МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕ. БЕЛАРУСЬ — ХОРВАТИЯ. Подробность биографии
Дабы оградить игроков от возможного послепобедного ажиотажа, а заодно и сэкономить время, штаб белорусской делегации решил пожертвовать официальным и открытым для прессы опробованием оберхаузенской арены и провел тренировку на обжитом газоне близ отеля. В путешествие к местам грядущих баталий с хорватами и сербами отправился один главный тренер, ибо в обязательной официальной программе значилась еще и предматчевая пресс-конференция. Попутно он обследовал арену, размах и лоск которой на порядок уступали бохумскому бундеслиговскому 22-тысячнику. Да газон на “Нидеррайн Штадионе” показался слишком жестким в сравнении с бохумским — безукоризненным, вопреки слухам о его недавнем срочном ремонте.
Аудиторию, перед которой в оберхаузенском стадионном пресс- центре держал слово белорусский наставник, составили… всего двое представителей пишуще-вещающей братии: комментатор БТ Владимир Новицкий и представитель Интернет-сайта УЕФА. Последний начал разговор вопросом, звучавшим умилительно для собеседников, проехавших ради разговора не один десяток километров: “Вы довольны победой над Италией?” На это даже всегда корректный в общении с журналистами Пунтус отреагировал фразой, не предназначенной для перевода на немецкий. При всей комичности сцены в ней можно усмотреть и символ. Дабы оказаться в эпицентре реального футбольного евроинтереса, сборную Италии и иже с ней надо обыграть не раз и не два.
Разность диспозиций
В контексте возникшей после старта турнирной ситуации сборная Хорватии представлялась оппонентом в чем-то даже более опасным, нежели итальянцы. С одной стороны, она оказалась прижатой к стене поражением от соседей-антагонистов из Сербии и Черногории. С другой — произвела в матче против них впечатление довольно грозной силы. Проигрывая 0:2, подопечные Мартина Новоселаца сумели во втором тайме уравнять счет. И только шальной сербский гол “на флажке” поверг-таки их ниц.
Хорватская неудобность заключалась еще и в том, что даже при пристальном изучении видеотечных материалов (в том числе записи поединка с сербами) игру этой дружины трудно было разложить на составляющие. В ней просто нет стольких обязательных примет, как, скажем, в стиле итальянцев, построенном на фундаменте кондовой веры в свою непогрешимость. Многое зависит от формы и настроения лидеров, выступающих в национальной сборной: Бабича, Краньчара, Срны.
Судя по всему, Новоселац, не имевший времени для долгой подготовки команды, нащупывал оптимальный вариант состава уже в процессе игры против сербов. Матч с белорусами хорватская сборная начинала практически в том же сочетании игроков, в каком заканчивала предыдущий. В этом смысле для белорусского штаба диспозиция была ясна и сюрпризов не таила.
Остается лишь догадываться, какое смятение в хорватской раздевалке вызвало знакомство с заявкой белорусов. По сравнению с победной игрой против итальянцев в стартовом составе появились шестеро новых персонажей: Кирильчик, Сокол, Шмигеро, Сучков, М.Цыгалко и Беганский. К тому же (об этом хорваты могли узнать лишь со стартовым свистком) двое из пятерки аксакалов — Бага и Панковец — сменили тактические позиции.
Публичный риск
Столь кардинальная кадровая перелицовка напоминала смену коней на переправе и открывала новую грань тренерской незаурядности Пунтуса. Давно перестал удивляться его решимости и склонности к неординарному. Но при всем желании не могу припомнить ничего, что граничило бы с субботним решением по степени публичности риска. Полагаю, и среди читающих эти строки предостаточно тех, кто в ходе телетрансляции из Оберхаузена не раз перемыл тренерские косточки, недоумевая по поводу столь массового отказа от первых номеров. Впрочем, от гнева болельщиков Юрий Иосифович словно заговорен. По окончании этого головоломного тренерского эксперимента мы с облегчением констатируем положительный исход. Ничья, спасенная ударом Павла Кирильчика за восемь минут до финального свистка, в стратегическом турнирном смысле оказалась практически тождественной несостоявшейся победе. Ведь даже выиграй белорусы, им все равно, если отбросить шаткие варианты сторонней помощи, пришлось бы сражаться сегодня с сербской дружиной Владо Петровича как минимум за ничью.
При этом Пунтус достиг многих из целей, которые ставил, идя на такой риск. Главное, что из изнуряющего ритма игр через день-два были вырваны несколько основных штыков. Они получили возможность планомерно готовиться к матчу, который станет ключевым в споре за путевку в полуфинал.
У черты
Однако, помимо стратегических целей, у субботнего эксперимента была ведь и другая — зрелищно- содержательная — сторона. Поговорим о ней.
В наборе симпатичных человеческих черт Пунтуса есть некая тождественность с артековским вожатым советских времен. Он с искренним убеждением и пионерским блеском в глазах может говорить о вере в каждого из своих подопечных, их готовности подставить плечо другу и круговой взаимозаменяемости. История спорта знает немало примеров, когда подобный педагогический идеализм уводил его поборников за границу реальности, делал их немного смешными и уязвимыми для уколов доводами холодного рационализма, а то и цинизма, всегда сопутствующего футболу.
Думается, в субботу на оберхаузенском “Нидеррайн Штадионе” Юрий Иосифович побывал вблизи этой опасной черты. От состава, выбранного на матч с искренней верой в успех, он ждал явно больше того, что в итоге получил и увидел.
Игра не заладилась с первых минут. Команда выглядела закрепощенной и вялой. Шанс стать вровень с первыми номерами подействовал на многих резервистов парализующе. Наиболее наглядной иллюстрацией этого была детская ошибка Шмигеро, вздумавшего выносить мяч из вратарской через центральную зону перед штрафной. Авантюра закончилась перехватом и звоном штанги после удара хорватского диспетчера Краньчара.
Впереди не мог зацепиться за мяч тандем форвардов. Ему практически ничем не помогал Глеб-старший. Наученные горьким итальянским опытом, соперники приклеили к Саше коренастого Шафарича, который при каждой встрече белорусского лидера с мячом косил, не разбирая, где мяч, а где чужая нога. Выбитый из колеи, Саша занервничал, стал запредельно браковать, допускать обрезки и потери. По логике диспетчерские функции следовало подхватить игравшему в связке с Глебом Соколу, но он излишне суетился, часто “сваливался” на фланги и активничал большей частью вхолостую.
В числе послематчевых объяснений неудачной игры ребята называли погоду и судейство. По поводу солнца на небе, с одной стороны, сложно и возразить: первый в сезоне погожий летний день, с непривычки, наверное, и мог показаться жарким. Но с другой, если такой проблемой оказываются немецкие “плюс 24”, что будет говориться в августе о греческих “плюс за 40”, попадание в которые считается вроде как заветной мечтой?
Что касается чешского арбитра, то тому можно и посочувствовать. Он вместе с игроками угодил в жернова навязанной хорватами тактики мелкого фола, при которой почти невозможно оставаться последовательным в трактовке идентичных нарушений. Ко всему, Бенеш явно пересвистывал при фиксации фолов в атаке. Во многом его стараниями был практически деморализован и выключен из игры Павел Беганский. И без того нечастые попытки единоборств с защитниками пресекались свистками не в пользу форварда.
Чрезмерная жесткость соперников привела к очередной потере в рядах белорусов. С серьезным повреждением крестообразной связки коленного сустава выступление на чемпионате завершил Павел Шмигеро, составивший лазаретную компанию Артему Концевому. С выходом на замену Дениса Сащеко после двух матчей в рядах сборной остался всего один пока не задействованный в чемпионате полевой игрок — Игорь Рожков.
“Стенка” — не стена
Темп на протяжении всего матча был невысоким. Хорватской командой толково управлял на поле бундеслиговский знакомец братьев Глебов Марко Бабич. Он и партнеры лучше держали мяч, а потому и число номинальных угроз со стороны хорватов оказалось больше. Впрочем, белорусская оборона, перелопаченная менее других линий, с главной работой справлялась вполне пристойно. Хорватские нападающие Любоевич и недавно ассимилированный в стране бразилец Да Силва доступ в штрафную получали нечасто и Жевнову практически не угрожали. Единственный на две команды первотаймовый удар в створ ворот был нанесен со штрафного. И, увы, оказался голевым. Белорусский вратарь явно недооценил опасность “стандарта”, назначенного далеко от ворот. “Стенка” из трех человек стояла больше для проформы. А взявшийся бить центральный защитник Лучич углядел микроскопический шанс поразить левый угол мощным прямым ударом. С реакцией на него Жевнов запоздал.
У хорватского голкипера Марко Шарлии до перерыва работы практически не было. Белорусы редко появлялись в его владениях с мячом в ногах. А ни один из четырех дальних ударов метким не был, хотя точки обстрела, на которых оказывались Сучков и Сокол, были вполне перспективны.
Пунтус родился в рубашке
Во втором тайме игру белорусов заметно оживили быстро проведенные Пунтусом замены. Глеб- старший уже на 46-й минуте отсалютовал появлению на поле брата тонким продольным пасом в штрафную тому на ход. Так в активе команды появилась первая проникающая атака. Жаль, что Вячеслав, вместо того чтобы размашисто “ахнуть” по воротам, предпочел ударить в ближний “низ”, не слишком озадачив Шарлию.
Вслед за первенцем последовали опасные удары Цыгалко, Сащеко, того же Глеба-младшего. Активным подспорьем наступлению стал Калачев, поупражнявшийся в роли центрального полузащитника, в которой в сборной давненько не играл.
Описанное оживление в рядах белорусов практически не изменило соотношение сил на поле. Ибо в примерно такой же пропорции возросла активность хорватов. Перспектива ответного гола если и просматривалась, то была не яснее шансов балканцев удвоить свой перевес. С приближением финального свистка в действиях белорусов, при любой оказии смотревших вперед, убывало осмотрительности. Участились обрезки, из которых хорваты вполне могли сообразить пару-двойку голевых шансов. Но им очевидно не бежалось, не хватало точности паса. Физические силы соперников явно шли на убыль.
Кстати, такой поворот событий еще до матча убежденно прогнозировал Пунтус — он исходил из того, что соперник практически не изменил состав в сравнении со стартовым туром и потому непременно “сядет”. Косвенным подтверждением верности такого расчета стала замена, проведенная Новоселацом. Он явно почувствовал неладное и в стремлении удержать перевес положился на численное укрепление обороны, выпустив защитника Микулича вместо нападающего Любоевича.
При всем желании усмотреть в развитии событий другие предпосылки случившегося вскоре гола сделать это затруднительно. Спасительная атака не была составной частью некоего отчаянного штурма. Она возникла спонтанно — из банального флангового перепаса Панковца и Сучкова, одновременно с которым на другой стороне поля осенило рвануть в штрафную защитника Кирильчика…
Юрий Пунтус родился в рубашке. Такую завидную подробность не откажется указать в автобиографии любой футбольный тренер.
Групповой матч финального турнира молодежного ЧЕ
БЕЛАРУСЬ — ХОРВАТИЯ — 1:1
ОБЕРХАУЗЕН. 29 мая. “Штадион Нидеррайн”. 2000 зрителей (вместимость — 8400). Ясно, 24 градуса. Начало в 15.30. Билет — 20 евро.
СУДЬИ: М.Бенеш, М.Зламал (оба — Чехия), М.Симонс (Бельгия).
КОМИССАР: Д.Петриашвили (Грузия).
ИНСПЕКТОР: К.Ридден (Англия).
ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 2.Тарасенко, 3.Молош, 8.Корниленко, 12.Ю.Цыгалко, 14.Концевой, 15.Рожков, 21.Шкабара, 22.Логвинов; Хорватия — 1.Враньич, 2.Булят, 7.Царевич, 11.Бодрушич, 13.Гал, 14.Милардович, 15.Линич, 18.Захора, 22.Пелин.
ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Юрий Пунтус, Юрий Пудышев; Хорватия — Мартин Новоселац.
ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — синие майки и трусы.
ГОЛЫ: 0:1 — Лучич (38, со штрафного). 1:1 — Кирильчик (82, пас — М.Цыгалко).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Йеше (27), Праньич (31), Шафарич (все — за грубую игру), Срна (69, за умышленную игру рукой), В.Глеб (73, за неспортивное поведение).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА — 95.04 (47.01+48.03).
БЕЛАРУСЬ | ХОРВАТИЯ | |||||
1-й т. | 2-й т. | ВСЕГО | 1-й т. | 2-й т. | ВСЕГО | |
УГЛОВЫЕ | 3 | 4 | 7 | 1 | 4 | 5 |
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ | 5 | 8 | 13 | 7 | 16 | 23 |
В створ ворот | – | 5 | 5 | 1 | 5 | 6 |
В штанги и перекладины | – | – | – | 1 | – | 1 |
Мимо ворот | 3 | 3 | 6 | 5 | 6 | 11 |
Блокированные | 2 | – | 2 | – | 5 | 5 |
ФОЛЫ | 16 | 16 | 32 | 16 | 10 | 26 |
ОФСАЙДЫ | – | – | – | 2 | 1 |
3 |
ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ
6 — Пытаясь разрядить обстановку, Шмигеро неудачно выбивает мяч в центральную зону перед штрафной. Туда набегает Краньчар и с ходу стреляет с 21 метра — крестовина.***
8 — В 19 метрах от ворот чуть правее центральной оси Бабич выполняет штрафной. После его удара мяч летит мимо “стенки” в дальний угол — рядом со стойкой.**
10 — От правой бровки Срна навешивает на линию вратарской. Жевнов покидает ворота и руками снимает мяч с головы Праньича, но не фиксирует его. Первым на подборе оказывается Дрпич, который пытается с 9 метров перебросить выдвигающегося навстречу белорусского голкипера — неточно.**
12 — После ввода из аута мяч получает набирающий ход вдоль правой бровки Срна. От углового флага по высокой траектории он посылает мяч на дальний угол вратарской, где из-за спины Шмигеро выбегает Праньич, но немного не дотягивается до мяча.**
24 — В середине поля вблизи левой бровки Сучков перехватывает мяч, пользуясь откатом хорватских защитников к своим воротам, приближается к штрафной и наносит хлесткий удар с 17 метров. Мяч, попадая в кого-то из хорватов, летит в правый нижний угол — рядом со штангой.**
29 — После подачи слева Соколом углового защитник выносит мяч за пределы штрафной. Но первым на подборе оказывается Сучков, который принимает мяч на грудь и, не давая тому приземлиться, бьет с лету с 27 метров — рядом с левой штангой.**
38 — В 30 метрах от ворот левее центральной оси Лучич со штрафного внешней стороной правой стопы обводящим ударом мимо малочисленной “стенки” белорусов направляет мяч в ближний угол ворот — 0:1.***
46 — Контрвыпад белорусов завершается тонкой передачей А.Глеба в штрафную вразрез между Йеше и Лучичем на ход В.Глебу, который с ходу направляет мяч в правый нижний угол. Но удар получается слабым и Шарлия без труда справляется с ним.***
55 — Из зоны левого инсайда Праньич мягко забрасывает мяч в штрафную свободному от опеки Бабичу, который после подработки сильно бьет с 8 метров — неточно.**
58 — Краньчар совершает рейд через полполя, на подступах к воротам белорусов находит справа Да Силву, который, играя с Краньчаром в “стенку”, через правую зону врывается в штрафную и с боковой линии вратарской простреливает в сторону набегающего Шафарича. Последнего опережает Бага, ногой прерывая передачу.**
59 — С левого угла штрафной Сучков верхом посылает мяч за спины хорватских защитников открывающемуся Сащеко, который бьет с ходу с 11 метров. Удар получается корявым и потому становится легкой добычей голкипера.**
70 — А.Глеб, прессингуя Лучича, вынуждает того ошибиться. Сучков перехватывает мяч, пробрасывает себе на ход и с 20 метров метров стреляет в правый нижний угол — рядом со штангой.**
72 — После безадресной поперечной передачи Сучкова мяч в центре поля подбирает Бабич, приближается к воротам и с 26 метров наносит мощный удар — Жевнов на месте.**
82 — Сучков от левой бровки выполняет навес в район 11-метровой отметки. Там М.Цыгалко зряче головой сбрасывает мяч назад Кирильчику, который бьет с 14 метров с ходу в правый нижний угол — 1:1.***
88 — После неудачного розыгрыша хорватами углового А.Глеб подхватывает мяч у своей штрафной, обыгрывая по ходу двух хорватских футболистов, совершает стремительный прорыв вдоль левой бровки и пасует вразрез между защитниками мчащемуся на всех парах по центру В.Глебу. Однако Йеше в последний момент удается перехватить передачу.**
ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Павел Кирильчик забил первый гол в 12 проведенных им играх за молодежную сборную.
Молодежная сборная Беларуси провела 50-й официальный матч (учитываются лишь игры отборочных и финальных турниров чемпионатов Европы). Баланс ее игр: +26=7-17, 82-58. Вообще же с учетом товарищеских встреч реестр сборной насчитывает уже 79 матчей, проведенных ею с момента образования (+41=12-26, 124-89).
Беспроигрышная серия белорусской “молодежки” в официальных матчах составляет уже 9 встреч (+8=1-0, 18-5).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь