Сео (Джо Юн Ким, Сун Хунь Бак, 4.15). 1:8 — Д.Панков (Цыплаков, 16.36). Удаления: Квон Юнь Ли (6.23), Чернявский (18.02).
3-й ПЕРИОД. 1:9 — Кольцов (Чернявский, 2.37). 1:10 — Савилов (Карачун, Занковец, 3.27). 1:11 — Калюжный (Д.Панков, Цыплаков, 16.22). 1:12 — Занковец (Савилов, Карачун, 18.25). Удаление: Чернявский (10.37).
ШТРАФ: 10 — 4. БОЛЬШИНСТВО: 4.00 (0) — 6.55 (3). БРОСКИ: 21:42 (6:15, 6:10, 7:17). ВБРАСЫВАНИЯ: 14:43 (5:17, 5:14, 4:12).
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ ДИРЕКТОРАТА: Сунь Ба Ким — Цыплаков.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ «ПБ»: Сунь Ба Ким, Сань Вонь Сео, Джо Юн Ким — Цыплаков, Калюжный, Карачун.
Корейцы, только выходящие на международную арену, имеют достаточно отдаленное
представление о профессиональном хоккее, и даже переводчик команды с большим
трудом формулирует свои мысли по-английски, не говоря уже о других распространенных
языках. На вопрос корреспондента «ПБ» о том, по какому пути развивается
хоккей в Корее — канадскому или европейскому — и какие специалисты там
работают, после долгой паузы прозвучал нелепый ответ: «Мы хотим играть,
как Казахстан»…
На послематчевой пресс-конференции выяснилось, что главная проблема новичков — милитаризация их страны: «Наших хоккеистов забирают в армию, и через три года они уже все забывают». Также корейцы выразили свое восхищение белорусской сборной, обыгравшей в Солт-Лейк-Сити шведов: «1:12 — хороший для нас результат с такой командой».
В самом деле, счет мог быть куда большим, реализуй белорусы хотя бы треть созданных ими реальных голевых моментов. Но корейцы своей полной тактической безграмотностью и грубейшими ошибками в обороне настолько расхолодили наших ребят, что те начали, как говорят в таких случаях, «мастериться» и также невольно перешли в разряд «ночной лиги», когда игра идет исключительно в удовольствие и не считается работой.
Впрочем, основные наши соперники, французы, также не использовали свой шанс с хорватами на все сто. Быстро открыв счет, подопечные Хейкки Лейме неожиданно приняли чужие правила игры с множеством единоборств, силовых столкновений и охотой друг за другом. Разладился пас, упали скорости, нивелировалось мастерство, а просто потолкаться хорваты оказались горазды…
Столь расхолаживающая атмосфера вызвала у Лейме необходимость экстренного собрания команды, невольным свидетелем которого в ряду многих наблюдателей стал и корреспондент «ПБ». Вернувшись в мотель после игры около полуночи, французы пришли в общую столовую, где к тому времени хорваты успели уже отужинать. Задержаться за столами их заставило странное поведение соперников, которые не двинулись к шведскому столу за яствами, а сгруппировались в пустом уголке зала в ожидании… Лейме явился к подопечным как священник, и дальнейшее его поведение напоминало не что иное, как проповедь. Тренер, явно владеющий искусством сценречи, в течение минут двадцати произносил на голодный желудок своих слушателей талантливый экспромт на тему жизни и смерти, добра и зла, долга, чести и достоинства. Ладонь Лейме то и дело касалась сердца, а в значительных паузах между абзацами был слышен шорох каждой салфетки за хорватскими столами — никто не жевал и не двигал приборами, все слушали малопонятную большинству французскую речь — ее тема явствовала из интонации и жестов трибуна. Апофеозом же спича стали громкие аплодисменты, раздавшиеся в адрес Лейме по окончании «проповеди» от всех его «прихожан»…
Трудно сказать, аплодировали ли бы подобному ораторству наши хоккеисты, менталитет все-таки не тот, но в напутствиях на предстоящий матч с хорватами большинство явно не нуждалось и вышло на лед отмобилизованным.
