Письмо Рудских. В защиту Нового мира
Наставники растут с учениками
Тренеры по легкой атлетике Михаил Шур, Владимир Русских, Елена Стасюкевич, Анатолий Мариненко 6 января 2009 года в газете “Прессбол” выразили коллективное мнение о работе старшего тренера РЦОП по легкой атлетике Владимира Фомичева (статья “С высоты глубинки: ущербный конвейер”).
Последовал немедленный ответ затронутой персоны и присоединившихся лиц, ответственных за развитие легкоатлетических прыжков в стране: старшего тренера по резерву Юрия Моисеевича, старших тренеров по прыжкам Валерия Бунина и Анатолия Ермишина (“СП” от 14.01.2009).
Как соучастника многих затронутых событий и в силу ныне занимаемой должности меня в первую очередь заинтересовало содержание публикаций с точки зрения их соответствия современным вызовам в интересах белорусского спорта.
Можно долго спорить, кто первичен — спортсмен или тренер. Белорусская легкая атлетика потому и состоялась, что в ее рядах всегда были наставники, умеющие раскрыть талант одаренных атлетов. На четырех Олимпиадах суверенной истории нашей страны легкоатлетами завоевано 19 медалей. На последней стадии подготовки их обеспечил эффективный труд 13 тренеров. В то же время тот факт, что к 11 медалям причастны лишь пять наставников, подчеркивает дефицит специалистов высшей квалификации.
Отрадно, что в 2008-м в когорту маститых влились Валерий Воронцов, воспитавший олимпийскую чемпионку Оксану Менькову, Людмила Никипорчик и Иван Гордеенко, взрастившие серебряных медалистов Пекина Наталью Михневич и Андрея Кравченко соответственно. Сделали они это в довольно зрелом возрасте, что подтверждает длительность становления тренеров. Могли они это сделать раньше? Безусловно, могли, если бы в их трудовой биографии не было ситуаций, о которых напомнили авторы публикации в “ПБ”: то есть у них также в свое время забрали способных учеников и передали другим специалистам.
Важнейшее условие становления тренера — возможность непрерывной работы со спортсменом при постоянной помощи организаторов спорта как в национальной команде, так и на местах.
В условиях Беларуси чрезвычайно важно воспитание и спортсменов, и тренеров. Аксиома “тренеры растут вместе с учениками” неоспорима, но их рост требует постоянного самообразования, системного анализа проделанной работы, повышенного внимания к моральному и психологическому созреванию их питомцев.
Изложенная позиция авторов материала “С высоты глубинки: ущербный конвейер” по своей сути вписывается в современные реалии. Отметившись определенными достижениями на уровне резерва, они, естественно, стремятся расти дальше.
Утверждение авторов ответа в “СП”, мол, их оппоненты работают в УОР и СДЮШОР и обязаны готовить кадры для национальной команды, верно по направленности, но не может быть единственным мерилом для всех и всегда, ибо нарушает первостепенные условия роста профессионального мастерства тренеров.
Возможно, Шур, Русских, Стасюкевич, Мариненко и множество их коллег, работающих с резервом, безропотно подчинились бы, не знай они печальной действительности предыдущего проекта тренера Фомичева.
Таланты, свалившиеся в пике
Несколько лет назад я, будучи главным тренером легкоатлетической дружины, впечатлился сверхоптимистичными обещаниями Фомичева вывести прыжки в высоту на мировую орбиту. При моем прямом участии была собрана группа спортсменов с высочайшим уровнем физических данных, подчеркнувших талантливость медалями европейских и мировых юниорских и юношеских состязаний: Геннадий Мороз — чемпион Европы-98 среди юниоров (его тогдашний рекорд — 2,25, тренер Мариненко), Алексей Лесничий — бронзовый призер юниорского ЧЕ-98 (2,22, тренер Русских), Александр Плиско — бронзовый призер юношеского ЧМ-2003 (2,21, тренер Шур), Артем Зайцев (2,20, тренер Шур), Сергей Иванов — участник юношеского ЧМ-2003 (2,15, тренер Талантов). Ребята высокие, под два метра ростом, а кто и выше, поджарые, обладавшие набором необходимых скоростно-силовых (для своего возраста) и координационных качеств. Это была одна из лучших, если не лучшая группа в мире! Сегодня эти парни должны были блистать, однако их, кроме Зайцева, нет на легкоатлетическом небосклоне. Остальные четверо из-за полученных травм потеряли возможность войти в мировую элиту. Особенно жаль Сергея Иванова, уровень которого, по мнению специалистов, был за пределами 2 м 40 см. И сколько бы сейчас ни козыряли, что он в строю и прыгнул тройным на 16,04, что известный тренер видит у него перспективу, очевидно: потерян истинный самородок, который всем нам не удалось огранить. Это непозволительное расточительство, а для Беларуси особенно.
В чем вина Елены Стасюкевич?
В целях познания истины проследим тренерский путь Елены Стасюкевич, самой молодой из стана возмутителей спокойствия. Рано проявив задатки хорошего тренера, она развивала их с помощью спортивных организаций Гродненщины при поддержке руководства национальной команды.
Работая с многоборками, Елена Федоровна подготовила спортсменок, представлявших страну в крупных международных соревнованиях. У двух — Надежды Павлюковской и Елены Кречик — не разглядела таланта в семиборье и передала их в метание молота Сергею Афанасьеву и Валерию Губкину, под руководством которых девушки стали мастерами спорта международного класса.
Выступая в многоборье, ее воспитанницы именно в прыжках в высоту показывали результаты международного уровня для своего возраста: Ирина Искрик — 181 см, Алеся Блашкевич — 180 см. Иногда их показатели превосходили достижения “чистых” прыгуний, поэтому многоборок приглашали выступать в чемпионатах мира и Европы среди девушек и юниорок в прыжках в высоту. Это обстоятельство послужило причиной приглашения спортсменок на централизованные сборы к Фомичеву. При этом уже никто не оценивал их возможности в многоборье. Как и ранее, при гарантии элитных условий подготовки тренером обещалось восхождение на Олимп в прыжках в высоту. Что дело обстоит именно так, легко проверить, подсчитав количество дней сборов до их появления у Фомичева и теперь.
Первой испытала “перемену обстановки” Искрик, перейдя в результатах на стабильные 170 см. Сейчас ей 22, по собственному выражению, она “тренируется по возможности”, тем не менее зачислена в РЦОП.
В октябре 2008 года этот же путь выбрала 18-летняя Блашкевич. На недавнем чемпионате в Могилеве она взяла 175. Третья подопечная Стасюкевич, 20-летняя Екатерина Бабич, недавно одержала победу в пятиборье на молодежном чемпионате Беларуси, набрав хорошую сумму очков 4054 (мастерский результат). И снова выделяется ее результат в прыжках в высоту— 177 см.
Чего ждать тренеру Стасюкевич? В чем ее вина? Неужели в том, что она и ее союзники по письму не хотят идти в “старый мир”, понимая, что заход во второе пике осуществляется по старому сценарию и по той же траектории без шансов выхода из него?
В “новый” же мир их никто не позвал, радикальных мер, кроме обвинений, вы, мол, готовите “дрова”, руководством предложено не было. Усугубляет ситуацию участие в разборках двух еще несостоявшихся спортсменок — Алеси Герасимовой и Алеси Блашкевич. Особо впечатляют шитые белыми нитками их “расстроенные и возмущенные заявления”.
Специализированные центры
Очень хочется спросить у одного из лучших в прошлом специалистов по тройному прыжку Валерия Ивановича Бунина, почему до сих пор не создан национальный специализированный центр под его руководством?
Специализированный центр с особым микроклиматом уважения и взаимопомощи друг другу, где разногласия не ведут к конфронтации, а тем более к вражде, где идет воспитание и спортсменов, и тренеров, где вопросы решаются коллегиально с опорой на знания и опыт рулевого.
Ныне в национальной команде в должности старших тренеров трудятся Владимир Сивцов, Александр Ефимов, Сергей Литвинов, Валерий Воронцов, Иван Гордеенко, которые уровнем работы доказали, что имеют право на руководство национальными центрами по своим дисциплинам. Таких центров пока нет, зато есть РЦОП с функциями спортивной школы. В то же время в силу статуса названных тренеров есть все для создания специализированных (по видам) центров на принципах работы с национальными командами, даже если придется кооперировать финансовые средства.
Создание центров под избранных тренеров — лишь локальная задача, работа на опережение. Глобальная же требует создания таких структур в профилирующих дисциплинах не только в легкой атлетике, но и в других видах спорта. Для этого требуется разработка новой правовой базы, позволяющей сосредоточить в центрах лучших специалистов для методического руководства. Им законодательно нужно обеспечить возможность работать без учебных групп, создать привлекательное материальное положение. На этих условиях именитые наставники смогут внедрять передовые технологии подготовки и бескорыстно оказывать методическое содействие всем подразделениям резерва.
Такой подход обеспечит уверенность тренеров на местах в том, что у них никто никого не переманит, не отнимет, а прогресс их питомцев будет общей заботой и личных наставников, и старших тренеров центров.
Памятуя о том, что конечной целью подготовки является воспитание выдающихся спортсменов, меру ответственности необходимо распределить по всей тренерской цепи через контракты-заказы Минспорта.
Как бороться с форсажем
В работе с резервом крайне актуальна проблема форсирования подготовки на ранних этапах. Сейчас она наверняка обострится из-за введения юношеских Олимпийских игр. Не случайно на одном из заседаний коллегии министр спорта Александр Григоров поставил вопрос: что нужно сделать, чтобы избежать натаскивания?
Заслон порочному явлению может поставить регламентация подготовки юных во всех спортивных школах страны. Стандартная модель подготовки в каждом виде спорта не только очерчивает сроки годичного цикла и календарь соревнований, но и определяет стратегию, устанавливает жесткие сроки контроля каждого этапа подготовки. В основе контроля — педагогическое тестирование и медицинские освидетельствования.
По каждой специализации тестирование должно строго отвечать методической направленности формирования организма юных спортсменов. В сроки, определенные моделью, все занимающиеся в соревновательной форме (при участии директоров, завучей, методистов школ) сдают тесты. Результаты каждого направляются в РЦОПы (при современной компьютеризации это сделать несложно), где обрабатываются и анализируются с участием специалистов национальных команд и кафедр БГУФКиС. Пример подобной деятельности демонстрирует главный тренер сборной по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович.
Грамотное расположение тестов по этапам подготовки не позволит включить форсаж. Накопление же информации о достижениях спортсменов позволит оперативно управлять тренировочным процессом во всех звеньях.
Таково видение основных направлений в работе с резервом (детали требуют обсуждения и уточнения), которые приведут белорусский спорт в Новый мир, куда тренеры будут входить без принуждения, с уверенностью в том, что они окружены людьми для оказания им помощи в реализации планов.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь