НАЗНАЧЕНИЕ. Что выпьем в мае?

06:44, 15 марта 2005
svg image
735
svg image
0
image
Хави идет в печали

Три к одному

Начиная заседание, председательствующий на нем глава ФХРБ Владимир Наумов не преминул отпустить шпильку в адрес представителей СМИ, заполнивших тесный зал для совещаний, как троллейбус в час пик: “Неплохо бы наблюдать такую вашу массовость и на хоккее…” Впрочем, понять нетерпение журналистов было несложно: матчей много, а смена рулевого сборной (позиции которого еще несколько месяцев назад казались незыблемыми) — это все-таки топ-событие.

Было решено не томить: заседание началось с отчета Михаила Захарова о выступлении сборной на олимпийской квалификации в Риге. Озвученная им хронология событий месячной давности не сообщила собравшимся практически ничего нового: добротная игра, отсутствие нескольких лидеров, не взятая в конце третьего периода пауза, которую планировалось попросить чуть позже… Однако против обыкновения голосование по отставке не последовало тотчас же за докладом. Предложение председательствующего задавать докладчику вопросы нашло живой отклик среди аудитории. Вопросов, правда, было немного. Главным образом звучали монологи тех, кто считал смену наставника сборной за полтора месяца до чемпионата мира слишком рискованным шагом. Кто-то предлагал Захарову одуматься и отозвать заявление или (как вариант) не принимать его при голосовании. Кто-то настаивал на необходимости его ухода с поста главного при непременном продолжении работы в штабе национальной дружины в том или ином качестве. В процессе дискуссии Наумов свою позицию обозначил четко:

— Мне не хотелось бы, чтобы столь серьезный вопрос решали симпатии и антипатии только членов исполкома. Не стоит забывать о десятках тысяч белорусских болельщиков, ради которых мы работаем. Для них проигрыш решающего матча стал сокрушительным ударом, боль от которого будет ощущаться следующие четыре года. Михаилу Михайловичу стоит признать, что он взвалил на себя неподъемную ношу. Возможно, ему пока рано возглавлять сборные. Итогом уже стали вылет молодежной дружины из группы “А” и непопадание национальной команды в Турин. Мы можем сколько угодно вспоминать о сильной игре нашей команды в Риге, но на Олимпиаду едут латыши…

Но даже несмотря на столь эмоциональный спич председателя, в процессе объявленного голосования единодушия не наблюдалось. Хотя голоса в итоге и распределились в соотношении три к одному “за” отставку Захарова.

Далее, разумеется, на первый план вышел Глен Хэнлон, до сего момента скромно сидевший по правую руку от генсека федерации Александра Лещика, помогавшего канадцу синхронным переводом. Не заостряя внимания на биографии преемника Захарова, глава федерации счел необходимым озвучить принципы, на которых будут строиться отношения ФХРБ с заокеанским наставником. Основными вопросами собравшихся (равно как и журналистов) являлись два: “как долго” и “насколько дорого”. Ответ был получен на оба: пока сотрудничество запланировано до 1 сентября нынешнего года. Дальше — в зависимости от продолжительности локаута. При этом было особо подчеркнуто, что даже в случае полюбовного соглашения Беттмэна и Гуденау и возобновления чемпионата НХЛ Хэнлон может остаться у руля сборной. Ответ же на второй вопрос и вовсе поверг собравшихся в легкий шок: оказалось, что канадец согласился работать с нашей командой… бесплатно. Логика столь любопытного его решения была разъяснена в приведенном ниже интервью тренера журналистам “ПБ”.

Заодно был назван и один из ассистентов Глена по работе с главной командой Беларуси — им стал Анатолий Варивончик. Канадец не возражал против того, чтобы помощников ему подобрала федерация, ибо сам он пока плохо знаком с местной конъюнктурой. Что касается Михаила Захарова, то о возможности его вхождения в тренерский штаб так и не было получено внятного ответа ни от Наумова, ни от Хэнлона.

Логичной выглядела просьба членов исполкома заслушать хотя бы краткий программный доклад заокеанского коуча. Уговаривать не пришлось:

— Прошу прощения за то, что буду говорить по-английски. Надеюсь в скором времени освоить и русский. Вы, конечно, понимаете, что в данный момент мне трудно представить развернутую программу. Пока моя информация о белорусской сборной ограничивается лишь просмотром нескольких видеозаписей. Но уже по ним можно судить, что мне может быть доверен интересный коллектив. Тут есть и уже состоявшиеся классные хоккеисты, и игроки с несомненным потенциалом. Не стану утверждать, что намерен непременно прививать белорусской дружине канадский стиль хоккея, опираясь на канадскую же методику подготовки. Любая система имеет свои плюсы и минусы. Одним из главных направлений работы намерен сделать воспитание в игроках психологии победителей. У меня на родине с детства прививается мысль, что, выходя на лед, ты обязан побеждать. На каком бы уровне ни играл, и какой бы соперник ни противостоял. Успешное решение этой задачи весьма важно, если учесть специфику грядущего чемпионата мира. Из-за локаута все сборные будут комплектоваться отборными силами…

Как и ожидалось, при голосовании за назначение Хэнлона единодушие было куда более заметным: один воздержавшийся при подавляющем большинстве “за”.

Стоит отметить, что субботний исполком не замкнулся на решении главного вопроса. Так, собравшиеся обсудили ход подготовки юношеской сборной страны к стартующему менее чем через месяц чемпионату мира 18-леток. Была названа кандидатура на пост наставника молодежной (до 20 лет) сборной страны (руководство федерации намерено предложить эту должность главному тренеру “Бреста” Евгению Лебедеву). Также были озвучены вопросы, возникающие в процессе проведения плей-офф нынешнего национального чемпионата, и даже намечены контуры будущего. 14-му открытому первенству (три иностранные команды, участвовавшие в нынешнем ОЧБ, уже предварительно подтвердили свое участие и в будущем) могут сопутствовать ряд новшеств. В частности — пересмотр принципов легионерской квоты и минимального лимита на молодых игроков и даже количества заявляемых на матч хоккеистов. Но эти инициативы будут утверждаться лишь на следующем исполкоме, который пройдет в мае-июне, уже после чемпионата мира в Австрии. Когда можно будет оценивать правильность решений исполкома нынешнего.

Говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Хочется надеяться, что мартовский риск замены коней на переправе обернется после чемпионата мира майским шампанским. Захаров же свою чашу испил…

Сразу после заседания исполнительного комитета ФХРБ, де-юре оформившего назначение Глена ХЭНЛОНА на пост главного тренера национальной сборной Беларуси, он уделил время журналистам “ПБ”.

Глен Хэнлон: на старте цейтнота

— Господин Хэнлон, ваше назначение на пост наставника белорусской сборной оказалось весьма неожиданным.

— Поверьте, для меня тоже. В моем распоряжении имелось чуть больше недели, за которые нужно было принять решение, оперативно оформить документы и прибыть в Минск. За это время с помощью сотрудников дипломатической миссии Беларуси в США удалось немного познакомиться с вашей страной. Кстати, именно по каналам посольства Беларуси мне и поступило предложение возглавить вашу сборную.

— Довольно оригинальная схема.

— Возможно, но я не вижу в ней ничего противоестественного. В конце концов, локаут в НХЛ — это форс-мажор уже сам по себе, и на его фоне любой вариант продолжения тренерской карьеры воспринимается на ура. Тем более если тебе предлагают возглавить сборную. Это очень интересно и ответственно для любого уважающего себя наставника.

— До такой степени, что вы согласны работать бесплатно?

— Знаете, у меня на родине и в США вопросы о сумме контракта принято считать не совсем корректными. Могу только подтвердить слова господина Наумова. Поверьте, финансовый фактор был отнюдь не определяющим при принятии решения приехать в вашу страну. Несмотря на локаут, у меня продолжает действовать контракт с “Вашингтоном”, который регулярно платит мне зарплату. Соблазнился скорее перспективой работы в сборной. Тем паче на чемпионате мира, куда из-за вынужденного перерыва чемпионата НХЛ съедутся все хоккейные “сливки” планеты.

— Как отнеслись к отъезду в клубе и в вашей семье?

— Здесь мне повезло — в обоих случаях были полное понимание и поддержка. Кстати, семья мне также помогла узнать о Беларуси много нового. Вы, наверное, не знаете, но отец моей жены — поляк. Кроме того, здорово выручили русскоязычные игроки, выступающие в “Вашингтоне”, — Гончар и Зубрус. Сформированная с их помощью картина пока не расходится с увиденным. А увиденное не разочаровывает и вполне соответствует превосходным отзывам скаута нашего клуба, который посещал Минск во время юношеского чемпионата мира.

— Однако клуб платит вам зарплату, и, следовательно, вплоть до отъезда в Беларусь вы продолжали исполнять какие-то обязанности.

— Безусловно. Я регулярно посещал соревнования минорных лиг, наблюдал за выступлениями молодых игроков, задрафтованных “Вашингтоном”, старался найти новые таланты. Но руководство клуба понимает, что для тренера очень важно иметь постоянную практику. Поэтому оно не противилось моему отбытию в Европу.

— Почему же было не найти временное пристанище на родине или в США?

— Это нелегко. Подавляющее большинство клубов минорных лиг так или иначе связано с командами НХЛ, и работать в них мне запрещалось по условиям контракта с “Вашингтоном”. Европа и сборная — совершенно другое дело.

— То есть работа с нашей дружиной для вас, как и для большинства НХЛовских игроков, — своего рода временная гавань?

— Я не ставил бы вопрос так. Не исключено, что мы продолжим сотрудничество и по окончании локаута.

— Но это физически невозможно.

— Ничего невозможного нет. Нынешний этап — это что-то вроде гарантийного срока нового автомобиля. Приобретая его, вы ведь не знаете, как он будет вам служить, верно? Сейчас болельщики, журналисты и руководство федерации присматриваются ко мне. Я, в свою очередь, стараюсь освоиться здесь. Если через полгода все останутся довольны, можно будет подумать и о продолжении. Но обсуждать его формы сегодня явно рано. Сейчас все силы и помыслы должны быть направлены исключительно на подготовку к чемпионату мира.

— Вы уже успели наметить первоочередные шаги на новом поприще?

— Как уже упоминалось в ходе заседания федерации, я успел просмотреть несколько видеозаписей. Но пока говорить о крупномасштабных реформах преждевременно. Во-первых, материала для размышлений недостаточно. Сейчас намерен посещать как можно больше матчей вашего чемпионата, благо плей-офф вступил в решающую стадию. Во-вторых, хоккеисты тоже ведь читают газеты, незачем их заранее пугать. (Смеется.)

— По нашей информации, вы уже успели встретиться с прежним наставником сборной.

— Действительно, у нас с Михаилом Захаровым состоялась довольно длительная беседа. Но совместного углубленного анализа игры сборной не проводили — просто пообщались, поговорили о хоккее. Я успел познакомиться с катком, на котором базируется сборная во время подготовки к соревнованиям. Кажется, в парке имени Горького.

— Оснащенность арены — предмет особой гордости вашего предшественника. По его мнению, она не уступает НХЛовским стандартам…

— У нас в “Вашингтоне”, например, раздевалки просторнее. Но что касается удобства и оснащенности — здесь хозяева катка действительно постарались, все необходимое есть в наличии.

— Надо полагать, нескольких игроков из белорусской сборной вы уже знаете?

— Имеете в виду Салея и Кольцова? Конечно. Моему “Вашингтону” не раз приходилось играть и с “Анахаймом”, и с “Питтсбургом”. Руслан — отменный боец, способный повести партнеров за собой. Явный талант и у Константина.

— Не опасаетесь ли трудностей языкового барьера?

— Это действительно проблема. С одной стороны, язык хоккея интернационален и нарисованная на планшете схема понятна игроку без перевода. К тому же переводчик мне уже предоставлен. Но в идеале помогать в общении должен человек, не просто хорошо знающий языки, но и чувствующий тонкости и специфику хоккея.

— Сам бог велел прибегнуть к услугам тех же Салея и Кольцова.

— Надеюсь на их помощь. Но не хотелось бы, чтобы болельщики и журналисты как-то выделяли НХЛовцев из состава сборной. Это обидит остальных игроков, что очень некстати. Надеюсь, мне придется работать со сплоченной командой единомышленников.

— Кстати, о штабе помощников. Намерены ли вы все-таки привлечь к работе в сборной вашего предшественника?

— Пока не готов ответить на этот вопрос. Я действительно согласился, чтобы ассистентов мне подобрала ваша федерация. Разумеется, мне нужен человек, хорошо знакомый с местными условиями. Руководство посчитало, что с этой ролью справится Варивончик, я не возражал. О Захарове же разговора пока не велось.

— Намерены ли вы иметь в штабе тренера голкиперов, или считаете достаточным собственный вратарский опыт?

— Помощник, работающий с вратарями, будет обязательно. И мой опыт здесь ни при чем. Возможно, голкиперы сборной Беларуси окажутся более искусными, чем я в свое время. Я им искренне этого желаю.

— Говорят, известие о том, что канадец возглавит нашу команду, озаботило россиян, с которыми нам предстоит соперничать на предстоящем чемпионате мира на предварительном этапе.

— Неужели испугались? (Смеется.) А если серьезно, то сейчас реакция России для меня не представляет интереса. На подготовку к мировому чемпионату отведено катастрофически мало времени, нужно познакомиться с местным хоккеем, кандидатами в команду, выработать программу подготовки. Вы же сами видите, что пока мы не можем обсудить с вами какую-то тактику белорусской сборной под моим руководством. Но я уверен, что это не последняя моя встреча с местными журналистами. То, что в вашей стране любят хоккей, я уже успел почувствовать даже за сутки пребывания в Беларуси.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?