БЕЛАРУСЬ — ХОРВАТИЯ — 9:0 (3:0, 5:0,1:0)
ЭЙНДХОВЕН. «Эйсстадион». 15 апреля. 575 (2500) зрителей. Начало в 16.00.
СУДЬИ: Дутил (Норвегия) Фолка (Великобритания), ван дер Ваарден (Голландия).
БЕЛАРУСЬ: Шабанов (Мезин, 31,39); Стась (6/+6) — Хмыль (к) (0/+4), Д.Панков (1/+2) — Калюжный (2/+4) — Цыплаков (4/+4); Журик (1/+2) — Копать (2/+2), Скабелка (3/+2) — Расолько (2/+1) — Антоненко (3/+2); Алексеев (1/+2) — Макрицкий (2/+1), Кольцов (1/+1) — Заделенов (1/+1) — Чернявский (4/+2); Кривомаз (0/0) — Костюченок (2/+1), Занковец (2/+2) — Карачун (4/+2) — Савилов (1/+1).
ХОРВАТИЯ: Мартинович: Ратей — Спаич, Жибрет — Любич — Гоянович (к); Главота — Кужнар, Младенович — Швигир — Брчич; Белич — Сертич, Плахутар — Копатич — Д.Франькович: Ловренчич — Новосел, А.Франькович — Новак — Пирагич.
1-й ПЕРИОД. 1:0 — Копать (Антоненко, Скабелка, 1.34). 2:0 — Скабелка (Чернявский, 4.39). 3:0 — Макрицкий (13.51 — мен.). Удаления: Чернявский (2.11), Беларусь (9.04), Карачун (9.37), Кольцов (13.33), Цыплаков (15.03), Карачун (18.19).
2-й ПЕРИОД. 4:0 — Цыплаков (Хмыль, 1.31 — бол.). 5:0 — Калюжный (Цыплаков, 5.42). 6:0 — Кольцов (Алексеев, Заделенов, 7.10). 7:0 — Цыплаков (Калюжный, Д.Панков, 9.22). 8:0 — Цыплаков (Калюжный, Стась, 17.21). Удаления: Любич (0.19), Плахутар (2.29), Заделенов (3.51), Любич (12.31), Чернявский (15.41).
3-й ПЕРИОД. 9:0 — Занковец (Мезин, 5.59). Удаления: Брчич (4.10), Копать (7.23), Швигир (7.53), Кужнар (9.13), Занковец (9.58), Чернявский (10.58), Мезин (11.50), Расолько (13.36), Спаич (14.42), Карачун (18.51).
ШТРАФ: 28 — 14. БОЛЬШИНСТВО: 8.14 (1) — 18.48 (0). БРОСКИ: 42:15 (13:8, 20:1, 9:6). ВБРАСЫВАНИЯ: 53:20 (15:9, 22:5, 16:6).
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ ДИРЕКТОРАТА: Калюжный — Жибрет.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ «ПБ»: Цыплаков, Калюжный, Мезин — Мартинович, Жибрет, Гоянович.
Кроме несерьезного подхода к организации турнира, более чем сомнительным
выглядит здесь судейство. Невооруженным глазом заметно, что Сергей Бервенский,
Николай Разумович да и другие белорусские судьи дадут приглашенным ИИХФ
в Эйндховен арбитрам большую фору. То, что творил на площадке норвежец
Дутил, объяснениям не поддается. И дело не в том, что более половины первого
периода белорусы играли в меньшинстве, при этом около двух минут — втроем
против пятерых, в то время как соперник, несмотря на грязь и провокации,
имел комплект. Просто шокировала ситуация, когда, во-первых, ехавшего на
скамейку запасных после травмы игрока судья посчитал шестым полевым, а,
во-вторых, за легко читавшуюся драчку двоих наказал всего одного — Кольцова.
Про третий период и говорить не хочется. Там вообще все поставили с ног
на голову, однако надо отдать должное: судейство никак не отразилось на
командном настроении белорусов, которые отвечали на несуразицу красивыми
голами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь