ЭХО ЧЕМПИОНАТА МИРА. Об искусстве сервировки
Андрей СИДОРЕНКО (заслуженный тренер Беларуси):
— На мой взгляд, главный стратегический просчет, приведший к финскому провалу, заключается в том, что у команды не было главного тренера. Крикунов должен был непосредственно руководить подопечными на каждом этапе “Евровызова”, просматривать кандидатов, оценивать их способности, определять направления, по которым нужно осуществлять работу. Ведь одно дело видеть все своими глазами и совсем другое — полагаться на чужое мнение. Пусть даже оно принадлежит верному помощнику Владимиру Сафонову. Однако наставник не присутствовал ни на одном туре. Работа с национальной сборной ограничилась месячным сбором, а должна была непрерывно вестись весь год. Владимир Васильевич не раз говорил, что в Беларуси создается обновленная команда. Смена поколений — процесс сложный, требующий основательности. И Крикунов, считаю, должен был принимать в нем более активное участие.
Да, никто не спорит, что группа в Финляндии у нас была трудная (часто это обстоятельство идет только на пользу — сильные соперники тренируют тебя перед главными встречами). Выбраться из нее “живым” можно было в одном случае: создав по-настоящему боеспособный коллектив. С сожалением констатирую, что характера, командного духа у этой сборной не было…
Считаю, что не обошлось без ошибок в подготовке к турниру — физически команда выглядела удручающе. В матче с Латвией, на который тренерским штабом делалась ставка, она буквально ползала по площадке. А ведь одна из сильнейших сторон тренера Крикунова — умение ставить “физику”. Еще со времен минского “Динамо” это считалось его “коньком”.
Провалили белорусы и организацию игры. Причем во всех компонентах. Самое печальное, что я не увидел идеи! Для меня так и осталось загадкой, за счет чего сборная планировала достигнуть результата, она была какой-то обезличенной. Неужели за счет одного только разрушения? Но ведь это абсурд. Мы не навязывали соперникам свою игру, не искали счастья в атаке, а только оборонялись. Кстати, поразился, как плохо сыграла защита — в недалеком прошлом наша сильнейшая линия. Она допускала ошибки в элементарнейших ситуациях. Допускаю, что причиной тому послужила физическая усталость. Когда организм выхолощен, игроки теряют контроль над происходящим. На лицах игроков было написано, что атмосфера в коллективе не совсем здоровая — ребята были психологически подавленными. Видимо, тренерам не удалось настроить команду на должный лад. А без горящих глаз в хоккее ничего не добиться.
Непонятно, почему тренерский штаб не предпринимал активных действий по поиску новых сочетаний звеньев. Все, что он сделал, — это поменял очередность выхода пятерок на лед. Если на обе ноги хромали и тактика, и “физика”, нужно было выискивать внутренние резервы, пробовать, экспериментировать. По объективным причинам команда прибыла в Финляндию в ослабленном составе — из-за травм пропустили чемпионат Скабелка и Антоненко. Их места заняли хоккеисты, находящиеся в расцвете хоккейных сил — 26-27 лет. Но зрелой игры мы от них так и не дождались… Они старались, но выше головы ведь не прыгнешь. Команда не выполнила ни одну из задач — и не сохранила места в элите, и не омолодилась. Кстати, об омоложении. Оно пока только на словах. Почему, к примеру, тех же Костицына, Карагу и Захарова не вызвали на берлинский сбор? Скорее всего, на взрослом уровне юноши сборной не помогли бы. Но если думать о перспективе, этот ход напрашивался сам собой. Факт, что в команде не нашлось лидера, который повел бы за собой остальных. Раньше такую роль могли исполнить Андриевский, Скабелка, Бекбулатов…
Сейчас, прежде всего, нужно определиться, чего мы хотим. Выбрать путь, который нам близок. Остановиться, отдышаться, проанализировать ошибки. Но ни в коем случае не горячиться — пригласим того, этого, пятого, десятого… На хорошие деньги к нам поедет любой тренер. Но нельзя упускать из виду такое понятие, как “менталитет”. У западных людей он отличен от нашего, и это обстоятельство может вызвать затруднения в работе. Поэтому с назначением нового главного тренера посоветовал бы не спешить.
Анатолий ВАРИВОНЧИК (главный тренер “Немана”):
— Итог выступления сборной Беларуси совершенно справедлив. Команда с таким движением была обречена. Тут какую тактику ни выбирай — не поможет. Ясно, что тренерским штабом были допущены ошибки при подготовке, в тренировочном процессе. Игроки выглядели инертными, заторможенными, вымотанными. Глаза — тусклыми. В наиболее важном матче, против Латвии, куда-то подевалась былая самоотверженность, не припоминаю, чтоб кто-то под шайбу лег. Так выступать за национальную сборную недопустимо. Вызывающее безразличие хоккеистов наталкивает на мысль о том, что внутри коллектива не все ладно. Значит, наставники не сумели создать в обновленной команде необходимую атмосферу.
Что касается смены поколений, то к этому процессу следовало подходить, наверное, не столь резко. Новобранцы, по большому счету, обедни не испортили, но и не смогли подхватить знамя в ситуации, когда провалилось звено Расолько. А ведь чемпионат мира — это турнир, где при любых обстоятельствах во главу угла ставится результат. Он не достигнут. Значит, были подобраны не те исполнители при формировании состава. Удивило отсутствие Вити Карачуна. Ведь он всегда держит свой уровень, и, кроме того, обладает мужским характером. В сложной ситуации всегда поможет и словом, и делом. Слышал, что его хотели дозаявить на второй этап, но почему-то этого не сделали. Вместо этого в Финляндию отправились неделю не тренировавшиеся Андрей Костицын и Вадим Карага.
Владимир МЕЛЕНЧУК (заслуженный тренер Беларуси):
— Одним из главных просчетов тренерского штаба стала, очевидно, неправильно спланированная подготовка. У команды совершенно отсутствовало движение. Даже Володя Цыплаков, который катит при любых обстоятельствах, действовал непривычно натужно. Слышал, что команду грузили, как на предсезонке. Зачем? Ведь у всех позади долгие национальные чемпионаты. Может, чтобы отбить охоту нарушать режим? Но ведь все были вместе, на виду у тренерского штаба, и проследить за каждым не составляло труда. Видимо, Крикунов планировал подвести ребят к главному поединку — с Латвией. Но где-то в своих расчетах перестарался. В итоге игроки угодили в функциональную яму. А это — пренеприятнейшее состояние. Особенно, когда мастерства не хватает, и результата команда привыкла добиваться за счет борьбы, самоотдачи. Если же каждое движение дается через силу, если организм на пределе — весь этот хоккей становится поперек горла. Человек не играет, а мучается, не успевает следить ни за шайбой, ни за соперниками.
Что до определяющего поединка с Латвией, то на благоприятный исход можно было рассчитывать лишь при условии удачного начала встречи. Которое обе команды проводили осторожно, как боксеры, присматриваясь друг к другу. Когда же прибалты, завершив ознакомительный отрезок, значительно добавили, мы продолжали двигаться на прежней скорости. Потому что переключиться просто не хватало сил. Не согласен с теми, кто большую долю вины за поражение возложил на вратарей. Даже несмотря на то, что все шайбы были заброшены с дальней дистанции. Ведь обзор голкиперам закрывали толпившиеся рядом свои же игроки. Ну а Скрастыньшу следовало уделить повышенное внимание. И в Германии в 2001 году этот активный защитник доставил нам немало хлопот, и в Питере в 2000-м. Следовало прикрепить к нему персонально крайнего форварда, чтобы исключить возможности для броска прибалта.
Говоря о других причинах провала, выражу свое несогласие с принципом формирования состава. Курс на омоложение остался, по сути, пустой декларацией. Большинство привлеченных на мировое первенство дебютантов молодыми при всем желании назвать сложно. То ли дело Австрия и Швейцария! У первых — пять человек 1980 года рождения, у вторых — десять. Вот это омоложение! У нас же за бортом оказались Андрей Башко, чье отцепление объяснили травмой (хотя после возвращения из сборной он играл за “Керамин”), Дмитрий Мелешко. Алексея Крутикова при остром дефиците центрфорвардов даже на сбор не привлекли. Да и ударную тройку юношеской сборной можно раньше было вызвать. Между временем возвращения Андрея Костицына, Константина Захарова и Вадима Караги с чемпионата мира в Ярославле и началом турнира в Финляндии прошло пять дней. Чтобы восстановиться — вполне достаточно. Что показал тот же Костя Захаров, сразу по возвращении из России влившийся в ряды “Гомеля” и немало поспособствовавший выигрышу его командой Кубка Беларуси. Ничего не имею против Леши Страхова, так впечатлившего результативностью на “Евровызове”, но его одноклубник Захаров, ставший лучшим бомбардиром чемпионата Беларуси — как минимум не слабее. Зато моложе и талантливее. Однако возможности проявить себя ни в “Евровызове”, ни в Финляндии ему почему-то не предоставили. С другой стороны, труднообъясним и противоречив явно запоздалый призыв “под ружье” Костицына-старшего и Караги, к тому времени без всяких надежд неделю прохлаждавшихся в Новополоцке без тренировок…
Конечно же, неудача, постигшая сборную в Финляндии — не трагична. Ясно, что задачу возвращения утраченных позиций будет выполнять другой тренерский штаб. Но перед тем, как назначить преемника Владимира Крикунова, важно проанализировать проделанную работу. На исполкоме ФХРБ интересно было бы услышать подробный отчет Владимира Васильевича, особенно характеристику по игрокам. Ну а что касается назначения нового наставника, то лично я скептически отношусь к приглашению иностранного специалиста. Деньги будут потрачены, но вот дождемся ли соответствующей отдачи? Взять ту же Латвию.
До прихода в нее шведа Курта Линдстрема с национальной командой не менее успешно трудились Леонид Береснев и Харальд Васильев…
Валерий ПОЛЬШАКОВ (заслуженный тренер Беларуси):
— Убежден, априори Беларусь не слабее оставшихся в элите Украины и Латвии. Другое дело, что хотелось бы выслушать объяснения всех причастных к сборной лиц о том, что случилось с командой, выглядевшей в Финляндии столь безлико. Ответ должны держать не только игроки и тренеры, но и врачи, массажисты, технический персонал, руководитель делегации в конце концов. Ведь команда — единый механизм. Наблюдая за нашей дружиной по телевизору, сложно докопаться до истинных причин фиаско. Могу констатировать очевидное: отсутствовало движение, неважно разыгрывались стандартные положения — вбрасывания и численное большинство.
Сборы продолжались около месяца. Почти как у команды СССР в лучшие ее времена! И тем не менее такое фиаско. Значит, что-то не так. Не могли же все навыки, которыми ребята обладают, взять так просто и исчезнуть. Ведь и на условия грех жаловаться. Не в какой- нибудь дыре работали, а в Берлине. Уверен, что бытовых проблем никто не испытывал. И для психологической разрядки возможность была: в столице Германии есть на что посмотреть, чтобы отвлечься от рутины тренировочных будней. Важно было суметь организовать релаксационные мероприятия, создать в команде необходимую атмосферу, чтобы даже самые тяжелые нагрузки не показались каторгой. А это уже тренерское мастерство — не только ЗНАТЬ, что предложить своим подопечным, но и УМЕТЬ это сделать. Ведь качество приготовленного блюда определяется не только вкусовыми свойствами, но и сервировкой стола.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь