НАЗНАЧЕНИЕ. Борис Косарев: возвращаюсь
По горячим следам с опытным специалистом побеседовал корреспондент “ПБ”.
— Борис Афанасьевич, соскучились небось по большому хоккею?
— Можно сказать и так. Хотя из хоккея никуда не уходил: постоянно был в работе, следил за всеми событиями, анализировал их. Просто работал не с командами мастеров, а с детьми и юношами. А потому фамилия моя не была на слуху у широких масс. Предвидя ваши дальнейшие вопросы, скажу сразу: в следующем сезоне нам будет сложно. Но курс выбран, и будем держаться его твердо.
— Сколько лет вы не работали с профессиональными клубами?
— Пятнадцать. Два года, 1986-й и 1987-й, провел в Электростали в качестве помощника главного тренера, после чего вернулся в Минск. Здесь и начал работать в системе детско-юношеского хоккея. До 1996 года трудился в “Юности”, а затем переехал в Новополоцк. С перерывами тренировал юношескую сборную. В 2000-м, после вылета команды из элитного дивизиона, с этим постом расстался. В 1993-м выиграли с ребятами 1975 года рождения чемпионат мира в группе “С” — в решающем матче обыграли словаков 4:1. Кто не помнит, это был первый суверенный успех белорусского хоккея. Кстати, на счету этой команды еще одно достижение — бронза юношеского чемпионата СССР. А ведь соревнование проходило тогда среди 260 школ! В 1994-м преодолели с юношами и следующий барьер — группу “В”. Помогал также Юрию Перегудову в молодежной сборной. Теперь вот вновь возглавил клуб.
— Не секрет, что между работой со взрослыми и юношами разница огромная. Навыки-то не подрастеряли?
— Конечно, нет. Если знания есть, они никуда не пропадут. А тренерский опыт накопился солидный — все-таки более 20 лет на этой стезе. Хоккей един, не нужно его на части делить. Тем более, повторюсь, веяния времени мимо меня не проходят — держу руку на пульсе. Поэтому нужды в перестройке на старо-новый лад нет.
— С первых шагов тренерской карьеры вам доверили руководство минским “Динамо”…
— Серьезная травма заставила повесить коньки на гвоздь уже в 29 лет. В 1980-м отправился в Москву, где два года учился в Высшей школе тренеров. Знания получил отменные. Они помогают мне на протяжении всех этих лет. С белорусским же хоккеем был знаком не понаслышке: из родного Челябинска приехал в Минск в 1972-м. И когда в 1982-м возглавлял “Динамо”, знал, что нужно делать. В первом моем сезоне заняли третье место в первой лиге. Однако затем наступил спад. Учитывая кардинальное омоложение состава (заиграли юные тогда Микульчик, Шумидуб, Дьяконов, Филин, Рощин), он был неминуем. Но руководство рассудило, что команде нужен новый тренер. Скрывать не буду — пришедший мне на смену Владимир Крикунов избрал самый верный путь. Он подчинил “Динамо” жесткой дисциплине, увеличил нагрузки. И вскоре команда выстрелила. Но все это — дела давно минувших дней. Теперь все мои мысли, заботы и надежды связаны с “Полимиром”.
— Приглашение возглавить этот клуб явилось для вас неожиданностью?
— Отнюдь. В кулуарах разговоры об этом ходили. Но конкретное предложение поступило не так давно, после ухода Владимира Меленчука. Кстати, не хочу, чтобы на этой почве возникли какие-то кривотолки. Отношусь к этому специалисту с большим уважением. Вклад Меленчука в развитие новополоцкого хоккея огромен.
— Руководство клуба обещало вам всестороннюю финансовую поддержку? С деньгами-то в Новополоцке традиционно туго…
— Понимаете, трудности были, есть и будут. И нам от этого никуда не деться. Все прекрасно знают, что положение у нас непростое — тут я вам Америку не открыл. Однако руководство делает все возможное, чтобы его выправить. Сейчас вот полным ходом идет реконструкция арены. Времени в обрез, но я уверен, что все будет сделано в срок. Вообще обстоятельный разговор по поводу финансирования у нас еще впереди. Да и не люблю я углубляться в эту тему…
— Но вы ведь понимаете, что, если сдвигов в этой области не произойдет, лучших времен “Полимир” будет ждать очень долго. Формула “нет денег — нет результата” срабатывает исправно…
— Да, это очевидно. Конечно, финансовая обеспеченность — фактор немаловажный. Однако не нужно на нем зацикливаться, думать, будто это — панацея от всех бед. Молодым ребятам сперва нужно в хоккей научиться играть, а уж затем о деньгах думать. А сегодня, к сожалению, все происходит с точностью до наоборот. Любые притязания человек должен доказывать делом. Все это постараюсь донести до подопечных в индивидуальных беседах.
— Как оцениваете хозяйство, доставшееся вам в наследство от прежнего наставника?
— Пока не могу ответить на этот вопрос. Нужно поближе познакомиться с командой, увидеть все своими глазами, сделать адекватные выводы. Понимаете, я даже не знаю, кто прибудет в мое распоряжение после отпуска. У многих ребят контракты с клубом истекли, и вопрос, захотят ли они их продлевать…
— Какие мысли навевала у вас игра команды в прошлом сезоне? Так сказать, взгляд со стороны…
— Дело в том, что очень много времени провел в разъездах с ребятами 1986-87 годов рождения. И видел далеко не все встречи “Полимира”. Цельного впечатления не составил, а обрывочными делиться не хочу. Да и не в моих правилах обсуждать работу коллег. Любая тренерская методика имеет право на жизнь.
— По какому принципу намерены вести комплектование команды?
— Одна из главнейших задач — сохранить прошлогодний состав, не дать команде разбежаться. В рядах “Полимира” много молодых, перспективных ребят. Одно могу сказать точно: зажигаем зеленый свет перед местными воспитанниками. Сидя на скамейке запасных, мальчишки никогда не вырастут в настоящих мастеров. Пусть дерзают, пашут на тренировках, бьются за место в составе, иначе ничего не получится. Огромным подспорьем в этом станет турнир фарм-клубов. Его создание диктовалось жизнью. А талантливых ребят новополоцкая школа готовит исправно. На последнем юношеском чемпионате мира играло восемь наших воспитанников. Фамилий же пацанов помоложе называть не буду: были случаи, когда их у меня уводили из-под носа. Совсем недавно четверых в Москву переманили, так еле-еле обратно вернули. Хотелось бы создать сплав опыта и молодости. Поэтому сделаем все возможное, чтобы удержать в команде “стариков”. Они — тренерская опора.
— Ходят разговоры, что твердо решил покинуть “Полимир” Андрей Костицын — один из самых одаренных наших молодых игроков…
— Да, вариантов продолжения карьеры у него хватает: ЦСКА, ярославский “Локомотив”, Северная Америка… Собираюсь объяснить Андрею, что спешить ему некуда. Плод должен созреть — это мое кредо. Вспомните тех же Губаря, Хайлака, Ермолова… В 1993-м, после выигрыша группы “С”, они все рванули в Америку. И жестоко ошиблись, не сумев в дальнейшем до конца раскрыть свой богатый потенциал. Не хочется, чтобы их ошибки повторил Костицын.
— В минувших розыгрышах чемпионатов ВЕХЛ и Беларуси результатами “Полимир” откровенно не блистал — последнее место в регулярном сезоне и вылет в первом раунде плей-офф соответственно. На какой результат нацеливаетесь в грядущем сезоне?
— На данном этапе требовать от нас медалей — абсурд. Для создания по-настоящему классной команды нужно время. И терпение — спешка только навредит. А результат в цифровом выражении сегодня — не самое главное. Уверен в одном: хуже не выступим. Ронять марку мы тоже не имеем права.
— С планами на межсезонье определились?
— 16 июля начинаем сбор в загородном профилактории. Если все пойдет по намеченному графику, 1 августа выйдем на лед. Скорее всего, до начала сезона тренироваться будем дома. Ну и, конечно, товарищеские матчи, участие в различных турнирах.
— Борис Афанасьевич, с каким настроением впрягаетесь в работу?
— С бодрым. А как иначе? Привык смотреть на вещи с оптимизмом, оценивать их с положительной стороны. Все у нас получится!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь