МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕ. МНЕНИЯ ТРЕНЕРОВ. Юрий Пунтус: доживем до первого
Этот разговор с Юрием ПУНТУСОМ состоялся сутки спустя после субботней ничьей с хорватами. Но его отправной точкой не могла не стать громкая стартовая победа белорусов над итальянскими сверстниками.
— По горячим следам вы отказались признать победу над апеннинцами сколько-нибудь неожиданной для вас.
— Да. Не собираюсь делать это и сейчас. Те слова шли от души. Они отражали чувства и ожидания, которые были у меня перед игрой. Я не из тех тренеров, кто бравирует, желая запугать или смутить соперника. Хотя бы из вежливости никогда не стану обещать, что моя команда непременно кого-то обыграет. В лучшем случае скажу, что мы постараемся сделать для этого все возможное. Но когда победа свершилась, когда мы по игре превзошли итальянцев, то, наверное, я был вправе признаться, что именно этого ждал. Это то, что очень хотелось сделать и во что очень верилось.
— После серии тактических и кадровых решений, попадавших в десятку, вы наверняка были довольны не только командой, но и собой?
— Отдельные творческие моменты действительно удались.
— Матч против итальянцев запомнился импульсивным и парадоксальным течением. В первом тайме в промежутке между двумя вашими голами доминировали соперники. После антракта сыграли стабильно и уверенно, правда, при этом был пропущен гол. Что-то важное случилось в перерыве?
— При счете 2:0 надо было только правильно распорядиться ситуацией. Это удалось. После гола, уже не вытекавшего из логики событий, у соперников был всего один полумомент. Итальянцы, похоже, не ожидали от нас такой прыти. Как бы они ни уверяли, что нас уважают, подспудно наверняка чувствовали себя сильнее, намеревались задавить нас авторитетом. А мы — раз и показали зубки. Сломали их планы, повели игру. У них команда сильная. Но молодость есть молодость. В молодежной сборной игроки могут быть опытнее друг друга, но они не могут быть опытны в общефутбольном смысле. Спутник опыта — зрелый возраст. Признак опыта — устойчивость мастерства, когда игрок ни при каких обстоятельствах не опустится ниже определенной планки. На этом чемпионате играют просто одаренные ребята. Это добротные перспективные игроки, проходящие начальную стадию становления. Они не заматерели. Пропустив, итальянцы пытались переломить игру. Что-то стало у них получаться. Но мы остудили их вторым голом. И после перерыва, даже забив быстрый гол, наши соперники не нашли ни сил, ни уверенности в том, что смогут еще что-то сделать. За счет контроля над мячом и постоянных предголевых ситуаций мы заставили их почувствовать, что они слабее.
— Ваши антрактные коррективы касались тактики?
— Упор делали на психологию. Разобрали некоторые ошибки. Важно было, чтобы ребята поняли, что счет 2:0 — это далеко не конец матча. Конечно, хотелось забить и третий гол, который закрыл бы все вопросы. Но главное было минут двадцать оставаться предельно осторожными. Мы подозревали, что соперники ринутся в бой прямо из раздевалки. Сдержать их надо было не столько счетом, сколько своей игрой: постоянным напряжением у чужих ворот, подчеркнутым спокойствием сзади.
— В этом здорово помогли замены.
— Всегда приятно получать такие подтверждения своего тренерского чутья. Благодарен тем, кто вышел и оправдал ожидания. Особенно Леше Сучкову. Решение о том, что он не попадет в стартовый состав, а планово выйдет на замену, родилось буквально при заполнении протокола. Поначалу я опасался его запала. В борьбе он иногда теряет контроль над эмоциями, может отмахнуться, огрызнуться, заработать карточку. Тем, как он ведет себя на поле здесь, я доволен. Отлично вошел в игру и Артем Концевой. Это футболист редкостного трудолюбия и серьезного отношения к делу. Вот только по молодости ему пока не везет. Все его травмы — это, наверное, испытание характера до конца. Если парень не сломается, его ждет большое будущее. Таких трудяг сегодня не так и много.
— Подозреваю, как это не просто: каждодневно регулировать настроение людей и обстановку в коллективе, оставаясь перед неизменным выбором: 11 из 22. Вы испытываете при этом какой-то моральный дискомфорт?
— Если угодно, это каждодневная психологическая гимнастика, направленная на единение и взаимопонимание. Мои заявления о здоровой конкуренции и о вере в каждого — это не игра слов. Никогда не ограничиваюсь перечнем 11 игроков и объяснением на установке, чего я от них хочу. Я был футболистом. И хорошо представляю, что испытываешь, когда ждешь, что прозвучит твоя фамилия, а она не называется. Мне не объясняли, почему такое происходило. Наверное, помня те чувства, сегодня, прежде чем назвать “одиннадцать первых”, я непременно разговариваю с теми одиннадцатью, которых не назову. Всегда нахожу такие моменты для общения наедине. Стараюсь объяснить, почему решил так, а не по-другому. После этого у футболиста должна оставаться только спортивная злость. Иными словами, желание еще больше работать. Но ни в коем случае не должна возникать бытовая обида: он меня не уважает, он ставит любимчика, который слабее меня, и тому подобное. Умение так управлять коллективом — важная составляющая понятия “главный тренер”. В моих командах круг играющих никогда не ограничивался числом 15. Было минимум 22 человека. И мы всегда добиваемся здоровой атмосферы в коллективе. Вот залог успеха. А как только начинаются административные меры управления, это быстро аукается.
— Это хорошая подводка к разговору о выборе состава на матч против хорватов.
— Для меня не секрет, что многим он показался рискованным и немотивированным. Что ж, могу лишь призвать всех взглянуть на ситуацию трезво. Нельзя заслуженно и в хорошем стиле обыграть итальянцев, а уже через день на таком же уровне противостоять новому серьезному сопернику. Тем более не приходится ждать такого от молодых, которым в настроениях и поступках присуща эта синусоида: сверху — да в обрыв. Главное для меня: большинство тех, кому я поверил, проявили характер и дали результат, который оказался оптимальным. Ведь если сегодня проанализировать турнирную ситуацию, обнаружится парадокс. В стратегическом смысле ничья с хорватами оказалась в чем-то даже выгоднее нам, чем победа над ними. При любом из этих исходов нам было бы достаточно в последнем туре сыграть вничью с сербами. Только теперь хорваты продолжают реально претендовать на выход в полуфинал. А значит, они будут предельно мотивированы на бой против итальянцев. И это при определенном стечении обстоятельств может нам помочь даже в случае неудачи. Хотя о ней никто и не думает.
— Но, согласитесь, столь основательно перелопачивая состав, вы не углублялись в приведенные сейчас расчеты.
— Нет, конечно. Даже когда мы в концовке сравняли счет, думал лишь о том, что еще есть время на победный гол. Что касается так удивившего многих стартового состава, то, надеюсь, мои решения станут понятнее всем 1 июня, когда сборная Беларуси окажется намного свежее сербов и попадет в полуфинал. Существенным расхождением с моим стратегическим планом стало то, что пришлось сыграть два тайма Саше Глебу. Карты спутала внеплановая ранняя замена Шмигеро, который получил серьезную травму. Возможно, было бы лучше, если бы отсиделся в запасе Слава Глеб. Но, с другой стороны, один тайм — это не два тайма в жару. Калачев всего тридцать минут подвигался для аппетита. Сохранили силы нерастраченными Тарасенко, Молош, Шкабара, Рожков, Корниленко. В недавнем нашем разговоре вспоминался мальтийский опыт, когда представительный турнир был выигран за счет равномерного распределения нагрузки и ровного состава.
— Вопросы касательно заявки на матч против хорватов могла бы снять игра команды, окажись она сопоставимой по качеству с предыдущей.
— Я сказал, что доволен результатом. Но я максималист и могу отличить плохое от хорошего. Никогда не назову черное белым. В субботу мы сыграли плохо. Из-за чего это произошло? Убежден, что на этот раз не было ни пижонства, ни лености, ни ненужных амбиций. Даже у тяжело поддающегося моему воспитанию, но одаренного футболиста Беганского, который нередко играет так плохо. Объяснения предложу такие: ответственность и волнение. Кто играл в футбол, знает, что такое напряжение нервов, которое не ушло с первым касанием мяча. Тогда расстояния кажутся нереальными, соперник — большим, мяч — маленьким.
Огорчил ведь не только Паша Беганский. Выпал из игры Витя Сокол, до травмы неудачно играл Паша Шмигеро, особенно в обороне. Футбол не получился, он был сумбурным. Самое главное, меня не впечатлили и хорваты. Они имели преимущество в контроле над мячом, передвигаясь чуть ли не шагом. А нам даже эти скорости не удавалось включить. Может быть, у наших ворот было чуть напряженнее. Хотя моменты в своей штрафной всегда кажутся опаснее. Но ведь и у нас неплохо били Денис Сащеко, Славка Глеб на первых секундах второго тайма. Думаю, игра справедливо закончилась вничью. Вспоминать ее как красивую никто, наверное, не будет. Но это обыденное футбольное явление. Команда бывает на пике. Но играть красиво и на эмоциях через день невозможно. Я больше вашего хочу, чтобы сборная каждый матч проводила на максимуме и показывала красивый футбол. Но так, к сожалению, не бы-ва-ет.
— Как решится проблема чрезмерной утомленности Глеба- старшего в проекции на вторничный матч против сборной Сербии и Черногории?
— Уже беседовал с Сашей. Он редкое исключение из правила, которое гласит, что опыт — это возраст. Он и сам сказал, и в глазах его читалось, что на него можно рассчитывать и что он готов идти вместе с нами до конца. Другой вопрос, насколько свежим он будет. Но его включение в стартовый состав не подлежит сомнению.
— А каковы ваши намерения относительно сыгравших без замен оба матча Баги, Киренкина, Жевнова?
— К моменту этой беседы не было смысла задаваться такими вопросами. Ясно, что через сутки после игры ребята выхолощены. Но завтра у них наверняка появятся хорошие эмоции. Ведь мы ничего не проиграли и идем в лидерах группы. Полную опустошенность должны сменить улыбки и хорошее настроение. Юра Жевнов — вратарь, и его кандидатура вне сомнений. О возможности рассчитывать на Лешу Багу, Рому Киренкина буду судить после бесед глаза в глаза и, опять же, в день игры.
— Субботним вечером вы ездили в Бохум, на матч сербов и итальянцев. Впечатления о будущем сопернике?
— Это добротная, организованная команда, которую есть за что уважать. Игроки обучены, умело держат мяч. Правда, скорости, на которых они работают, не так высоки. Этим можно воспользоваться, если у нас будут свежесть и заряженность на быструю игру. Даже вратари вводят мяч в игру, отдавая его защитнику, чтобы сохранить над мячом контроль. Игра строится на коротких и средних передачах, длинный пас применяется редко. Но часто случаются и авантюрные действия, после которых мяч теряется в ситуациях безобидных. Вот если нам этой мобильности хватит… Учитывая, что стратегически тактику построить нам легче — устраивает и ничья, фундамент будет от обороны. Не игра от обороны, но очень строгая игра сзади, даже в ущерб атаке. Хотя я не сторонник того, чтобы строить защиту за счет количества. И поэтому маловероятно, что у нас появится пятый игрок этого амплуа. Но четыре номинальных будут — это точно. Главное — не пропустить, а моменты у наших нападающих возникнут всегда. Реализуются ли, это другой вопрос.
— Особенности подготовки…
Есть мысль провести занятия в вечернее время. Не думаю, что сегодня нужно что-то за счет нагрузки встряхнуть. Здесь надо найти возможность вызвать эмоции, запал на игру.
Белорусы дорожили шансами
Руслан БАТЕНКОВ Бохум — Оберхаузен
Пресс-конференции после матчей с участием белорусской молодежной сборной не отличались активностью пишущей братии и словоохотливостью их главных участников — наставников команд. Вот что сказали по горячим следам встреч с белорусами расстроенные результатами итальянский и хорватский оппоненты Юрия Пунтуса.
Клаудио Джентиле: соперники выстроили суперзащиту
— Это был сложный матч. После того как соперники повели 1:0, имели много шансов уравнять счет. Но когда перед самым перерывом мы пропустили второй мяч, положение стало очень трудным. Вопреки общим настроениям, я давно говорил, что белорусская команда — одна из лучших на этом турнире. И во втором тайме она это доказала, выстроив суперзащиту. Когда мы отквитали один мяч, у соперников появилось чуть больше проблем. Но они с ними справились и довели матч до победы.
Касательно удаления Бонеры, могу сказать, что красная карточка — это слишком. На мой взгляд, в том эпизоде была нормальная борьба за верховой мяч…
Я настраивал команду на то, что первый матч может получиться самым сложным. Теперь, когда мы его проиграли, два оставшихся станут не менее трудными. Ведь для того чтобы пройти в полуфинал, нам необходимо теперь брать все шесть очков.
Мартин Новоселац: мы поздно собрали команду
— Стоит напомнить расхожую истину о том, что матч длится девяносто минут. Мы не использовали множество шансов удвоить счет. А белорусы реализовали свою по существу единственную возможность. И мне остается лишь поздравить их с четвертым очком. В этом матче нам, пожалуй, удалось решить важную задачу нейтрализации Александра Глеба. Но одного этого оказалось мало. Дело в том, что я собрал команду только за день до отъезда в Германию. У нас не было времени на то, чтобы как следует подготовиться и сыграться. Вот и получилось, что мы доминировали в обеих стартовых встречах, но при этом нам удалось взять всего одно очко. Остается надеяться на победу над Италией и на то, что этот результат откроет нам дорогу в полуфинал.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь